В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

УММ по теме: "Воспитание экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира в 1 классе".

Раздел: «Почему и зачем?»

Тема: «Почему мы любим кошек и собак? Как правильно ухаживать за кошкой и собакой» (с. 42 – 43).

Представление о результате:

Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия; обсуждать и оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к домашним животным;

Метапредметные (МПР): - регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; - познавательные: описывать по лану своего домашнего питомца (кошку, собаку); - коммуникативные: работать в паре: познакомиться с предметами ухода за кошками и собаками (практическая работа), осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

Предметные (ПР): рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой, моделировать в ролевой игре взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; формулировать правила ухода за кошкой и собакой.

Цель урока: обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей по отношению к домашним животным; выработка элементарных этических норм поведения и чувства ответственности по отношению к животным-компаньонам человека.

Задачи урока:

  1. познакомить со значением животных-компаньонов в жизни человека;

  2. познакомить с правилами ухода за кошкой и собакой;

  3. раскрыть связь между требованиями по уходу и условиями, необходимыми для жизни животных;

  4. воспитывать у детей чувство ответственности по отношению к домашним питомцам.

Элементы экологической культуры, реализуемые на уроке:

1) экологические знания:

- городская фауна;

- животные - компаньоны человека;

- виды, название, породы животных-компаньонов;

- значение животных-компаньонов для человека;

- проблемы городской фауны;

- причины возникновения проблем во взаимоотношениях между человеком и домашними животными;

- условия, необходимые для жизни животных в условиях городской среды обитания;

- правила ухода за домашними животными;

2) экологические умения:

- устанавливать связь между требованиями по уходу и условиями, необходимыми для жизни животных;

- анализировать и оценивать поведение человека по отношению к домашним животным;

- знать назначение предметов ухода за кошками и собаками и уметь или пользоваться;

- знать и выполнять правила ухода за кошками и собаками;

- уметь описывать внешний вид, характер, привычки домашнего питомца;

3) нравственно-эстетические чувства:

- уметь видеть и понимать красоту пород домашних животных (их сходства с животными данного вида и отличительные признаки данной породы;

- уметь понимать чувства и настроение другого, ответственно относится к решению взять домашнее животное в свой дом и содержанию домашнего любимца;

- создавать прикладные и художественные произведения по тематике урока;

4) деятельностно-практическое отношение:

- моделировать в ролевой игре взаимоотношения между домашним животным и его хозяином, правила ухода за домашним животным;

- определять правильную модель поведения по отношению к домашнему животному, уметь обосновывать свой выбор;

- выражать свою позицию в устных текстах или письменных высказываниях по отношению к домашним животным;

- использовать предметы ухода за домашними животными в повседневной жизни;

- наблюдать за поведением, привычками домашнего животного, представлять результаты наблюдения в виде альбома, буклета, слайдовой презентации и другими способами.

Оборудование урока: компьютерная техника, предметы ухода за кошкой и собакой, игрушки (кошка, собака), слайдовая презентация урока (8), фотографии с изображением пород собак и кошек; лист самооценки ученика, критерии оценки учебных, творческих, контрольных заданий на уроке.

Апробация: примеры работ учащихся (памятка, поделки по теме урока, художественные произведения, созданные детьми по теме урока) в папке «Апробация»

Предварительная работа: детям до урока предлагаются следующие задания:

1. Напиши сказку, стихотворение, рассказ, найди загадки про своего домашнего питомца, иллюстрируй. Вместе с одноклассниками выпустите сборник стихов, рассказов, сказок про кошек или собак.

2. Нарисуй рисунок на тему: «Кошки (собаки) как люди».

3. Сделай поделку, на которой постарайся показать, как выглядит твой домашний питомец.

4. Прочитай, (по желанию) выучи наизусть следующие литературные произведения

Дмитриева А. «Бездомная кошка»; Барто А.Л. «Уехали».

До урока готовится инсценировка стихотворений.




Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Деятельность педагога

Деятельность ученика

1. Организационный момент

ЛР Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;

МПР самоконтроль; самооценка;

ПР Предметная готовность к предстоящей деятельности.

1. Включить детей в деятельность.

2. Организовать самооценку предстоящей деятельности

3. Воспитывать культуру поведения на уроке.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

- Проверьте готовность к уроку. Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.

3. Мотивация учебной деятельности.

(слайд 2) – Послушайте, о чем рассказывает Муравьишка: «Вчера вечером я шел домой и увидел брошенного котенка. Еще неделю назад с ним играла маленькая девочка. Ребята, а вы знаете, почему появляются бездомные животные?»

- Каких животных называют бездомными? Почему они появляются, как вы думаете? Сегодня попробуем ответить на этот вопрос.


Выполняют самооценку готовности:

-выбор учебных принадлежностей

-аккуратность их расположения на столе;



Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

2. Актуализация знаний

ЛР: уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата.

МПР: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; группировать и классифицировать объекты природы.

ПР: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее


1. Активизи-ровать знания, умения и навыки по теме урока.

2. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.

3. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.


(слайд 1) - Прочитайте тему урока. Почему это важно знать?

(слайд 3) Мудрая Черепаха поясняет: «Чтобы ответить на этот вопрос нужно узнать, для чего люди берут в свой дом кошек и собак».

- Как вы думаете, для чего люди берут в свой дом кошек и собак?

(слайд 4) Муравьишка спрашивает: «Что мы знаем про кошек и собак?»

- Откуда мы можем узнать про кошек и собак?

(слайд 5) – На какие группы можно разделить домашних животных? Кто относится к сельскохозяйственным животным? Почему их так назвали?

- От какого слова произошло слово «компаньон»? Кто относится к животным компаньонам?

Отгадайте загадки, найдите рисунки-отгадки на слайде:

Ушки чуткие торчком,

Хвост взлохмаченный крючком

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу. (собака)

Без расчески причесался

И умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады. (кот)

Голодная – мычит, сытая – жует,

Всем ребятам молоко дает. (коров)

Хвост крендельком,

Нос пятачком.

Ничем не больна,

А все стонет она. (свинья)

(слайд 6) – Что мы знаем про сельскохозяйственных животных? Для чего человек их содержит? Как он за ними ухаживает?

(слайд 7) – Сравните, чем животные- компаньоны отличаются от сельскохозяйственных животных?

- Чтобы меньше на улице было бездомных животных, чтобы знать, что нужно для жизни животным, которые живут в нашем доме.



Дети предлагают варианты ответа на вопрос.




Спросить у взрослого, прочитать в книге, найти информацию в Интернете, догадаться самому, наблюдать за кошками и собаками.

Отвечают на вопросы учителя.




Отгадывают загадки, находят животных на фотографии слайда.















Чтение информации слайда, дополнение информации, ответы на вопросы учителя на основе прочитанного.

Чтение информации слайдов, сравнение на основе прочитанного.

3. Постановка учебной задачи

ЛР: проявлять интерес к новому содержанию.

МПР: понимать учебную задачу, готовность осу-ществлять ее ре-шение под руко-водством учителя.

ПР: иметь предс-тавление о неизу-ченном предме-тном содержании и способах его применения.

1. Определить тему и цель урока.

2. Добиться понимания и принятия учебной задачи урока.

- О чем мы с вами узнаем на уроке?

- Чему научимся?


Формулируют тему и цель урока.

4. Решение учебной задачи

ЛР: проявлять интерес к новому содержанию занятия.

МПР: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; находить в тексте ответы на вопросы.

ПР: рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; формулировать правила ухода за кошкой и собакой.

1. Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

2. Решать проблему с помощью выбранного метода.

(слайды 8-10) – Что мы знаем о собаках?


- От чего может зависеть внешность и особенности характера собаки?

- В мире существует свыше 400 разных пород собак. Мы познакомимся лишь с некоторыми из них.



(слайды 7 и 11) – Что мы знаем о кошках? Обсудите этот вопрос в паре по схеме: «Что мы знаем о собаках?»

(слайды 12 – 13) – Познакомимся с породами кошек.




- Сделайте вывод: что общего у кошки и собаки? Чем кошки отличаются от собак?

(слайд 14) - Мудрая Черепаха расскажет нам об истории одомашнивания кошек и собак: «Собака — первое одомашненное животное. Большинство ученых считают, что предком собаки был или серый волк, или один из видов диких собак. Кошка была одомашнена около 10 тыс. лет назад. Домашние кошки произошли от кошки дикой, живущей предположительно в Ливии. В это время активно развивалось земледелие. Кошка могла находить вблизи человеческого жилья большое количество грызунов, питающихся продуктами земледелия.»

- Что еще общего между кошкой и собакой вы заметили?

(слайд 15) – У кого дома есть кошка или собака? Давайте узнаем, в нашем классе кого чаще всего держат дома. Поднимите руку, у кого дома живет собака, (кошка, нет животных).

- Муравьишка Вопросик хочет познакомиться с вашими домашними питомцами. Чтобы вам легче было рассказывать о своем четвероногом друге, вы можете пользоваться планом.

(слайд 16) - Вот мы и познакомились с вашими питомцами. Муравьшка Вопросик спрашивает: «А за что вы любите своего питомца?»

- Свое отношение к домашним животным люди передают в рассказах, стихах, сказках, вспомним Пришвина, Бианки и других писателей, в картинах, рисунках, поделках. Расскажите о том, какие поделки, стихи, загадки вы приготовили к сегодняшнему уроку.

(слайд 17) – Муравьишка Вопросик говорит: «Если мы так любим наших питомцев, то почему появляются бездомные животные?»

- А как вы думаете, ребята?

(слайд 18) – Давайте обсудим, какие проблемы возникают по содержанию кошек и собак в городе и почему это происходит.

- Хозяин должен отвечать за то, чтобы его четвероногий друг не доставлял неприятностей посторонним людям. Очень часто владельцы животных пренебрегают этим требованием. Как правило, овчарок, догов, колли, боксёров они выгуливают без поводка и намордника, не считаясь с тем, что маленькие дети, а порой и взрослые, испытывают перед ними страх. Без намордника и короткого поводка собаку нельзя выводить из дома, а тем более возить в общественном транспорте.

- И еще одна обязанность есть у владельцев собак. Выгуливая собаку, нужно брать с собой совок, метёлку и пакет, чтобы убрать за своим любимцем и не вынуждать других людей испытывать чувство брезгливости, проходя по загаженному двору. Но, к сожалению, не редкость, когда хозяева ленятся даже выйти с собакой и выпускают её одну: “Пусть погуляет!”

Переходим от фотографии с бездомными животными (гиперссылка) на слайд 19.

(слайд 19) – Почему и откуда появляются бездомные животные?


– Почему теряются животные? Каковы причины безнадзорности? Как вы понимаете это слово?

- Собаку или кошку можно взять только тогда, когда ты уверен, что сможешь ухаживать за ней, не доставляя неприятностей соседям, прохожим. Нередко хозяину становятся в тягость его обязанности. И если он безжалостный человек, то перестаёт пускать животное в дом. По вине таких людей очень многие кошки и собаки становятся бездомными и очень несчастными. Они тоскуют по хозяину. Без тепла и из-за недостатка пищи многие из них начинают болеть. Голод вынуждает брошенных животных добывать себе корм. Беспризорные собаки и кошки разоряют птичьи гнёзда и уничтожают мелких зверьков. Бросая своих домашних животных человек поступает очень безответственно.

- Люди не только бросают домашних животных, но и теряют их на улице, в транспорте. Ежегодно в большом городе теряется 10 тысяч животных и только 2 тысячи из них находят своих хозяев.

– Значит, кто виноват в появлении бездомных животных?

(слайд 20) – Вот что говорит об этом Муравьишка Вопросик: «Значит в появлении бездомных и брошенных животных виноваты люди, которые не смогли или не захотели содержать своих домашних питомцев».

- Легко ли жить таким животным? Послушайте стихотворение А. Дмитриевой «Бездомная кошка».

- Какое чувство по отношению к кошке вызывает это стихотворение? Как поступил автор стихотворения? Почему он так поступил? Чему учит это стихотворение?

- Послушайте еще одно стихотворение, которое написала Агния Барто.

- Какое чувство вызывает у вас начало стихотворения? Почему? Как вы оцениваете поведение ребят по отношению к щенку в начале стихотворения и в конце?

- (слайд 21) Вот что об этом говорит Мудрая Черепаха: «Кошка и собака живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Ухаживать за ними надо так, чтобы обеспечить им хорошие условия жизни».

  • Берите животных в дом только из чувства сострадания (животное не игрушка!).

  • Не оставляйте животное без присмотра на улице! Не забывайте его в транспорте!

  • Напишите на поводке своего четвероного друга свой номер телефона.

- Взять животное в дом — это большая ответственность перед ним и перед окружающими людьми. Любить животных и любить с ними поиграть, погладить — не одно и то же. Любовь к животным требует и времени, и терпения, и труда, и забот, и средств.

- (слайд 22) Муравьишка Вопросик спрашивает: «Ребята, а вы знаете, как правильно ухаживать за кошкой и собакой?» Давайте поговорим с вами об этом.

- (слайд 23) Расскажите с помощью рисунков, как нужно ухаживать за кошкой. Обсудите это задание в паре.

- (слайд 24) Объясните, для чего нужны эти предметы.

- (слайд 25) Расскажите с помощью рисунков, как нужно ухаживать за собакой. Обсудите это задание в паре.

- (слайд 26) Объясните, для чего нужны эти предметы.

Описывают на основе сравнения собак, чем одна собака может отличаться от другой.

Внешность зависит от породы, а особенности характера от породы и от воспитания.

Рассматривают изображения пород на слайдах, прочитывают подписи под фотографиями. Затем 1 – 2 ученика подготовленных ученика рассказывают о 3 – 4 породах собак.

Работают в паре по схеме (слайд 7), определяют, чем одна кошка отличается от другой, сверяют результаты работы с текстом слайда 11.

Рассматривают изображения пород на слайдах, прочитывают подписи под фотографиями. Затем 1 – 2 ученика подготовленных ученика рассказывают о 3 – 4 породах кошек.

Обобщают в ответах изученный материал.













Произошли от диких предков, одомашнены человеком.





Ребенок выходит к доске, выбирает кошку или собаку и рассказывает о своем питомце.



Дети перечисляют достоинства своего любимца, возвращаемся к слайду 7 и вспоминаем информацию.

Дети показывают поделки, рассказывают стихи, загадывают загадки. Учитель хвалит детей, отмечает самые интересные работы, работы, выполненные в группе.






Делают предположения.

Читают подписи под фотографиями слайдов, приводят примеры из жизни, объясняют возможные причины.





















Животные теряются, их выбрасывают на улицу бывшие хозяева, у некоторых животных хозяин есть, но он за ними не следит.

За ними не смотрит хозяин, не ухаживает за ними, а только кормит.



















Дети делают предположение, что виноваты сами люди.






Два подготовленных ученика читают стихотворение по ролям.



У каждой кошки должен быть свой дом.


Подготовленный ученик читает стихотворение «Уехали».

Дети дают ответы на вопросы.
























Дети обсуждают то, что они видят на серии рисунков, рассказывают о том, как нужно ухаживать за кошкой, дополняют ответы друг друга.

Дети называют предметы ухода за кошкой и объясняют их назначение, учитель нажимает курсором мышки на предмет, дети находят данный предмет на картинке.


5. Первичное закрепление.

ЛР: оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к домашним животным; МПР: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

формулировать собственное мнение; выполнять правила работы в паре; устанавливать причинно-следственные связи.

ПР: моделировать в ролевой игре взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; формулировать правила ухода за кошкой и собакой.

Решать типовые и творческие задания.

Закреплять способ их решения.


- Мы сегодня говорили о том, как правильно ухаживать за кошкой и собакой.

- Предлагаю вам выполнить следующие задания в паре с соседом по парте: (задания предъявляются последовательно после проверки предыдущего)

1. (слайды 27 – 28) Работая в паре, разыграй диалог с одноклассником на следующие темы по выбору: «Идем на прогулку»; «Идем к ветеринару».

2. Напишите памятку, как нужно ухаживать за кошкой (за собакой).

3. Напиши письмо-обращение людям от животных. Письмо можно начать так: «Мы, ваши питомцы …». Это письмо может быть от имени всех животных или от имени кошки или собаки.

- Чтобы вы теперь сказали в ответ на эти обращения своим питомцам?

- Вот и подошел к концу наш урок. (слайд 29) Мудрая Черепаха нам говорит: «Кошки и собаки – наши домашние любимцы. Они могут нас многому научить или даже защитить. Но они и сами нуждаются в нашей заботе! Помните об этом ребята!»

Мы должны с вами помнить, что животных нужно вовремя кормить, убирать за ними, гулять, следить, чтобы они были чистыми и здоровыми. Только после этого хозяин имеет право на удовольствие от общения с собакой или кошкой.


Формулируют задание самостоятельной работы и способы ее выполнения.

Работают совместно в паре.

Представляют результаты работы классу.

Оценивают свою работу и работу каждого участника группы.









Дети передают игрушку кошки или собаки и обращаются к ней с ответным словом.








6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

ЛР: уметь оцени-вать результат работы; МПР: ко-нтролировать дей-ствия в процессе выполнения зада-ния; раскрывать связь между требованиями по уходу и условиями, необходимыми для жизни животного.

ПР: оценивать поведение человека по отношению к домашнему животному с позиции норм этики и морали.

1. Самостоя-тельно решать типовые задачи.

2. Уметь прове-рить результат работы.

3. Почувство-вать себя успе-шным.

- Предлагаю вам проверить свои знания. Решите экологические ситуации (контрольные задания урока). Дайте оценку поведению детей. Объясните, почему вы выбрали такой вариант поведения?

- Дайте оценку выполненной работы по количеству правильных ответов.

Самостоятельная работа учеников в паре (используется презентация).

Фронтальная проверка выполненной работы с использованием презентации.

7. Подведение итога урока.

ЛР: уметь оцени-вать результат своей работы.

МПР: оценивать свои достижения.

1. Рефлексия деятельности на уроке.

2. Самооценка собственной деятельности.

- (слайд 30) Французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери в сказке «Маленький принц» написал: «Мы в ответе за тех, кого приучили». Как вы понимаете эти слова?

Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно - весёлый человечек; затруднялся при выполнении заданий - печальный; было трудно работать – грустный.

Ученики определяют, каким должно быть отношение к домашним животным.



Ученики выбирают и показывают карточку-смайлик.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос