В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Развитие творческой инициативы родителей по формированию здорового образа жизни дошкольников через семейные досуги в детском саду

Развитие творческой инициативы родителей по формированию здорового образа жизни дошкольников через семейные досуги в детском саду

Сергей Колодин
Тип материала: другое
просмотров: 2020

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Выступление из опыта работы Гуляс Н.Н..docx Скачать

Развитие творческой инициативы родителей по формированию здорового образа жизни дошкольников, через семейные досуги в детском саду.



Здоровье и счастье наших детей

во многом зависит от постановки

физической культуры в детском саду и дома.
Н.М.Амосов

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение проблем физического воспитания и укрепления здоровья детей невозможно без участия родителей. Семья – это среда, где формируется здоровье ребенка. Именно родители обязаны заложить в сознании ребенка основу к постоянному стремлению к здоровью. Семья для ребёнка - источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Дошкольное учреждение и семья – вот две основные социальные структуры, которые, главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С.И.Ожегова дано определение понятию «сотрудничать»: работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле.

Сотрудничество - это общение «на равных», активная помощь друг другу, это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог, искать позитивные способы и формы общения необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам.

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С.И.Ожегова«взаимодействие» рассматривается как: 1) взаимная связь; 2) взаимная поддержка; взаимодействие как обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает установление «обратной связи», учет их потребностей в знаниях, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания, личную заинтересованность родителей. Это возможно в том случае, если фундаментом станет совместная детско-родительская физкультурно-оздоровительная деятельность, при которой взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание детей быть здоровыми.

Необходимо убедить родителей в важности физической готовности ребенка и приобщении его к здоровому образу жизни, осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также в распространении положительного семейного опыта воспитания детей.

Были выделены условия, необходимые для осуществления взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей:

  • взаимное доверие и уважение во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

  • соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

  • учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах физического воспитания;

  • сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

  • взаимосвязь разных форм работы с родителями;

  • одновременное влияние на родителей и детей;

  • обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Принципы, которые легли в основу организации совместной деятельности инструктора по физкультуре с родителями.

1. Принцип единства целей и задач физического воспитания и укрепления здоровья ребенка в ДОУ и семье.  Достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания.

2.  Принцип систематичности и последовательности работы в течение всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

3. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия.  Направление совместных действий на физическое воспитание и укрепление здоровья ребенка; формирование отношения к родителям, как к равноправным партнерам в физкультурно-оздоровительном процессе; укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду.

4. Принцип согласованности действий. Устанавливать единые требования к процессу физического воспитания в семье и детском саду, согласование педагогами и родителями правил здорового образа жизни (ограничения, требования, запреты).

5. Принцип преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.

Целью педагогической деятельности является поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества инструктора по физкультуре с родителями, как фактора позитивного физического развития ребенка, формирование родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта.

Были определены следующие задачи:

  • внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей;

  • сформировать положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни в семье;

  • заинтересовать родителей идеей вести здоровый образ жизни в семье, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе;

  • обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;

  • повышать интерес родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях совместно с детьми;

  • оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;

  • привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;

  • расширить спектр средств и способов работы с родителями, стимулировать родителей, как участников единого образовательного пространства, к поиску оптимального стиля взаимодействия, способствовать укреплению доверительных отношений между инструктором по физической культуре и родителями.

Формы работы с родителями мы подбирали согласно классификации форм общения педагогов с родителями, которые предлагает Т. В. Кротова. Планируя ту или иную форму работы, мы исходили из представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбирали следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.

Выделяют традиционные и нетрадиционные формы

Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

- коллективные – родительские собрания, групповые консультации, конференции;

- индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

- наглядно-информационные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционныеформы общения.

Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями представлены в таблице.



Нетрадиционные формы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями

Формы работы

С какой целью используется эта форма

Виды работы

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение анкетирования, социологических срезов, опросов; «Родительская почта», «Телефон доверия», «Горячая линия», «Виртуальная приемная».

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, условиями, задачами, содержанием, методами и особенностями воспитания детей, оказание практической помощи семье. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

 

Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет, организация мини-библиотек, презентации семейных творческих проектов по физкультурно-оздоровительной работе в семье, странички сайта, видеотека, аудиотека; фотовыставки, выставки детских работ.

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, семейный клуб,

родительские конференции, педагогическая гостиная, консультации в нетрадиционной форме с элементами практикума, вечера вопросов и ответов, устные педагогические журналы, организация совместных физкультурных занятий, игры с педагогическим содержанием, библиотека игр для родителей, домашние задания.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Совместные досуги, праздники, туристические походы, спартакиады, турниры, участие родителей и детей в акциях, экскурсиях.

 

Предлагаю вашему вниманию одну из нетрадиционных форм взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями – физкультурные досуги. В которой можно выделить следующие задачи:

1.Знакомство и обучение родителей с новыми способами взаимодействия с ребенком и навыкам сотрудничества в игровом оздоровительном процессе.

2. Привлекать родителей для изготовления игрового оборудования (костюмы, атрибуты и т.д.)

3. Повышать мотивацию по здоровьесбережению.

4.Повышать ценность родителя для ребенка (Моя мама лучше всех,она тоже так умеет и т.д.)

Цель: Создание условий для сотрудничества с семьями воспитанников и развития творческой инициативы у родителей.

Организация досуговых мероприятий – замечательное направление деятельности для работы с родителями. Родители, наблюдая за жизнью ребенка в детском саду, начинают понимать проблемы своего малыша, видят его успехи, которые в повседневной жизни скрыты за домашними хлопотами. Современная жизнь – вечно спешащие родители, сосредоточенные на том, чтобы заработать деньги, которые хотят отдохнуть в тишине и спокойствии, почти исключили возможность к совместному отдыху. Детей отправляют в кружки, однако не находят время, чтобы побыть с ними, узнать о чем дети думают, чем интересуются. А дети не видят, какими знаниями, умениями и навыками обладают их родители. Задача педагога организовать совместное дело для детей и родителей. Обязательное условие организации досуга - чтобы дети и родители ушли с мероприятия с хорошим настроением.
При организации досуга вместе с родителями всегда можно предоставить такую возможность как совместное выполнение задания, требующего выработки совместной тактики. При таком варианте у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться друг у друга интересным навыкам. А также у родителей есть возможность изучать своего ребенка в другой обстановке, отличной от домашней. Родители на глазах детей становятся героями.
Совместные праздники и досуги не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогов и родителей. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. В результате проведения таких мероприятий у родителей меняется отношение к ребенку и к нам, педагогам, которые ежедневно занимаются с детьми, вкладывая свою душу, знания и силы.

Если правильно и в системе выстраивать работу по физическому воспитанию с родителями, использовать разнообразные формы работы, то родители становятся единомышленниками и помощниками в физкультурно- образовательном процессе с детьми. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству.

Таким образом можно сделать вывод, что совместно-игровая деятельность способствует развитию творческой инициативы семьи, установление эмоционального контакта между педагогами – родителями –детьми, а также помогает повысить эффективность работы по оздоровлению детей, сформировать устойчивые стереотипы здорового образа жизни в семье.

































Список используемой литературы





  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М.: ЛИНКА ПРЕСС, 1993. – 87с.

  2. Антонова А. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию. // Дошкольное воспитание. - 1986. - №4. - С. 12-14.

  3. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста./Н.И. Бочарова – М.: АРКТИ, 2004

  4. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

  5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002. – 120с.

  6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

  7. Зверева О.Л., Кротова Т.В.Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80с.

  8. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями //Управление ДОУ. - 2002. - № 4. - С. 100-110.

  9. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С. 74 – 83.

  10. Козлова Т.В. Физкультура для всей семьи. /Т.В. Козлова – М.: Физкультура и спорт, 2001.

  11. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000. – 107с.

  12. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесозидающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: моногр. / Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2006. – 176 с.

  13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000слов и фразеологических выражений – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 2003.- 944с.

  14. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. – М.: Илекса, 2003. – 400 с.



















Из опыта работы



Развитие творческой инициативы родителей по формированию здорового образа жизни дошкольников, через семейные досуги в детском саду.











Инструктор физической культуры

МОУ д/с №295

Гуляс Наталья Николаевна





2017

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров