В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Рабочие программы по физике 7-11 класс

Файл прикреплен к материалу: Рабочие программы по физике 7-11 класс
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



«С О Г Л А С О В А Н О» Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»

______________ В.А.Кузнецова

от «___» _______ 2009г.

«У Т В Е Р Ж Д Е Н О »

Решением НМС МОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»

Председатель НМС

______________ Н.П.Токаренко Протокол № _____ от «___»__________2009г.


«Р А С С М О Т Р Е Н О»

на заседании МО учителей математики, физики, ИКТ

Руководитель МО

___________ Т.И.Петрова

Протокол № _____


от «___»__________2009г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ФИЗИКЕ


«ТАЙНЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ»

(через решения задач)

7 класс


Составитель: Росчинская Антонина Анатольевна,

учитель физики второй квалификационной категории



Надым – 2009

Пояснительная записка

Изучение физики природных явлений имеет огромную познавательную ценность. Природа — эта гигантская физическая лаборатория — наглядно демонстрирует относительность всевозможных “перегородок” в предмете “физика”, условность разделения физики на отдельные самостоятельные разделы, единство физической картины мира, взаимосвязь физических явлений. Возьмем хотя бы грозу — здесь мы встречаемся с проявлением одновременно законов механики, гидростатики, термодинамики, молекулярной физики, электростатики, электродинамики, акустики, оптики.

Обладающий огромным могуществом, современный человек обязан быть особенно внимателен к природе, обязан беречь ее.

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике.

С помощью решения задач обобщаются знания о конкурентных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории , науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. И период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой ниже программы, целями которой являются:

  • исследование природных явлений;

  • развитие интереса к физике;

  • умениями анализировать, приводить в систему ранее полученные знания, использование различных подходов к решению задачи;

  • совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

  • формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения школьных физических задач;

  • развитие научного мышления, творческих способностей учащихся.

Курсы включают новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Включенный материал может применяться для различных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний.

Осуществляется систематичность учебного материала: изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими. Способ развертывания учебного материала соответствует поставленным задачам: развитие научного мышления и творческих способностей, определяется объективным уровнем развития знаний. Материал курса распределен по времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов.

Курс строится на следующих принципах:

  • завершенности;

  • доступности материала;

  • взаимосвязи с другими предметами и повседневной жизнью;

  • оригинальности материала, выходящего за рамки школьной программы;

  • преемственности, является прогностическим по отношению к профильным курсам.

Что должны знать и уметь учащиеся

I. При решении задач учащиеся должны уметь:

  • анализировать физическое явление

  • проговаривать вслух решение

  • анализировать полученный ответ

  • классифицировать предложенную задачу

  • составление простейших задачи

  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности

  • решать комбинированные задачи

  • владеть различными методами решения задач:

аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.

  • владеть методами самоконтроля и самооценки


  1. В процессе выполнения различных видов физического эксперимента учащиеся должны овладеть следующими экспериментальными знаниями и умениями:

ЗНАТЬ:

  • устройства и принцип действия приборов, с которыми выполняются наблюдения, изменения или опыты

  • правила обращения с приборами

  • способы измерения данной физической величины


УМЕТЬ:

  • самостоятельно собирать и настраивать установки для выполнения опытов по схемам или рисункам

  • самостоятельно выполнять наблюдения, опыты, прямые и косвенные изменения

  • самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы.


В течении изучения данного курса обучающиеся готовят выступления по интересующим их изученным темам в виде рефератов или проектов.


Курс завершается итоговым тестом, составленным согласно требованиям уровню подготовки выпускников основной школы.







ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМА

Количество часов

Форма контроля

Раздел 1. Вводная часть

1. Физика - наука о природе. Практическая направленность изучения физических явлений. Научные методы изучения природы.



2

 


Раздел 2. Световые явления

  1. Восходы и закаты. Сумерки и зори.

  2. Звездный свет.

  3. Полярные сияния.

  4. Почему небо голубое, снег белый, а трава зеленая.

  5. Радуга

  6. Отражение, преломление, дисперсия света. Понятие освещенности. / Оптические Иллюзии

  7. Миражи

  8. Защита рефератов.

  9. Тест по световым явлениям



1
1
1
2

1

2

1

2

1









л/р

реферат

тест

Раздел 3. Явления:

  1. Механические: Механическое движение. Параметры описывающие движение тел./ Инерция. Ее роль в повседневной жизни.

  2. Звуковые: Распространение колебаний: волны на воде, звук, инфра- и ультра- звук. Музыкальные инструменты.

  3. Тепловые: Явления природы, связанные с тепловыми процессами. / Выращивание кристаллов.

  4. Электрические: Электрический ток, его источники (химические, тепловые, световые, магнитные)./ Электрические цепи. Элементы электрических цепей.

  5. Магнитные: Электрический ток и магнитное поле (опыты Эрстеда, Ампера, Фарадея). / Связь электрических и магнитных явлений.



2

1

2

2


2


л/р

л/р

л/р

Раздел 4. Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

Решения задач на пройденные явления: механические, тепловые, звуковые, световые, электрические, магнитные.

Итоговый тест

Защита рефератов.



1



6


1


1

 






тесты

Краткое содержание факультатива


  1. Физика – наука о природе. Понятие вещества. Движение. Физика есть наука о веществе и движении. Достижения человечества и их связь с развитием физики. Поиски истины. Наблюдения и опыты. Гипотеза и эксперимент – методы науки.

  2. Свет. Источники света (естественные и искусственные). Распространение света. Луч. Тень. Полутень. Затмения. Отражение света: зеркальное и рассеянное. Законы отражения. Преломление света, законы преломления. Показатель преломления. Дисперсия света. Понятие освещенности. Яркость (понятие, опыт по определению яркости света).

  1. Дневная освещенность. Световой климат. Освещенность планет солнечной системы. Виды сумерек. Зори. Сияние зари. Пурпуровый свет. Где создаётся заря.

  2. Освещенность лунным светом. Звездный свет и его влияние на освещенность Земли. Освещает ли землю атмосфера.

  3. Полярные сияния и их виды (условия их наблюдения). Причины возникновения полярного сияния. Солнечный ветер.

  1. Эксперимент Ньютона с цветом. Дополнительные и основные цвета. Цветовой треугольник. Цвета предметов. Голубое небо, зеленая трава. Театральные эффекты создаваемые светом. Первичные цвета художников. Правильное и неправильное сочетание цветов. Дальтонизм.

  2. Радуги: первичная и вторичная. Как возникает радуга? Размер и форма капель и их влияние на вид радуги.

  3. Венцы, глории, нимбы. Их происхождение и отличие друг от друга.

  4. Гало. Многообразие форм гало. Как возникает гало? Окрашенные и неокрашенные гало. Редкие формы гало. Венцы и погода.

  1. Рефракция и ее особенности. Удлинение дня. Искажение диска солнца при восходе и заходе. Существование слепой полосы.

  2. Зеленый луч. Зависимость показателя преломления от частоты света. Почему появляется зеленый луч. Условия для наблюдения этого явления.

  3. Как далеко до горизонта? Миражи и их виды. “ Призрачные Земли”. Причины возникновения миража. “Летучий Голландец”. Фата-моргана.

  4. Физические явления: механические, тепловые, звуковые, световые, электрические, магнитные.

  5. Все о задачах. Примеры решения задач.

Примерные темы рефератов:

  1. О предсказании погоды по заре.

  2. Извержение вулкана и атмосферные явления.

  3. Световые явления в литературе.

  4. Измерение скорости света.

  5. Глаз. Зрение. Очки. Нарушения зрения.

  6. Оптические приборы.

  7. Законы видимости диктует глаз.









Список литературы

для учителя и учащихся

  1. Перельман Я. “Занимательная физика” 1 часть. М; Наука 1980 г.

  2. Асламазов Л.Г., Варламов А.А. “Удивительная физика” (библиотечка “Квант”, выпуск № 63). В голубом просторе; Лунные дорожки.

  3. Зверева С.В. В мире солнечного света. Л.: Гидрометеоиздат, 1988 г.

  4. Тарасов Л.В. Физика в природе

  5. Эллиот А., Уилкокс У. Физика, М.: Наука 1975 г.

  6. А.П. Рыженков Физика. Человек. Окружающая среда, М.: Просвещение 2001

  7. М.М. Балашов О природе /книга для учащихся/ 7, 8 классы, М.: Просвещение 1991

  8. Балаш ВА. Задачи по физике и методы их решения.— М.: Просвещение, 1983.









Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров