В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Преемственность в работе дефектолога и воспитателей Дома ребенка

Сергей Колодин Сергей Колодин
Тип материала: другое
Рейтинг: 1234  голосов:1    просмотров: 301
Краткое описание
Разработка представляет собой описание опыта работы учителя-дефектолога Г.Г. Ростокиной.
Пожаловаться 17 марта 2017
Файлы
СТАТЬЯ!.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Тема опыта: Преемственность в работе дефектолога и воспитателей Дома ребенка.

Автор: учитель-дефектолог Ростокина Галина Георгиевна,
воспитатель Ростокина Марина Владимировна

Учреждение: Государственное казенное учреждение здравоохранения «Волгоградский областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики».

Актуальность опыта: Эффективность коррекционно – развивающей работы с детьми Дома ребенка определяется четкой организацией системы скоординированных занятий учителя – дефектолога и воспитателей.

В основе такой четкой организации находит отражение планирования различных видов деятельности, осуществляемое как в перспективных целях, так и для ежедневной работы с детьми по составленному календарному плану.

Именно планирование позволяет определить стратегию и тактику коррекционного воздействия на каждого ребенка с учетом его уровня развития.

Мы приводим образец занятий для составления календарного планирования, разработанные с учетом ряда особенностей детей Дома ребенка: повышенной истощаемостью и утомляемостью, отставанием в развитии не только внимания, речевых функций, памяти, мышления, но и недоразвитием в двигательной и эмоциональной сферах.

Мы постарались выделить приоритетные направления с учетом преемственности в работе и учителя – дефектолога, и воспитателей с детьми с уровнем развития второго года жизни. Это выделение носит, бесспорно, условный характер, т. к. оно будет определяться в каждом конкретном случае.

Выделенные приоритетные цели могут и должны использоваться специалистами в качестве ориентиров для определения главного направления в коррекционной работе.

Предложенные цели отражают определенную последовательность в формировании различных видов деятельности у детей, имеющих неврологические нарушения.

Но именно характер и степень этих нарушений и будет определять соотношение уровней развития детей и целевых установок.

В данной работе мы предлагаем серию занятий, иллюстрирующих систему работы по различным направлениям представленного планирования.




Дни недели

1 занятие

9 час. 15 мин

2 занятие

10 час. 30 мин.

3 занятие

16 час. 15 мин.

4 занятие

17 час. 15 мин.


ПОНЕДЕЛЬНИК

Музыкальное

Выполнение поручений

Развитие речи (картинки)

Ориентировка в величине


ВТОРНИК

Развитие речи

« Кто в домике живёт?»

Развитие движений

Подражание звукам

Развлечение


СРЕДА

Действия с предметами

Развитие речи (картинки)


Ориентировка в форме

Показ

инсценировки


ЧЕТВЕРГ

Музыкальное

Выполнение поручений

Развитие движений

Подражание звукам


ПЯТНИЦА

Развитие речи

«Волшебный мешочек»

Экскурсия по группе

Занятие со строительнымматериалом

Развлечение



СУББОТА

Действия с предметами


Развитие речи

(картинки)


Развитие движений

Ознакомление

с

окружающим


ВОСКРЕСЕНЬЕ

Развитие речи (показ предметов)

Экскурсия по группе

Ориентировка

в схеме тела

4

Развлечение

У Р О В Е Н Ь Р А З В И Т И Я Д Е Т Е Й

9 мес. – 1 год

1 подгруппа

1 г.3 мес. – 1 г.6 м.

2 подгруппа

1 г.6 мес. – 1 г.9 м

3 подгруппа

1 г.9 мес. – 2 года

4 подгруппа

С Е Т К А З А Н Я Т И Й Н А Н Е Д Е Л Ю

В И Д Ы З А Н Я Т И Й




Занятие 1



Музыкальное



Занятие 2

Выполнение поручений



Занятие 3 Развитие речи

(картинки)



Занятие 4

РАЗВИВАЕМ, ФОРМИРУЕМ, СОВЕРШЕНСТВУЕМ!

Ориентировка в величине


П О Н Е Д Е Л Ь Н И К

Музыка в Сердцах детей.



Музыкальное воспитание является одним из средств формирования гармоничной личности ребенка. Эмоциональная отзывчивость на восприятие музыки с первых месяцев жизни обладает свойством вызывать активные действия ребенка.

Музыка оказывает благотворное влияние на формирование детской нервной системы. Известно, что восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями мозга. Поэтому в процессе прослушивания происходит усиление межполушарного взаимодействия. Это способствует формированию новых нейронных связей. Проще говоря, музыкальная деятельность напрямую влияет на развитие человеческого мозга, и не зря же существует целое направление – музыкотерапия.

На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность, которая обогащает и расширяет сферу чувств и переживаний ребенка, а вслушивание в смену высоты, длительности, тембра и силы звучания обогащает его сенсорную сферу.

Таким образом, музыкальное воспитание совершенствует мышление, активизирует эмоциональные проявления, формирует умение переживать и чувствовать, воспитывает любовь к прекрасному, что жизненно необходимо для наших малышей в условиях социальной депривации.

Поручения как одна из форм организации трудовой деятельности.

Поручения - важное средство воспитания нравственно-волевых качеств, которые проявляются и формируются в тесной взаимосвязи.

Это первая форма организации трудовой деятельности способствует формированию достижений определенных целей.

Ребенку присущ интерес к деятельности. Постепенно, шаг за шагом он учится планировать свои действия, их последовательность, достигая конечного результата.

Индивидуальные и коллективные трудовые поручения после многократных упражнений вырабатывают привычку к повседневному трудовому усилию. Дети постепенно привыкают понимать общественную направленность выполняемых поручений и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений.

Дети раннего возраста нуждаются в постоянном контроле. В процессе работы педагог помогает ребенку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки, видеть свои успехи и неудачи.

Положительная оценка взрослого активизирует деятельность малыша, побуждает его к действию.



Поэтому очень важно отмечать достижения ребенка, хвалить за то, что он добросовестно выполнил своё поручение.



З А Н Я Т И Е 1.

« П о ё м и п л я ш е м »





Приобщение детей к музыкальному искусству в доме ребенка осуществляется как музыкальным, руководителем, так и воспитателем на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной деятельности.

Зрительно - слуховое восприятие активизируется показом взрослого и наглядными пособиями, необходимыми не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания.

 Педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке, выполнять движения, эмоционально отзываться на мелодию, а ребенок, подражая взрослому, учится подпевать отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки. Дети приобретают умения согласовывать движения под музыку, по разному реагировать на высоту, силу звучания, дифференцировать разный характер музыкальных произведений.















З А Н Я Т И Е 2.

« Н а ш и п о м о щ н и к и »

Цель.

Формировать понимание речи – названия знакомых игрушек, предметов мебели, бытовых приборов, их назначение и использование.

Активизировать доступные речевые и неречевые средства общения при обращении за помощью к взрослым для получения поставленной цели.

Развивать эмоционально – волевые качества для достижения конечного результата.


Методические рекомендации.

Одно – двух ступенчатые словесные поручения. Помощь, поощрения.

Воспитатель дает поручения с учетом возрастных индивидуальных возможностей ребенка.


Виды поручений:

действия с игрушками в соответствии с их функциональными назначениями;

наведение порядка в игровой зоне (расположение игрушек, деталей одежды, обуви, детской мебели в отведенное для них место );

посильная помощь взрослым в уборке помещения / протереть столы, помочь застелить кроватки, собрать отрывки бумаги… /

























З А Н Я Т И Е 3.

Первая подгруппа. «Куколка Ляля»

Цель.

Знакомить детей с изображением игрушки на картинке;

Вызывать и поддерживать интерес к персонажу в плоскостном изображении.

Материал.

Предметная картинка с изображением куклы.

Методические рекомендации.

Картинка должна всегда находиться на одном и том же месте, в зоне активного бодрствования ребенка.

Воспитатель подносит ребенка к картинке, сосредотачивая его взгляд на изображении.

Водит пальчиком малыша по контуру объекта, комментируя: «Вот куколка – Ляля!»

Обговаривает совместные с ребенком действия, показывая: «Вот у Ляли глазки, носик, ротик, а вот ручки, ножки. Куколка Ляля поёт песенку: «Ля-ля-ля…».

Пауза. «А где куколка - Ляля?». В ответ на свой же вопрос воспитатель поворачивает малыша к картинке и рукой показывает на изображение: «Вот она куколка, Ляля».

Повторить показ картинки с более дальнего расстояния от ребенка.




Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru