В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

"Учителей не готовят к тому, чего они требуют от учеников"

7 ноября 201621:18
"Учителей не готовят к тому, чего они требуют от учеников"

Такое мнение в интервью высказал академик РАО, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов.

- Виктор Александрович, наши школьники постоянно сдают какие-то экзамены – вступительные, промежуточные, выпускные. Скажите, а выпускников педвузов как-то "фильтруют" на входе в школу? Они готовы к работе учителя?

- В России у документа о послешкольнольном образовании два предназначения: с одной стороны диплом свидетельствует об окончании учебного заведения и допуске на более высокую ступень образования (аспирантуру в случае высшего образования), с другой стороны – дает пропуск на рынок труда. Кстати, в мире далеко не везде так: во Франции, например, ты можешь окончить Сорбонну, но работать в школе тебе не разрешат до тех пор, пока успешно не сдашь экзамен на профквалификацию.

Готов ли выпускник педвуза, получив диплом "два в одном", реально работать в школе? Практика показывает, что не очень. Его приходится "доводить до ума". Кстати, неслучайно многие директора школ, когда сравнивают выпускников педколледжей и вузов, говорят, что "к станку" – к работе в классе в начальной школе – лучше подготовлены выпускники именно колледжей.

В школьных стандартах прописано, что дети должны овладеть прекрасными метапредметными компетенциями — они должны приобрести навыки анализа и критического мышления, получить хорошие коммуникативные компетенции, научиться работать в кооперации. Но разве мы готовим к этому наших студентов педвузов? Как правило, нет. В вузах есть лекции, семинары и экзамены, где каждый сам за себя; и есть практика, во время которой, казалось бы, должна проводиться совместная работа, но по факту проводится она редко, и во многих педвузах практика до сих пор воспринимается как очень не обременительная нагрузка для преподавателей.

Выходит, что мы не готовим будущего учителя к тому, чего требуем от школьника. Но согласитесь, едва ли человек, который сам не владеет той или иной компетенцией, способен научить владеть ею кого-то другого.

- Какими конкретными компетенциями, на ваш взгляд, непременно должен владеть будущий педагог?

- Ответ на этот вопрос пытался найти Евгений Ямбург, который со своей командой разработал профстандарт педагога. На мой взгляд, коллеги перестарались, написали "хотелки". Они нарисовали портрет идеального, а не реального педагога; скорее даже не педагога, а портрет хорошей школы, в которой педагоги работают и с одаренными детьми, и с детьми с девиантным поведением, и с родителями.

Что мы проверяем у будущего учителя, когда выдаем ему диплом? Мы проверяем знание предметов – физики, математики, литературы, русского языка и др. Нужно? Бесспорно. Кроме того, во время защиты диплома мы проверяем, умеет ли он заниматься исследовательской работой, точнее сказать, квазиисследовательской работой, поскольку часто речь идет не о новом знании, а о некой компиляции уже известных знаний. Но проверяем ли мы его профессиональные компетенции — то, как он умеет работать с детьми? Нет! Считается, что он научился этому умению во время педпрактики.

Последнее время все чаще возникают разговоры о том, что надо вводить профессиональный экзамен для наших педагогов. Речь идет не о дополнительном тесте, а о более сложной оценочной деятельности, прототипы которой в России хорошо известны. Нечто подобное делается в бизнес-образовании: создаются кейсы, проверяющие владение теми или иными компетенциями. Вполне вероятно, что с одним кейсом смогут работать сразу два-три студента, а это уже групповая работа, о которой я говорил ранее.

- Как можно у каждого выпускника проверить все компетенции, которые прописаны в профстандарте?

- Все должно зависеть о того, к какому типу деятельности он готовится. Если он идет в элитную гимназию, надо проверять умеет ли он работать с одаренными и мотивированными детьми. Если он идет в школу в сложном микрорайоне, надо проверять умеет ли он проводить работу по предотвращению асоциального и девиантного поведения. В школе для детей с ОВЗ – требуются одни компетенции, в школе, где много мигрантов – другие, в сельской малокомплектной школе – третьи. Надо проверять именно то, что потребуется в зоне ближайшего профессионального будущего данного педагога.

- Не получится так, что подобные проверки загонят молодого педагога в рамки узкого профиля?


- У него может быть один диплом, но много дополнительных сертификатов, подтверждающих владение той или иной компетенцией. Это как мощный двигатель, к которому можно по мере необходимости добавлять разные агрегаты: если надо пахать, можно прицепить плуг, надо боронить – борону, надо сеять – сеялку, надо молотить — молотилку. Каждый раз учитель, овладевший новым уровнем компетенции, получает сертификат и соответствующее вознаграждение. Согласитесь, одно дело учить математике незрячих детей, и совсем другое – здоровых ребят.

- Предположим, педагог получил все эти компетенции. Как можно проверить качество его работы?

- О качестве работы учителя нужно судить только по добавленным знаниям: если по твоему предмету дети были на одном уровне, с тобой поработали, вышли на другой, значит ты хороший педагог. Для этого требуется независимая система оценки внутри школы: надо проводить мониторинги и срезы успеваемости, фиксировать прогресс и регресс.

Я категорический противник оценивания педагога старшей школы только по результатам ГИА и ЕГЭ. Конечно, экзамены дают определенную информацию, но всегда нужно учитывать социокультурный контекст, включая даже информацию о наличии у старшеклассника бабушки с высшим образованием. Если папа и мама академики, а ребенок сдал ЕГЭ на 80 баллов, надо разобраться, почему он так плохо сдал. А если ребенок из многодетной семьи, где его воспитывает одинокая мама, получил 50 баллов, то учителя такого ребенка можно и похвалить. Лобовые сравнения здесь неуместны.

- Но опять-таки мы говорим о проверке результативности учеников, а не самих учителей…

- Давайте спросим учителей, умеют ли они формировать у детей патриотизм. Конечно, они скажут, что умеют, запросто напишут замечательное эссе на эту тему. Но будут ли они это делать в школе? Учитель может знать, но не делать. Надо проверять деятельность педагога, а его деятельность заключается в детях, в их развитии.

Ясно, что торопиться здесь нельзя. Как только по результатам проверки будут приняты административные меры, как только мы начнем наказывать или поощрять учителей, тут же начнутся перегибы на местах. Это как в той старой байке, когда в одном из регионов обком КПСС потребовал учить детей без троек, и буквально за год в школе остались одни отличники и хорошисты. Кстати, если говорить про патриотизм, то надо оценивать не деятельность конкретного учителя или, упаси Боже, уровень развития патриотизма у конкретного ученика, а всю ситуацию школьной среды – создает ли она условия для формирования патриотического сознания у школьников. И неплохо было бы сначала договориться о том, что мы вкладываем в это понятие.

Главное – культура оценивания деятельности учителя. Шаги в данном направлении предпринимаются, но проблема основательно не проработана. Есть стимулирующие надбавки, но четко не прописано кому и за что их начислять. Например, в некоторых школах учителям доплачивают за участие детей во внешкольных мероприятиях — бывает, что детей пинками загоняют на эти мероприятия. В одном из регионов министр шутит, что бабушки боятся подходить к перекресткам – к ним тут же подбегают школьники, хватают на руки, перетаскивают на другую сторону улицы — лишь бы она подписала бумагу о том, что они помогли ей в сложной жизненной ситуации.

Учителя в школах уже начинают собирать то, что у детей в системе образования называется портфолио – от сертификатов о прохождении курсов повышения квалификации до дипломов участников разных мероприятий. Но изменилась ли от этого реальная деятельность учителя? Вопрос остается открытым. Да, мы постепенно уходим от знаниевой парадигмы, но к оценке реальной эффективности работы учителя мы еще не пришли. Эта ближайшая задача, которая стоит перед педагогической наукой и управленцами.

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru