В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Преемственность в работе дефектолога и воспитателей Дома ребенка

Сергей Колодин Сергей Колодин
Тип материала: другое
Рейтинг: 1234  голосов:1    просмотров: 184
Краткое описание
Разработка представляет собой описание опыта работы учителя-дефектолога Г.Г. Ростокиной.
Пожаловаться 17 марта 2017
Файлы
СТАТЬЯ!.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Тема опыта: Преемственность в работе дефектолога и воспитателей Дома ребенка.

Автор: учитель-дефектолог Ростокина Галина Георгиевна,
воспитатель Ростокина Марина Владимировна

Учреждение: Государственное казенное учреждение здравоохранения «Волгоградский областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики».

Актуальность опыта: Эффективность коррекционно – развивающей работы с детьми Дома ребенка определяется четкой организацией системы скоординированных занятий учителя – дефектолога и воспитателей.

В основе такой четкой организации находит отражение планирования различных видов деятельности, осуществляемое как в перспективных целях, так и для ежедневной работы с детьми по составленному календарному плану.

Именно планирование позволяет определить стратегию и тактику коррекционного воздействия на каждого ребенка с учетом его уровня развития.

Мы приводим образец занятий для составления календарного планирования, разработанные с учетом ряда особенностей детей Дома ребенка: повышенной истощаемостью и утомляемостью, отставанием в развитии не только внимания, речевых функций, памяти, мышления, но и недоразвитием в двигательной и эмоциональной сферах.

Мы постарались выделить приоритетные направления с учетом преемственности в работе и учителя – дефектолога, и воспитателей с детьми с уровнем развития второго года жизни. Это выделение носит, бесспорно, условный характер, т. к. оно будет определяться в каждом конкретном случае.

Выделенные приоритетные цели могут и должны использоваться специалистами в качестве ориентиров для определения главного направления в коррекционной работе.

Предложенные цели отражают определенную последовательность в формировании различных видов деятельности у детей, имеющих неврологические нарушения.

Но именно характер и степень этих нарушений и будет определять соотношение уровней развития детей и целевых установок.

В данной работе мы предлагаем серию занятий, иллюстрирующих систему работы по различным направлениям представленного планирования.




Дни недели

1 занятие

9 час. 15 мин

2 занятие

10 час. 30 мин.

3 занятие

16 час. 15 мин.

4 занятие

17 час. 15 мин.


ПОНЕДЕЛЬНИК

Музыкальное

Выполнение поручений

Развитие речи (картинки)

Ориентировка в величине


ВТОРНИК

Развитие речи

« Кто в домике живёт?»

Развитие движений

Подражание звукам

Развлечение


СРЕДА

Действия с предметами

Развитие речи (картинки)


Ориентировка в форме

Показ

инсценировки


ЧЕТВЕРГ

Музыкальное

Выполнение поручений

Развитие движений

Подражание звукам


ПЯТНИЦА

Развитие речи

«Волшебный мешочек»

Экскурсия по группе

Занятие со строительнымматериалом

Развлечение



СУББОТА

Действия с предметами


Развитие речи

(картинки)


Развитие движений

Ознакомление

с

окружающим


ВОСКРЕСЕНЬЕ

Развитие речи (показ предметов)

Экскурсия по группе

Ориентировка

в схеме тела

4

Развлечение

У Р О В Е Н Ь Р А З В И Т И Я Д Е Т Е Й

9 мес. – 1 год

1 подгруппа

1 г.3 мес. – 1 г.6 м.

2 подгруппа

1 г.6 мес. – 1 г.9 м

3 подгруппа

1 г.9 мес. – 2 года

4 подгруппа

С Е Т К А З А Н Я Т И Й Н А Н Е Д Е Л Ю

В И Д Ы З А Н Я Т И Й




Занятие 1



Музыкальное



Занятие 2

Выполнение поручений



Занятие 3 Развитие речи

(картинки)



Занятие 4

РАЗВИВАЕМ, ФОРМИРУЕМ, СОВЕРШЕНСТВУЕМ!

Ориентировка в величине


П О Н Е Д Е Л Ь Н И К

Музыка в Сердцах детей.



Музыкальное воспитание является одним из средств формирования гармоничной личности ребенка. Эмоциональная отзывчивость на восприятие музыки с первых месяцев жизни обладает свойством вызывать активные действия ребенка.

Музыка оказывает благотворное влияние на формирование детской нервной системы. Известно, что восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями мозга. Поэтому в процессе прослушивания происходит усиление межполушарного взаимодействия. Это способствует формированию новых нейронных связей. Проще говоря, музыкальная деятельность напрямую влияет на развитие человеческого мозга, и не зря же существует целое направление – музыкотерапия.

На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность, которая обогащает и расширяет сферу чувств и переживаний ребенка, а вслушивание в смену высоты, длительности, тембра и силы звучания обогащает его сенсорную сферу.

Таким образом, музыкальное воспитание совершенствует мышление, активизирует эмоциональные проявления, формирует умение переживать и чувствовать, воспитывает любовь к прекрасному, что жизненно необходимо для наших малышей в условиях социальной депривации.

Поручения как одна из форм организации трудовой деятельности.

Поручения - важное средство воспитания нравственно-волевых качеств, которые проявляются и формируются в тесной взаимосвязи.

Это первая форма организации трудовой деятельности способствует формированию достижений определенных целей.

Ребенку присущ интерес к деятельности. Постепенно, шаг за шагом он учится планировать свои действия, их последовательность, достигая конечного результата.

Индивидуальные и коллективные трудовые поручения после многократных упражнений вырабатывают привычку к повседневному трудовому усилию. Дети постепенно привыкают понимать общественную направленность выполняемых поручений и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений.

Дети раннего возраста нуждаются в постоянном контроле. В процессе работы педагог помогает ребенку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки, видеть свои успехи и неудачи.

Положительная оценка взрослого активизирует деятельность малыша, побуждает его к действию.



Поэтому очень важно отмечать достижения ребенка, хвалить за то, что он добросовестно выполнил своё поручение.



З А Н Я Т И Е 1.

« П о ё м и п л я ш е м »





Приобщение детей к музыкальному искусству в доме ребенка осуществляется как музыкальным, руководителем, так и воспитателем на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной деятельности.

Зрительно - слуховое восприятие активизируется показом взрослого и наглядными пособиями, необходимыми не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания.

 Педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке, выполнять движения, эмоционально отзываться на мелодию, а ребенок, подражая взрослому, учится подпевать отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки. Дети приобретают умения согласовывать движения под музыку, по разному реагировать на высоту, силу звучания, дифференцировать разный характер музыкальных произведений.















З А Н Я Т И Е 2.

« Н а ш и п о м о щ н и к и »

Цель.

Формировать понимание речи – названия знакомых игрушек, предметов мебели, бытовых приборов, их назначение и использование.

Активизировать доступные речевые и неречевые средства общения при обращении за помощью к взрослым для получения поставленной цели.

Развивать эмоционально – волевые качества для достижения конечного результата.


Методические рекомендации.

Одно – двух ступенчатые словесные поручения. Помощь, поощрения.

Воспитатель дает поручения с учетом возрастных индивидуальных возможностей ребенка.


Виды поручений:

действия с игрушками в соответствии с их функциональными назначениями;

наведение порядка в игровой зоне (расположение игрушек, деталей одежды, обуви, детской мебели в отведенное для них место );

посильная помощь взрослым в уборке помещения / протереть столы, помочь застелить кроватки, собрать отрывки бумаги… /

























З А Н Я Т И Е 3.

Первая подгруппа. «Куколка Ляля»

Цель.

Знакомить детей с изображением игрушки на картинке;

Вызывать и поддерживать интерес к персонажу в плоскостном изображении.

Материал.

Предметная картинка с изображением куклы.

Методические рекомендации.

Картинка должна всегда находиться на одном и том же месте, в зоне активного бодрствования ребенка.

Воспитатель подносит ребенка к картинке, сосредотачивая его взгляд на изображении.

Водит пальчиком малыша по контуру объекта, комментируя: «Вот куколка – Ляля!»

Обговаривает совместные с ребенком действия, показывая: «Вот у Ляли глазки, носик, ротик, а вот ручки, ножки. Куколка Ляля поёт песенку: «Ля-ля-ля…».

Пауза. «А где куколка - Ляля?». В ответ на свой же вопрос воспитатель поворачивает малыша к картинке и рукой показывает на изображение: «Вот она куколка, Ляля».

Повторить показ картинки с более дальнего расстояния от ребенка.




Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий: