В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Программа работы с одаренными детьми «Одаренные дети — будущее России»

Отдел образования Комитета социальной политики

администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

Утверждена Утверждена

Методическим советом городским экспертным

МОУ СОШ №20 советом

«30» августа 2010г. «12» октября 2010г.

Протокол № ____ Протокол №8

Председатель ШМС Председатель ГЭС

Ермакова О.В. Щербакова Н.А.

Авторская методическая разработка

программы кружка

Интеллектуал - 1

для 5-8 классов

Авторы:

Войлошникова Елена Брониславовна,
учитель русского языка и литературы ВКК;

Кизилова Марина Викторовна,

учитель информатики I КК

Рецензенты:

Литвинцева Наталья Аркадьевна,

учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 1 ВКК;

Трофимова Анастасия Федоровна,
заместитель директора по УВР
МОУ СОШ №20

Тулун, 2010

Пояснительная записка


Творчество – человеческая деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у человека мотивов, способностей, знаний и умений.

Развивать творческие способности детей – это потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающего поколения. Нужно прививать ученику стремление к постоянному пополнению знаний с помощью самообразования, воспитывать его внутреннее побуждение, расширять свой общий и специальный кругозор.

Программа кружка «Интеллектуал - 1» рассчитана на обучающихся 5-8 классов, которые обладают повышенной учебной мотивацией.

Цель: развитие креативности (предполагает осознание и развитие её в себе).

Задачи:

  1. Развивать коммуникативные навыки.

  2. Формировать четкую, грамотную речь, умение выражать в речи наблюдаемые свойства и отношения.

  3. Развивать произвольное внимание, умение наблюдать, сравнивать, обобщать рассуждать по аналогии.

  4. Убирать барьеры, препятствующие актуализации творческих ресурсов.

Курс занятий кружка рассчитан на 68 часов (по два академических часа в неделю) и разделён на четыре блока (по четвертям): олимпиады по различным предметам, интеллектуальное тестирование, научно-практическая конференция, интеллектуальная игра. В конце года проводится традиционный слет отличников и ударников, где участники кружка являются активными участниками.



Критерии эффективности:

  • организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;

  •  формирование мотива предстоящей деятельности;

  •  использование различных источников информации;

  •  обучение учащихся различным способам переработки информации;

  •  личностно-ориентированный подход;

  •  опора на сильные стороны ученика;

  •  опора на самостоятельность и самодеятельность ученика и др.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование системы работы с одаренными учащимися.

  2. Творческая самореализация учащихся.

  3. Формирование четкой, грамотной речи.

  4. Развитие творческих способностей.

  5. Формирование самостоятельности.

  6. Формирование навыков эффективного общения.

Предусмотрены различные формы кружковой работы:

  • в кабинете – теоретическая беседа, лабораторная работа, практическая работ;

  • игровая – познавательная обобщающая игра;

  • научно-практическая конференция – защита творческих работ;

  • олимпиады по различным предметам;

  • компьютерное тестирование;

  • поиск информации в сети Интернет.

Формы проведения занятий:

    1. Мини-лекции с элементами дискуссии.

    2. Создание эвристических ситуаций.

    3. Практические работы.

    4. Презентация своих работ.

    5. Самостоятельная работа по исследуемой теме.

    Виды деятельности учащихся:

    1. Наблюдение.

    2. Компьютерный практикум.

    3. Использование ресурсов Интернета.

    4. Анализ различных источников.

    По окончании изучения обучающиеся должны

    знать:

    • виды различных исследовательских работ;

    • структуру научно-исследовательской работы;

    • методы научного исследования.

    уметь:

    • работать с различными источниками информации;

    • обосновывать актуальность выбранной темы;

    • уметь составлять индивидуальный рабочий план; библиографический список, анкету, тезисы к работе и т.д.;

    • выполнять компьютерную верстку научно-исследовательской работы;

    • выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы.

    Данная программа позволяет реализовать потребности каждого ученика в развитии индивидуальных творческих способностей, а также формировать активную жизненную позицию.


    Тематическое планирование

    п/п

    Тема занятия

    Количество часов

    1 четверть (16 часов)

    Вводное занятие. Входная анкета.

    1

    Тестирование (определение творческой активности)

    2

    Результаты тестирования. Деление на подгруппы.

    1

    Правила выбора темы. Выделение и постановка проблемы.

    2

    Что такое гипотеза? Учимся выдвигать гипотезы

    2

    Подготовка и участие в школьном туре олимпиад по различным предметам


    8

    2 четверть (14 часов)

    Участие в муниципальном этапе предметных олимпиад

    6

    Поиск возможных вариантов решения, выдвинутых проблем

    2

    Участие в областных и всероссийских конкурсах (КИТ, Русский медвежонок и т.д.)

    2

    Подготовка к тестированию

    2

    Тестирование

    2

    3 четверть (20 часов)

    Обобщение изученных материалов

    2

    Индивидуальные консультации

    4

    Участие в областных и всероссийских конкурсах (Кенгуру, Фактор роста, Инфознайка и т.д.)

    2

    Требования к оформлению исследовательских работ

    2

    Рекомендации к защите работ

    2

    Подготовка к защите (разработка буклетов, презентаций, оформление титульного листа, списка литературы, оглавления)

    6

    Защита проектов

    2

    4 четверть (18 часов)

    Марафон вопросов (подготовка к интеллектуальной игре)

    6

    Участие в областных и всероссийских конкурсах (ЧИП, Фактор роста и т.д.)

    2

    Интеллектуальная игра

    2

    Слет отличников и ударников

    4

    Выходная анкета. Отзывы о работе кружка

    2

    Итоговое занятие. Подведение итогов за год.

    2

    ИТОГО:

    68 часов


    Содержание курса

    1. Вводное занятие. Входная анкета.
      Определение целей и задач на новый учебный год. Проведение входной анкеты.

    2. Тестирование (определение творческой активности).
      Анкетирование для обучающихся и их родителей. Цель: выявление типов способностей участников кружка.

    3. Результаты тестирования. Деление на подгруппы.
      Ознакомление с результатами тестирования. Деление на подгруппы: творческой способности; лидерские способности; языковые способности; математические способности; технические способности и др.

    4. Правила выбора темы. Выделение и постановка проблемы.
      Какие бывают темы. Как поставить проблему. Тренинговый и иллюстративный материал по выбору темы и постановке проблемы.

    5. Что такое гипотеза? Учимся выдвигать гипотезы.
      Определение гипотезы. Тренинговый и иллюстративный материал по выдвижению гипотезы.

    6. Подготовка и участие в школьном туре олимпиад по различным предметам.
      Тренировочный материал на основе олимпиад прошлых лет. Олимпиады школьного уровня.

    7. Участие в муниципальном этапе предметных олимпиад.
      Тренировочный материал на основе олимпиад прошлых лет. Олимпиады муниципального уровня. *Не занятые в мероприятиях самостоятельно работают по выбранным темам.

    8. Поиск возможных вариантов решения, выдвинутых проблем.
      Умение видеть проблему. Тренинговый и иллюстративный материал по решению проблем.

    9. Участие в областных и всероссийских конкурсах (КИТ, Русский медвежонок и т.д.).
      Участие в конкурсах различного уровня (по желанию). *Не занятые в мероприятиях самостоятельно работают по выбранным темам.

    10. Подготовка к тестированию.
      Компьютерное тестирование (пробное).

    11. Тестирование.
      Компьютерное тестирование.

    12. Обобщение изученных материалов.
      Учимся делать выводы.

    13. Индивидуальные консультации.
      Индивидуальная работа по выбранным темам (по скользящему графику).

    14. Участие в областных и всероссийских конкурсах (Кенгуру, Фактор роста, Инфознайка и т.д.).
      Участие в конкурсах различного уровня (по желанию). *Не занятые в мероприятиях самостоятельно работают по выбранным темам.

    15. Требования к оформлению исследовательских работ.
      Как правильно оформить подготовленную работу (теория и практика).

    16. Рекомендации к защите работ.
      Какую защиту выбрать? Как вести себя во время защиты (советы психолога).

    17. Подготовка к защите (разработка буклетов, презентаций, оформление титульного листа, списка литературы, оглавления).
      Использование компьютерных технологий при оформлении работ.

    18. Защита проектов
      Школьная научно-практическая конференция «Юные исследователи».

    19. Марафон вопросов (подготовка к интеллектуальной игре).
      Подготовка к интеллектуальной игре. Кроссворды, загадки, занимательные задачи по различным предметам и т.п. (решение и составление).

    20. Участие в областных и всероссийских конкурсах (ЧИП, Фактор роста и т.д.).
      Участие в конкурсах различного уровня (по желанию). *Не занятые в мероприятиях самостоятельно готовятся к интеллектуальной игре.

    21. Интеллектуальная игра.
      Итоговое мероприятие.

    22. Слет отличников и ударников.
      Подготовка и проведение традиционного школьного слета отличников и ударников.

    23. Выходная анкета. Отзывы о работе кружка.
      Проведение выходной анкеты. Отзывы о работе кружка и пожелания.

    24. Итоговое занятие. Подведение итогов за год.
      Ознакомление с результатами анкеты. Составление плана работы на следующий год.


    Список рекомендуемой литературы для учителя:
      1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.

      2. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И.Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2008.

       
      Список рекомендуемой литературы для учащихся:
        1. Клуб Внеклассных Дел: Интеллектуальные вечера и викторины / Е.А.Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

        2. Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад / Н.А.Шаульская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.


        Отдел образования Комитета социальной политики

        администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун»

        Муниципальное общеобразовательное учреждение

        средняя общеобразовательная школа № 20

        Утверждена Утверждена

        Методическим советом городским экспертным

        МОУ СОШ №20 советом

        «30» августа 2010г. «12» октября 2010г.

        Протокол № ____ Протокол №8

        Председатель ШМС Председатель ГЭС

        Ермакова О.В. Щербакова Н.А.

        Авторская методическая разработка

        программы кружка

        Интеллектуал - 2

        для 9-11 классов

        Авторы:

        Войлошникова Елена Брониславовна,
        учитель русского языка и литературы ВКК;

        Кизилова Марина Викторовна,

        учитель информатики I КК

        Рецензенты:

        Литвинцева Наталья Аркадьевна,

        учитель русского языка и литературы
        МОУ СОШ № 1 ВКК;

        Трофимова Анастасия Федоровна,
        заместитель директора по УВР
        МОУ СОШ №20

        Тулун, 2010

        Пояснительная записка


        Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В данной ситуации становится актуален кружок «Интеллектуал - 2», который предназначен для учащихся 9-11-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью.

        Цель: оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.

        Задачи:

        1. Обучить основам научных методов, единых для большинства наук, дать представление о планировании эксперимента.

        2. Дать представление о научной логике и изучить ее основы.

        3. Привить навыки самостоятельной научной работы, развить творческое отношение к исследованию.

        4. Сформировать представление о различных видах письменных научных работ.

        5. Продолжить обучение школьников основам оформления работы.

        6. Пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов.

        7. Научить продуманной аргументации и культуре рассуждения

        Курс занятий кружка рассчитан на 64 часа (по два академических часа в неделю) и разделён на четыре блока (по четвертям): олимпиады по различным предметам, интеллектуальное тестирование, научно-практическая конференция, интеллектуальная игра. Количество часов на конкретную тему можно варьировать в зависимости от уровня подготовленности школьника, наличия материала, его доступности.

        В конце года проводится традиционный слет отличников и ударников, где участники кружка являются активными участниками.

        Критерии эффективности:

        • организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;

        •  формирование мотива предстоящей деятельности;

        •  использование различных, в том числе и технических, источников знаний;

        •  обучение учащихся различным способам переработки информации;

        •  личностно-ориентированный подход;

        •  опора на сильные стороны ученика;

        •  опора на самостоятельность и самодеятельность ученика и др.

        Ожидаемые результаты:

        1. Формирование системы работы с одаренными учащимися.

        2. Творческая самореализация учащихся.

        3. Формирование четкой, грамотной речи.

        4. Развитие творческих способностей.

        5. Формирование самостоятельности.

        6. Формирование навыков эффективного общения.

        7. Улучшение способности к концентрации внимания.
          Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно-исследовательских конференциях, защиты работы на научно-практической конференции.

        Виды деятельности учащихся:

        1. Наблюдение.

        2. Компьютерный практикум.

        3. Использование ресурсов Интернета.

        4. Анализ различных источников.

        Формы проведения занятий: консультирование, практические и семинарские занятия, беседы, деловые игры, социологические исследования процессов, лекция, практические занятия, лабораторные занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе. При выполнении научного исследования по данной программе школьник будет обучен работе с разными источниками информации: научная литература, СМИ, выставки и экспозиции, архивы, Интернет.

        Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе.

        Контроль: самостоятельное выполнение исследовательской работы (составление плана исследования, представление документации по экспериментальной части работы, составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.)

        Развивающий аспект программы:

        • Переход на более высокий уровень исследовательской культуры школьников, повышение качества знаний, культуроёмкости.

        • Рост активности учащихся в научно-исследовательской деятельности.

        По окончании кружка обучающийся должен:

        Знать

        • понятийный аппарат для ведения научной работы;

        • сущность и виды научно-исследовательской работы;

        • методы и принципы исследования;

        • требования к написанию и оформлению работы.

        Уметь:

        • работать с разнообразными источниками;

        • определять объект и предмет, методы исследования;

        • определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать, делать выводы;

        • проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;

        • разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования;

        • работать с компьютерными программами (офисные приложения, программы тестирования и др.).

        Владеть:

        • методами обработки информации из различных источников;

        • методами решения экспериментальных задач;

        • методами рационального запоминания;

        • навыками публичных выступлений.

        Требования к реализации данной программы: компьютерный класс, сеть Интернет (дополнительно), мультимедийный проектор, научно-методическая литература.


        Тематическое планирование

        п/п

        Тема занятия

        Количество часов

        1 четверть (16 часов)

        Цели и задачи научного исследования.

        2

        Выбор темы исследования. Широкие и узкие темы.

        2

        Определение объекта и предмета исследования.

        1

        Методы исследования

        2

        Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка.

        1

        Подготовка и участие в школьном туре олимпиад по различным предметам

        8

        2 четверть (14 часов)

        Участие в муниципальном этапе предметных олимпиад

        6

        Обработка полученной информации.

        1

        Составление плана прочитанного, ксерокопирование, сканирование, вставка в текст рисунков, фотографий, тезисов.

        1

        Использование различных принципов исследования

        1

        Основные требования к научному стилю изложения – точность, ясность, краткость.

        1

        Участие в областных и всероссийских конкурсах (КИТ, Русский медвежонок и т.д.)

        2

        Тестирование

        2

        3 четверть (20 часов)

        Участие в областных и всероссийских конкурсах (Кенгуру, Фактор роста, Инфознайка и т.д.)

        2

        Требования к оформлению исследовательских работ

        2

        Правильность подачи цитат, ссылок на источники информации. Что нравится и что не нравится экспертам при защите работ?

        2

        Рекомендации к защите работ

        2

        Установки. Психологический тренинг «Как добиться успеха»

        1

        Составление тезисов.

        1

        Культура выступления и ведения дискуссии

        1

        Подготовка к защите (разработка буклетов, презентаций, оформление титульного листа, списка литературы, оглавления, графиков, анкет и т.п.)

        6

        Создание презентации научно-исследовательской работы.

        1

        Защита проектов

        2

        4 четверть (18 часов)

        Марафон вопросов (подготовка к интеллектуальной игре)

        6

        Участие в областных и всероссийских конкурсах (ЧИП, Фактор роста и т.д.)

        2

        Интеллектуальная игра

        2

        Слет отличников и ударников

        4

        Выходная анкета. Отзывы о работе кружка

        2

        Итоговое занятие. Подведение итогов за год.

        2

        ИТОГО:

        68 часов




        Содержание курса

          1. Цели и задачи научного исследования.
            Сущность и виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование, проект.

          2. Выбор темы исследования.
            Широкие и узкие темы. Лаконизм и точность формулировки темы. Обоснование актуальности темы.

          3. Определение объекта и предмета исследования.
            Понятие об объектах и предметах исследования.

          4. Методы исследования.

          Понятие о методах исследования (эмпирические методы и теоретические методы).

            1. Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка.
              Практическая разработка гипотезы и задач исследования.

            2. Подготовка и участие в школьном туре олимпиад по различным предметам.
              Тренировочный материал на основе олимпиад прошлых лет. Олимпиады школьного уровня.

            3. Участие в муниципальном этапе предметных олимпиад.
              Тренировочный материал на основе олимпиад прошлых лет. Олимпиады муниципального уровня. *Не занятые в мероприятиях самостоятельно работают по выбранным темам.

            4. Обработка полученной информации.
              Выделение главного и второстепенного в письменных источниках информации.

            5. Составление плана прочитанного, ксерокопирование, сканирование, вставка в текст рисунков, фотографий, тезисов.
              Работа с применением ИКТ.

            6. Использование различных принципов исследования.
              Пересмотр научных фактов на новом, более качественном уровне.

            7. Основные требования к научному стилю изложения – точность, ясность, краткость.
              Отличия устного доклада от письменного.

            8. Участие в областных и всероссийских конкурсах (КИТ, Русский медвежонок и т.д.).
              Участие в конкурсах различного уровня (по желанию). *Не занятые в мероприятиях самостоятельно работают по выбранным темам.

            9. Тестирование.
              Компьютерное тестирование.

            10. Участие в областных и всероссийских конкурсах (Кенгуру, Фактор роста, Инфознайка и т.д.).
              Участие в конкурсах различного уровня (по желанию). *Не занятые в мероприятиях самостоятельно работают по выбранным темам.

            11. Требования к оформлению исследовательских работ.
              Как правильно оформить подготовленную работу (теория и практика).

            12. Рекомендации к защите работ.
              Какую защиту выбрать? Как вести себя во время защиты (советы психолога).

            13. Правильность подачи цитат, ссылок на источники информации. Что нравится и что не нравится экспертам при защите работ?
              Оформление цитат и ссылок.

            14. Рекомендации к защите работ.
              Как вести себя во время защиты.

            15. Установки. Психологический тренинг «Как добиться успеха».
              Советы психолога.

            16. Составление тезисов.
              Требования к составлению тезисов.

            17. Культура выступления и ведения дискуссии.
              Соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

            18. Подготовка к защите (разработка буклетов, презентаций, оформление титульного листа, списка литературы, оглавления, графиков, анкет и т.п.).
              Использование компьютерных технологий при оформлении работ.

            19. Создание презентации научно-исследовательской работы.
              Подготовка к выступлению на конференции.

            20. Защита проектов.
              Школьная научно-практическая конференция «Юные исследователи».

            21. Марафон вопросов (подготовка к интеллектуальной игре).
              Подготовка к интеллектуальной игре. Кроссворды, загадки, занимательные задачи по различным предметам и т.п. (решение и составление).

            22. Участие в областных и всероссийских конкурсах (ЧИП, Фактор роста и т.д.).
              Участие в конкурсах различного уровня (по желанию). *Не занятые в мероприятиях самостоятельно готовятся к интеллектуальной игре.

            23. Интеллектуальная игра.
              Итоговое мероприятие.

            24. Слет отличников и ударников.
              Подготовка и проведение традиционного школьного слета отличников и ударников.

            25. Выходная анкета. Отзывы о работе кружка.
              Проведение выходной анкеты. Отзывы о работе кружка и пожелания.

            26. Итоговое занятие. Подведение итогов за год.
              Ознакомление с результатами анкеты. Составление плана работы на следующий год.


            Список рекомендуемой литературы для учителя:
              1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.

              2. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И.Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2008.

               
              Список рекомендуемой литературы для учащихся:
                1. Клуб Внеклассных Дел: Интеллектуальные вечера и викторины / Е.А.Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

                2. Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад / Н.А.Шаульская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.


                Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

                Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

                Подписаться на новые Расписание вебинаров