В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа работы с одаренными детьми «Одаренные дети — будущее России»


Отдел образования Комитета социальной политики

администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

Утверждена Утверждена

Методическим советом городским экспертным

МОУ СОШ №20 советом

«30» августа 2010г. «12» октября 2010 г.

Протокол № ____ Протокол №8

Председатель ШМС Председатель ГЭС

Ермакова О.В. Щербакова Н.А

Программа «Одаренные дети - будущее России»

(система работы школы с одаренными учащимися)

Авторы:

Войлошникова Елена Брониславовна,
учитель русского языка и литературы ВКК;

Кизилова Марина Викторовна,

учитель информатики I КК

Рецензент:

Литвинцева Наталья Аркадьевна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 ВКК

Трофимова Анастасия Федоровна, заместитель директора по УВР МОУ СОШ №20

Тулун, 2010


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ


 Полное название программы

Программа «Одаренные дети - будущее России»

Авторы программы

Войлошникова Елена Брониславовна,

Кизилова Марина Викторовна

Территория

Иркутская область, город Тулун

Юридический адрес предприятия

665251, Иркутская область,

г.Тулун, ул. Сибстроя, 11

Телефон

8-39530-26409

 

Цель программы

Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Специализация программы

Комплексная программа


Организация работы

3 этапа:

1) проектировочный;

2) реализационный;

3) функциональный.

Место проведения

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20

Год разработки

2010

Возрастная категория

5-11 классы

Официальный язык программы

Русский

 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Глобальные социально-экономические преобразования в нашей стране выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом.

Программа «Одаренные дети – будущее России», ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.




Система работы с одаренными детьми МОУ СОШ №20

построена следующим образом:

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ


СОДЕРЖАНИЕ 

I. ПРОГРАММА «Одаренные дети - будущее России»

(система работы школы с одаренными учащимися)


1. Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

В школе должны быть свои традиции.

Школа должна давать современное образование.

В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Необходимо определить значение таких понятий как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Система работы с одаренными детьми это максимальное развитие умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

2. Цель программы:

Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

3. Задачи:

1. Создание системы внеурочной работы научного общества учащихся.

2. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

3. Организация системы исследовательской работы учащихся.

4. Ожидаемые результаты

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.

  • Творческая самореализация обучающихся школы.

  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.

  • Реализация положений Концепции школы: “Школа культуры здоровья”.

  • Создание атмосферы творчества в противовес распространяющейся наркомании, социальному отрицанию и других негативных явлений.

  • Издание исследовательских работ учащихся.

Реализация программы призвана способствовать:

- созданию условий для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся через расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся;

-   формированию банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;

- самовоспитанию способностей, самораскрытию природных задатков, реализации индивидуальности одаренного ребенка.

5. Этапы:

1 этап – проектировочный

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

Изучение нормативной базы, подзаконных актов.

Разработка программы работы с одаренными учащимися.

Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2 этап – реализационный

Цель: реализация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

Диагностика склонностей учащихся.

Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.

Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.

3 этап – функциональный

Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

Анализ итогов реализации программы.

Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.

Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

Обобщение результатов работы школы.

6. Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы.

Консультативно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по УВР.

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы

Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской работы учащихся

Классные руководители,

Педагоги-организаторы.

Учителя

Педагоги дополнительного образования.

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч

Диагностика

Участие в мероприятиях школы и города.

Специалисты, методисты, отвечающие за курсовую подготовку по работе с одаренными детьми

Преподаватели учебных заведений, дополнительного образования города.

7. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

Положение о НОУ “Интеллектуал”

О проведении школьного тура предметных олимпиад

О проведении тестирования

О проведении школьной научно-практической конференции

О проведении интеллектуальной игры

О проведении слета отличников и ударников учебы

О выявлении победителей школьного конкурса «Ученик года»

О выдаче сертификатов участникам школьного конкурса «Ученик года»

2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

3. Обеспечение информационно-методических материалов (результативность, публикации, рекомендации по оформлению исследовательских работ, проектов, презентаций)

4. Издание материалов, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение

1. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

2. Мониторинг работы системы.


8. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Форма

Задачи

Индивидуальная работа

Учет индивидуальных возможностей учащихся.

Повышение степени самостоятельности учащихся.

Расширение познавательных возможностей учащихся.

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки, творческие группы

Развитие творческих способностей учащихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация учащихся во внеклассной работе.


9. Организация исследовательской работы учащихся в школе

5 классы

Адаптационный этап:

Формирование навыков научной организации труда.

Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

Формирование познавательного интереса.

Выявление способных учащихся

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Школьные олимпиады.

Тестирование.

Кружки.

Секции.

НОУ.

Интеллектуальная игра.

Школьная научно-практическая конференция.

Слет отличников и ударников учебы.

6-7 классы

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Творческое развитие учащихся.

  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Индивидуальные консультации.

Краеведческая конференция.

Кружки.

Тестирование.

Секции.

НОУ.

Интеллектуальная игра.

Школьная научно-практическая конференция.

Слет отличников и ударников учебы.

8-9 классы

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

  • Формирование исследовательских навыков.

  • Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Индивидуальные консультации.

Краеведческая конференция.

НОУ.

Тестирование.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению исследовательских работ.

Элективные курсы (9 классы).

Интеллектуальная игра.

Школьная научно-практическая конференция.

Слет отличников и ударников учебы.

10-11 классы

Исследовательский этап:

  • Совершенствование исследовательских навыков.

  • Совершенствование информационной культуры учащихся.

  • Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Индивидуальные консультации.

НОУ.

Тестирование.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

Интеллектуальная игра.

Школьная научно-практическая конференция.

Слет отличников и ударников учебы.


10. План реализации программы

Этап

Мероприятия программы

1 этап

Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов

Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися

Участие в муниципальном и региональном туре предметных олимпиад.

Описание системы работы с одаренными учащимися.

Участие в городской краеведческой конференции.

Разработка Программы «Одаренные дети - будущее России».

Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

2 этап

Диагностика склонностей учащихся.

Участие в городской краеведческой конференции.

Участие в конкурсах, викторинах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

Применение методических рекомендаций по основам научного исследования школьников в практической деятельности.

3 этап

Диагностика склонностей учащихся.

Участие в городской краеведческой конференции.

Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

Анализ итогов реализации программы.

Обобщение результатов работы школы.


II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие детской одаренности является превалирующим направлением
образовательной модели МОУ СОШ №20. Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с
одаренными детьми. Программа «Одаренные дети - будущее России» охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров и работу с одаренными детьми.
А так же выделяются проблемы не только диагностики «обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность. К этим проблемам относится профессионально - личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми, что подразумевает:
- овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска;
- психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога;
- зрелость педагогического самосознания.

Кроме того, необходимо сохранить и развивать те качества общеобразовательной школы, которые обеспечивают «индивидуальный» характер воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны:

- единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся,
преемственности, межпредметных связей, достижения государственного и мирового стандарта образования на всех возрастных уровнях;

- изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально-ориентированных учебных систем.
Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.

1. Современное состояние проблемы развития одаренности

Недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе со стороны протекания во времени. Единое для всех временя на овладение программой, единая для всех длительность урока, единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся, слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе: слабая учебная мотивация школьников, учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учащихся и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования.

2. Формы и методы обучения

При выборе форм и методов обучения мы опирались на основные положения:

  • технологии развития индивидуальности личности (РИЛ) – обучение В.В.Полякова;

  • технологии саморазвития личности Г.К.Селевко;

  • технологии развития критического мышления через чтение, письмо и др.

Реализация индивидуальности, возможностей каждого одаренного ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Поэтому в качестве показателя развития ребенка были выбраны не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах), но и показатели развития индивидуальности личности.

3. Факторы, способствующие адаптации образовательной среды школы к образовательным потребностям одаренных детей

  1. Подбор оптимальных методов обучения, воспитания и развития.

  2. Разнообразные виды поддержки учащихся:
    - психолого – педагогические: комфортность, сотрудничество, совместимость;
    - правовые;
    - социальные (равные стартовые возможности в обучении);
    - валеологические: обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, физкультминутки, паузы, объем домашних заданий.

  3. Право свободного выбора:
    - профиля;
    - уровня;
    - вида творческого труда.


4. Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми «Одаренные дети - будущее России»

1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Верхозина О. А. Психологические аспекты межличностного взаимодействия педагога с одаренными учащимися. Иркутск: ИПКРО, 2001.

  2. Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета, 1997 г., 13 мая.

  3. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО
    «АиФ Принт» , 2003г.

  4. Журнал «Завуч школы», №5, 2006 г.

  5. Журнал « Начальная школа» № 3, 1997г.  

  6. Интеллектуальный марафон 5 - 11 классы. Авт.-сост. Т. В. Хуртова. - Волгоград: Учитель, 2008.

  7. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 1998 г. № 3.

  8. Максимова И. П. Сценарии конкурсов, интеллектуальных игр, праздников, шоу-программ для средней школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

  9. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989 г. № 6.

  10. Опыт организации исследовательской деятельности школьников. Авт.-сост. Г. И. Осипова - Волгоград: Учитель, 2007.

  11. Пашнина В. М. Игры и задания для умников и умниц к дням школьных наук. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

  12. Подлиняев О. Л. Формирование познавательных интересов школьников в условиях учебной деятельности. Иркутск: ИПКРО, 1994.

  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва, 1999 г.

  14. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. Авт.-сост. Н. И. Панютина и др. - Волгоград: Учитель, 2007.

  15. Юркевич В. С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. М: Просвещение, 1996.


Приложение 1

Нормативно-правовая база программы:
- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
- основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001г.;
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
- Перспективный план развития МОУ СОШ №20 до 2011 года;
- Устав МОУ СОШ №20

Приложение 2

Формы проведения мониторинга реализации положения

Формы

Периодичность

Предметные олимпиады

1 раз в год

Общешкольная конференция достижений учащихся

1 раз в год

Предметные недели

По годовому плану

Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми.

По годовому плану

Внутришкольный контроль.

По годовому плану

Творческие отчёты кружков и спортивных секций.

1 раз в год

Тематические конкурсы, выставки.

По годовому плану.

Проектная деятельность

По годовому плану

Мониторинг динамики развития

По годовому плану


Приложение 3

Формы работы с одаренными учащимися:

-   творческие мастерские;

-   кружки по интересам;

-   конкурсы;

-   интеллектуальный марафон;

-   участие в олимпиадах;

-   спецкурсы;

- викторины;

- проба пера;

- научно-практические конференции;

- слет отличников и ударников учебы;

- тестирование.


 Приложение 4

 Педагогическое управление проектами

Функции педагогического

управления

Деятельность учителя

Информационно-аналитическая

На основе опросов, наблюдений и изучения продуктов деятельности школьников формирует банк данных о познавательных интересах, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных возможностей класса 

Мотивационно-целевая

Совместно с учащимися определяет цели проектной деятельности, актуальность темы проекта; побуждает школьников к работе по его созданию 

Планово-прогностическая

Совместно с учениками планирует пути и способы достижения цели; составляет план график работы над проектом 

Организационно-исполнительская

Организует исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует учащихся, поддерживает интерес к поисковой деятельности 


Контрольно-диагностическая

Осуществляет текущий контроль деятельности учащихся и анализ результатов их поисковой работы 

Регулятивно-коррекционная

Корректирует деятельность учащихся, регламентирует их работу, обучает приемам самоуправления, проводит рефлексию 

  

Приложение 5

Проектная деятельность предполагает, что результаты исследовательской работы школьников будут рецензироваться, а их выступление на защите проекта - оцениваться

Алгоритм рецензии на ученический проект:

1.  Оценка полноты содержания проекта.

2.  Оценка целостности проекта (взаимосвязь проблемы, цели проектной деятельности).

3.  Оценка обоснованности выводов, предложений и прогнозов.

4.  Недостатки, ошибки, замечания по проекту.

5.  Новые идеи, предложения по дальнейшей проектной работе.

6.  Заключение (насколько оригинально и актуально решение проблемы)



 Приложение 6

Положение о научном обществе учащихся

Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи НОУ, содержание и формы работы, права и обязанности членов НОУ, общие требования к творческим работам членов НОУ.
1 Общие положения.
1.1 Научное общество учащихся действует с целью выявления и воспитания одаренных детей и подростков.
1.2 НОУ — добровольное творческое формирование учащихся школы, стремящихся совершенствовать свои знания в различных областях науки (искусства, техники), развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством ученых, педагога, других специалистов. НОУ выполняет роль экспертизы одаренности и является средством повышения социального статуса знаний.
1.3 3адачи НОУ:
— диагностика одаренности детей и подростков;
— раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;
— воспитание активной жизненной позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.

1.4 Цели НОУ:
1. Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью.
2. Развитие интеллектуальных творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе.
3. Развитие личности, способной к самоактулизации, самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, содействие в профессиональной ориентации.
4. Формирование и развитие у учащихся навыков исследовательской работы.
5. Развитие компетенции учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.
1.5 Деятельность НОУ осуществляется на основе настоящего Положения.

2 Содержание и формы работы.
2.1 Создание банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности на основе наблюдения индивидуальных собеседований, непосредственной практической деятельности детей и подростков.
2.2 Сотрудничество педагогов и учащихся предполагает следующие формы:
— работу кружков по направлениям;
— организацию интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей учащихся;
— индивидуальную и групповую работу учащихся под руководством учителей и других специалистов на базе школы и вузов.

3 Права и обязанности членов НОУ.
3.1 Членами НОУ могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в объединении и проявившие склонность к научному творчеству.

3.2 Члены НОУ обязаны:
— самостоятельно углублять знания по избранной области науки, участвовать в их пропаганде, активно работать в творческих группах;

отчитываться о своей работе в творческой группе;
— участвовать в конференциях.

3.3 Члены НОУ имеют право:
— выбора темы исследования;
— получения методической и организационной помощи от руководителей кружков и научных консультантов;
— представления результатов работы вместо аналогичных учебных заданий для получения зачета или оценки по соответствующему предмету.

4 Общие требования к творческим работам членов НОУ.
4.1 Научно-исследовательскими поисковыми в НОУ считаются работы:
— освещающие факты, события, явления и их отдельные стороны, не известные ранее;
— связанные с научными обобщениями, собственными выводами, полученными в результате самостоятельной работы;
— содействующие совершенствованию школьных экспериментов.

4.2. К работе должны прилагаться: список использованной литературы, рисунки, чертежи фотоснимки, карты, графики, а также рецензия научного руководителя.

5 Подведение итогов работы НОУ и награждение победителей.

5.1 Итоги работы НОУ подводятся на школьной конференции.

5.2 Победители школьной конференции представляют свои работы на городской научной конференции учащихся.
5.3 Победители школьной и городской научной конференции учащихся награждаются грамотами и подарками.


Приложение 7

Положение об ученической научно-исследовательской работе

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом школы, задачами федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования, УНИР преследует следующие цели:

Развитие творческих способностей школьников, выработка исследовательских навыков; самопроверка учащимися своих наклонностей, профессиональной ориентации и готовности к предстоящей деятельности; воспитание у учащихся целеустремленности и системности в учебной настоящей и предстоящей деятельности; выявление способных школьников и обеспечение реализации их творческих возможностей.

1.Общая характеристика

1.1 УНИР - это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная под руководством педагога или научного работника.

1.2 Научная новизна УНИР характеризуется получением новых знаний о человеке, обществе, природе и технике, расширением и углублением этих знаний, оригинальностью способов исследования и обоснования известных положений.

1.3 Практическая значимость УНИР означает актуальность, полезность и реальную возможность применения результатов исследования на практике

1.4 Исследовательский характер УНИР определяется применением при их выполнении общенаучных и специальных лабораторных, полевых, натуральных, социологических, активных и других методов исследования в зависимости от видов и особенностей УНИР.

2. Рабочая программа УНИР

2.1 УНИР выполняется по разработанной её руководителем, рассмотренной предметным методическим объединением и утвержденной зам.директора по УМР рабочей программе.

2.2 Рабочая программа состоит из следующих разделов:

а) состояние проблемы и актуальность темы исследования

б) цель и задачи и методы исследования

в) этапы исследования

г) ожидаемые результаты исследования.

2.3 В разделе "Состояние проблемы и актуальность темы исследования" дается краткая характеристика достигнутых результатов и новых стоящих задач при решении данной проблемы, обосновывается практическая необходимость её дальнейшего исследования.

2.4 В разделе "Цель, задачи и методы исследования" ставится общая цель НИР, формируются задачи, решаемые на пути достижения поставленной цели, показываются общие и предметные методы планируемых исследований.

2.5 В разделе "Этапы исследования" приводятся названия и содержание этапов, сроки проведения исследований и их исполнители.

2.6 В разделе "Ожидаемые результаты исследования показывается их возможная новизна, практическая значимость и предполагается эффективность, а также определяется примерный состав и содержание предстоящего отчета об УНИР.

3. Организация выполнения УНИР.

3.1 Выполнение всех УНИР, как правило, подразделяется на три стадии:

        • подготовительную,

        • основную,

        • заключительную.

3.2 На подготовительной стадии осуществляется:

а) продолжение и завершение изучения состояния исследуемой проблемы, начатого при составлении рабочей программы;

б) сбор и изучение исходной информации, необходимой для выполнения исследования;

в) овладение методами исследований.

3.3 На второй (основной) стадии выполняются:

а) лабораторные исследования, экспериментальные работы, расчеты, работа в архивах и т.д.

б) обработка полученной информации, её анализ, выявление нового и т.д.

3.4 На заключительной стадии осуществляется:

а) подведение общих итогов исследования

б) определение научной новизны и практической значимости результатов УНИР

в) разработка рекомендаций по использованию результатов УНИР

г) составление, оформление и представление отчёта о УНИР на МО и утверждение зам. директора по УВP.

4. Результаты УНИР

4.1 Результаты законченных УНИР представляются в установленные планом сроки в виде:

а) технической документации программы для ЭВМ с приложением пояснительной записки;

б) реферата по теме УНИР с приложением демонстрационных, графических др. материалов.

4.2 Отчет об УНИР, пояснительная записка или реферат по теме исследования состоят из введения, основной части, заключения, списка первоисточников, приложений.

4.3 Во введении указывается актуальность темы, цель, задачи, основной методический подход к исследованию, полученные результаты и их предназначение.

4.4 В основной части со ссылкой на первоисточники раскрываются: содержание и методы исследования с аргументацией и логическим доказательством полученных результатов.

4.5 В заключении даются общие выводы по проведённому исследованию, показывается их научная новизна.

4.6 Список первоисточников содержит перечень использованных при выполнении исследования законоположений, документов, литературных, архивных и других источников, на которые сделаны ссылки во введении, части и заключении.

4.7 Обязательным является отзыв научного руководителя с оценкой и рекомендацией. В качестве приложений могут быть отзывы, заключения, рецензии, сделанные по научным сообщениям на конференциях, смотрах, конкурсах, а также другие материалы, характеризующие выполнение и результатов УНИР.

Приложение 8

Положение о школьных предметных олимпиадах

1. Основные задачи олимпиады

1.1. Повышение интереса учащихся к углубленному изучению предметов, ознакомление с современными научными достижениями.

1.2. Развитие у учащихся логического мышления, пробуждение глубокого интереса к решению нестандартных задач, умение применять полученные знания на практике.

1.3. Выявление одаренных детей по различным предметам, всестороннее развитие интересов, способностей учащихся, оказание им помощи в выборе индивидуальной образовательной траектории, в профессиональном самоопределении.

1.4. Подведение итогов работы факультативов, кружков, спецкурсов, активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы по предмету.

2. Руководство олимпиадой

2.1. Подготовкой и проведением предметных олимпиад руководят оргкомитет.

2.2. В состав оргкомитета входят:

заместитель директора по учебно-воспитательной работе – председатель;

руководители методическими объединениями.

2.3. Оргкомитет составляет сроки и порядок проведения олимпиад, утверждает ответственных.

2.4. Критерии оценки работ участников предметных олимпиад устанавливаются предметными комиссиями. Результаты олимпиад оформляются протоколом предметной комиссии.

3. Порядок проведения олимпиады

3.1. Школьные предметные олимпиады проводятся в октябре (с уточнением предметов). Конкретные даты проведения школьного этапа олимпиады устанавливаются организатором муниципального этапа олимпиады.

3.2. Школьным олимпиадам предшествует факультативная, кружковая и индивидуальная работа с учащимися.

3.3. В школьном этапе олимпиады принимают участие обучающиеся 5-11-х классов, желающие участвовать в олимпиаде. Команда участников формируется учителем-предметником (1-3 чел.) в соответствии с планом городских олимпиад.

3.4. Олимпиады проводятся в разные сроки с тем, чтобы все желающие могли принять участие в олимпиадах по нескольким предметам.

3.5. По ИЗО, музыке проводятся конкурсы, смотры, фестивали в соответствии с городским планом.

3.6. Школьный этап олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий олимпиады.

4. Подведение итогов олимпиады

4.1. Итоги олимпиады подводятся оргкомитетом, который определяет победителей и занятые ими места,

4.2. При проверке работ каждое задание оценивается отдельно, исходя из количества баллов, определенных за выполнение данного задания.

Участники школьного этапа олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.

В случае, когда победители не определены, в школьном этапе олимпиады определяются только призеры.

Количество призеров школьного этапа олимпиады определяется исходя из квоты, установленной организатором муниципального этапа Олимпиады.

Призерами школьного этапа олимпиады, в пределах установленной квоты, признаются все участники школьного этапа олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

В случае, когда у участника, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, определяется следующим образом:

все участники признаются призерами, если набранные ими баллы больше половины максимально возможных;

все участники не признаются призерами, если набранные ими баллы не превышают половины максимально возможных.

4.3. Предметные комиссии определяют победителей и призеров, готовят материалы для награждения победителей.

4.4. Победители определяются по количеству баллов выполненной работы: I место – 1 учащийся; II место – 1 учащийся; III место – 1 учащийся.

4.5. Список победителей и призеров школьного этапа олимпиады утверждается организатором школьного этапа олимпиады.

4.6. Всем участникам школьных олимпиад выдаются сертификаты, победители отмечаются: I место – дипломом; II место – грамотой; III место – благодарностью.

4.7. Победители школьной олимпиады принимают участие в городском туре предметных олимпиад.

4.8. Итоги школьных олимпиад анализируются на административном совещании при директоре и являются предметом обсуждения на педагогическом совете, где оглашаются имена победителей школьных олимпиад и прослеживается их дальнейшее развитие и участие в городских и областных олимпиадах.

4.9. Учителя-предметники, подготовившие победителей на городских и областных олимпиадах, поощряются денежной премией по школе на основе приказа директора.

Приложение 9

Положение о школьном конкурсе "Ученик года"

1. Цели и задачи конкурса

Конкурс призван способствовать:

повышению престижа знаний учащихся;

повышению интеллектуальной культуры;

повышению нравственной культуры.



2. Участники конкурса

Принимать участие могут учащиеся 5-11-х классов по личному желанию.

3. Критерии конкурса

успеваемость;

участие в общественной жизни школы;

высокий уровень интеллектуальной и нравственной культуры;

участие в олимпиадах и конкурсах.

4. Содержание конкурса

Конкурс проводится в четыре этапа:

1 этап: 1 четверть – школьные предметные олимпиады

2 этап: 2 четверть – тестирование

3 этап: 3 четверть – защита исследовательских работ и проектов

4 этап: 4 четверть – интеллектуальная игра

5. Подведение итогов конкурса

Все финалисты конкурса награждаются сертификатами участия. Победители – 1, 2, 3 место – почетными грамотами и призами. Участнику, получившему звание «Ученик года» – вручается почетная лента.

6. Комиссия конкурса

Председатель: директор школы.

Члены комиссии: завучи, руководители методических объединений, представитель ученического самоуправления.



Приложение 10

Положение о проведении школьной научно-практической конференции «Юные исследователи»

1. Общие положения

Целью конференции является выявление одарённых детей, поддержка творчества школьников, конкурсный смотр самого яркого и интересного, что сделано учащимися за последний год во всех видах научно – исследовательской, практической и творческой деятельности в разных областях знаний.

2. Задачи конференции

консолидировать усилия педагогов в развитии исследовательской и творческой деятельности учащихся;

осуществлять интеграцию усилий во взаимодействии «школа – наука - социум»;

способствовать формированию проектно-исследовательской культуры учителей, повышению их профессионального уровня и педагогического мастерства.

3. Требования к участникам конкурса и тематике работ

3.1. В школьной научно-практической конференции принимают участие учащиеся школы, подготовившие научно-исследовательские работы (проекты) согласно утвержденным положениям.

3.2. Учащиеся 5-6 классов могут представить творческие (авторские) работы, доклады реферативного или исследовательского характера, проекты.

3.3. Учащиеся 7-8 и старших классов представляют исследовательские или проектные работы.

3.4. Продуктом творческой работы (авторским продуктом) может быть литературное произведение любого жанра, театральная постановка, любые другие формы работы, созданные своими руками и воображением.

3.5. Продуктом исследовательской работы может быть текст, описывающий исследование в любой области знаний и представляющий его результаты. Исследование может работать как на подтверждение или опровержение собственной гипотезы, так и на перепроверку уже существующей.

3.6. Продуктом проектной работы может быть социально значимый результат индивидуальной или групповой работы или разработанная идея, направленная на изменение существующей действительности.

3.7. Ученическая конференция не ставит своей целью представление конечных результатов работы. Участник конференции может продолжить работу над своим продуктом после его представления, изменять и совершенствовать его с учётом замечаний, предложений и предположений, родившихся на обсуждении во время конференции.

3.8. При подведении итогов учитываются общий балл, выставленный всеми членами комиссии, который фиксируется в протоколе.

4. Проведение конференции

4.1. Конференция проводится ежегодно в соответствии с планом работы школы. Представление работ проводится в виде устных сообщений, выступлений учащихся в течение 7-10 минут.

4.2. Участники конференции предоставляют членам экспертной комиссии текст работы, отпечатанный на компьютере, в исключительных случаях – написанный от руки.



5. Общее руководство конференцией

5.1. Общее руководство подготовкой и проведением конференции осуществляется оргкомитетом, утверждённым приказом директора школы из числа педагогических работников.

5.2. Оргкомитет решает вопросы организации и проведения школьного этапа конференции, формирует жюри, определяет форму проведения конференции, осуществляет общее руководство проведением конференции школьников, подводит итог, награждает победителей.

5.3. Все спорные вопросы и оценки решаются оргкомитетом.

5.4. На конференции при оценке работ учитываются следующие критерии:

  • актуальность и оригинальность темы;

  • глубина и самостоятельность исследования;

  • соответствие работы заявленному типу;

  • мастерство докладчика;

  • наглядность;

  • оформление реферата (тезисов);

  • практическая направленность.

5.5. Число премируемых работ по каждому направлению определяется оргкомитетом. Победители награждаются грамотами, дипломами, ценными подарками, научные руководители получают сертификаты или благодарственные письма за подготовку школьников к участию в конференции.

5.6. Лучшим докладчикам оргкомитет выдаёт рекомендации, дающие право принять участие в муниципальных научно-практических конференциях школьников.

5.7. Жюри оценивает работы школьников, определяет победителей по различным номинациям, распределяет призовые места, готовит предложения по награждению победителей, представляет в оргкомитет отчёт об итогах конференции.

5.8. Осуществление обратной связи с участниками конференции предполагается через анкетирование.

Материалы, представленные на конкурс, должны носить педагогический характер и не противоречить общепризнанным научным фактам, этическим нормам и законодательству Российской Федерации.

6. Этапы реализации

Программа подготовки к конференции содержит несколько этапов:

Этапы

Время

Содержание работы на этапе

1.

Октябрь - ноябрь

Подача заявок координатору научно-исследовательской работы учащихся

2.

Декабрь - февраль

Работа школьников над проектами, исследованиями, индивидуальные консультации педагогов

3.

Февраль – март

Работа экспертов с представленными материалами, проведение конференции


7. Выступление на конференции

Необходимо учитывать, что исследовательская работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества. Выступая с докладом, нельзя перегружать его лишними данными. Презентация работы проводится в течение 10 минут перед членами жюри, затем, если у аудитории возникает интерес, дополнительная информация излагается в ответах на вопросы.

Участник представляет идею работы, этапы исследования, обосновывает целесообразность применения компьютерного сопровождения.

 Приложение 11

Положение о портфолио ученика основной школы

  1. Общие положения

    1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания.

    2. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д.

    3. Порфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения а в различных областях».

    4. Портфолио ученика – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.

    5. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио ученика, позволяет учителю создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.

    6. В процессе создания портфолио ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, т.к. формируется адекватная оценка, т.е. ученик учится сам себя оценивать.

  2. Цель портфолио

Представить отчет по процессу образования подростка, «увидеть» картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

  1. Педагогические задачи портфолио

  • Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • Выявлять существующий уровень сформированности умений и совершенствовать их путем внесения коррекций в учебный процесс;

  • Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  • Формировать умения учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • Содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

  • Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

  1. Функции портфолио

  • Повышение образовательной активности школьников, уровня осознания ими своих целей и возможностей;

  • Достоверный и ответственный выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассников.

  1. Структура портфолио ученика

представляет собой комплексную модель, состоящую из трех разделов: «Портфолио документов» + «Портфолио работ» + «Портфолио отзывов».

«Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Данный раздел предполагает как качественную, так и количественную оценку материалов олимпиад, мероприятий, конкурсов, проводимых учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами, а также результаты образовательного тестирования и участия в школьных, межшкольных научных обществах.

Итоговая балльная оценка делает портфолио данного раздела действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

  1. Время ведения портфолио

Работа по созданию накопительной папки и ознакомлению учащихся и родителей с правилами работы с портфолио начинается с 5-ого класса. Ведение портфолио предполагает представление отчета по процессу образования подростка. Видение «картины» значимых образовательных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, демонстрацию его способностей практически применять приобретенные знания и умения.

  1. Оформление портфолио

Рабочую папку (портфолио) учащийся оформляет в соответствии с принятой в школе структурой. Обучающийся имеет право (по своему усмотрению) включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Все записи ведутся аккуратно, разборчиво. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид.

Классный руководитель оказывает обучающимся помощь в процессе оформления портфолио. Проводит информационную работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями. Осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио.

Учитель – предметник координирует процесс поиска обучающимися мест деятельности для накопления портфолио. Проводит просветительскую работу по проблеме формирования портфолио с учащимися и их родителями.

В 9 классе портфолио оформляется на бланке установленного образца на основе собранного материала обучающегося. Портфолио заполняется классным руководителем с выставлением итогового балла образовательного рейтинга выпускника основной школы. Исправления в бланке портфолио не допускаются.

Объективность выставления итогового балла проверяется заместителем директора по УВР. Заместитель директора несет ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио, и определение итогового балла.

Сводная итоговая ведомость портфолио заверяется подписью директора школы и гербовой печатью школы. Портфолио выдается выпускнику одновременно с аттестатом об основном общем образовании.

Приложение 12

Положение о проведении интеллектуальной игры

1. Общие положения.

Одним из важнейших условий развития ранней одарённости – является создание для детей развивающей среды, которая позволит не только систематически изучать материал, но и самостоятельно его использовать в проблемных ситуациях.

Интеллектуальная игра проводится с целью пробуждения интереса учащихся к собственным интеллектуальным возможностям, развитию интереса и подкреплению познавательной мотивации, а также попробовать свои силы в соревновании с детьми других групп. В процессе игры у учащихся есть возможность попробовать свои силы в заданиях различного типа. Таким образом, ребята могут продемонстрировать не только знания, полученные на занятии, но и свой собственный кругозор. Кроме того, для детей это замечательный опыт участия в соревновательных и групповых формах работы.

2. Цели игры

    • Развитие познавательных способностей обучающихся.

    • Создание условий для практической реализации знаний и умений учащихся.

    • Формирование интереса к процессу саморазвития и самореализации.

3. Организация интеллектуальной игры

Подготовку, организацию и общее руководство осуществляет организационный комитет.

В состав оргкомитета входят представители администрации, методисты и руководители программы «Одаренные дети – будущее России». В компетенции оргкомитета – подготовка содержания конкурса. Подготовка средств ИКТ к игре осуществляется лаборантом кабинета информатики.

Непосредственное оценивание результатов участников конкурса возлагается на жюри конкурса.

4. Сроки проведения интеллектуальной игры

Интеллектуальная игра проходит традиционно в конце учебного года (апрель).

5. Участники интеллектуальной игры

Участниками интеллектуальной игры являются обучающиеся школьного конкурса «Ученик года».





Приложение 13

Положение о рейтинговом тестировании

1. Общие положения

1.1 Рейтинговое тестирование (далее Тестирование) проводится с целью определения общего уровня способностей обучающихся.

1.2 Тестирование проводится в компьютерном классе в присутствии ответственного по аудитории.

1.3. В состав оргкомитета входят представители администрации, методисты и руководители программы «Одаренные дети – будущее России». В компетенции оргкомитета – подготовка заданий теста. Подготовка компьютеров к тестированию осуществляется лаборантом кабинета информатики.
2. Организация и проведение рейтингового тестирования

2.1 Тестирование проводится в течение 2 четверти по утвержденному расписанию.
2.2 Участие в Тестировании носит добровольный и открытый характер.
2.3 К Тестированию допускаются участники школьного конкурса «Ученик года».

2.4 При выполнении теста нельзя пользоваться учебной, справочной литературой, средствами мобильной связи и счетными устройствами (калькуляторами).
2.5 Перед началом тестирования ответственный в аудитории проводит общий инструктаж. Затем участник самостоятельно знакомится с инструкцией к тесту на экране монитора.
2.6 При выполнении каждого задания участник должен внимательно прочитать вопрос и дать ответ в одной из следующих форм:
- выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов ответов;
- выбор нескольких правильных ответов из ряда предложенных вариантов ответов;
- ввод правильного ответа пользователем (небольшой блок текстовой информации);
- ввод ответа в текст (например, вставить пропущенную букву);
- соотнесение вопросов и ответов.
2.7 Сеанс тестирования длится 40 минут. Участник должен в отведенное время закончить работу над тестом, иначе результаты тестирования аннулируются.
2.8 Во время тестирования участник может использовать листы для черновых записей.

2.9 Во время сеанса тестирования не разрешается вставать и переходить к другому компьютеру (за исключением случаев, вызванных техническим сбоем компьютера), разговаривать с другими участниками, находящимися в компьютерном классе. За нарушение правил участник удаляется, его результаты аннулируются.
2.10 По окончании сеанса тестирования участник имеет возможность ознакомиться с протоколом тестирования, в котором приводятся результаты.
3. Результаты рейтингового тестирования 

3.1 Результаты тестирования определяются суммой баллов за правильные ответы.

3.5 Оргкомитет Тестирования осуществляет функции проверки достоверности протоколов, решает спорные вопросы

Приложение 14

Положение о Слете отличников и ударников учебы.


Цель: формирование у обучающихся высокой мотивации к учению

Задачи:

  1. воспитывать у учащихся положительное отношение к собственным успехам в учебе, а так же к успехам одноклассников;

  2. создание ситуации публичного признания успехов обучающегося;

  3. награждение ударников и отличников учебы грамотами, дипломами, ценными призами;

  4. вручение сертификатов обучающимся.

Организация Слета отличников и ударников учебы

Подготовку, организацию и общее руководство осуществляет организационный комитет.

В состав оргкомитета входят представители администрации, методисты, классные руководители и руководители программы «Одаренные дети – будущее России». В компетенции оргкомитета – подготовка программы слета. Подготовка средств ИКТ к слету осуществляется лаборантом кабинета информатики.





Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос