В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Ключевая проблема российского образования — различия в образовательных достижениях детей из разных школ

27 апреля 201600:00
Ключевая проблема российского образования — различия в образовательных достижениях детей из разных школ

Ключевая проблема российского образования — различия в образовательных достижениях детей из разных школ. К такому выводу пришли исследователи и аналитики Института образования и Института институциональных исследований Высшей школы экономики, Центра оценки качества образования РАО, Института социологии РАН. Они попытались ответить на вопрос, есть ли в России проблемы, связанные с неравенством в образовании, и если есть, то как их решать. В статье "Бедность родителей не должна мешать образованию их детей", опубликованной на сайте НИУ ВШЭ, научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин рассказал о результатах этого исследования.

По словам Фрумина, по-прежнему существует риск получения лучшего образования представителями привилегированных групп, формирования очагов бедности и закупорки каналов социальной мобильности. Приводя пример, эксперт рассказал, что 20 лучших московских школ или в центре, или вдоль красной ветки метро. То есть в больших районах, где живут миллионы людей, нет ни одной школы, дающей образование высшего качества.

Неравенство в образовании влияет и на результаты ЕГЭ: предполагается, что экзамен сегодня — честный и объективный инструмент, однако если его сдает выпускник школы с "накопленным отставанием", он перестает быть честным — ведь вся предыдущая траектория обучения привела к тому, что разные дети находятся в разных условиях.

Результаты исследования показали, что ключевая проблема российского образования — различия в образовательных достижениях детей из разных школ. В начальной школе для всех должны создаваться равные возможности, но именно на этом уровне происходит неформальная селекция детей, дети из семей с культурным капиталом зачастую учатся по программам повышенного уровня.

"Целенаправленная селекция происходит в основной школе: уже в 7-8 классе некоторым детям говорят, что им лучше пойти в техникум, потому что ЕГЭ они все равно не сдадут. В результате доля выпускников 9 класса, которые идут получать среднее профессиональное образование, растет — на сегодня это примерно 40 % детей 15-16 лет. В техникумы идут в основном дети из бедных семей, тем самым отрезая себе путь наверх", - говорится в сообщении вуза.

- В одном из исследований нас поразил вывод, что после 9 класса дети примерно с одинаковыми результатами, но из разных семей, выбирают разные траектории, — отметил Исак Фрумин. — Если семья более образованная, они учатся дальше, менее образованная — уходят из школы. Есть и противоположные примеры, но в целом это так.

Наконец, когда в старшей школе начинается профильное обучение и борьба за поступление в самые престижные вузы, дети из элитных школ, занимающиеся с репетиторами, имеют явное преимущество. "И хотя в России формально достигнута универсальная доступность высшего образования для выпускников школ, дифференциация между вузами слишком велика: чем выше доход семьи, тем в более престижный вуз поступает ребенок, а ведущие вузы в России финансируются лучше остальных", - констатируют исследователи.

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru