В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Календарно-тематическое планирование фронтальных и индивидуальных психологических коррекционно-развивающих занятий

Календарно-тематическое планирование фронтальных и индивидуальных психологических коррекционно-развивающих занятий

Наталья Маркина
Тип материала: Планирование
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 11935 комментариев: 2
Краткое описание
Программа фронтальных и индивидуальных  коррекционно-развивающих  психологических занятий составлена в соответствии с программой для  общеобразовательной школы/  Т.Г. Рамзаева «Русский язык», Л.Ф. Климанова «Литературное чтение», М.И. Моро « Математика» Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми  документами:
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
прогггг.docx Скачать

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gifКалендарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих фронтальных и индивидуальных занятий для обучающихся с ОВЗ 2 «К», 4 «К» классов.



Маркина Наталья Викторовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 10», педагог-психолог

ХМАО-ЮГРА, г. Нефтеюганск





















http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

1.Пояснительная записка

1.1 Нормативно – правовая база и УМК

Программа фронтальных и индивидуальных коррекционно-развивающих психологических занятий составлена в соответствии с программой для общеобразовательной школы/ Т.Г. Рамзаева «Русский язык», Л.Ф. Климанова «Литературное чтение», М.И. Моро « Математика» Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Программа составлена в соответствии с нормативными документами:

федерального уровня:

- Закон Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно – эпидемиологические правила и нормы СанПиН, 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189.;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 о «Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе». (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

- «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);

- «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе». (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

регионального уровня:

- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 августа 2014 г. № 1138 «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, на 2015-2016 учебный год»;

школы:

- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №10»

- Учебным планом на 2015-2016 учебный год

- Положение «О рабочей программе курса русский язык в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №10» от 30.08.2013г № 612





http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gifУМК

Психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

На основании Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статьи 42.

КОУ «Нефтеюганская школа для обучающихся с ОВЗ»

УМК

п/п

Автор

Название

1.

Бабкина Н.В.

«Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития». Пособие для школьного психолога.

2.

Локалова Н.П.

«120 уроков психологического развития младших школьников» (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов).

3.

а) М.И. Моро

б) А.А. Плешаков

в) Т.Г. Рамзаева

г)Л.Ф. Климанова

«Математика»

«Окружающий мир»

«Русский язык»

«Литературное чтение»

4.

О. В. Хухлаева

«Лесенка радости»


Диагностирование обучающихся с ОВЗ.

Название методики

Автор (рекомендации)

Кл.

Показатели

1.

Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Метод. руководство.

Л.А. Ясюкова. Госстандарт России

Комплексное обеспечение психологической практики.




2-е




Приложение №1

2.

«Коррекция» Лилия

О.Н. Усанова

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации



http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gifПриложение №1


Показатели

Зоны

I

уровень патологии

II

слабый уровень, субнорма

III

средний уровень, норма

IV

хороший уровень

V

высокий уровень

1. Речевое развитие

0-4

5-9

10-14

15-18

19-20

2. Визуальное мышление

линейное

0-4

5-6

7-9

10-11

12

структурное

0-1

2-4

5-8

9-11

12

3. Понятийное интуитивное мышление

0-1

2-3

4-5

6-7

8

4. Понятийное логическое мышление

0-1

2-3

4-7

8-10

11

5. Понятийное речевое мышление

0-1

2-4

5-9

10-11

12

6. Понятийное образное мышление

0-1

2-4

5-6

9-12

13-15

7. Абстрактное мышление

-

0-1

2

3 (при усл. 2,3,4=III-V)

4 (при усл. 2,3,4=IV-V)

8. Скорость переработки информации


14

15-17

18-29

30-39

40

2 - классникb

19

20-27

28-36

37-44

45

9. Внимательность

0,89

0,9-0,91

0,92-0,95

0,96-0,97

0,98

10. Зрительно-моторная координация

Качественный анализ

11. Кратковременная речевая память

0-1

2

3-4

5-6

7-9

12. Кратковременная зрительная память

0-1

2-4

4,5-7

7,5-9

10-16

13. Тревожность

баллы

-

0-1

2-5

6-7

8-14

%

-

0-7,2

14,3-35,7

42,9-50

57,1

14. Энергия

-

0-0,5

0,51-0,91

0,92-1,9

2-5

15. Настроение

-

20

18-10

8-0

-








http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gifПрограмма курса по развитию познавательной деятельности младших школьников (Автор Н.В. Бабкина)

Название раздела

Основные задачи года обучения

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Развитие аналитико-синтетической сферы

-Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне.

-Развитие способности анализировать простые закономерности.

-Умение выделять в явлении разные стороны, вычленять в предмете разные особенности.

-Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать.

-Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.

-Продолжение развития наглядно-образного мышления и способности анализировать.

-Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков.

-Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования.

2.

Развитие внимания.

-Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.

-Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля.

-Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.

-Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане.

3.

Развитие восприятия и воображения.

-Развитие пространственной ориентировки, восприятия объема, выделение фигуры из фона.

-Формирование элементов конструкторских навыков и творческого воображения.

Развитие восприятия «зашумленных» объектов.

-Формирование элементов конструкторского мышления и конструкторских навыков.

-Развитие переключения внимания.

-Формирование навыков произвольности.

-Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

4.

Развитие памяти.

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти.

- Развитие визуальной и аудиальной памяти.

--Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, перевода из кратковременной в долговременную память).

- Развитие визуальной и аудиальной, кратковременной и долговременной памяти.

5.

Развитие личностно-мотивационной сферы.

-Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации.

-Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.

-Развитие навыков совместной деятельности.

-Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности, завершение формирования соц.статусаученика.

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif1.Цель коррекционной психологической работы на 2015-2016 учебный год: ученик с положительным развитием психических процессов: внимания, памяти (слуховой), мыслительными операциями (аналогии, обобщение, классификации, общая осведомленность). Восприятием окружающей действительности. Положительным отношением к школе, умеющий справляться со своим эмоциональным состоянием, с навыками конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и имеющий благоприятный статус в коллективе.

Специфические общие задачи коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста:

  • Формирование отчётливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребёнку осознанно воспринимать учебный материал.

  • Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям(осознание новой социальной роли ученика, ответственное отношение к учёбе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения)

  • Формирование учебной мотивации: последовательное замещение отношений «взрослый-ребёнок», преобладающих на начальном этапе обучения в классах КРО, на отношения «учитель-ученик», которые служат основой для формирования познавательных интересов.

  • Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.

  • Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять её в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.

  • Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений).

  • Повышение уровня общего развития школьников и коррекции индивидуальных отклонений.

  • Охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников.

  • Организация благоприятной социальной среды.

Основными коррекционными задачами образовательного процесса в системе являются:

1. Коррекция отдельных сторон психических действий:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания,

  • развитие зрительной памяти и внимания,

  • развитие пространственных представлений и ориентации

  • развитие представлений о времени

  • развитие слуховой памяти и внимания;

2.Развитие основных мыслительных операций:

  • навыки соотносительного анализа,

  • навыки группировки и квалификации,

  • умение работать по инструкции и по алгоритму,


http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gifумение планировать деятельность

3.Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно – образного мышления,

  • развитие словесно – логического мышления.

4.Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

Задачи:

1.Коррекция ВПФ

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слуховой памяти и внимания;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

2 .Развитие основных мыслительных операций:

- навыки соотносительного анализа;

- навыки группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умение планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей

-корректировать высшие психические функции через упражнения на развитие ВПФ (внимание, память, словесно-логическое мышление),

-развивать познавательную активность,

-совершенствовать коммуникативные навыки

-развивать пространственные и временные представления,

-развивать зрительное восприятие, зрительный гнозис, анализ и синтез, зрительную память, слуховое внимание и память, логическое мышление.

3. Развитие видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словарно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями).

4. Коррекция нарушений в развитии ЭВС (владение приемами самоконтроля, коммуникативными способностями, обучению контролю по результатам, способу, контролю выполнения деятельности и др.).


http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gifПредполагаемый результат:

-ученик, владеющий положительным развитием психических процессов: внимания, памяти (слухоречевой, зрительной), мыслительными операциями, владеющий приемами обобщения, классификациями, общим уровнем осведомленности не ниже среднего. Восприятием окружающей действительности.

Положительным отношением к школе, адекватной самооценкой, умеющий справляться со своим эмоциональным состоянием, навыками конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и имеющий благоприятный статус в коллективе.

Принципы коррекционного воздействия: патогенетический принцип; принцип тесной взаимосвязи развития ВПФ и познавательных процессов; принцип учёта поэтапности формирования познавательных, коммуникативных умений, онтогенетический принцип, принцип комплексного и системного подхода, принцип дифференцированного подхода.

Методы коррекционного воздействия:

1. Практические методы: упражнение, игра, моделирование.

2. Наглядные методы: наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видео, презентаций, прослушивание записей, показ образца.

3. Словесные методы: беседа, чтение.


1.4 Организация учебного процесса

Годовой календарный учебный график на 2015-2016 учебный год.



1 четверть

Учебные дни

Каникулы

С 01.09.15г. по 02.11.15г.

02.11.15по 08.11.15г.

2 четверть

09.11.15г. по 28.12.15г.

28.12.15г. по 10.01.16.

3 четверть

11.01.16 г. по 21.03.16г.

21.03.16 г. по 29.03.16 г.

4 четверть

30.03.16г. по 30.05.16 г.

31.05.16 г. по 31.08.16 г.


1.4.1 Реализуемые технологии

Ведущая технология – коррекционно-развивающее обучение.

Коррекционно-развивающее образование определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений в развитии детей.

Содержание образования в системе КРО сохраняет базовый компонент традиционной системы и отличается особенностями, отражающими коррекционно-развивающую направленность обучения.

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gifВ свете модернизации образования важная цель определяется следующим образом: привести ребёнка к этапу основной ступени обучения, с существенными изменениями в его развитии, то есть, с теми новообразованиями, которые определяются не только приобретённым жизненным опытом, но и системой их обучения. Цель начального обучения в системе коррекционно-развивающего обучения совпадает с целью традиционного начального обучения – сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения, основы личной гигиены и здорового образа жизни.

Принципы построения содержания учебного материала:

-практической направленности изучаемого материала; опоры на жизненный опыт, выделения сущностных признаков изучаемых явлений и объективных внутренних связей в содержании обучения как в рамках одного предмета, так и между предметами; необходимости и достаточности при определении объёма предъявляемого содержания; введение в содержание коррекционных разделов, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности, актуализацию усвоенных ранее знаний и формирование общеинтеллектуальных умений и навыков.

Дидактические принципы:

-принцип пропедевтического характера обучения (введение в содержание обучения разделов, обеспечивающих готовность к восприятию программного материала);

-коррекционно-развивающей направленности обучения (решение задач общего развития и коррекции отклонений в развитии ребёнка);

-ориентации обучения на «зону ближайшего развития»;

-дифференцированного подхода (учёт индивидуальных отклонений в развитии ребёнка);

-комплексного воздействия (психолого-педагогическое сопровождение обучения).

Методическая основа технологии КРО – индивидуализация и дифференциация учебного процесса.

Методы обучения:

1.Метод словесного обучения:

-беседа (проверка прочности и сознательности усвоения учебного материала, развитие самостоятельности суждений);

-объяснение (метод сообщения новых знаний).

2.Метод наблюдения:

-является одновременно методом познания и психологического исследования;

-дает возможность целенаправленного восприятия психических явлений и более широкого сбора информации.

3.Метод экспериментальной и дифференциальной психологии:

-экспериментальный метод проверки своих личностных и познавательных особенностей (самооценки, самоконтроля в

общении и т.д.)

4.Методы психической саморегуляции и тренировки психических функций:

-аутогенная тренировка;

- релаксация.

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif5.Метод «Активного слушания»:

-анализ проблемы говорящего, активное слушание помогает понять - ЧТО стоит за тем или иным высказыванием человека, помогает посмотреть на мир «сквозь его очки», показывает, насколько мы внимательны к собеседнику.

-чтобы убедиться в правильности своего понимания собеседника необходимо ПЕРЕФОРМУЛИРОВАТЬ ТО, ЧТО сказал собеседник: «Таким образом...», «Говоря другими словами...», «Если я правильно понял...» - и далее своими словами изложить суть проблемы собеседника. Активное слушание помогает детям воспринимать свои эмоции естественно, учит: чувства - это друзья. Помогает осознанию реальных или подразумевающихся проблем, дает начало процессу их разрешения. И, что очень важно, - НЕ ОСТАВЛЯЕТ РЕБЕНКА ОДИН НА ОДИН СО СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ!

6.Метод «Я-высказывание» («Я-сообщение», «Я-замечание»): передает действительное положение вещей, оно содержит минимум отрицательной оценки, не причиняет обиды ребенку, не вызывает у него реакцию защиты. Ребенок свободен; его энергия направлена не на то, чтобы обижаться, возмущаться, злиться, а на то, чтобы попробовать проявить внимание и заботу и исправить ситуацию.

7.Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы.

1.4.1. Реализуемые технологии:

Педагогические технологии направлены на повышение качества образования и развитие образовательной мотивации обучающихся, формирование и преобразование комфортной развивающей образовательной среды, в которой каждый обучающийся существует как активный субъект образовательного процесса.

На занятиях применяются следующие технологии:

п\п

Наименование технологии

Количество уроков

Процент к общему количеству

1

Коррекционно – развивающее обучение (Шевченко)

66

100 %

3

Информационно - коммуникационная

16

19 %

4

Технология использования в обучении игровых методов

50

49 %












1.4.2 Формы организации процесса коррекционного обучения: индивидуальная, групповая.

С учётом данных диагностического обследования и на основе общешкольного расписания сформированы следующие группы:

На коррекционно-развивающие занятия зачислено 21 человек.



http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif2.. Тематическое планирование.

2.1. Распределение часов по четвертям

Программа фронтальных психологических занятий общим объёмом для групп:Ф1-66ч.,ф2-34ч..ф3-31ч.,ф4-34ч.,ф5-66ч.,ф6-34ч.Всего-265 часов фронтальной работы.


Класс/группы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

всего

Коррекционные занятия

Коррекционные занятия

Коррекционные занятия

Коррекционные занятия



Ф1

18

14

20

14

66

Ф2

9

7

10

8

34

Ф3

9

7

8

7

31

Ф4

9

7

10

8

34

Ф5

18

14

20

14

66

Ф6

9

7

10

8

34


Программа индивидуальных психологических занятий общим объёмом для и1-32ч.,и2-32ч.,и3-68ч.,и4-31ч.,и5-65ч.,и6-34ч.,и7-34ч.

Всего часов индивидуальной работы 296 часов.

Класс/группы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего

Коррекционные занятия

Коррекционные занятия

Коррекционные занятия

Коррекционные занятия



И1

9

7

10

6

32

И2

9

7

10

6

32

И3

18

14

20

8

68

И4

9

7

8

7

31

И5

18

14

16

17

65

И6

9

7

10

8

34

И7

9

7

10

8

34



















http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif2.2.Тематическое планирование.

Решению поставленных задач способствует коррекционная работа по следующим темам.

Планирование фронтальных занятий 1 «к»66ч.



п/п


Направления коррекционно - развивающей работы



Тема коррекционного занятия



Тип урока


Задачи коррекционной работы


Формы и методы обучения.

Вид контроля



ЗУН

ОУУН


Дата проведения план/факт

Ф1


Ф2



Ф5




1 четверть






план

факт

план

факт

план

факт




1


Диагностика I раздел.(6 часов).


Диагностика внимания (устойчивости и переключения, темпа работоспособности);









2

Диагностика памяти ( слуховой, зрительной)









3

Диагностика словесно-логического мышления









4


Диагностика ЭВС - самооценки;










5

Диагностика школьной тревожности;










6

Диагностика уровня школьной мотивации.












  1. Развитие Аналитико-синтетической деятельности









7

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Развитие наглядно-действенного мышления. Описание различных свойств окружающих предметов

Комбинирован.

Развивать умение работать по инструкции, самостоятельно выполнять задание, описывать свойства окружающих предметов (цвет, форма, предметное действие).

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь описывать предметы, составлять рассказ из 3–5 предложений для описания предметов

Умение работать в парах.












8

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Развитие комбинаторных способностей, сообразительности

Комбинирован.

Развивать умение комбинировать фигуры из разрезных картинок (танграмм)

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация).

Уметь складывать фигуры из разрезных картинок, танграмм.









9

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Мышление (обобщение)

Комбинирован.

Развитие умения обобщать объекты, выделять главное в них.


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация).

Уметь обобщать объекты









10

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Мышление (классификации)

Комбинирован.

Развитие гибкости и быстроты мышления, расширение понятийного аппарата, развитие творческих способностей, речи.


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация).

Уметь классифицировать предметы









11

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Развитие словесно – логическое мышление.



Комбинирован.

Формировать - умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умение планировать деятельность;


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация).

Умение работать с учебником, наглядным материалом, анализировать










12

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Развитие словесно – логическое мышление.



Комбинирован.

Развитие речи, логического мышления, находчивости и сообразительности.

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация).

Уметь устно составлять 3–5 предложений на определённую тему
























13

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Мышление (гибкость). Выделение общего признака.

Комбинирован.

Развитие гибкости и быстроты мышления, расширение понятийного аппарата, развитие творческих способностей, речи.


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация).

Уметь гибко мыслить, выделять общий признак









14

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Мышление (гибкость). Выделение общего признака

Комбинирован.

Развитие гибкости и быстроты мышления, расширение понятийного аппарата, развитие творческих способностей, речи.


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация).

Уметь гибко мыслить, выделять общий признак









15

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Развитие наглядно-образного мышления

Комбинирован.

Развивать наглядно-образное мышление, воображение

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация).

Уметь выделять целое в образе









16



Развитие аналитико-синтетической деятельности

Четвертый лишний

Комбинирован.

Развивать мышление, воображение, устанавливать закономерности

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь видеть и выделять характерные признаки предметов, устанавливать закономерности.










II четверть












17


Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Расположение предметов

Комбинирован.

Развитие зрительно -пространственной ориентировки,

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа)










18










Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Расположение предметов.

Комбинирован.

Развитие ориентировки образца в графическом пространстве, совершенствование зрительного запоминания.

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа)










19


Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Воспроизведение пространственных отношений между предметами по образцу и словесному заданию

Комбинирован.

Развитие ориентировки образца в графическом пространстве, совершенствование зрительного запоминания.

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа)











20

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Воспроизведение пространственных отношений между предметами по образцу и словесному заданию

Комбинирован.

Развитие ориентировки образца в графическом пространстве, совершенствование зрительного запоминания.

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация

Уметь ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, слева, справа).









21


Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Ориентация во времени. Утро, день, вечер, ночь

Комбинирован.

Формирование и ориентация временных представлений (утро, день, вечер, ночь)

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация

Уметь ориентироваться во времени.









22


Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Ориентировка во времени.

Времена года: зима, весна, лето, осень.

Комбинирован.

Формирование и ориентировка временных представлений (зима, весна, лето, осень)

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация

Уметь ориентироваться во временах года.









23


Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Развитие пространственного воображения

Комбинирован.

Развитие способностей воссоздавать объект по образцу, пространственного воображения, способностей различения фигур, умение представить предмет по его отдельным признакам.

фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь воссоздавать объект по образцу









24

Развитие фонематического восприятия

В мире звуков. Слушаем звуки речи

Комбинирован.

Развитие более осознанного и тонкого различения и воспроизведения звука, что является новым шагом в развитии слухового восприятия.


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)



Уметь прислушиваться к окружающим звукам речи , целенаправленно воспринимать и различать их.










25

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Выполнение словесных поручений



Комбинирован.

Развитие произвольности и находчивости, модификация формы заданий из неигровой в игровую,


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь выполнять словесные поручения по образцу.









26


Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Выполнение словесных поручений


Комбинирован.

Развитие произвольности и находчивости, модификация формы заданий из неигровой в игровую,


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь выполнять словесные поручения по образцу.












Раздел III. Развитие внимания (12 часов +т 3 часа диагностики)







27


Развитие внимания

Активизация зрительного внимания путём сличения предмета с его силуэтом

Комбинирован.

Развитие зрительно пространственной ориентировки, воображения, активизация внимания и зрительной памяти детей путём сличения предмета с его силуэтом и сопоставления пары «предмет – силуэт» при наличии спорных (похожих на предмет) изображений

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь сличать предмет с его силуэтом и сопоставления пары «предмет – силуэт» при наличии спорных (похожих на предмет) изображений









27

Развитие внимания

Развитие объёма внимания

Комбинирован.

Развитие объёма внимания, усидчивости, сосредоточенности.

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь выполнять задания по образцу









28

Диагностика (срезовая -3 часа)

Высших психических функций:

- словесно-логического мышления;

-памяти, внимания.









29

Эмоционально-волевой сферы:

-самооценки;

-школьной тревожности;









30

ЭВС -уровня школьной мотивации.










III четверть









31

Коррекция отдельных сторон психической деятельности (внимания).

Внимание (сосредоточенность).

предметный

Развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь выполнять задания по образцу










32

Коррекция отдельных сторон психической деятельности (внимания).

Внимание (сосредоточенность).

предметный

Развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь выполнять задания по образцу










33

Коррекция отдельных сторон психической деятельности (внимания).

Развитие концентрации внимания

Комбинирован.

Формировать и развивать умения:

концентрировать внимание при работе по образцу.

Умение планировать свою деятельность.


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь правильно работать по образцу














34

Коррекция отдельных сторон психической деятельности (внимания).

Развитие концентрации внимания.

Комбинирован.

Формировать и развивать умения:

концентрировать внимание при работе по образцу.

Умение планировать свою деятельность.


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь правильно работать по образцу.










35

Коррекция отдельных сторон психической деятельности (внимания).

Практическое занятие: «Лабиринты»

Комбинирован..

Формировать - умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

-умение планировать деятельность;

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь активизировать зрительное внимание и развитие наблюдательности, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки в процессе поиска ходов в простых лабиринтах.









36

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

(внимание)

Графический диктант» с выявлением закономерностей (по зрительному образцу).

предметный

Развивать тонкую моторику руки, зрительно-двигательную координацию, последовательности мышления, умения точно выявлять закономерности по зрительному образцу

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь выявлять закономерности по зрительному образцу









37

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

(внимание)

Графический диктант» с выявлением закономерностей (по зрительному образцу)

Комбинирован.

Развитие координации и четкости мелких движений руки, развитие точности движений.


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь выявлять закономерности по зрительному образцу









38

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

(внимание)

Составление простых узоров по образцу. Мозаика.

предметный

Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь составлять узоры по словесной инструкции, алгоритму.









39

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

(внимание)

Развитие произвольного внимания


Комбинирован.

Развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь находить отличия









40

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

( внимание)

Внимание (переключение). Крестики, точки

Комбинирован.

Развитие внимания (переключения)

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь переключать внимание с одного графического изображения на другой.












Раздел IV. Развитие памяти (9 часов)









41

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

( память)

Память зрительная. Запомни и нарисуй

Комбинирован.

Развитие ориентировки образца в графическом пространстве, совершенствование зрительного запоминания.

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь точно воспроизводить образец по памяти.









42

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

( память)

Память зрительная

предметный

Развитие зрительной памяти, наблюдательности, речи, способности выделять и называть признаки, характеризующие внешность человека.

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь точно воспроизводить образец по памяти.









43

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

( память)

Память зрительная

Комбинирован.

Развивать умение выполнять задание до конца.

Развитие зрительной памяти.

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь точно воспроизводить образец по памяти.










44

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

( память)

Слуховая память


Комбинирован.

Развитие опосредованного осмысленного запоминания, слуховой памяти, наблюдательности.

Формировать умение осуществлять самоконтроль своей деятельности


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь слышать и слушать, запоминать.









45

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

( память)

Слуховая память

Комбинирован.

Развитие опосредованного осмысленного запоминания, слуховой памяти, наблюдательности.

Формировать умение осуществлять самоконтроль своей деятельности


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь слышать и слушать, запоминать.









46

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

( память)

Развитие слуховой памяти.


Комбинирован.

формировать реакцию на изменение инструкции, развивать слуховую память, действовать по сигналу

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь слышать и слушать, запоминать.









3 четверть













47

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

( память)

Развитие двигательной памяти

Комбинирован.

Развивать двигательную (моторную) память. Развитие пространственных представлений

и ориентации;



Методы:

Словесный (рассказ, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Практический (самостоятельная работа)

Формы:

Фронтальная, парная)

Уметь

работать самостоятельно, запоминать темп и последовательность движений, повторять правильно










48

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

( память)

Развитие двигательной памяти

Комбинирован.

Развивать двигательную (моторную) память. Развитие пространственных представлений

и ориентации; развивать наблюдательность и коммуникативные способности.


Методы:

Словесный (рассказ, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Практический (самостоятельная работа)

Формы:

Фронтальная, парная)

Уметь

работать самостоятельно, запоминать темп и последовательность движений, повторять правильно.










49

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

( память)

Развитие двигательной памяти

Комбинирован.

развивать двигательную (моторную) память. Развитие пространственных представлений

и ориентации; развивать наблюдательность и коммуникативные способности


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь

работать самостоятельно, запоминать темп и последовательность движений, повторять правильно











Раздел V. Развитие восприятия и осязания (8 часов + 3ч диагностики)







50

Развитие восприятия и осязания


Осязание. Одинаковое на ощупь.


Комбинированный

Обучение рациональным приёмам осязательного обследования формы предмета.


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь сравнивать предметы по различным признакам (форма, размер).























51

Развитие восприятия и осязания

Осязание. Тёплое или холодное.

Комбинированный

Развитие осязательного восприятия холодное, теплое, горячее, включение мускульно-двигательного компонента в процесс обследования, воспитание познавательной активности детей


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядно-тактильный

Уметь различать теплое, холодное, горячее на ощупь.












52

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Восприятие качеств величины.

Комбинирован.

Развивать умение различать качества величины длинный-короткий.


Формы: фронтальная, групповая,

парная

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Развитие умения обобщать объекты, выделять качество в них. Уметь сравнивать на глаз.












53

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Сопоставление двух предметов по высоте, длине, ширине.

Предметный

Развивать умение сопоставлять и различать предметы по высоте, длине, ширине.

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Развитие логического мышления, сообразительности, умения устанавливать закономерность, а также обнаруживать противоречия и отклонения от нормального образца.









54

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Сопоставление двух предметов по высоте, длине, ширине

Комбинирован.

формировать представления о временных последовательностях:

- времени суток;

- времён года;

- дней недели;


Формы: фронтальная, групповая, парная

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Развитие логического мышления, сообразительности, умения устанавливать закономерность, а также обнаруживать противоречия и отклонения от нормального образца.










55

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Ориентировка на плоскости

Комбинированный

Развивать представления о схеме собственного тела

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь определять левую и правую стороны.



Умение работать в парах









56

Диагностика (3 часа)

Высших психических функций:

- словесно-логического мышления;

- Памяти (зрительной и слухоречевой)

- Внимания (устойчивости и переключения, темпа работоспособности);










57

Эмоционально-волевой сферы:

-самооценки;

-школьной тревожности;









58

ЭВС -уровня школьной мотивации.









59

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Составление групп предметов (их изображений) одинаковых по цвету, форме, размеру

предметный

Различение цветовых тонов и правильное их словесное обозначение. Развитие способности управлять своим поведением.


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь различать цветовые тона и правильно их обозначать,

умение анализировать по форме, размеру.










60

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Составление групп предметов (их изображений) одинаковых по цвету, форме, размеру

Комбинирован.

Различение цветовых тонов и правильное их словесное обозначение. Развитие способности управлять своим поведением.


Формы: фронтальная, групповая, парная

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Закрепление и уточнение названий цветов. Включение элементов самоконтроля в процесс восприятия цвета, формы, размера..










VI. Развитие личностно-мотивационной сферы ( 6 часов)





61

Развитие личностно-мотивационной сферы

Эмоции – внутренние друзья и враги

Комбинирован.

Расширять представления обучающих об эмоциях.

Научить определять эмоциональное состояние других людей.

Тренировать умение владеть своими эмоциями.

Воспитывать культуру общения.

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация).

Совершенствовать умение адекватно оценивать эмоциональные состояния, соотносить схематическое изображение эмоций с названиями эмоций









62

Развитие личностно-мотивационной сферы

Узнай эмоции по лицу


Комбинирован.

Совершенствовать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать его в мимике.

фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация).

Уметь регулировать свои эмоции (снятие психоэмоционального напряжения, умение изменить свое настроение)









63

Развитие личностно-мотивационной сферы

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции


Комбинирован.

Познакомить с видами агрессий.

Продолжить работу по формированию адекватных эмоциональных проявлений.

Познакомить с приемами саморегуляции эмоционального состояния

фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация).

Уметь регулировать свои эмоции (снятие психоэмоционального напряжения, умение изменить свое настроение)









64

Развитие личностно-мотивационной сферы

Эмоции и чувства

Комбинирован.

Познакомить с эмоциями: удивление, грусть, печаль, радость.

фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация).

Уметь отслеживать эмоции другого человека.









65

Развитие личностно-мотивационной сферы


Учимся любить

Комбинирован.

Развивать умение детей выражать собственные положительные эмоции.
Развивать коммуникативные умения, групповую сплоченность, сотрудничество

фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация).

Совершенствовать умение высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения









66

Развитие личностно-мотивационной сферы


Эмоции человека

Комбинирован.

Развивать знания об эмоциях

фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация).

Уметь отслеживать эмоции другого человека.





























Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в 4-х классах (34 часа)



п/п


Направления коррекционно - развивающей работы



Тема коррекционного занятия



Тип урока


Задачи коррекционной работы


Формы и методы обучения.

Вид контроля



ЗУН

ОУУН


Дата проведения

Ф3

Среда

Лукманов И., Рзаев И.

Ф4

Среда

Голубева А., Головенко И., Лушникова А.

Ф6

Четверг

Доня В., Филатов Н.



1 четверть






план

факт

план

факт

план

факт




1



Диагностика I раздел.(2 часа).


ВПФ

- словесно-логического мышления; памяти, внимания










2


ЭВС:

-самооценки;

-школьной тревожности;

-уровня школьной мотивации












Раздел I . Развитие аналитико-синтетической деятельности (8 часов)









3

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Развитие словесно - логического мышления.

Комбинирован.

развивать умение анализировать

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь устно составлять 3–5 предложений на определённую тему

Умение работать в парах.
















.










4

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Развитие наглядно-образного мышления

Комбинирован.

Развивать наглядно-образное мышление, воображение

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация).

Уметь выделять целое в образе









5

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Логический ряд чисел

Комбинирован.

Развивать наглядно- образное мышление, воображение

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь видеть характерные признаки предметов









6

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Четвертый лишний

Комбинирован.

Развивать мышление, воображение, устанавливать закономерности

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь видеть и выделять характерные признаки предметов, устанавливать закономерности.









7

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Дорисуй девятый

Комбинирован.

Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие слухового восприятия.


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь видеть и выделять существенные признаки, устанавливать закономерности









8

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Решение нетрадиционных задач.

Комбинирован.

Устные вычисления

с числами больше 100

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь решать задачи на смекалку









9

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Решение задач с использованием рисунка

Комбинирован.

Развитие зрительно пространственной ориентировки, воображения, активизация внимания и зрительной памяти

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь работать с ребусами









II четверть











10

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Закончи рисунок (История пуговиц)

предметный

Различение контрастных предметов. Развитие способности управлять своим поведением.


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь

анализировать









III. Развитие внимания ( 5 часов)










11

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

(внимание)

Развитие распределения внимания. Вычёркивай буквы и слушай

Комбинирован.

Развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности.

Формы: фронтальная, групповая, парная

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь активизировать и распределять зрительное внимание и развитие наблюдательности, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки









12

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

(внимание)

Развитие устойчивости внимания

Комбинирован.

Развитие устойчивости внимания, усидчивости, ориентировки в пространственном расположении предметов.


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь работать по инструкции









13

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

(внимание)

Развитие устойчивости внимания

Комбинирован.

Развитие устойчивости внимания, усидчивости, ориентировки в пространственном расположении предметов.


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь работать по инструкции









14


Диагностика ВПФ (внимание, память, словесно-логическое мышление)














15


Диагностика ЭВС ( самооценка, мотивация, уровня школьной тревожности)











10.12


11.12


16








Коррекция отдельных сторон психической деятельности

(внимание)

Развитие произвольности, помехоустойчивости внимания.


Комбинирован.


Развивать произвольное внимание

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь активизировать произвольное внимание, подчинять действия инструкции.









3 четв













17

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

( внимание)

Произвольность движений.

Комбинирован.

Развитие произвольного движения

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация

Уметь работать по образцу, подчинять действия инструкции









IV. Развитие памяти (7 часов)











18

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

( память)

Память непосредственная. Запомни и нарисуй.

Комбинирован.

Развитие непосредственной памяти

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация

Уметь рисовать, писать по памяти.









19


Коррекция отдельных сторон психической деятельности

(память)

Память непосредственная. Запомни сочетания фигур

Комбинирован.

Развитие усидчивости, зрительной памяти, наблюдательности

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный

(иллюстрация.

Уметь выделять признаки различения.









20


Коррекция отдельных сторон психической деятельности

(память)

Память опосредованная. Запомни фигуры

Комбинирован.

Развивать опосредованную память

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация

Уметь ориентироваться в графическом пространстве, совершенствование зрительного запоминания.









21


Коррекция отдельных сторон психической деятельности

(памяти)

Слуховая память

Комбинирован.

Развивать слуховую память

фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь слушать, слышать, выполнять инструкцию.










22

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

(памяти)

Слуховая память

Комбинирован.

Развивать слуховую память

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)



Уметь слушать, слышать, выполнять инструкцию.










23

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

( памяти)

Слуховая память

Комбинирован.

Развитие опосредованного осмысленного запоминания, слуховой памяти, наблюдательности

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь осмысленно запоминать









24


Коррекция отдельных сторон психической деятельности

(памяти)

Запомни и воспроизведи

Комбинирован.

Развитие зрительной памяти

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)


Уметь осмысленно запоминать









V. Развитие восприятия и осязания (9 часов).









25


Развитие восприятия и осязания

Повторение пройденного в 3 классе.



Комбинированный

Обобщение пройденного материала 3-го класса

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь обобщать объекты, выделять величину предмета. Уметь сравнивать на глаз.










IV четверть











26

Развитие восприятия и осязания

Форма. Величина предмета.

Комбинированный

Развивать умение различать величины: Длинный-короткий, тонкий-толстый

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядно-тактильный

Уметь обобщать объекты, выделять величину предмета. Уметь сравнивать на глаз.





















27

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Пространственные представления

Комбинирован.

Развитие пространственных представлений.


Формы: фронтальная, групповая,

парная

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)


Уметь

наблюдать и сравнивать









28

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Пространственное воображение

Предметный

Развитие пространственных представлений.

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь

наблюдать и сравнивать









29

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Развитие наглядно-образного мышления

Комбинирован.

Развивать наглядно-образное мышление


Формы: фронтальная, групповая, парная

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь выявлять

отношения противоположностей









30

Диагностика ВПФ (внимание, память, словесно-логическое мышление)











31

Диагностика ЭВС ( самооценка, мотивация, уровня школьной тревожности)













32


Развитие аналитико-синтетической деятельности

Решение нетрадиционных задач.

Комбинирован.

Устные вычисления

с числами больше 100

Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь решать задачи на смекалку









33

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Развитие образного воображения

умения видеть характерные признаки предметов

Комбинированный


Формы: фронтальная, групповая

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь видеть и различать характерные признаки предметов









34

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Развитие творческого воображения. Заполни пустые клетки

Комбинирован.

Развивать кругозор, словарный запас, опыт ребёнка, сообразительность и наблюдательность.


Формы: фронтальная, групповая, парная

Методы:

Словесный (объяснение, беседа, рассуждение)

Наглядный (иллюстрация)

Уметь сравнивать предметы, использовать знания в практической деятельности.



































иНДИВИДУАЛЬНЫЕ коррекционно-развивающие занятия для 1 «К»клаСса по развитию ВПФ и ЭВС I полугодие 2016-2017 уч.год.



Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения


Примечания

планируемая

фактическая

Диагностический (сентябрь)

Исследование ВПФ и ЭВС Коррекционный этап (сентябрь- декабрь)





И1

И2




И1

И2

план

факт

план

факт



1

Диагностика ВПФ (внимание, мышление, память)

1

1







2

Диагностика ЭВС( мотивация, тревожность. самооценка)

1

1







3

Корректурные задания

1

1







4

Распределение внимания.

1

1







5

Переключение внимания.

1

1







6

Развитие памяти.

1

1







7

Развитие зрительно-моторной и зрительной памяти.

1

1







8

Восприятие качеств величины.

1

1







9

Восприятие формы.

1

1







10

Восприятие цвета.

1

1







11

Слуховое восприятие.

1

1







12

Зрительное восприятие.

1

1







13

Восприятие времени.

1

1







14

Воображение.

1

1







15

Коррекция неадекватных реакций

1

1







16

Эмоции: радость, страх, гнев.

1

1

















Итого за I полугодие

16

16







иНДИВИДУАЛЬНЫЕ коррекционно-развивающие занятия для 1 КЛАСса по развитию ВПФ и ЭВС НА II полугодие 2015-2016 уч.год.

Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

планируемая

фактическая

Диагностический (декабрь) исследование ВПФ и ЭВС Коррекционный этап (январь-май )



Кол-во часов

И1 Пн.

И2 Чт.



И1

И2

план

факт

план

факт


1

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции)

1

1






2

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)

1

1






3

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов)

1

1






4

Различение наложенных изображений предметов (2— 3 изображения)

1

1






5

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1

1






6

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения

1

1






7

Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе»

1

1






8

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов)

1

1






9

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа

1

1






10

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами

1

1






11

Пространственная ориентировка на поверхности парты

1

1






12

Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

1

1






13

Порядок месяцев в году

1

1






14

Порядок месяцев в году

1

1






15

Времена года. Работа с графической моделью «Времена года»

1

1






16

Знакомство с часами (циферблат, стрелки)

1

1






17

Меры времени (секунда, минута, час, сутки)

1

1






Итого за II полугодие









индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 3 __ класса по развитию ВПФ и ЭВС

на I полугодие 2015-2016 уч.год.



Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения



Примечания

планируемая

фактическая

Диагностический (сентябрь)

Исследование ВПФ и ЭВС Коррекционный этап (сентябрь - декабрь)





И4 Пт.

И5 Вт.

И6 Чт.



план

факт

план

факт

план

факт



1

Диагностика ВПФ ( мышление, внимание, память).

1









2

Диагностика ЭВС (самооценка, мотивация, тревожность).

1









3

«Форма – цвет» Локалова № 91

1









4

« Назови слово» Локалова № 92

1









5

« Подбери общее понятие» Локалова № 93

1









6

«Подбери общее понятие» Локалова № 95

1









7

« Рядоположные слова» Локалова № 96

1









8

« Подбери пословицу» Локалова № 97

1









9

«Рядоположные слова» Локалова № 98

1









10

« Объясни значение» Локалова № 99

1









11

«Целое – часть» Локалова № 101

1









12

« Найди причину и следствие» Локалова № 102

1









13

« Назови причину» Локалова № 103

1









14

« Письмо инопланетянина» Локалова № 104

1









15

« Пишущая машинка» Локалова № 106

1









16

« Противоположности» Локалова № 107

1









Итого за I полугодие

16












Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 3 _ класса по развитию ВПФ и ЭВС

на II полугодие 2015-2016 уч.год.



Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения



планируемая

фактическая

Диагностический (декабрь) исследование ВПФ и ЭВС

Коррекционный этап (январь-май)






И4 Пт.

И5 Вт.

И6 Чт.




план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

1

Представление о себе

1









2

Мой внутренний мир

1









3

Ценности личности

1









4

Мои ресурсы

1









5

Я глазами других

1









6

Как мы общаемся без слов

1









7

Как мы разговариваем

1









8

Барьеры на пути к общению, манипуляции.

1









9

Что такое уверенное поведение? Общение без манипуляций.

1









10

Поддержка. Дружба.

1









11

Взрослые и подростки.

1









12

Конфликты и как им противостоять.

1









13

Стресс и как им управлять.

1









14

Я управляю стрессом.

1









15

Толерантность.

1









16

Взросление.

1









Итого за II полугодие

16











Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 4 класса по развитию ВПФ и ЭВС

на I полугодие 2015-2016 уч.год.



Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения


Примечания

планируемая

фактическая

Диагностический (сентябрь)

Исследование ВПФ и ЭВС Коррекционный этап (сентябрь - декабрь)




И3 Вт.

И7 Вт.




план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

1

Правовые правила поведения.

1









2

Верность слову и обещанию.

1









3

Умей держать слово и обещание.

1









4

Точность и обязательность

1









5

Правила культуры поведения

1









6

Совесть

1









7

Совесть

1









8

Всегда держи слово.

1









9

Ты и твои друзья.

1









10

Как оценить поступки других.

1









11

Доброжелательность. Что это значит?

1









12

Честность и правдивость.

1









13

Все делаю сам.

1









14

Как быть трудолюбивым

1









15

Я в своих глазах и в глазах других людей.

1









16

Я для себя, я для других.

1









Итого за I полугодие

16















Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 4 класса по развитию ВПФ и ЭВС

на II полугодие 2015-2016 уч.год.



Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения



Примечания

планируемая

фактическая

Диагностический (декабрь) исследование ВПФ и ЭВС

Коррекционный этап (январь-май)





И 3 Вт. Новиков С.


И7 Вт. Велиев Д. Боишев Д.




план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

1

Представление о себе

1









2

Мой внутренний мир

1









3

Ценности личности

1









4

Мои ресурсы

1









5

Я глазами других

1









6

Как мы общаемся без слов

1









7

Как мы разговариваем

1









8

Барьеры на пути к общению, манипуляции.

1









9

Что такое уверенное поведение? Общение без манипуляций.

1









10

Поддержка. Дружба.

1









11

Взрослые и подростки.

1









12

Конфликты и как им противостоять.

1









13

Стресс и как им управлять.

1









14

Я управляю стрессом.

1









15

Толерантность.

1









16

Взросление.

1









Итого за II полугодие

16














3. Диагностическая база.

3.1. Планирование контроля

Предположительные сроки проведения диагностики: 2-20 сентября, 9-20 декабря, 15 апреля – 8 мая

Обследование ВПФ и ЭВС и мониторинг ведутся по картам, составленным педагогом-психологом.


Диагностические критерии оценки Высших психических функций младших школьников в соответствии с возрастной нормой в развитии.

КРИТЕРИИ – это совокупность признаков, на основании которых дается оценка и устанавливается степень соответствия реальных ЗУН тем требованиям, которые заданы.



























Направления и показатели

Цель


Критерии оценки


Срок

сформированности

Инструментарий

(источник)

Уровневая оценка

1.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА:


1.1.Произволь-ность психических процессов

Выявление уровня произвольности психических процессов

УМЕНИЯ:

-выполнять требования учителя;

-выполнять задания по образцу и словесному указанию учителя;

-активно работать;

-самостоятельности;

- планировать действия и осуществлять их;

-контролировать результаты учебных действий;

-удерживать внимание на учебной задаче;

-доводить начатую учебную задачу до конца.


1 класс

1-2 класс


-«-

3-4 класс

-«-


-«-


-«-


-«-


1.Наблюдения

2.Самоконтроль» (1-2 кл.) У.В.Ульянкова (стр. 122)


-Высокий

(выполняет самостоятельно);

-Выше среднего

-Средний

(выполняет

со стимулирующей помощью);

-Ниже среднего

-низкий

(выполняет с направляющей помощью);

-не сформировано


1.2. Словесно-логическое мышление

Выявление оптимального уровня сформированности мыслительной деятельности

УМЕНИЯ:

-классифицировать предметные картинки по принципу их обобщения

Продуктивность логических операций:

1.Количество правильно образованных групп;

2.Принцип образования групп (существенные или несущественные признаки);

Степень вербализации:

1.Правильное обозначение каждой группы соответствующим понятием;

2.Умение составить предложение с этим понятием.

3.Использовать синонимы.

1 класс



1 класс





конец 1 класса

-ТУРМШ

Борисова Е., Арсланьян В. (невербальный блок).

-Методика «Классификация картинок» (стр.31, Карпова Г., Артемьева Т.)


-Выше

среднего

-средний

-ниже среднего

-низкий

(стр.34-39 Карпова Г., Артемьева Т .)



УМЕНИЯ:

-сравнивать пары слов, нахождение сходства и различия;

- способность к обобщению;

-абстрагирование от несущественных признаков.

2 класс


1. Методики:

-«Сравнение»;

-«Лишнее слово»

-»Геометрические фигуры» (стр.40-44, карпова Г., Артемьева Т.)

2.Методика Амтхауэра

ыше среднего (32 балла);

-средний

(26-32 балла)

-ниже среднего (15-25 баллов)

-низкий

(менее 15 баллов)




УМЕНИЯ:

- формулировать вопросы;

- понимать «скрытый» смысл текста;

-понимать и принимать символы (замещение);

-делать умозаключения на основе имеющихся данных;



Начало

3 класса



Конец

3 класса

Методики :

Для 2-го класса, но с усложненным вербальным материалом (стр. 44-49, Карпова Г., Артемьева Т.).

2. Методика

Амтхауэра

3. ТУРМШ (Борисовой Е., Арсланьян В)

ыше среднего (32 балла);

-средний

(26-32 балла)

-ниже среднего (15-25 баллов)

-низкий

(менее 15 баллов)




УМЕНИЯ:

-самостоятельно рассуждать;

-конкретизировать (переходить от обобщенного знания к единичному, отдельному случаю);

-составлять детализированные микроалгоритмы при решении проблемных ситуаций.

4 класс






Методика:

  1. ТУРМШ

(Борисовой Е.,

Арсланьян В.)

ыше среднего (32 балла);

-средний

(26-32 балла)

-ниже среднего (15-25 баллов)

-низкий

(менее 15 баллов)


1.3. Мыслитель-ные операции:


Исследование интеллектуальных процев.

УМЕНИЯ:

-разложение целого на части;

-выделение в целом отдельных признаков

1-2 класс



Р.С.Немов (3 ч.), стр. 198

10 баллов – высокий уровень;

8-9 баллов – выше среднего;

4-7 баллов-средний;

2-3 балла -низкий

0-1 баллов - очень низкий


в).сравнение


Исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества на материальном уровне.

- сопоставлять предметы и явления с целью найти их сходство и различие;

1 – 3 класс


-«-


г). обобщение

Исследование уровня сформированности операций обобщения и классификации; выявление возможности объединения наглядного представленных объектов на основе выделения одного ведущего признака.

-выделять общее в предметах или явлениях действительности ;

- мысленное объединение предметов и явлений.

1-3класс

-Э.Замбацявичене

«Исследование словесно-логического мышления младшего школьника» (под редакцией Богомолова, 2003г.)


д). классификация

-распределять предметы и явления по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия друг с другом

    1. класс

-Тест «Логическое понятийное мышление. Образование сложных аналогий» (Основы психологии Л.Д.Столяренко, стр. 59)

Высший (4уровень) 20-25 б.;

Высокий (3ур.)

16-19 б.

Средний 9 2 ур.) 12-16 б.

Низкий (1ур.) 12 б. и менее.

1.4. Восприятие




Оценка состояния зрительного гнозиса



УМЕНИЯ:

-определять геометрические формы:


размер: большой, маленький, высокий, низкий;

-определять основные цвета, оттенки;

-ориентироваться во времени суток, в последовательности времени года, месяцев, дней, недели

-Выше среднего ориентироваться в пространстве:

- право – лево; выше - ниже; спереди – сзади; снизу – сверху;

- на, над, под;

-между, в, за, перед;

-раньше – позже;

-моложе – старше;

-перед – после;

-воспринимать большее количество объектов или свойств

1 класс







2-4 класс

Методики:

-О. Усанова, В.М.Коган

«Классификация предметов по форме» (тренажер № 9);

-Люшер «Пирамида в цветовой гамме»

(адаптированная);

-О.Усанова, В.М.Коган, тренажер № 9.

-Методика Семаго М.(стр.26.,лист 44)


-Пространственные представления по М.М.Семаго

(стр..24, лист 35 («Спички»)

-Высокий уровень-

знает больше нормы

-Выше среднего-

знает 4 фигуры.


- Высокий уровень-

знает цвета, оттенки;

-Средний уровень-

знает основные цвета, путает оттенки;

-Ниже среднего ур.-

Путает основные цвета, не знает ттенки;

-Низкий уровень-

не знает цвета, оттенки.


1.5. Внимание

-Объем (расширение через укрупнение единиц)

-Устойчивость (сосредоточенность)

-Точность (продуктивность)

-Переключение внимания (распределение)

-Произвольость внимания

Исследование устойчивости внимания, переключения, исследование темпа деятельности

УМЕНИЯ:

-умение одномоментно воспринимать наибольшее количество знаков;


-сосредоточенно работать (не менее 10 минут)

-качественно (без ошибок) выполнить учебную задачу

-одновременно выполнять два задания (решать задачу и отвечать на вопросы);

- действовать по правилу;

- удерживать инструкцию;

- контролировать свои действия (через сравнение и исправление ошибок).

1-2 класс




3 класс


3 класс




1-2 класс


-«-


3-4 класс

Методики:

-Корректурные пробы Бурдона

(Немов Р. «Психология»

М.,1995,т.3);

-«Таблицы Шульте» («Основы психологии».Практи-кум. Л.Д.Столяренко, 2003г., стр.44)

Выше среднего-90б.;

Средний – 70-89б.;

Ниже среднего – 60-69 б.;

низкий

40-59 б.


1.6.Память:

-Зрительная



-слуховая





Определение объема кратковременной и долговременной зрительной памяти;

Определение объема кратковременной и долговременной слуховой памяти;

УМЕНИЯ:

-Опосредованное запоминание;

-произвольность запоминания (целенаправленность):

-объем

- точность

- прочность воспроизведения (долговременность);


1 класс

2-4 классы

Методики:

-«Опосредованное запоминание (по А.Н.Леонтьеву)- Лурия «10 слов».

-Диагностика

Зрительной памяти

(Карпова Г., Артемьева Т., стр.56);

-Диагностика

Слуховой памяти

(Карпова Г.,

Артемьева Т.,стр.57)

Оценка оперативной слуховой памяти», Немов (3ч.), стр. 187.

-Высокий уровень (1,7 и выше);

-Выше среднего (1,36-1,6);

-Средний (1,02-1,35);

-ниже среднего (0.68-1,01);

-низкий (0,34-0,67).







Для 1 классов:

-Немов Р.С. (3 ч.) «Опосредованное запоминание» (стр.189).

Для 2-4 классов:

-Высокий

(9-10 слов);

-выше среднего (7-8 слов);

-средний (5-6 слов);

-ниже среднего (3-4 слова);

-низкий (0-2 слова).

2

Эмоционально-волевая сфера





2.1

Мотивация













-выявить уровень мотивации обучающихся.



Методика «Школьная мотивация» автор Лусканова Л.Г. ;


30б.высокий уровень - свидетельствует высокой школьной мотивации,

20-24 б. средний уровень;

15-19б. внешняя мотивация;

10 – 14 б – низкая школьная мотивация;

10б. - игровая мотивация.

2.2

1-2 классы: «Тревожность»











3-4 классы: «Тест школьной тревожности» автор Филлипс.



Выявить уровень тревожности обучающихся.










- выявить в каких сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность, и какие конкретно формы принимает.



методика «Тест тревожности» авторы Р.Тэмпл, А. Дорки, В. Амен;










-«Тест школьной тревожности» автор Филлипс.


Высокий уровень тревожности: ИТ выше 50%;

Средний уровень тревожности

ИТ от 20-50%;

Низкий уровень

ИТ от 0-20%



уровень школьной тревожности по всему тесту;

- до 50% средний уровень (норма);

- больше 50% - повышенная тревожность;

- больше 70% - высокая тревожность;

2.3

Самооценка, методика «Лесенка» авторы Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн


выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.




авторы Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн


Ступенька 1 – завышенная СО;

Ст. 2,3- адекватная самооценка;

Ст.4 - заниженная СО;

Ст. 5, 6 – низкая СО.






































Литература:

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство "Ось-89", 1997. - 224 с.

Забрамная С .Д., Боровик О.В. Развитие ребенка — в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия "Школа для всех". — М.: Новая школа, 2000. - 160 с.

Кумарина Г. Ф. Педагогическая диагностика развития и обучения школьников в системе коррекционного обучения. Метод. пособие для учителей коррекционных классов М. 88

Обучение в коррекционных классах. Пособие для учителей (под редакцией Кумариной Г. Ф.)

Коррекционно – развивающие занятия для младших школьников (2ч ) ред. Кумарина Г. Ф, Волгоград 93

Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. — 368 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986.—192 с.





Обсуждение материала
Светлана Львова
23.07.2017 07:32
Наталья,  добрый день.
Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
С уважением, Львова С.А.
Наталья Маркина
24.07.2017 16:54
Добрый день, отредактировала.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос