В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Сахар и его свойства»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Сахар и его свойства»

Ирина Карпова
Тип материала: Урок
просмотров: 3257
Краткое описание
конспект НОД по познавательному развитию дошкольников старшего возраста (экспериментирование)

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
занятие Сахар и его свойства.docx Скачать

C:\Users\Dell\Documents\логотип.gif












Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по теме: «Сахар и его свойства»


(старшая группа)







Разработали:

воспитатель первой

квалификационной категории

Толстопятова Вера Георгиевна,

старший воспитатель

Карпова Ирина Александровна

МКДОУ Нехаевский детский сад «Колосок»

ст.Нехаевская, Волгоградская обл.














Пояснительная записка

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Тип: интегрированное

Возраст детей: 5 лет

Формы непосредственно образовательной деятельности: игра-экспериментирование

Формы организации: подгруппа (8 чел.)

Задачи: - способствовать формированию умений самостоятельного использования действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств предмета (сахара), умения выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом действий; обогащать речь ребенка;

- развивать познавательные интересы детей, восприятие, внимание и наблюдательность, способность анализировать;

- воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы, уважение к мнению и ответу других детей.

Оборудование и материалы: стекляные стаканы с водой 9 шт, одноразовые пластиковые ложечки 9, безопасные свечи в подставке 1шт, спички 1 кор., деревянный молоточек 1 шт., сахар-рафинад -1 кор., сахар-песок-1 упак., кусковой сахар-1 шт., разделочная доска-1 шт., одноразовые глубокие тарелки – 4 шт., железная ложка-1 шт., картина из сахара, пазлы, дидактическая игра «Найди лишний», карта-маршрут, опорные картинки (река, гора, поле), фартуки детские для экспериментирования - 8 шт, фартук взрослый -1 шт., салфетки бумажные – 1 упак., волшебная палочка – 1 шт. , пищевая плёнка, основа для картины.



План проведения непосредственно образовательной деятельности

1. Игровая ситуация:

Воспитатель: Здравствуйте, дети. У меня для Вас есть сюрприз, давайте посмотрим. (Давайте посмотрим.)

( Воспитатель показывает картину из сахара, предлагает ее рассмотреть и описать сюжет картины)

2. Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель: Дети, понравился вам сюрприз? (Да, понравился.) Как Вы думаете, какой материал я использовала в работе над картиной? (Сахар или затруднение в ответе) А правильно ли вы ответили, мы определим с помощью загадки.

Белый, как снег, в чести у всех.

В рот попал там и пропал,

Нравлюсь вам, во вред зубам.

(Сахар)

Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку. Это сахар. А что вы знаете о сахаре? ( Продукт питания, его добавляют в чай и кофе, в еду; он сладкий, белый и т.д.) Вы много рассказали о сахаре. А как нам проверить, правильно

мы назвали свойства сахара или нет? Что нам нужно для этого сделать? (подумать, спросить у взрослого, посмотреть в интернете). Для этого я предлагаю пройти в лабораторию. (Воспитатель уточняет у детей, что такое лаборатория). Дети, кто из вас знает, что такое лаборатория? (Лаборатория, это место, где проводят опыты). Правильно, это место где проводят опыты и ставят эксперименты. Итак, в лаборатории мы проведем опыты и проверим, верно ли мы рассуждаем. Дорогу к лаборатории нам поможет найти карта. Давайте внимательно ознакомимся с маршрутом. (Дети и воспитатель рассматривают карту и отмечают, что им надо преодолеть препятствия в виде реки, горы, поля.)

Готовы отправиться в путь? (Да)

3. Открытие нового знания или умения:

(На пути встречается первое препятствие - река-загадок)

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Наше первое препятствие – река. Но это волшебная река. Чтобы нам ее преодолеть, нужно отгадать загадку.

Белый, сладкий и сыпучий

Он лежит на ложке кучей.

Ложка быстро и с размаха

В чай горячий сыплет…..(Сахар)


Воспитатель: Дети, что рассказывает нам загадка о сахаре? (сахар белого цвета, его можно набирать в ложку, сахар добавляют в чай, он сладкий на вкус). Дети, вы сказали, что сахар можно набрать ложкой, значит, каким качеством он обладает? (сахар рассыпается, он сыпучий) Правильно, отправляемся дальше.

(На пути встречается второе препятствие - гора пазлов)

Воспитатель: Ребята, следующее наше препятствие – гора, которая тоже приготовила нам задание. Посмотрите, что это за задание? (пазлы, нужно собрать).

(дети собирают пазлы, воспитатель уточняет, что изображено на пазлах у каждой пары (свекла, тростник, кленовый лист)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что может связывать изображения на картинках с сахаром? (Из свеклы, тростника, пальмового сока и канадского клена изготавливают сахар. При затруднении воспитатель поясняет это сам). Продолжаем наш путь.

(На пути встречается третье препятствие - поляна игр)

Воспитатель: Вот мы и дошли до последнего препятствия. Мы оказались с вами на поляне игр. Давайте посмотрим, какую игру приготовила нам поляна. Игра называется «Найди лишний». Ваша задача - найти и показать предмет, который не содержит сахар.

Воспитатель: Назовите предметы, в которых нет сахара. Посмотрите на предметы, которые остались. Назовите их. Что их объединяет? (в них содержится сахар)

Воспитатель: Какой мы с вами сделаем вывод? Где же используется сахар в основном? (в продуктах питания, лекарствах)

Воспитатель: Мы справились с заданиями, преодолели дорогу и попали в лабораторию. (Воспитатель уточняет у детей правила поведения в ней)

Сейчас мы проведем опыты и определим свойства сахара. А чтобы у нас все получилось, надо четко соблюдать инструкцию по его проведению: для этого необходимо внимательно меня слушать, повторять действия за мной, внимательно наблюдать, а затем назвать, какими же свойствами обладает сахар.

1 опыт. Берем стакан с водой, набираем в ложечку сахар, добавляем сахар в стакан с водой, размешиваем ложечкой сахар в стакане. Наблюдаем за реакцией, происходящим. Дети, что произошло сахаром? (Сахар растворился в воде, исчез) О каком свойстве сахара мы узнали? (Сахар растворяется )

2 опыт. А сейчас я покажу вам опыт с элементами фокуса. Для этого мне понадобиться горелка, железная ложка и сахар. Я буду нагревать сахар, а вы внимательно наблюдать за тем, что происходит в ложке с сахаром при нагревании. Дети, что произошло с сахаром? ( Сахар растаял, расплавился). Правильно сахар расплавился при нагревании. Какой можно сделать вывод? (Сахар при нагревании плавится). (Воспитатель опускает ложку с расплавленным сахаром в стакан с водой, сахар застывает) А теперь, что произошло? (сахар застыл) Правильно. При охлаждении расплавленный сахар застывает. Что это вам напоминает? (сосульку. леденец)

3 опыт. Воспитатель: Мы свами определили свойства, вкус сахара, теперь давайте определим, какое состояние может иметь сахар. Для этого нам понадобится деревянный молоток, сахар-рафинад, разделочная доска и один участник. (Опыт выполняет один участник)

Воспитатель: Для эксперимента возьми сахар-рафинад. Дети, рафинад в каком виде? (кусочек, твердый). Теперь деревянным молотком ударь по кусочку рафинада. Что произошло? (сахар рассыпался). Какой вывод мы с вами делаем? В каком виде мы встречаем сахар? (в кусочках – рафинад, сыпучем – сахарный песок)

Воспитатель: А еще встречается кусковой сахар, но в наше время очень редко. (Воспитатель демонстрирует кусок сахара). Дети, мы многое с вами узнали о сахаре, а сейчас я вам предлагаю нарисовать сахаром сладкую картину. Давайте нарисуем? (Давайте нарисуем). Для этого нам понадобится сахар-песок, основа для картины, одноразовые пластиковые ложечки, клей ПВА. Нам надо нанести клей на основу картины, затем смазанную клеем поверхность посыпать аккуратно тонким слоем сахаром-песком, лишний сахар-песок аккуратно убираем. (Дети работают все вместе над картиной.)

Воспитатель: Дети у нас получилась красивая картина, все старались.

4. Итог непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали о сахаре. А поможет нам в этом волшебная палочка. (дети передают по очереди волшебную палочку и рассказывают, что узнали о сахаре).

Воспитатель: Дети, я была рада с вами работать. Вы активно и успешно выполняли задания.









Используемая литература:

1. Энциклопедия «Я познаю мир» (химия).Автор-составитель Л.В. Савина

2. Журнал «Клёпа» №12, 2012 г.(для детей от 7 до 12 лет)

3. Журнал «А почему?» 05. 2014 .


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров