В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Части речи

Елена Харченко Елена Харченко
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123  голосов:3    просмотров: 370    комментариев: 1
Краткое описание

Тема урока-путешествия «Части речи»

Тип урока: повторение изученного материала
Цели урока:
•    Формирование умения распознавать части речи.
•    Развитие творческого мышления, внимания, орфографической зоркости.
•    Содействие воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.
•    Воспитание уважительного, бережного и заинтересованного отношения к русскому языку.
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 02 августа 2016
Файлы
русский язык ЧАСТИ РЕЧИ.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Предмет: русский язык 3 класс по учебнику Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунееева

образовательная программа «Школа 2100»


Учитель высшей квалификационной категории Харченко Елена Александровна

МАОУ СОШ № 37 с углубленным изучением искусств и английского языка г.Таганрога


Тема урока-путешествия «Части речи»



Тип урока: повторение изученного материала

Цели урока:

  • Формирование умения распознавать части речи.

  • Развитие творческого мышления, внимания, орфографической зоркости.

  • Содействие воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.

  • Воспитание уважительного, бережного и заинтересованного отношения к русскому языку.

Оборудование: эмблемы-улыбки

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами путешествие. А отправляться в путь всегда удобней небольшими группами, поэтому я вам предлагаю приобрести билеты и отправиться в путь. (метод «Счастливый билет») Чтобы путешествие было весёлым, нужно создать хорошую атмосферу, поэтому повернитесь к соседу в группе и скажите: «Привет!» и прикрепите свои эмблемы-улыбки! (метод «Подари улыбку»)

- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)

- Ребята, сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. А в какую страну, вам предстоит расшифровать. (На доске запись: 13-10-15-4-3-10-15-10-33) Какая группа быстрее справиться с заданием? (Лингвиния)

Блок 2. Содержательная часть

- Путешествие будет долгим и трудным, поэтому мы должны к нему основательно подготовиться. Откроем бортовой журнал, запишем сегодняшнее число, классная работа. А высказывание великого мастера слова Максима Горького поможет в проведении каллиграфической минутки. Постарайтесь запомнить это выражение (запись на доске):


Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.

Максим Горький

II. Актуализация знаний по теме.

- Как вы понимаете это высказывание? (Метод «Мозговой штурм»)

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о словах различных частей речи)

-Наша цель с вами – научиться читать и понимать значение слов.

«На помыслы чистые» и «дела хорошие», словами «певучими» и «бездонными» я приглашаю вас в путешествие по океану… океану знаний Русского языка. Итак, в путь! Перед вами карта (рисунок острова с частями речи на доске), на ней вы видите страну Лингвинию. Наш корабль причалит к берегу большого острова Морфология. Сосчитайте, сколько стран на этом острове. (14)

- Многие страны вам еще неизвестны, поэтому мы посетим сегодня только особенные страны:

Имя существительное – именно в этой стране живут такие слова, как: Солнышко, Полюшко, Зёрнышко, Душа, Мысль, Факт, Одежда, Путешественник. Что вы знаете о жителях этой страны? (они обозначают предмет, явление или человека и отвечают на вопросы «кто?» и «что?»).

Имя прилагательное – в этой стране живут Певучие, Народные, Исконные, Кипучие, Горючие, Добрые да Ладные, Лучистые, Пригожие, Чистые – это наши старые знакомые. Что вам известно о них? (обозначают признак предмета и отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?). Как вы думаете, для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? (они уточняют смысл слов, они украшают нашу речь, делают ее богатой)

Глагол. Что же особенного у жителей этой страны? Они всё время находятся в действии, ни минуты не могут сидеть без дела. Что вы знаете о жителях этой страны?

-Молодцы, ребята, много знаете! А теперь задание для каждой группы-корабля.

Блок 3. Интеллектуальная разминка

(Метод фразеологизмов) Перед вами известные фразеологизмы, запишите их, укажите знакомые части речи. А ниже изобразите их в рисунке. («Вот где собака зарыта!», «Вернёмся к нашим баранам», «Дело в шляпе», «Зарубить на носу», «Медвежья услуга», «Ударить в грязь лицом»)

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания.

- Итак, слов в русском языке много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются. Но у слов есть и общие признаки, объединяющие их в группы, - части речи. Части речи стоят на «трёх китах» - трёх грамматических признаках. Давайте выясним, что это за «три кита».

Первый признак – грамматическое значение. (открывается рисунок кита, на котором написано: Грамматическое значение: сущ. – предмет; глаг. – действие; прилаг. – признак предмета)

- В доказательство того, что вы поняли, приведите, пожалуйста, свои примеры.

- Чтобы узнать второй признак, надо выполнить два задания.

1. Образуйте однокоренные слова разных частей речи. I вариант желт, IIкрас

- Как вы определили части речи? (по вопросу и окончанию)

2. Спишите отрывок из сказки Л.Кэролла «Алиса в Зазеркалье» и укажите, какими частями речи являются «Зазеркальные» слова.

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики, в мове.

- Как вы догадались? (слова похожи на наши) Молодцы!

- Ребята, сейчас вы незаметно для себя рассказали о втором признаке частей речи. (открывается рисунок кита, на котором написано: Морфологический признак: сущ., прилаг – число, род; глаг. – число, время)

- А сейчас мы с вами поиграем в уже полюбившуюся вами игру «Цепочка признаков». (приём «Цепочка признаков»)

- Спишите загадки, подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы. Над существительными и прилагательными подпишите число, род, а над глаголами – число, время. Сделайте морфологический разбор слов домовитая, пришла.

I вариант.

Домовитая хозяйка

Прол…тает над лужайкой.

Похл...почет над цв…тком –

Он поделится ме…ком.

II вариант.

Ос…нь в са… к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь скв…рцы, др…зды снуют

И, галдя, его клюют.

Блок 4. Психологическая разгрузка

Физкультминутка (игра: называется имя сущ. – дети делают наклон вперёд, прилаг. – наклон назад, глагол – подпрыгивают)

- А какой же третий общий признак, объединяющий все части речи? Давайте разберёмся.

Запись на доске:

и костёр небольшой сидеть полночь у собака охотник около

- Прочитайте слова, какими частями речи они являются? А теперь поставьте их в определённой форме и последовательно нанизывайте на нитку. Из бусинок получаются бусы, а из слов – предложение. Запишите предложение из наших слов.

Проверяем:

Около полуночи охотник и собака сидели у небольшого костра.

- Вы собрали разрозненные слова, связали их не только по смыслу и интонационно, но и грамматически. Разберите это предложение, нарисуйте схему. (Повест., невоскл, прост., осложн. однородными подлежащими).

- Определить член предложения – значит узнать, что слово делает в предложении, какую синтаксическую роль выполняет. Это есть «третий кит» (открывается рисунок кита, на котором написано: Синтаксический признак: роль в предложении)


III. Закрепление и повторение материала.


- Ребята, все задания мы выполняли вместе, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.

Разноуровневые задания по русскому языку:

1 уровень

Определить к какой части речи относятся слова: 
День, хорошая, друг, думает, смелый.

- Как вы определяли часть речи?


2 уровень

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина. 
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 
3) Думает, считает, ученик, знает.

- Как вы находили лишнее слово?


3 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. 
веселье – … , … . 
шум – … , … . 
лес - … , … .

- Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.

Блок 4. Резюме

IV. Рефлексия.

- С каким настроением заканчиваем наше путешествие?

Дети прикрепляют к доске знаки:

  • ? – если не всё понятно, требуется помощь учителя;

  • . - если всё понятно;

  • ! - если всё понял, было интересно!

V. Подведение итогов урока.

- Ребята! Вам понравилось путешествовать? С какими частями речи нам пришло время прощаться? Чем они похожи и чем отличаются? Достигли ли мы цели урока?

- Как вы думаете, в жизни вам эти знания пригодятся? Где?

VI. Домашнее задание.

Упр. 460 и творческое задание по желанию - в книжку-малышку написать сказку про части речи.

Выставление оценок.

- Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми и дружными! Наше путешествие закончилось.




Обсуждение материала
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru