Отдел образования Комитета социальной политики
администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
Утверждена Утверждена
Методическим советом городским экспертным
МОУ СОШ №20 советом
«30» августа 2010г. «12» октября 2010г.
Протокол № ____ Протокол №8
Председатель ШМС Председатель ГЭС
Ермакова О.В. Щербакова Н.А.
Авторская методическая разработка
программы кружка
Интеллектуал - 1
для 5-8 классов
Авторы:
Войлошникова Елена
Брониславовна,
учитель русского языка
и литературы ВКК;
Кизилова Марина Викторовна,
учитель информатики I КК
Рецензенты:
Литвинцева Наталья Аркадьевна,
учитель
русского языка и литературы
МОУ СОШ
№ 1 ВКК;
Трофимова Анастасия
Федоровна,
заместитель директора по
УВР
МОУ СОШ №20
Тулун, 2010
Пояснительная записка
Творчество – человеческая деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у человека мотивов, способностей, знаний и умений.
Развивать творческие способности детей – это потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающего поколения. Нужно прививать ученику стремление к постоянному пополнению знаний с помощью самообразования, воспитывать его внутреннее побуждение, расширять свой общий и специальный кругозор.
Программа кружка «Интеллектуал - 1» рассчитана на обучающихся 5-8 классов, которые обладают повышенной учебной мотивацией.
Цель: развитие креативности (предполагает осознание и развитие её в себе).
Задачи:
-
Развивать коммуникативные навыки.
-
Формировать четкую, грамотную речь, умение выражать в речи наблюдаемые свойства и отношения.
-
Развивать произвольное внимание, умение наблюдать, сравнивать, обобщать рассуждать по аналогии.
-
Убирать барьеры, препятствующие актуализации творческих ресурсов.
Курс занятий кружка рассчитан на 68 часов (по два академических часа в неделю) и разделён на четыре блока (по четвертям): олимпиады по различным предметам, интеллектуальное тестирование, научно-практическая конференция, интеллектуальная игра. В конце года проводится традиционный слет отличников и ударников, где участники кружка являются активными участниками.
Критерии эффективности:
-
организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
-
формирование мотива предстоящей деятельности;
-
использование различных источников информации;
-
обучение учащихся различным способам переработки информации;
-
личностно-ориентированный подход;
-
опора на сильные стороны ученика;
-
опора на самостоятельность и самодеятельность ученика и др.
Ожидаемые результаты:
-
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
-
Творческая самореализация учащихся.
-
Формирование четкой, грамотной речи.
-
Развитие творческих способностей.
-
Формирование самостоятельности.
-
Формирование навыков эффективного общения.
Предусмотрены различные формы кружковой работы:
-
в кабинете – теоретическая беседа, лабораторная работа, практическая работ;
-
игровая – познавательная обобщающая игра;
-
научно-практическая конференция – защита творческих работ;
-
олимпиады по различным предметам;
-
компьютерное тестирование;
-
поиск информации в сети Интернет.
Формы проведения занятий:
-
Мини-лекции с элементами дискуссии.
-
Создание эвристических ситуаций.
-
Практические работы.
-
Презентация своих работ.
-
Самостоятельная работа по исследуемой теме.
Виды деятельности учащихся:
-
Наблюдение.
-
Компьютерный практикум.
-
Использование ресурсов Интернета.
-
Анализ различных источников.
По окончании изучения обучающиеся должны
знать:
-
виды различных исследовательских работ;
-
структуру научно-исследовательской работы;
-
методы научного исследования.
уметь:
-
работать с различными источниками информации;
-
обосновывать актуальность выбранной темы;
-
уметь составлять индивидуальный рабочий план; библиографический список, анкету, тезисы к работе и т.д.;
-
выполнять компьютерную верстку научно-исследовательской работы;
-
выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы.
Данная программа позволяет реализовать потребности каждого ученика в развитии индивидуальных творческих способностей, а также формировать активную жизненную позицию.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
1 четверть (16 часов) |
||
|
Вводное занятие. Входная анкета. |
1 |
|
Тестирование (определение творческой активности) |
2 |
|
Результаты тестирования. Деление на подгруппы. |
1 |
|
Правила выбора темы. Выделение и постановка проблемы. |
2 |
|
Что такое гипотеза? Учимся выдвигать гипотезы |
2 |
|
Подготовка и участие в школьном туре олимпиад по различным предметам |
8 |
2 четверть (14 часов) |
||
|
Участие в муниципальном этапе предметных олимпиад |
6 |
|
Поиск возможных вариантов решения, выдвинутых проблем |
2 |
|
Участие в областных и всероссийских конкурсах (КИТ, Русский медвежонок и т.д.) |
2 |
|
Подготовка к тестированию |
2 |
|
Тестирование |
2 |
3 четверть (20 часов) |
||
|
Обобщение изученных материалов |
2 |
|
Индивидуальные консультации |
4 |
|
Участие в областных и всероссийских конкурсах (Кенгуру, Фактор роста, Инфознайка и т.д.) |
2 |
|
Требования к оформлению исследовательских работ |
2 |
|
Рекомендации к защите работ |
2 |
|
Подготовка к защите (разработка буклетов, презентаций, оформление титульного листа, списка литературы, оглавления) |
6 |
|
Защита проектов |
2 |
4 четверть (18 часов) |
||
|
Марафон вопросов (подготовка к интеллектуальной игре) |
6 |
|
Участие в областных и всероссийских конкурсах (ЧИП, Фактор роста и т.д.) |
2 |
|
Интеллектуальная игра |
2 |
|
Слет отличников и ударников |
4 |
|
Выходная анкета. Отзывы о работе кружка |
2 |
|
Итоговое занятие. Подведение итогов за год. |
2 |
ИТОГО: |
68 часов |
Содержание курса
-
Вводное занятие. Входная анкета.
Определение целей и задач на новый учебный год. Проведение входной анкеты. -
Тестирование (определение творческой активности).
Анкетирование для обучающихся и их родителей. Цель: выявление типов способностей участников кружка. -
Результаты тестирования. Деление на подгруппы.
Ознакомление с результатами тестирования. Деление на подгруппы: творческой способности; лидерские способности; языковые способности; математические способности; технические способности и др. -
Правила выбора темы. Выделение и постановка проблемы.
Какие бывают темы. Как поставить проблему. Тренинговый и иллюстративный материал по выбору темы и постановке проблемы. -
Что такое гипотеза? Учимся выдвигать гипотезы.
Определение гипотезы. Тренинговый и иллюстративный материал по выдвижению гипотезы. -
Подготовка и участие в школьном туре олимпиад по различным предметам.
Тренировочный материал на основе олимпиад прошлых лет. Олимпиады школьного уровня. -
Участие в муниципальном этапе предметных олимпиад.
Тренировочный материал на основе олимпиад прошлых лет. Олимпиады муниципального уровня. *Не занятые в мероприятиях самостоятельно работают по выбранным темам. -
Поиск возможных вариантов решения, выдвинутых проблем.
Умение видеть проблему. Тренинговый и иллюстративный материал по решению проблем. -
Участие в областных и всероссийских конкурсах (КИТ, Русский медвежонок и т.д.).
Участие в конкурсах различного уровня (по желанию). *Не занятые в мероприятиях самостоятельно работают по выбранным темам. -
Подготовка к тестированию.
Компьютерное тестирование (пробное). -
Тестирование.
Компьютерное тестирование. -
Обобщение изученных материалов.
Учимся делать выводы. -
Индивидуальные консультации.
Индивидуальная работа по выбранным темам (по скользящему графику). -
Участие в областных и всероссийских конкурсах (Кенгуру, Фактор роста, Инфознайка и т.д.).
Участие в конкурсах различного уровня (по желанию). *Не занятые в мероприятиях самостоятельно работают по выбранным темам. -
Требования к оформлению исследовательских работ.
Как правильно оформить подготовленную работу (теория и практика). -
Рекомендации к защите работ.
Какую защиту выбрать? Как вести себя во время защиты (советы психолога). -
Подготовка к защите (разработка буклетов, презентаций, оформление титульного листа, списка литературы, оглавления).
Использование компьютерных технологий при оформлении работ. -
Защита проектов
Школьная научно-практическая конференция «Юные исследователи». -
Марафон вопросов (подготовка к интеллектуальной игре).
Подготовка к интеллектуальной игре. Кроссворды, загадки, занимательные задачи по различным предметам и т.п. (решение и составление). -
Участие в областных и всероссийских конкурсах (ЧИП, Фактор роста и т.д.).
Участие в конкурсах различного уровня (по желанию). *Не занятые в мероприятиях самостоятельно готовятся к интеллектуальной игре. -
Интеллектуальная игра.
Итоговое мероприятие. -
Слет отличников и ударников.
Подготовка и проведение традиционного школьного слета отличников и ударников. -
Выходная анкета. Отзывы о работе кружка.
Проведение выходной анкеты. Отзывы о работе кружка и пожелания. -
Итоговое занятие. Подведение итогов за год.
Ознакомление с результатами анкеты. Составление плана работы на следующий год.
Список рекомендуемой литературы для учителя:
-
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.
-
Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И.Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2008.
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
-
Клуб Внеклассных Дел: Интеллектуальные вечера и викторины / Е.А.Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
-
Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад / Н.А.Шаульская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Отдел образования Комитета социальной политики
администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
Утверждена Утверждена
Методическим советом городским экспертным
МОУ СОШ №20 советом
«30» августа 2010г. «12» октября 2010г.
Протокол № ____ Протокол №8
Председатель ШМС Председатель ГЭС
Ермакова О.В. Щербакова Н.А.
Авторская методическая разработка
программы кружка
Интеллектуал - 2
для 9-11 классов
Авторы:
Войлошникова Елена
Брониславовна,
учитель русского языка
и литературы ВКК;
Кизилова Марина Викторовна,
учитель информатики I КК
Рецензенты:
Литвинцева Наталья Аркадьевна,
учитель
русского языка и литературы
МОУ СОШ
№ 1 ВКК;
Трофимова Анастасия
Федоровна,
заместитель директора по
УВР
МОУ СОШ №20
Тулун, 2010
Пояснительная записка
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В данной ситуации становится актуален кружок «Интеллектуал - 2», который предназначен для учащихся 9-11-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью.
Цель: оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.
Задачи:
-
Обучить основам научных методов, единых для большинства наук, дать представление о планировании эксперимента.
-
Дать представление о научной логике и изучить ее основы.
-
Привить навыки самостоятельной научной работы, развить творческое отношение к исследованию.
-
Сформировать представление о различных видах письменных научных работ.
-
Продолжить обучение школьников основам оформления работы.
-
Пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов.
-
Научить продуманной аргументации и культуре рассуждения
Курс занятий кружка рассчитан на 64 часа (по два академических часа в неделю) и разделён на четыре блока (по четвертям): олимпиады по различным предметам, интеллектуальное тестирование, научно-практическая конференция, интеллектуальная игра. Количество часов на конкретную тему можно варьировать в зависимости от уровня подготовленности школьника, наличия материала, его доступности.
В конце года проводится традиционный слет отличников и ударников, где участники кружка являются активными участниками.
Критерии эффективности:
-
организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
-
формирование мотива предстоящей деятельности;
-
использование различных, в том числе и технических, источников знаний;
-
обучение учащихся различным способам переработки информации;
-
личностно-ориентированный подход;
-
опора на сильные стороны ученика;
-
опора на самостоятельность и самодеятельность ученика и др.
Ожидаемые результаты:
-
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
-
Творческая самореализация учащихся.
-
Формирование четкой, грамотной речи.
-
Развитие творческих способностей.
-
Формирование самостоятельности.
-
Формирование навыков эффективного общения.
-
Улучшение способности к концентрации внимания.
Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно-исследовательских конференциях, защиты работы на научно-практической конференции.
Виды деятельности учащихся:
-
Наблюдение.
-
Компьютерный практикум.
-
Использование ресурсов Интернета.
-
Анализ различных источников.
Формы проведения занятий: консультирование, практические и семинарские занятия, беседы, деловые игры, социологические исследования процессов, лекция, практические занятия, лабораторные занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе. При выполнении научного исследования по данной программе школьник будет обучен работе с разными источниками информации: научная литература, СМИ, выставки и экспозиции, архивы, Интернет.
Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе.
Контроль: самостоятельное выполнение исследовательской работы (составление плана исследования, представление документации по экспериментальной части работы, составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.)
Развивающий аспект программы:
-
Переход на более высокий уровень исследовательской культуры школьников, повышение качества знаний, культуроёмкости.
-
Рост активности учащихся в научно-исследовательской деятельности.
По окончании кружка обучающийся должен:
Знать
-
понятийный аппарат для ведения научной работы;
-
сущность и виды научно-исследовательской работы;
-
методы и принципы исследования;
-
требования к написанию и оформлению работы.
Уметь:
-
работать с разнообразными источниками;
-
определять объект и предмет, методы исследования;
-
определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать, делать выводы;
-
проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;
-
разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования;
-
работать с компьютерными программами (офисные приложения, программы тестирования и др.).
Владеть:
-
методами обработки информации из различных источников;
-
методами решения экспериментальных задач;
-
методами рационального запоминания;
-
навыками публичных выступлений.
Требования к реализации данной программы: компьютерный класс, сеть Интернет (дополнительно), мультимедийный проектор, научно-методическая литература.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
1 четверть (16 часов) |
||
|
Цели и задачи научного исследования. |
2 |
|
Выбор темы исследования. Широкие и узкие темы. |
2 |
|
Определение объекта и предмета исследования. |
1 |
|
Методы исследования |
2 |
|
Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка. |
1 |
|
Подготовка и участие в школьном туре олимпиад по различным предметам |
8 |
2 четверть (14 часов) |
||
|
Участие в муниципальном этапе предметных олимпиад |
6 |
|
Обработка полученной информации. |
1 |
|
Составление плана прочитанного, ксерокопирование, сканирование, вставка в текст рисунков, фотографий, тезисов. |
1 |
|
Использование различных принципов исследования |
1 |
|
Основные требования к научному стилю изложения – точность, ясность, краткость. |
1 |
|
Участие в областных и всероссийских конкурсах (КИТ, Русский медвежонок и т.д.) |
2 |
|
Тестирование |
2 |
3 четверть (20 часов) |
||
|
Участие в областных и всероссийских конкурсах (Кенгуру, Фактор роста, Инфознайка и т.д.) |
2 |
|
Требования к оформлению исследовательских работ |
2 |
|
Правильность подачи цитат, ссылок на источники информации. Что нравится и что не нравится экспертам при защите работ? |
2 |
|
Рекомендации к защите работ |
2 |
|
Установки. Психологический тренинг «Как добиться успеха» |
1 |
|
Составление тезисов. |
1 |
|
Культура выступления и ведения дискуссии |
1 |
|
Подготовка к защите (разработка буклетов, презентаций, оформление титульного листа, списка литературы, оглавления, графиков, анкет и т.п.) |
6 |
|
Создание презентации научно-исследовательской работы. |
1 |
|
Защита проектов |
2 |
4 четверть (18 часов) |
||
|
Марафон вопросов (подготовка к интеллектуальной игре) |
6 |
|
Участие в областных и всероссийских конкурсах (ЧИП, Фактор роста и т.д.) |
2 |
|
Интеллектуальная игра |
2 |
|
Слет отличников и ударников |
4 |
|
Выходная анкета. Отзывы о работе кружка |
2 |
|
Итоговое занятие. Подведение итогов за год. |
2 |
ИТОГО: |
68 часов |
Содержание курса
-
Цели и задачи научного исследования.
Сущность и виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование, проект. -
Выбор темы исследования.
Широкие и узкие темы. Лаконизм и точность формулировки темы. Обоснование актуальности темы. -
Определение объекта и предмета исследования.
Понятие об объектах и предметах исследования. -
Методы исследования.
Понятие о методах исследования (эмпирические методы и теоретические методы).
-
Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка.
Практическая разработка гипотезы и задач исследования. -
Подготовка и участие в школьном туре олимпиад по различным предметам.
Тренировочный материал на основе олимпиад прошлых лет. Олимпиады школьного уровня. -
Участие в муниципальном этапе предметных олимпиад.
Тренировочный материал на основе олимпиад прошлых лет. Олимпиады муниципального уровня. *Не занятые в мероприятиях самостоятельно работают по выбранным темам. -
Обработка полученной информации.
Выделение главного и второстепенного в письменных источниках информации. -
Составление плана прочитанного, ксерокопирование, сканирование, вставка в текст рисунков, фотографий, тезисов.
Работа с применением ИКТ. -
Использование различных принципов исследования.
Пересмотр научных фактов на новом, более качественном уровне. -
Основные требования к научному стилю изложения – точность, ясность, краткость.
Отличия устного доклада от письменного. -
Участие в областных и всероссийских конкурсах (КИТ, Русский медвежонок и т.д.).
Участие в конкурсах различного уровня (по желанию). *Не занятые в мероприятиях самостоятельно работают по выбранным темам. -
Тестирование.
Компьютерное тестирование. -
Участие в областных и всероссийских конкурсах (Кенгуру, Фактор роста, Инфознайка и т.д.).
Участие в конкурсах различного уровня (по желанию). *Не занятые в мероприятиях самостоятельно работают по выбранным темам. -
Требования к оформлению исследовательских работ.
Как правильно оформить подготовленную работу (теория и практика). -
Рекомендации к защите работ.
Какую защиту выбрать? Как вести себя во время защиты (советы психолога). -
Правильность подачи цитат, ссылок на источники информации. Что нравится и что не нравится экспертам при защите работ?
Оформление цитат и ссылок. -
Рекомендации к защите работ.
Как вести себя во время защиты. -
Установки. Психологический тренинг «Как добиться успеха».
Советы психолога. -
Составление тезисов.
Требования к составлению тезисов. -
Культура выступления и ведения дискуссии.
Соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. -
Подготовка к защите (разработка буклетов, презентаций, оформление титульного листа, списка литературы, оглавления, графиков, анкет и т.п.).
Использование компьютерных технологий при оформлении работ. -
Создание презентации научно-исследовательской работы.
Подготовка к выступлению на конференции. -
Защита проектов.
Школьная научно-практическая конференция «Юные исследователи». -
Марафон вопросов (подготовка к интеллектуальной игре).
Подготовка к интеллектуальной игре. Кроссворды, загадки, занимательные задачи по различным предметам и т.п. (решение и составление). -
Участие в областных и всероссийских конкурсах (ЧИП, Фактор роста и т.д.).
Участие в конкурсах различного уровня (по желанию). *Не занятые в мероприятиях самостоятельно готовятся к интеллектуальной игре. -
Интеллектуальная игра.
Итоговое мероприятие. -
Слет отличников и ударников.
Подготовка и проведение традиционного школьного слета отличников и ударников. -
Выходная анкета. Отзывы о работе кружка.
Проведение выходной анкеты. Отзывы о работе кружка и пожелания. -
Итоговое занятие. Подведение итогов за год.
Ознакомление с результатами анкеты. Составление плана работы на следующий год.
Список рекомендуемой литературы для учителя:
-
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.
-
Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И.Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2008.
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
-
Клуб Внеклассных Дел: Интеллектуальные вечера и викторины / Е.А.Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
-
Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад / Н.А.Шаульская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Вебинар «Будни и праздники в детском оздоровительном лагере: методические рекомендации организаторам летнего отдыха детей и подростков»
- Управление качеством образования: компетентностный подход в контексте ФГОС ОО