В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

УММ по теме: "Воспитание экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира в 1 классе".

Предмет: окружающий мир.

Класс: 1.

Программа: УМК «Школа России»

Раздел: «Почему и зачем?»

Тема: «Почему их так назвали?» (с. 50 – 51).

Представление о результате:

Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия; оценивать свое поведение в природе и поведение других людей;

Метапредметные (МПР): - регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; - познавательные: устанавливать причинно-следственные связи природными объектами и их названиями; задавать вопросы, искать на них ответы; знать способы познания человеком окружающего мира; - коммуникативные: работать в паре, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

Предметные (ПР): объяснять (с опорой на рисунок учебника) названия растений, животных, грибов; формулировать правила поведения человека в природе.

Цель урока: обеспечить опыт анализа особенностей природных объектов, опыт анализа и оценки поведения людей в природе.

Задачи урока:

  1. показать, как интересно и важно знать названия природных объектов;

  2. раскрыть связь между названиями ряда растений, грибов и животных и их особенностями;

  3. учить анализировать поведение человека в природе, оцениваемое его с позиций экологического этикета;

  4. учить формулировать правила поведения человека в природе.

Элементы экологической культуры, реализуемые на уроке:

1) экологические знания:

- природные объекты: растение, животное, грибы;

- название природного объекта – слово, в котором выражаются точные характеристики объекта природы; способы называния;

- связь между особенностями природного объекта и словом, которое его обозначает;

- знание некоторых названий растений, животных, грибов;

- знание правил экологического этикета в лесу;

2) экологические умения:

- устанавливать причинно-следственные связи между объектом окружающего мира и его названием;

- сравнивать объекты окружающего мира по определенному признаку (внешнему виду, поведению), классифицировать природные объекты в соответствии с выбранным признаком;

- анализировать и оценивать поведение человека в природе;

- задавать вопросы о названиях природных объектов, находить на них ответы;

3) нравственно-эстетические чувства:

- наблюдать и замечать красоту окружающего мира, выраженную в особенностях (внешности и поведения) и неповторимости объектов окружающего мира;

- уметь чувствовать красоту слова, которое точно передает особенности природного объекта;

4) деятельностно-практические отношения:

- освоить правила экологичного этикета в лесу;

- объяснять названия объектов природы; приводить примеры природных объектов, названных по сходству; по особенностям внешности и поведения и другим признакам;

- придумывать загадки (сказки), в которых объясняется название природного объекта (нарисуй растение или животное, подбери загадку или описание, чтобы ребята смогли отгадать название растения или животного; объясни в сказке, почему растение или животное могли получить такое название) – образец работы в папке апробация;

- разработать справочную статью для этимологического словаря «Растения и животные леса». (работа может быть продолжена на уроке русского языка) – образец работы в папке «Апробация»

Оборудование урока: слайдовая презентация урока: (5), презентация «экологические ситуации»: (6), аудиозапись голосов лесных птиц, лист самооценки ученика, критерии оценки творческих работ обучающихся и тестового задания.


































Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Деятельность педагога

Деятельность ученика

1. Организационный момент

ЛР Самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;

МПР самоконтроль; самооценка;

ПР Предметная готовность к предстоящей деятельности.

1. Включить детей в деятельность.

2. Организовать самооценку предстоящей деятельности

3. Воспитывать культуру поведения на уроке.

1. Приветствие.

- Добрый день, ребята! Подарите друг другу свои улыбки. Если вы будете улыбаться красоте, доброте, то ваша улыбка вернётся к вам добром и радостью. Окружающий нас мир – это большое волшебное зеркало. Для того, чтобы оно отражало добро, его нужно изучать, любить и беречь.


2. Проверка готовности к уроку.

- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.

- Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.

3. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня мы с нашими героями Мудрой Черепахой и Муравьишкой Вопросиком отправимся на прогулку в лес. Мы узнаем, как же ведет себя человек, который по-настоящему любит природу.










Выполняют самооценку готовности:

-выбор учебных принадлежностей

-аккуратность их расположения на столе;



Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

2. Актуализация знаний

ЛР: уметь воспринимать задание; признавать ошибочность результата.

МПР: определять цель учебного задания.

ПР: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее.

1. Активизи-ровать знания, умения и навыки по теме урока.

2. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.

3. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.


Учитель предъявляет задания.

- (слайд 2)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь мы свои!

- Каким вы представляете себе лес? Какие загадки и тайны скрывает лес?

- Кому он откроет эти загадки?

- Какие правила друзей природы вы знаете?




Слушают стихотворение.






Варианты ответов: загадочным, сказочным;

Зверей и птиц, о жизни которых мы знаем мало.

Самым внимательным и наблюдательным.

Называют правила поведения в природе, которые изучались на прошлых уроках.





3. Постановка учебной задачи

ЛР: проявлять интерес к новому содержанию.

МПР: понимать учебную задачу, готовность осу-ществлять ее ре-шение под руко-водством учителя.

ПР: иметь предс-тавление о неизу-ченном предме-тном содержании и способах его применения.

1. Определить тему и цель урока.

2. Добиться понимания и принятия учебной задачи урока.

- (слайд 1) О чем нас спрашивает Муравьишка?

- Что он хочет узнать?

- Кто живет в лесу? Что в лесу растет?

- С происхождением каких названий мы сегодня познакомимся?

- Что для этого будем делать?

Формулируют тему и цель урока.

4. Решение учебной задачи

ЛР: проявлять интерес к новому содержанию занятия.

МПР: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; осуществлять самопроверку; устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами и их названиями; задавать вопросы, искать на них ответы; работать в паре, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

ПР: объяснять (с опорой на рисунок учебника) названия растений, животных, грибов; формулировать правила поведения человека в природе.


1. Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

2. Решать проблему с помощью выбранного метода.

- (слайд 3) Первая лесная тайна – это названия лесных растений.

- Чтобы начать нашу прогулку по лесу, решите экологическую задачу, которую предлагает нам Муравьишка Вопросик: сколько цветов погибнет, если каждый сорвет по одному цветку?

- О чем нам напоминает Муравьишка?

- (слайд 4) Прочитайте заголовок слайда. Как вы думаете, о чем пойдет речь? Почему это растение так назвали? Выберите признак, по которому растению дано такое название.

- (слайды 5 – 7) Какие признаки лежат в основе названий этих растений? Объясните название растений на основе этого признака.

(слайд 5) – Работаем в паре. По какому признаку названы эти растения? Определите и назовите предметы, которые дали название предметам.



- (слайд 6) О каких особенных свойствах растений идет речь? К какой группе растений относятся эти растения? Как названия растений подсказывают, что растение лекарственное?

- (слайд 7) По какому признаку дано название растениям? Назовите предмет, который лежит в основе его названия и объясните название растения. (при проверке курсором нажимаем на название растения)

- Как растения получают свои названия, раскройте первую тайну?

- (слайд 8) Муравьишка Вопросик хочет узнать, знаете ли вы правила экологического этикета. Работая в паре, определите, что обозначают эти знаки и почему так важно это знать.




- (слайд 9) В лесу, конечно, много ягод. Муравьишка Вопросик подготовил загадки про ягоды. Узнайте по описанию, о каких ягодах идет речь. (для выведения загадки-описания курсором кликаем по Муравьишке). Объясните название ягод, для этого выберите признак, который лежит в основе названия (признаки представлены в нижней части слайда). (Для проверки сопоставляем признак с названием (нажимаем на признак курсором мышки).)

- (слайд 10) Как правильно нужно собирать ягоды? Почему это важно уметь делать? Обсудите в паре.



- (слайд 11) Как много в лесу грибов! Найдите здесь подберезовик, подосиновик, опенок и лисичку. (нажимаем курсором на названия грибов) Что вам помогло выполнить задание? Название грибов? Как же так! Что подсказывают названия грибов? Значит, по какому признаку эти грибы получили названия? (нажимаем курсором на названия грибов, проверяем).

- А теперь найдите поганку и мухомор. О чем предупреждают эти грибы? Как?


- (слайд 12) О чем спрашивает Муравьишка? Прочитайте и дополните правила сбора грибов в лесу.

- Как вы думаете, почему не нужно выламывать ножку гриба вместе с грибницей? Прочитаем объяснение Муравьишки (нажимаем курсором на Муравьишку).

- (слайды 13 – 15) Какие еще группы растений встречаются в лесу? Самостоятельно объясните соседу по парте название предложенных растений, определите признак, который лежит в основе названия.

- Какие правила лесного этикета связанные с деревьями и кустарниками вы знаете?


Первичное закрепление: выполняются задания учебника (с. 50, 51 (верхняя часть страницы)) – фронтально.


- (слайд 16) Какую еще тайну скрывает лес? Мы раскроем эту тайну с помощью наших друзей, только после того, как решим еще одну задачу: «Филин за один вечер съел 40 полёвок , 10 водных крыс, 2 белок, 1 мелкую птицу, 1 землеройку и 1 большого жука. Сколько всего животных попало в лапы филина?»

- О ком и чем эта задача по содержанию? По смыслу?


- (слайд 17) - Посмотрите, какие красивые бабочки!

- Послушаем их разговор.

- По какому признаку назвали этих бабочек?

(проверка: нажимаем курсором на название бабочки).

Учитель обобщает:

- Капустница и крапивница получили названия по следующей причине: гусеницы капустницы питаются листьями капусты, гусеницы крапивницы – листьями крапивы. Лимонницу так назвали за цвет ее крыльев.



- Кроме бабочек из насекомых в лесу можно встретить и жуков.

(учебник, с. 51) - Каких зверей напоминают эти насекомые?

- Найдите в списке названия насекомых. Объясните, почему их так назвали. По какому признаку назвали этих насекомых?

- (слайд 18) Присмотритесь, прислушайтесь, кого вы можете увидеть или услышать в лесу? Правильно, птиц.

- Послушаем лесных птиц. Человеку часто название птицы может подсказать ее голос.

- Вот кукушка. Как поет кукушка. Это услышали не только русские. У чехов кукушка называется кукучка, у болгар – кукавица, у испанцев – куко, у французов – куку.

- А мы слышим «кулик!». Кто это? Правильно, кулик. Живет кулик по берегам рек и озер, но не плавает и не ныряет. Только бегает у воды и носом еду в траве, под камешками, в тине достает.

- Есть и другие птицы, в названиях которых отражены особенности голоса. Например, чиж, щегол, дрозд, скворец.

- (слайд 19) И внешний вид птицы может подсказать человеку ее название. Окраска оперенья для птиц не последнее дело: она помогает им прятаться от врагов.

- Вот, например, что пишет Виталий Бианки про рябчика: «У него перо-невидимка. Самого защитного цвета в лесу – пестрого. Все в серых, да черных, да в рыжих рябинах. В лесу – то ведь все кругом в глазах так и пестрит».

- Горихвостка так называется за свой интересный хвост. Он красного цвета и все время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит.

- Зеленушка вся зеленая, с серым оттенком на спине и желтым по бокам.

- (слайд 20) А теперь понаблюдаем за тем, чем и как питаются птицы. Некоторые птицы получили свои названия в соответствии с тем, чем и как они питаются.

- Вот клест. Название птицы произошло от русского слова клестить, что значит «сжимать, сдавливать стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. Птица, для того, чтобы раздавить семена ели или сосны, сдавливает их клювом с двух сторон.

- Мухоловка питается мухами. И не просто склевывает их на земле, а ловит.

- Небольшую крапчатую ворону в Сибири называют кедровкой, а в средней полосе России, где нет кедровых орешков, но есть немало других орехов, эту же птицу называют ореховкой. Как вы думаете, почему?

- (слайд 21) Объясните, почему этих птиц так назвали.

Вертишейка (вертиголовка, крутиголовка). Вертишейка получила свое название за особенности поведения. Птица, защищая гнездо от непрошенных гостей в случае опасности, «изображает» змею: вытягивает шею, шипит и так поворачивает голову, что у желающих познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться с змеей?

Камышовка. Камышовка всю жизнь проводит в камышах, поэтому и прилетает к нам только тогда, когда вода у берегов зарастет камышом.

Зяблик. Оказывает зяблик, совсем не зябнет (не мерзнет), он не боится холодов и прилетает ранней весной, когда еще в полях лежит снег. Да и улетает он поздней осенью, в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время. Потому что птица прилетает и улетает в зяблое время, и назвали птицу зябликом.

Зарянка. Это имя очень подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зарю, когда солнце уже село или еще не взошло.

- (слайд 22) О какой птице идет речь? Почему они получили такие названия?

Учитель читает описание птиц:

- Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда.

- По стволу дерева быстро передвигается маленькая серая птичка. На пути она осматривает каждую трещинку, вытаскивая оттуда насекомых и их личинки. При этом она все время тихонечко попискивает.

- Вот выплывает из камыша черная птица. Медлительная, ленивая. Ростом она с утку. На лбу у нее блестит светлая кожистая пластинка, поэтому издали птица кажется лысой.

- (слайд 23) Как вы считаете, какие признаки человек определял как главные, называя животных. Объясните названия этих зверей, выберите признак, по которому животное получило название.

- (слайд 24) Мы были сегодня в гостях у Природы. Какие правила по отношению к животным нужно соблюдать?

- Вот и закончилась наша прогулка по лесу. Названия каких растений и животных запомнили? Что такое экологический этикет?



Решают экологическую задачу, формулируют правила: в лесу не надо рвать растения.




Отвечают на вопросы учителя, сравнивают свои предположения с текстом слада, устанавливают признак, который лежит в основе названия растения.




Работа в паре: определяют признак, который лежит в названии (на основе заголовка слайда); определяют предмет, который лежит в основе названия; при фронтальной проверке объясняют название; проверяют свою догадку.

Отвечают на вопросы учителя, определяют признак, который лежит в названии растений, объясняют их свойства (н-р, кровохлебка останавливает кровь).

Отвечают на вопросы учителя.







Работают в паре: формулируют экологическое правило, определяют значение этих правил для сохранения лесных растений.

(При проверке клик по экологическому знаку открывает формулировку правила.) Дети сопоставляют свою формулировку с той, которая дана на доске.

Отгадывают название ягоды по описанию, рассматривают изображение, объясняют название, определяют признак, который лежит в основе названия.






Формулируют правила сбора ягод в лесу, сопоставляют результат своей работы с содержанием слайда, дополняют и уточняют правила.

Находят на рисунке названные учителем грибы, объясняют свой выбор, называют признак, по которому названы грибы.





Показывают названные грибы, объясняют названия, определяют признак, который лежит в основе названия.


Читают и дополняют правила, объясняют некоторые правила по заданию учителя.




Работают в паре. Во время проверки ученики объясняют названия растений, учитель дополняет ответы детей.



Называют правила, которые изображены на слайде, читают текст слайда.


Выполняют задания учебника. Называют основные признаки, которые лежат в основе названий растений, причины, по которым люди дают такие названия.

Читают заголовок слайда, решают экологическую задачу





О том, какую пользу приносят птицы лесу; о том, чем питается филин.

Подготовленные дети инсценируют сказку или читают диалог по ролям:

«- Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я: у меня на крапиву аппетит – я Крапивница! У нее на капусту аппетит – она Капустница! Просто все и понятно!

- А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого на понять!»



Выполнение задания учебника (фронтально).








Слушают аудиозапись голосов лесных птиц, определяют, кому принадлежит голос.












Слушают рассказ В. Бианки, рассматривают изображения птиц на слайде, объясняют их названия, определяют, по какому названы птицы.











Рассматривают изображения птиц на слайде, объясняют их названия, определяют, по какому названы птицы.















Рассматривают изображения птиц на слайде, объясняют их названия, определяют, по какому названы птицы.





















Дети находят птицу по описанию на слайде, определяют ее название, объясняют, по какому признаку названы птицы.












Рассматривают изображения зверей на слайде, объясняют их названия, определяют, по какому названы птицы.


Работа в паре: проговаривают правила; дополняют информацию, которая дана на слайде 24.

Отвечают на вопросы учителя.


5. Первичное закрепление.

ЛР: оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей;

МПР: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

формулировать собственное мнение; выполнять правила работы в паре; устанавливать причинно-следственные связи.

ПР: объяснять названия растений, животных; формулировать правила поведения в природе.

Решать типовые задания.

Закреплять способ их решения.


- (слайд 25) Сейчас мы будем работать в группах по 4 человека (объединяем соседние две парты). Определите правила друзей природы, используйте те правила, о которых мы сегодня говорили; распределите их по следующим разделам: «мы не будем» и «мы будем». Что у вас получилось? Каких правил больше?

- Предлагаю вам выбрать следующее задание для работы в группе: 1) придумать сказку на тему: «Почему их так назвали?». Пояснение: существуют не только научные объяснения происхождения названий, но и сказочные, или легенды. Подумайте, как бы вы объяснили название выбранного вами растения или животного;

2) придумать загадку-описание растения или животного. Пояснение: в загадке-описании вы должны использовать научные факты, постараться описать те особенности растения или животного, которые лежат в основе его названия;

3) создать справочную статью для «Этимологического словаря растений и животных леса». Пояснение: в статье можно использовать рисунки, фотографии выбранного вами растения или животного; его описание; объяснение его названия (признак, который лежит в его основе); народные названия; интересные факты о нем. Для того, чтобы статья была более полной, необходимо будет продолжить поиск информации после урока: использовать Интернет, атлас-определитель, этимологический и энциклопедический словарь для детей.

- Начинайте работу в группе: распределите работу: кто и за что отвечает; подумайте, что и как вы будете делать, как лучше представить материал.

Работают в группах, формулируют правила, сопоставляют с информацией на доске. Убеждаются, что существуют не только запрещающие правила поведения в природе и их может быть больше.



Выбирают задание.

Распределяют работу между участниками группы.

Переходят к выполнению задания.

(Проверка работы возможна на следующем уроке, уроке литературного чтения, во внеурочной деятельности (в рамках кружка или классного часа по теме урока).

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

ЛР: уметь оцени-вать результат работы; МПР: ко-нтролировать дей-ствия в процессе выполнения зада-ния; устанавли-вать причинно-следственные связи ;ПР: форму-лировать правила поведения в природе; объяс-нять названия растений и животных.

1. Самостоя-тельно решать типовые задачи.

2. Уметь прове-рить результат работы.

3. Почувство-вать себя успе-шным.

- Предлагаю вам проверить свои знания.

1. Решите, работая в паре экологические ситуации. Дайте оценку поведению детей (презентация «Экологические ситуации»).

- Дайте оценку выполненной работы по количеству правильных ответов.

2. Задание «Да-нетка».

- Слушайте внимательно объяснение названий растений и животных и выбирайте «да», если согласны с объяснением, и «нет», если вы не соглашаетесь. Выбранный вариант ответа подчеркните.

Самостоятельная работа учеников в паре (используется презентация).



Фронтальная проверка выполненной работы с использованием презентации.


Выполняют задание, сверяют выполненную работу с образцом на доске, оценивают свою работу.

7. Подведение итога урока.

ЛР: уметь оцени-вать результат своей работы.

МПР: оценивать свои достижения.

1. Рефлексия деятельности на уроке.

2. Самооценка собственной деятельности.

- Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился (лась) … . Я понял (а) … . Я смогу … . Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно - весёлый человечек; затруднялся при выполнении заданий - печальный; было трудно работать – грустный.

Ученики с опорой на план дают оценку своей работы на уроке.

Ученики выбирают и показывают карточку-смайлик.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос