В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Ключевая проблема российского образования — различия в образовательных достижениях детей из разных школ

27 апреля 201600:00
Ключевая проблема российского образования — различия в образовательных достижениях детей из разных школ

Ключевая проблема российского образования — различия в образовательных достижениях детей из разных школ. К такому выводу пришли исследователи и аналитики Института образования и Института институциональных исследований Высшей школы экономики, Центра оценки качества образования РАО, Института социологии РАН. Они попытались ответить на вопрос, есть ли в России проблемы, связанные с неравенством в образовании, и если есть, то как их решать. В статье "Бедность родителей не должна мешать образованию их детей", опубликованной на сайте НИУ ВШЭ, научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин рассказал о результатах этого исследования.

По словам Фрумина, по-прежнему существует риск получения лучшего образования представителями привилегированных групп, формирования очагов бедности и закупорки каналов социальной мобильности. Приводя пример, эксперт рассказал, что 20 лучших московских школ или в центре, или вдоль красной ветки метро. То есть в больших районах, где живут миллионы людей, нет ни одной школы, дающей образование высшего качества.

Неравенство в образовании влияет и на результаты ЕГЭ: предполагается, что экзамен сегодня — честный и объективный инструмент, однако если его сдает выпускник школы с "накопленным отставанием", он перестает быть честным — ведь вся предыдущая траектория обучения привела к тому, что разные дети находятся в разных условиях.

Результаты исследования показали, что ключевая проблема российского образования — различия в образовательных достижениях детей из разных школ. В начальной школе для всех должны создаваться равные возможности, но именно на этом уровне происходит неформальная селекция детей, дети из семей с культурным капиталом зачастую учатся по программам повышенного уровня.

"Целенаправленная селекция происходит в основной школе: уже в 7-8 классе некоторым детям говорят, что им лучше пойти в техникум, потому что ЕГЭ они все равно не сдадут. В результате доля выпускников 9 класса, которые идут получать среднее профессиональное образование, растет — на сегодня это примерно 40 % детей 15-16 лет. В техникумы идут в основном дети из бедных семей, тем самым отрезая себе путь наверх", - говорится в сообщении вуза.

- В одном из исследований нас поразил вывод, что после 9 класса дети примерно с одинаковыми результатами, но из разных семей, выбирают разные траектории, — отметил Исак Фрумин. — Если семья более образованная, они учатся дальше, менее образованная — уходят из школы. Есть и противоположные примеры, но в целом это так.

Наконец, когда в старшей школе начинается профильное обучение и борьба за поступление в самые престижные вузы, дети из элитных школ, занимающиеся с репетиторами, имеют явное преимущество. "И хотя в России формально достигнута универсальная доступность высшего образования для выпускников школ, дифференциация между вузами слишком велика: чем выше доход семьи, тем в более престижный вуз поступает ребенок, а ведущие вузы в России финансируются лучше остальных", - констатируют исследователи.

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru