Российская Федерация Ямало-Ненецкий автономный округ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ФИЗИКЕ «ТАЙНЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ» (через решения задач) 7 класс Составитель: Росчинская Антонина Анатольевна, учитель физики второй квалификационной категории
Надым – 2009 |
Пояснительная записка
Изучение физики природных явлений имеет огромную познавательную ценность. Природа — эта гигантская физическая лаборатория — наглядно демонстрирует относительность всевозможных “перегородок” в предмете “физика”, условность разделения физики на отдельные самостоятельные разделы, единство физической картины мира, взаимосвязь физических явлений. Возьмем хотя бы грозу — здесь мы встречаемся с проявлением одновременно законов механики, гидростатики, термодинамики, молекулярной физики, электростатики, электродинамики, акустики, оптики.
Обладающий огромным могуществом, современный человек обязан быть особенно внимателен к природе, обязан беречь ее.
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике.
С помощью решения задач обобщаются знания о конкурентных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории , науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. И период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой ниже программы, целями которой являются:
-
исследование природных явлений;
-
развитие интереса к физике;
-
умениями анализировать, приводить в систему ранее полученные знания, использование различных подходов к решению задачи;
-
совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
-
формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения школьных физических задач;
-
развитие научного мышления, творческих способностей учащихся.
Курсы включают новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Включенный материал может применяться для различных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний.
Осуществляется систематичность учебного материала: изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими. Способ развертывания учебного материала соответствует поставленным задачам: развитие научного мышления и творческих способностей, определяется объективным уровнем развития знаний. Материал курса распределен по времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов.
Курс строится на следующих принципах:
-
завершенности;
-
доступности материала;
-
взаимосвязи с другими предметами и повседневной жизнью;
-
оригинальности материала, выходящего за рамки школьной программы;
-
преемственности, является прогностическим по отношению к профильным курсам.
Что должны знать и уметь учащиеся
I. При решении задач учащиеся должны уметь:
-
анализировать физическое явление
-
проговаривать вслух решение
-
анализировать полученный ответ
-
классифицировать предложенную задачу
-
составление простейших задачи
-
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности
-
решать комбинированные задачи
-
владеть различными методами решения задач:
аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.
-
владеть методами самоконтроля и самооценки
-
В процессе выполнения различных видов физического эксперимента учащиеся должны овладеть следующими экспериментальными знаниями и умениями:
ЗНАТЬ:
-
устройства и принцип действия приборов, с которыми выполняются наблюдения, изменения или опыты
-
правила обращения с приборами
-
способы измерения данной физической величины
УМЕТЬ:
-
самостоятельно собирать и настраивать установки для выполнения опытов по схемам или рисункам
-
самостоятельно выполнять наблюдения, опыты, прямые и косвенные изменения
-
самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы.
В течении изучения данного курса обучающиеся готовят выступления по интересующим их изученным темам в виде рефератов или проектов.
Курс завершается итоговым тестом, составленным согласно требованиям уровню подготовки выпускников основной школы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕМА |
Количество часов |
Форма контроля |
Раздел 1. Вводная часть 1. Физика - наука о природе. Практическая направленность изучения физических явлений. Научные методы изучения природы. |
2 |
|
Раздел 2. Световые явления
|
1 1 2 1 2 1 |
л/р реферат тест |
Раздел 3. Явления:
|
2 1 2 2 2 |
л/р л/р |
Раздел 4. Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов. Решения задач на пройденные явления: механические, тепловые, звуковые, световые, электрические, магнитные. Итоговый тест Защита рефератов. |
1 6 1 1 |
тесты |
Краткое
содержание
факультатива
-
Физика – наука о природе. Понятие вещества. Движение. Физика есть наука о веществе и движении. Достижения человечества и их связь с развитием физики. Поиски истины. Наблюдения и опыты. Гипотеза и эксперимент – методы науки.
-
Свет. Источники света (естественные и искусственные). Распространение света. Луч. Тень. Полутень. Затмения. Отражение света: зеркальное и рассеянное. Законы отражения. Преломление света, законы преломления. Показатель преломления. Дисперсия света. Понятие освещенности. Яркость (понятие, опыт по определению яркости света).
-
Дневная освещенность. Световой климат. Освещенность планет солнечной системы. Виды сумерек. Зори. Сияние зари. Пурпуровый свет. Где создаётся заря.
-
Освещенность лунным светом. Звездный свет и его влияние на освещенность Земли. Освещает ли землю атмосфера.
-
Полярные сияния и их виды (условия их наблюдения). Причины возникновения полярного сияния. Солнечный ветер.
-
Эксперимент Ньютона с цветом. Дополнительные и основные цвета. Цветовой треугольник. Цвета предметов. Голубое небо, зеленая трава. Театральные эффекты создаваемые светом. Первичные цвета художников. Правильное и неправильное сочетание цветов. Дальтонизм.
-
Радуги: первичная и вторичная. Как возникает радуга? Размер и форма капель и их влияние на вид радуги.
-
Венцы, глории, нимбы. Их происхождение и отличие друг от друга.
-
Гало. Многообразие форм гало. Как возникает гало? Окрашенные и неокрашенные гало. Редкие формы гало. Венцы и погода.
-
Рефракция и ее особенности. Удлинение дня. Искажение диска солнца при восходе и заходе. Существование слепой полосы.
-
Зеленый луч. Зависимость показателя преломления от частоты света. Почему появляется зеленый луч. Условия для наблюдения этого явления.
-
Как далеко до горизонта? Миражи и их виды. “ Призрачные Земли”. Причины возникновения миража. “Летучий Голландец”. Фата-моргана.
-
Физические явления: механические, тепловые, звуковые, световые, электрические, магнитные.
-
Все о задачах. Примеры решения задач.
Примерные темы рефератов:
-
О предсказании погоды по заре.
-
Извержение вулкана и атмосферные явления.
-
Световые явления в литературе.
-
Измерение скорости света.
-
Глаз. Зрение. Очки. Нарушения зрения.
-
Оптические приборы.
-
Законы видимости диктует глаз.
Список литературы
для учителя и учащихся
-
Перельман Я. “Занимательная физика” 1 часть. М; Наука 1980 г.
-
Асламазов Л.Г., Варламов А.А. “Удивительная физика” (библиотечка “Квант”, выпуск № 63). В голубом просторе; Лунные дорожки.
-
Зверева С.В. В мире солнечного света. Л.: Гидрометеоиздат, 1988 г.
-
Тарасов Л.В. Физика в природе
-
Эллиот А., Уилкокс У. Физика, М.: Наука 1975 г.
-
А.П. Рыженков Физика. Человек. Окружающая среда, М.: Просвещение 2001
-
М.М. Балашов О природе /книга для учащихся/ 7, 8 классы, М.: Просвещение 1991
-
Балаш ВА. Задачи по физике и методы их решения.— М.: Просвещение, 1983.
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Управление качеством образования: компетентностный подход в контексте ФГОС ОО
- Вебинар «Будни и праздники в детском оздоровительном лагере: методические рекомендации организаторам летнего отдыха детей и подростков»