Календарно-тематическое планирование к учебнику Г. Я. Мякишев. Б. Б. Буховцев «Физика» 11 класс (3 часа в неделю)
№ |
Дата урока |
Тема урока |
Цель урока |
Метод обучения |
ЗУН |
Оборудование, демонстрации. |
Домашнее задание |
Контроль. |
||||
ОСНОВЫ Электродинамики (18 часов) Магнитное поле (9 часов) |
||||||||||||
1/1 2/2 3/3 4/4 |
09.09 08.09 05.09 04.09 |
Взаимодействие токов. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Линии магнитного поля. Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. Направление силы Ампера. |
Сформировать представление о магнитном поле как виде материи; Конкретизировать и расширить представления учащихся о магнитном поле |
Объяснительно – иллюстративный |
Знать и уметь применять правило буравчика и правило левой руки, уметь вычислять силу Ампера; знать и понимать смысл величины «магнитная индукция». Уметь объяснять притяжение и отталкивание параллельных проводников с током с применением правила буравчика и правила левой руки. |
Таблицы. Демонстрации: магнитное взаимодействие проводников с током, действие магнитного поля на проводник с током. |
§ 1, §2, §3 упр.1 (1-3). |
Фронтальный опрос |
||||
5/5 |
12.09 |
Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель |
Формирование у учащихся представления об устройстве и принципе действия электроизмерительных приборов. Практическое наблюдение действия магнитного поля на ток. |
Творчески – репродуктивный |
Иметь представление об устройстве и принципе действия электроизмерительных приборов. Знать применение закона Ампера. |
|
§ 4, §5 № 832,834, 836 Р. |
Фронтальный опрос |
||||
6/6 7/7 |
16.09 15.09 |
Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. |
Рассмотреть действие магнитного поля на движущийся заряд. Дать понятие силы Лоренца. Рассмотреть ее физический смысл. Дать общие представления о том, что магнитные свойства вещества определяются магнитными свойствами атомов и элементарных частиц. |
Проблемно – поисковый |
Уметь определять величину и направление силы Лоренца; Знать и понимать явление действия магнитного поля на движение заряженных частиц; уметь приводить примеры его практического применения в технике и роль в астрофизических явлениях. |
Наглядные пособия: «Радиационный пояс Земли», «Полярное сияние», «Циклотрон». |
§ 6, §7 № 845, 852, 857 Р. |
Фронтальный опрос. |
||||
8/8 |
22.09 |
Решение задач по теме «Магнитное поле». Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле». |
Закрепить, углубить и расширить знания учащихся по теме «Магнитное поле». Выяснить прочность и глубину усвоения знаний учащихся по теме «Магнитное поле». |
Практический |
Уметь решать качественные и расчетные задачи на определение величины и направления магнитной индукции, силы Ампера и силы Лоренца, решать задачи по кинематике и динамике движения заряженных частиц в магнитном поле. Знать материал темы «Магнитное поле». Уметь решать задачи. |
Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Магнитное поле». |
Повторить § 3 - 7, № 844, , 849-851 Р |
С/Р |
||||
9/9 |
23.09 |
Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток». |
Практическое наблюдение действия магнитного поля на ток. |
Проверить на опыте правильность предположений о характере и направлении движения мотка с током при внесении в него магнита разными полюсами. |
Лабораторное оборудование: набор по электричеству |
Краткие итоги главы 1. |
Л/Р |
|||||
Электромагнитная индукция (9 часов) |
||||||||||||
10/1 11/2 |
30.09 29.09 |
Открытие явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. |
Раскрыть сущность явления электромагнитной индукции. Разъяснить сущность правила Ленца. Научить понимать смысл закона электромагнитной индукции. |
Проблемно – поисковый |
Знать сущность явления электромагнитной индукции, понятие электромагнитный поток, правило Ленца. Уметь описывать и объяснять возникновение индукционного тока. |
Гальванометр, катушка, постоянный магнит. Демонстрация опытов Фарадея. |
§ 8, 9, 10 Упр. 2 (1-5) |
Тест
|
||||
12/3 |
5.10 |
Решение задач. |
Научить учащихся производить расчет ЭДС индукции в простейших случаях; Закрепить навыки по применению правила Ленца и закона электромагнитной индукции. |
Проблемно – поисковый |
Уметь описывать и объяснять процесс возникновения ЭДС при равномерном движении проводника в магнитном поле, понимать смысл закона электромагнитной индукции. Уметь применять знания на практике. |
Набор по электричеству |
§ 10 повторить, § 11 № 912,916 Р |
Фронтальный опрос.
|
||||
13/4 14/5 |
7. 10 6. 10 |
Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. |
Разъяснить структуру индукционного электрического поля. Дать понятие об энергетической характеристике индукционного электрического поля. |
Проблемно – поисковый |
Знать и понимать структуру индукционного электрического поля, понимать смысл физических величин: «индуктивность», «ЭДС индукции»; «самоиндукция». Уметь применять знания на конкретных примерах. |
Набор по электричеству |
§ 12-15 № 923, 925 Р. упр.2 (2,3) |
Фронтальный опрос. |
||||
Самоиндукция. Индуктивность. Решение задач. |
||||||||||||
15/6 |
12. 10 |
Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле. Обобщение материала по теме «Электромагнитная индукция». |
Ввести формулу для расчета энергии магнитного поля и разъяснить ее физический смысл. |
Проблемно – поисковый |
Знать формулу для расчета энергии магнитного поля и понимать ее физический смысл. Уметь применять знания на практике. |
Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Электромагнитная индукция». |
§ 16, 17 № 926, 932, 934, 937 Р. |
Тест
|
||||
16/7 |
13. 10 |
Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции» |
Практическое измерение магнитной индукции |
Репродуктивный |
Уметь экспериментально пронаблюдать явление электромагнитной индукции. Проверить выполнение правила Ленца. |
Лабораторное оборудование: набор по электричеству. |
повторить § 8 – 16, краткие итоги главы 2. № 930, 939,941 Р. |
Л/Р |
||||
17/8 |
14.10 |
Обобщение материала по теме «Электромагнитная индукция». |
Обобщить, закрепить, углубить и расширить знания учащихся по теме «Электромагнитная индукция». |
Творчески – репродуктивный |
Знать материал темы «Электромагнитная индукция». Уметь применять знания на конкретных примерах. |
Сборники познавательных и развивающих заданий |
Краткие итоги главы 2. № 930, 933 Р. |
Фронтальный опрос. |
||||
18/9 |
19.10 |
Контрольная работа № 1 «Электромагнитная индукция». |
Проверить знания учащихся и выяснить степень усвоения материала по данной теме. |
Репродуктивный |
Знать материал темы «Электромагнитная индукция». Уметь применять знания на конкретных примерах. |
Контрольно-измерительные материалы по теме «Электромагнитная индукция». |
|
К/Р |
||||
Колебания и волны (27 часов) Механическое колебание (5 часа) |
||||||||||||
19/1 |
20. 10 |
Механические колебания. Фаза колебаний. Резонанс. |
Вывести кинематические уравнения, описывающие гармонические колебания. |
Лекционное – иллюстративный |
Знать и уметь различать виды механических колебаний, уравнение колебательного движения. Уметь применять знания на конкретных примерах. |
ИКТ, таблицы |
§ 19 – 23, 25, 26 № 417, 419 Р. Упр. 3 (1-3) |
Фронтальный опрос. |
||||
20/2 |
21.10 |
Превращение энергии при гармонических колебаниях. |
Рассмотреть механические гармонические колебания с энергетической точки зрения. |
Знать и понимать, как происходит превращение энергии при колебаниях. |
Маятники. |
§ 26, № 415, 416, 432 Р. |
||||||
21/3 |
26.10 |
Решение задач по теме «Механические колебания». |
Закрепить, углубить и расширить знания учащихся по теме «Механические колебания». |
Творчески – репродуктивный |
Уметь решать качественные и расчетные задачи по теме «Механические колебания». |
Сборники познавательных и развивающих заданий |
№ 420, 422, 425, 429 Р. |
|||||
22/4 |
27.10 |
Тестовый контроль по теме «Механические колебания» |
Вывести кинематические уравнения, описывающие гармонические колебания. |
Творчески – репродуктивный |
Знать материал темы «Механические колебания». Уметь применять знания на практике. |
Тестовый материал. |
№ 421,424 Р |
Тест. |
||||
23/5 |
28.10 |
Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника». |
Практическое определение ускорения свободного падения при помощи маятника |
Репродуктивный |
Уметь экспериментально определить ускорение свободного падения при помощи математического маятника в данной местности и объяснить полученный результат. |
Часы с секунд ной стрелкой, измерительная лента, шарик с отверстием, штатив с муфтой и кольцом |
повторить §18 - 23, краткие итоги главы 3 |
Л/Р |
||||
Электромагнитные колебания (11 часов) |
||||||||||||
24/1 |
9.11 |
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания . |
Выяснить разницу между свободными и вынужденными колебаниями. Дать представления об электрических колебаниях как о процессах, при которых происходит периодическое изменение электрических величин. |
Проблемно – поисковый |
Знать чем отличаются свободные электромагнитные колебания от вынужденных. Уметь описывать и объяснять процесс возникновения свободных электромагнитных колебаний |
Демонстрация свободных электромагнитных колебаний, таблицы в учебнике |
§ 27 |
Фронтальный опрос. |
||||
25/2 |
10.11 |
Колебательный контур. |
Сформировать понятия электромагнитных колебаний и колебательного контура. Раскрыть физическую сущность процессов, происходящих в колебательном контуре цепи переменного тока. |
Знать, что собой представляет колебательный контур и принцип его действия. Знать и понимать физическую сущность процессов, происходящих в колебательном контуре цепи переменного тока. Уметь пользоваться знаниями в конкретных ситуациях. |
ИКТ, таблицы в учебнике |
§ 28,30 (до формулы Томсона) упр.4 (1) |
Тест |
|||||
26/3 |
11.11 |
Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. |
Выяснить аналогию между механическими и электромагнитными колебаниями. |
Знать аналогию между механическими и электромагнитными колебаниями. Уметь применять знания на практике. |
|
§ 29. |
Фронтальный опрос. |
|||||
27/4 |
16.11 |
Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток. |
Раскрыть физический смысл характеристик колебаний. Выяснить, что собой представляет переменный электрический ток. |
Проблемно – поисковый |
Знать, что колебания в идеальном контуре являются гармоническими и что собой представляет переменный электрический ток. Уметь применять знания на практике. |
Демонстрация возникновения переменного тока при вращении рамки в магнитном поле; рисунки в учебнике |
§ 31, упр.4(4) № 963, 964, 967, 971 Р. |
|||||
28/5 |
17.11 |
Активное, емкостное и индуктивное сопротивления в цепи переменного тока. |
Рассмотреть основные особенности активного, емкостного и индуктивного сопротивления. |
Проблемно – поисковый |
Знать основные особенности активного, емкостного и индуктивного сопротивления. |
Формулы |
§ 32-34 № 951, 955, 953 Р. |
Фронтальный опрос |
||||
29/6 |
18.11 |
Решение задач по теме «Активное, емкостное и индуктивное сопротивления» |
Закрепить, углубить и расширить знания учащихся по теме «Активное, емкостное и индуктивное сопротивления» |
Творчески – репродуктивный |
Уметь решать качественные и расчетные задачи по теме «Активное, емкостное и индуктивное сопротивления» |
Сборники познавательных и развивающих заданий |
№ 975, 978, 982 Р. |
|
||||
30/7 |
23.11 |
Генератор на транзисторе. Автоколебания. Генерирование электрической энергии. |
Рассмотреть основы работы электрической автоколебательной системы. |
Информационно – развивающий |
Уметь описывать и объяснять принцип действия генератора переменного тока. Уметь применять знания на конкретных примерах. |
Плакаты, ИКТ. |
§ 35 – 37 упр.5(1,2) №969,970 Р. |
Тест |
||||
31/8 |
24.11 |
Трансформаторы. Производство, передача и использование электрической энергии. |
Изучить назначение, устройство и принцип действия трансформатора. Познакомить со схемой передачи и использования электрической энергии. |
Информационно – развивающий |
Знать и понимать основные принципы производства и передачи электрической энергии; экономические, экологические и политические проблемы в обеспечении энергетической безопасности стран и уметь перечислить пути их решения. |
Плакаты |
§ 38 - 41 упр.5 (3,5,6) |
Фронтальный опрос. |
||||
32/9 |
25.11 |
Зачет по теме «Механические и электромагнитные колебания». |
Проверить глубину усвоения данной темы ; навыки решения задач. |
Творчески – репродуктивный |
Знать материал темы «Механические и электромагнитные колебания». |
Зачетные карточки по вариантам. |
Повторить краткие итоги главы 3 и главы 4. № 970 Р |
Тест |
||||
33/10 |
30.11 |
Решение задач теме «Механические и электромагнитные колебания». |
Повторить, закрепить, углубить и обобщить знания учащихся по теме «Механические и электромагнитные колебания». |
Уметь решать качественные и расчетные задачи на определение величин характеризующих механические и электромагнитные колебания. |
Сборники познавательных и развиваю щих заданий по теме |
Повторить краткие итоги главы 4 № 944, 945, 948 Р. |
Физический диктант. |
|||||
34/11 |
01.12 |
Контрольная работа № 2 «Механические и электромагнитные колебания». |
Проверка умения и навыков решения качественных и расчетных задач. |
Репродуктивный |
Знать материал темы «Механические и электромагнитные колебания». Уметь применять знания на конкретных примерах. |
Контрольно-измерительные материалы по теме «Механические и электромагнитные колебания». |
|
К/Р |
||||
Механические волны (3 час) |
||||||||||||
35/1 |
02.12 |
Волновые явления. Распространение механических волн. |
Изучить понятие о волновом движении, как о процессе распространения колебаний в пространстве с течением времени. |
Информационно -– развивающий |
Знать процесс распространения колебаний в пространстве с течением времени. Уметь применять знания на практике. |
ИКТ. |
§ 42,43
|
Фронтальный опрос. |
||||
36/2 |
07.12 |
Длина волны. Скорость волны. |
Выяснить связь между величинами, характеризующими волновое движение. |
Проблемно – поисковый |
Знать связь между величинами, характеризующими волновое движение. Уметь применять знания на практике. |
Формулы, ИКТ. |
§ 44, № 439, 441, 444 Р. |
|||||
37/3 |
08.12 |
Уравнение бегущей волны. Волны в среде. |
Вывести уравнение бегущей волны. Ознакомить учащихся с характером распространения колебательных процессов в трехмерном пространстве. |
Знать уравнение бегущей волны; механизм распространения волны; характеристики волн: скорость, длинна волны, частота, период колебаний; какова связь между этими величинами. Уметь применять знания на конкретных примерах. |
Формулы, ИКТ. |
§ 45 – 47, упр.6(2,4) |
Тест |
|||||
Электромагнитные волны (8 часа) |
||||||||||||
38/1 |
09.12 |
Открытие электромагнитных волн. Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн. |
Объяснить механизм возникновения электромагнитных волн. Выяснить свойства электромагнитных волн. |
Информационно – развивающий |
Знать историю создания теории и экспериментального открытия электромагнитных волн; знать основные свойства электромагнитных волн. |
Рисунки в учебнике, демонстра ция отражения, преломле ния, поляризации электромаг нитных волн. |
§ 48, 49. |
Фронтальный опрос. |
||||
39/2 |
14.12 |
Плотность потока электромагнитного излучения. |
Ввести энергетические характеристики электромагнитной волны. |
Знать энергетические характеристики электромагнитной волны. Уметь применять знания на конкретных примерах. |
Иллюстра ции |
§ 50. |
|
|||||
40/3 |
15.12 |
Принципы радиосвязи. |
Разобраться с осуществлением радиосвязи. |
Творчески –репродуктивный |
Знать, как осуществляется радиосвязь. Уметь объяснять осуществляется радиосвязь. |
Плакаты, рисунки в учебнике. |
§ 51,52. |
Индивидуальный опрос. |
||||
41/4 |
16.12 |
Модуляция и детектирование. |
Раскрыть физические принципы амплитудной модуляции и детектирования. |
Информационно – развивающий |
Знать физические принципы амплитудной модуляции и детектирования. Уметь применять знания на практике. |
Плакаты, рисунки в учебнике. |
§ 53. |
Фронтальный опрос. |
||||
42/5 |
21.12 |
Свойства электромагнитных волн. |
Изучить историю создания теории и экспериментального открытия электромагнитных волн. Выяснить основные свойства электромагнитных волн. |
Проблемно – поисковый |
Знать историю создания теории и экспериментального открытия электромагнитных волн; знать основные свойства электромагнитных волн. Уметь приводить примеры практического применения электромагнитных волн различных диапазонов. |
Демонстра ция отраже ния, прелом ления и поляризации электромаг нитных волн. |
§ 54. |
Тест |
||||
43/6 |
22.12 |
Простейший радиоприемник. Радиолокация. |
Ознакомить учащихся с устройством простейшего радиоприемника и его отдельных частей. |
Информационно – развивающий |
Знать устройство простейшего радиоприемника и его отдельных частей. Уметь применять знания на конкретных примерах |
Плакаты, ИКТ. |
§ 55, 56. |
Индивидуальный опрос. |
||||
44/7 |
23.12 |
Телевидение. Развитие средств связи. |
Объяснить принцип передачи и приема телевизионного изображения, раскрыть достижения науки в развитии средств связи. |
Знать принцип передачи и приема телевизионного изображения; достижения науки в развитии средств связи. |
ИКТ, плакаты |
§ 57,58, № 1003 Р. |
Фронтальный опрос. |
|||||
45/8 |
28.12 |
Зачет по теме «Электромагнитные волны». |
Проверить глубину усвоения данной темы ; навыки решения задач. |
Творчески –репродуктивный |
Знать материал темы «Электромагнитные волны». |
Зачетные карточки по вариантам. |
|
Тест |
||||
Оптика (24 часов)
Световые волны (16 часов) |
||||||||||||
46/1 |
29.12 |
Развитие взглядов на природу света. Скорость света. |
Познакомить учащихся с историей развития взглядов на природу света, |
Информационно – развивающий |
Знать историю развития взглядов на природу света. |
Плакаты, ИКТ. |
§ 59, упр.8(1-3) |
Фронтальный опрос
|
||||
47/2 |
|
Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. |
Выяснить сущность принципа Гюйгенса. Изучить закон отражения света; явлением полного отражения света и его практическим применением. |
Знать сущность принципа Гюйгенса; закон отражения света. Понимать явление полного отражения света и его практическое применение. |
ИКТ |
§ 60, упр.8(4-8) |
||||||
48/3 |
|
Закон преломления света. Плоское зеркало. |
Изучить закон преломления света. Объяснить физический смысл показателя преломления на основании принципа Гюйгенса. |
Знать закон преломления света. Пони мать физический смысл показателя преломления на основании принципа Гюйгенса. Уметь строить изображение предмета в плоском зеркале. |
ИКТ |
§ 61, 62 упр.8 (9-11) |
||||||
49/4 |
|
Лабораторная работа № 4 «Измерение показателя преломления стекла». |
Развивать практические навыки в работе с физическим оборудованием. |
Репродуктивный |
Знать историю развития взглядов на природу света; величину скорости света; |
Плакаты, ИКТ. |
§ 59, упр.8(1-3) |
Л/Р |
||||
50/5 |
|
Линзы. Виды линз. Правила построения изображений в тонких линзах. |
Ознакомить учащихся с получением изображений при помощи линз. |
Творчески -–репродуктивный |
Знать формулу тонкой линзы. Уметь строить изображения в тонких линзах, знать и понимать смысл понятий: «фокусное расстояние», «оптическая сила линзы». |
Лабораторное оборудование: наборы линз |
§ 63 - 64 Упр. 8 (14) |
Фронтальный опрос |
||||
51/6 |
|
Фокусное расстояние линзы, ее оптическая сила и увеличение. Формула тонкой линзы. |
Учить определять связь фокусного расстояния линзы с расстоянием от предмета до линзы. Выяснить понятие «увеличение линзы». |
Информационно – развивающий |
Знать и понимать смысл понятий: «фокусное расстояние», «оптическая сила линзы»; поперечное увеличение линзы; формулы тонкой линзы для двух случаев, когда предмет находится за фокусом линзы и между линзой и фокусом. |
ИКТ |
§ 65, № 1060 - 1063 Р. |
|
||||
52/7 |
|
Глаз как оптическая система. Оптические приборы. |
Выяснить принцип по получения изображений с помощью лупы, микроскопа, телескопа. Рассмотреть глаз как оптическую систему. |
Проблемно-поисковый |
Знать и понимать принцип получения изображений с помощью лупы, микроскопа, телескопа. Уметь описывать и объяснять особенности строения органов зрения у насекомых, рыб, птиц, млекопитающих. |
Справочная литература, научно-популярная литература; таблицы. |
Конспект в тетради, № 1064 - 1067 Р. |
Тест |
||||
53/8 |
|
Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» |
Изучить способ определения оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы. |
Репродуктивный |
Знать законы отражения и преломления света. Уметь определять оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линзы. |
Лаборатор ное оборудо вание: линза, линейка, свеча, экран |
повторить § 62 - 65. № 1060 - 1065 Р. |
Л/Р |
||||
54/9 |
|
Решение задач по теме «Линзы».
|
Закрепить, расширить и углубить изученный материал в ходе решения задач по теме «Линзы». |
Творчески – репродуктивный |
Знать формулу тонкой линзы. Уметь строить изображения в тонких линзах. |
Сборники познаватель ных и развива ющих заданий по теме |
№ 1066 - 1070 Р. |
Фронтальный опрос |
||||
55/10 |
|
Контрольная работа № 3 «Линзы. Формула тонкой линзы. Построение изображений в линзах». |
Проверка умений и навыков решения качественных и расчетных задач. |
Репродуктивный |
Уметь применять полученные знания и умения при решении экспериментальных, графических, качественных и расчетных задач по теме «Линзы. Формула тонкой линзы. Построение изображений в линзах». |
Контроль но-измерите льные мате риалы по теме |
|
К/Р |
||||
56/11 57/12 |
|
Дисперсия света. Интерференция механических волн и света. |
Дать понятие о дисперсии света, рассмотреть физическую сущность интерференции волн, изучить условия ее возникновения. |
Информационно – развивающий |
Уметь описывать и объяснять явление дисперсии и интерференции света; приводить примеры практического применения дисперсии и интерференции света. |
Плакаты; де монстрации явления интер ференции све та и явления дисперсии света |
§ 66 – 69 № 1059 Р. |
Фронтальный опрос |
||||
58/13 |
|
Дифракция механических волн и света. Дифракционная решетка |
Ознакомить с явлением дифракции света и условиями ее наблюдения. Познакомить учащихся с одним из способов определения длины световой волны при помощи дифракционной решетки. |
Информационно – развивающий |
Знать и понимать смысл понятия – «период дифракционной решетки», условие дифракционных максимумов. Уметь описывать и объяснять явление дифракции, приводить примеры его практического использования. |
Набор дифракционных решеток; иллюстра ции |
§ 70 - 72, упр10(4) |
Фронтальный опрос |
||||
59/14 |
|
Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны» |
Изучить практический способ определения длины световой волны. |
Репродуктивный |
Знать, как определить длину световой волны, используя физическое оборудование. Уметь объяснить полученный результат. |
Лабораторное оборудование: набор по оптике. |
Повторить § 70 - 72. |
Л/Р |
||||
60/15 |
|
Поляризация света. Поперечность световых волн. Спектры и спектральный анализ. |
Дать понятие о том, что световые волны являются поляризованными и поперечными. Раскрыть сущность теплового и люминесцентного излучения. |
Информационно – развивающий |
Уметь описывать и объяснять явление поляризации света. Уметь приводить примеры практического применения поляризации. |
Демонстрация явления поляризации света; таблицы, рисунки в учебнике |
Краткие итоги главы8, § 73, 74 |
Фронтальный опрос
|
||||
61/16 |
|
Тестовый контроль по теме «Оптика» |
Проверить степень усвоения теоретического материала и навыки решения задач. |
репродуктивный |
Знать материал темы «Оптика». Уметь применять знания на практике. |
Тестовый материал. |
№ 1075, 1077 Р. |
Тест |
||||
Излучение и спектры (4 часа) |
||||||||||||
62/1 |
|
Виды излучений. |
Ознакомиться с излучением света телами. Раскрыть сущность теплового и люминесцентного излучения. |
|
Знать сущность теплового и люминесцентного излучения. Уметь объяснить тепловое излучение, явления: электролюминесценции, катодолюминесценции, химилюминесценции, фотолюминесценции. |
ИКТ. |
§ 81. |
|
||||
63/2 |
|
Спектры и спектральный анализ. |
Объяснить квантовый характер излучения и поглощения света атомами и их закономерности. |
Информационно – развивающий |
Знать второй постулат Бора; серии излучения атома водорода; виды излучений; что собой представляет линейчатый спектр; как проводится спектральный анализ и где он применяется. Уметь применять знания на конкретных примерах. |
ИКТ, плакаты. |
§ 83 - 84. |
Фронтальный опрос |
||||
64/3 |
|
Лабораторная работа №7 «Наблюдение линейчатых спектров». |
Наблюдение сплошного спектра. Наблюдение линейчатых спектров водорода, гелия, неона. |
Репрадуктивный |
Знать и понимать сущность спектрального анализа, уметь описывать и объяснять квантовые явления с помощью гипотез Планка, де Бройля и постулатов Бора. |
Лабораторное оборудование: спектроскопы лабораторные, источник света с линейчатым спектром, прибор для зажигания спектральных трубок. |
Упр 10(1-3) |
Фронтальный опрос |
||||
65/4 |
|
Шкала электромагнитных излучений. |
Изучить основные свойства ин фракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского излучений и их практическое применение. |
Проблемно – поисковый |
Уметь приводить примеры практического применения электромагнитных волн различных диапазонов. |
Шкала элект ромагнитных излучений. |
§ 85 - 87 |
Тест |
||||
Элементы теории относительности (4 часа) |
|
|
|
Творчески –репродуктивный |
||||||||
66/1 |
|
Закон электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. |
Рассмотреть принцип относительности Галилея. Раскрыть физическое содержание постулатов теории относительности. |
Частично – поисковый |
Знать принцип относительности Галилея. Уметь раскрыть физическое содержание постулатов теории относительности. |
Таблицы |
§ 75 - 78 № 1075, 1076 Р. |
Фронтальный опрос |
||||
67/2 |
|
Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией. |
Ввести представление о релятивистском характере массы и показать границы применимости механики Ньютона, рассмотреть физическую сущность закона взаимосвязи массы и энергии. |
Информационно – развивающий |
Знать зависимость массы от скорости; физическую сущность закона взаимосвязи массы и энергии. Уметь объяснить границы применимости механики Ньютона. |
ИКТ |
Формулы § 79, 80, упр.11(3,4) |
|||||
68/3 |
|
Решение задач по теме «Элементы теории относительности». |
Закрепить, расширить и углубить изученный материал в ходе решения задач по теме «Элементы теории относительности». |
Творчески – репродуктивный |
Знать законы электродинамики; постулаты теории относительности и их основные следствия. Уметь применять на конкретных примерах основные формулы теории относительности. |
Сборники познаватель ных и развива ющих заданий по теме. |
Упр. 11. |
|
||||
69/4 |
|
Тестовый контроль по теме «Элементы теории относительности». |
Проверить степень усвоения теоретического материала и навыки решения задач. |
Знать материал темы «Элементы теории относительности». Уметь применять знания на практике. |
Тестовый материал. |
Краткие итоги главы 9. |
Тест |
|||||
Квантовая физика и Элементы астрофизики (24 часа) Световые кванты (5 часов) |
||||||||||||
70/1 |
|
Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта. |
Дать представление о том, как зародилась квантовая теория. Дать понятие о фотоне как элементарной частице электромагнитного излучения; изучить основные свойства фотона. Раскрыть понятие фотоэлектрического эффекта. Объяснить законы фотоэффекта на основании квантовых представлений. |
Информационно – развивающий |
Знать и понимать смысл понятий: фотоэффект, фотон. Знать законы фотоэффекта и уметь объяснять их, используя знания о строении вещества, гипотезу Планка и уравнение Эйнштейна. |
Демонстрация явления фотоэффе кта |
§ 88 - 91 упр.12(4-6) |
Фронтальный опрос |
||||
71/2 |
|
Решение задач по теме «Фотоэффект». |
Закрепить, расширить и углубить изученный материал в ходе решения задач по теме «Фотоэффект». |
Творчески – репродуктивный |
Знать законы фотоэффекта и уметь объяснять их на практических примерах. Уметь применять знания на практике. |
Сборники познаватель ных и развивающих заданий по теме |
№ 1113 – 1137 Р. |
Тест |
||||
72/3 |
|
Давление света. Химическое действие света. |
Объяснить физическую природу давления света с точки зрения электромагнитной и квантовой теорий. |
Информационно-– развивающий |
Знать и уметь объяснить физическую природу давления света с точки зрения электромагнитной и квантовой теорий. |
Рисунки в учебнике, таблицы |
§ 92, 93 № 1170 Р. |
Фронтальный опрос |
||||
73/4 |
|
Решение задач по теме «Световые кванты». |
Повторить и углубить знания учащихся по теме «Световые кванты». |
Творчески – репродуктивный |
Знать материал темы «Световые кванты». Уметь применять знания на практике. |
Сборники познавательных и развивающих заданий по теме |
№ 1138-1139 Р. |
Фронтальный опрос |
||||
74/5 |
|
Самостоятельная работа по тем «Световые кванты». |
Проверить глубину усвоения данной темы ; навыки решения задач. |
Творчески – репродуктивный |
Знать материал темы «Световые кванты». Уметь применять знания на практике. |
Карточки по вариантам. |
повторить § 88 - 93 |
С/Р |
||||
Атомная физика. ФИЗИКА АТОМНОГО ЯДРА (14 часов) |
||||||||||||
75/1 76/2 |
|
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Решение задач |
Раскрыть последовательность развития учения о строении атома; методы изучения строения ядра атома. Ознакомиться с моделью ядра атома и новым видом взаимодействия между частицами, возможностью преобразования ядер химических элементов. |
Частично – поисковый |
Уметь на примере моделей атома Томсона и Резерфорда показывать, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов. Знать и понимать сущность квантовых постулатов Бора, уметь описывать и объяснять линейчатые спектры излучения и поглощения. |
Наглядные пособия по квантовой физике, демонстрация линейчатых спектров излучения. |
§ 94, 95, 96 упр.13(2) |
Фронтальный опрос. |
||||
77/3 |
|
Вынужденное излучение света. Лазеры. Методы регистрации радиоактивных излучений. |
Ознакомить учащихся с принципом действия лазера и современными методами обнаружения, исследования элементарных частиц и ядерных превращений. |
Информационно-– развивающий |
Знать и понимать смысл понятий спонтанное и индуцированное излучение, понимать принцип действия лазера, приводить примеры его практического применения, методы регистрации радиоактивных излучений. |
ИКТ, таблицы, демонстра ция лазера |
§ 97, 98 |
Фронтальный опрос. |
||||
78/4 |
|
Открытие радиоактивности. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. |
Ознакомить учащихся с открытием явления естественной радиоактивности и свойствами радиоактивного излучения. Раскрыть природу радиоактивного распада, ввести закон радиоактивного распада, показать его статистический характер. |
Информационно– развивающий |
Знать историю открытия явления естественной радиоактивности и свойства радиоактивного излучения; природу радиоактивного распада; закон радиоактивного распада; основные источники естественной радиоактивности, уметь описывать и объяснять связи между естественной радиоактивностью и геологическими процессами на Земле. Уметь описывать и объяснять процесс радиоактивного распада; показать статистический характер закона радиоактивного распада; решать задачи на период полураспада. |
Справочная литература, ИКТ |
§ 99 - 102, упр 14(1,2,3) |
Фронтальный опрос |
||||
79/5 80/6 81/7 |
|
Изотопы. Открытие нейтрона. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Решение задач |
Ознакомить учащихся со смыслом величин: энергия связи, удельная энергия связи, дефект масс. Выяснить условия протекания и механизм ядерных реакций. Разобраться со способами получения радиоактивных изотопов в различных отраслях науки и техники. |
Информационно – развивающий |
Знать и понимать смысл величин: энергия связи, удельная энергия связи, дефект масс; условия протекания и механизм ядерных реакций Уметь записывать реакции альфа-, бета- и гамма-распада; описывать и объяснять особенности ядерных сил. |
ИКТ, плакаты, рисунки в учебнике, таблицы. |
§103 - 106 №1184 Р. |
Тест |
||||
82/8 |
|
Энергетический выход ядерных реакций. Решение задач. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. |
Изучить метод расчета энергетического выхода ядерных реакций. Показать возможность практического получения большого количества ядерной энергии в результате деления ядер урана 235 |
Информационно – развивающий |
Знать и понимать условия протекания и механизм ядерных реакций, уметь рассчитывать выход ядерной реакции; знать схему и принцип действия ядерного реактора. Уметь записывать цепные ядерные реакции. |
ИКТ, таблицы |
§107 - 109 упр.14(7) |
Фронтальный опрос |
||||
83/9 |
|
Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергетики. |
Объяснить устройство и принцип действия ядерного реактора. Дать понятие о термоядерной реакции. |
Информационно – развивающий |
Знать особенности действия реакторов на быстрых и на медленных нейтронах. Уметь обосновывать преимущества и перспективность реакторов на быстрых нейтронах; отличать термоядерные реакции от других видов ядерных реакций. |
Справочная литература, научно-популярная литература |
§110 - 114. |
Фронтальный опрос |
||||
84/10 |
|
Получение радиоактивных изотопов. |
Разобраться со способами получением радиоактивных изотопов в различных отраслях науки и техники. |
Частично– поисковый |
Уметь приводить примеры практического применения радиоактивных изотопов описывать и объяснять процесс получения искусственных радиоактивных изотопов. |
Справочная литература, научно-популярная литература. |
§ 113. |
|
||||
85/11 |
|
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия. |
Выяснить, как влияет радиоактивное излучение на живой организм. |
Знать каково влияние радиоактивного излучения на живые клетки; допустимые дозы излучения; меры по радиационной защите. Уметь применить знания на практике. |
ИКТ. |
§ 114. |
Индивидуальный опрос |
|||||
86/12 |
|
Зачет по теме «Атом и атомное ядро». |
Проверить глубину усвоения данной темы ; навыки решения задач. |
Репродуктивный |
Знать материал темы «Атом и атомное ядро». |
Зачетные карточки по вариантам |
Повторить краткие итоги главы 13. |
Тест |
||||
87/13 |
|
Этапы развития физики элементарных частиц. Повторение темы «Атом и атомное ядро» (комбинированный урок) |
Расширить представление учащихся о строении вещества, дать понятие об элементарных частицах и их свойствах. Повторить и обобщить полученные знания. |
Частично-поисковый |
Знать и понимать смысл понятий: элементарная частица, античастица. Уметь описывать и объяснять взаимные превращения частиц и квантов; квантовые явления, применяя гипотезы Планка и де Бройля, постулаты Бора, закон радиоактивного распада, законы сохранения в ядерных реакциях. Знать/понимать историю развития квантовой теории, актуальность и перспективы квантовой физики в развитии инновационных технологий (нанотехнологии). |
Демонстра ционные печатные пособия, справочная литература |
§115, 116. |
Фронтальный опрос |
||||
88/14 |
|
Контрольная работа № 4 «Световые кванты. Физика атома и атомного ядра» |
Проверка умения и навыков решения качественных и расчетных задач. |
Творчески – репродуктивный |
Уметь применять полученные знания и умения при решении качественных и расчетных задач по теме «Световые кванты. Физика атома и атомного ядра». |
Контрольно-измерительные материалы по теме «Световые кванты. Физика атома и атомного ядра» |
|
К/Р |
||||
Элементы астрофизики (5 часов) |
|
|||||||||||
89/1 |
|
Астрономия – древнейшая из наук. Звездное небо. |
Выяснить смысл понятий: небесная сфера, эклиптика, небесный экватор, небесный меридиан, созвездие, день летнего/зимнего солнцестояния, день весеннего/осеннего равноденствия. |
Информационно– развивающий |
Знать и понимать смысл понятий: небесная сфера, эклиптика, небесный экватор, небесный меридиан, созвездие, зодиакальное созвездие, день летнего/зимнего солнцестояния, день весеннего/осеннего равноденствия |
Видеофильмы, слайды и таблицы по астрономии. Портреты выдающихся астрономов. Карта звездного неба библиотека «Звезды Ориона» |
Выучить конспект в тетради. |
Фронтальный опрос |
||||
90/2 |
|
Строение и эволюция солнечной системы. Планеты земной группы. |
Выяснить основные положения цели и задачи современной космонавтики. Выяснить основные параметры, историю открытий и исследований планет земной группы; планет-гигантов. |
Знать и понимать смысл понятий: звезда, планета, астероид, комета, метеорное тело. Знать основные параметры, историю открытий и исследований планет земной группы; планет-гигантов. Уметь описывать и объяснять отличительные особенности каждой из планет: состав и плотность атмосферы и т. д. |
Выучить конспект в тетради. |
|
||||||
Выучить конспект в тетради. |
С/Р |
|||||||||||
91/3 |
|
Солнце – наша звезда. Солнечная активность и солнечно-земные связи. |
Выяснить процессы, происходящие на Солнце и их влияние на процессы, происходящие на Земле. |
Информационно– развивающий |
Знать и понимать смысл понятий: фотосфера, хромосфера, солнечная корона, вспышки, протуберанцы, солнечный ветер. Уметь описывать и объяснять процессы, происходящие на Солнце, и их влияние на процессы, происходящие на Земле. |
слайды и таблицы по астрономии. |
Выучить конспект в тетради. |
|
||||
Видеофильмы, |
Фронтальный опрос |
|||||||||||
92/4 |
|
Звезды и источники их энергии. |
Рассмотреть эволюцию звезд различной массы от «рождения» до «смерти». |
Знать и понимать смысл понятий: звезды-гиганты, звезды-карлики, переменные и двойные звезды, нейтронные звезды, черные дыры. Уметь описывать и объяснять эволюцию звезд различной массы от «рождения» до «смерти». |
Выучить конспект в тетради. |
Фронтальный опрос |
||||||
93/5 |
|
Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. |
Выяснить строение Вселенной, виды галактик. |
Творчески – репродуктивный |
Знать и понимать смысл понятий: галактика, наша Галактика, Млечный путь, межзвездное вещество, квазар; сущность теорий о зарождении и эволюции Вселенной. Уметь описывать строение Вселенной, виды галактик. |
Выучить конспект в тетради. |
Фронтальный опрос |
|||||
Обобщающее повторение (8 часов). |
||||||||||||
94/1 |
|
«От Аристотеля до наших дней» (история физики). |
Выяснить историю выдающихся открытий и изобретений. отличать гипотезы от научных теорий; объяснять известные явления природы и научные факты; владеть монологической и диалогической речью; быть способным отстаивать свою точку зрения и понимать точку зрения собеседника. |
Торчески – репродуктивный |
Уметь осуществлять поиск информации, ее обработку и представление в различных формах; уметь отличать гипотезы от научных теорий, уметь объяснять известные явления природы и научные факты; знать историю выдающихся открытий и изобретений; владеть монологической и диалогической речью; быть способным отстаивать свою точку зрения и понимать точку зрения собеседника. |
|
Индивидуальный опрос в 3-этапной команд ной игре «Умники и умницы». |
|||||
95/2 |
|
«Мысль – только вспышка света посреди долгой ночи» (физическая картина мира). |
|
|
|
§ 117. |
Тест |
|||||
96/3 |
|
«Мир увлекательных открытий и идей» (инновационные технологии). |
§ 118. |
|
||||||||
97-102 Решение задач из сборников ЕГЭ |
|
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Будни и праздники в детском оздоровительном лагере: методические рекомендации организаторам летнего отдыха детей и подростков»
- Управление качеством образования: компетентностный подход в контексте ФГОС ОО
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС