В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

С. А. Есенин "Лебёдушка"

Файл прикреплен к материалу: С. А. Есенин "Лебёдушка"
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

[Введите текст]

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

Автор - Дядищева Татьяна Геннадьевна

Место проживания - п.ц.у. с-за «Воробьевский» Воробьевского района Воронежской области

Полное название образовательного учреждения - МКОУ «Поселковая СОШ»

Дисциплина - литературное чтение

Учебник - Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. Литературное чтение. 4 класс.

Тема - С.А. Есенин «Лебёдушка»

Класс - 4

Продолжительность - 45 минут

Использование информационных технологий - презентация к уроку



















Тип урока: освоение нового материала

Цели: научить видеть художественные особенности стихотворения, понимать «язык», видеть особенности поэтического слова; формировать навык выразительного чтения; развивать способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; воспитывать нравственные и эстетические чувства; воспитывать любовь к природе, всему живому

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением С. А. Есенина «Лебёдушка»;

научатся: видеть художественные особенности стихотворения, понимать язык, видеть особенности поэтического слова, выразительно читать, полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное

Метапредметные:

Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности при составлении ответов.

Регулятивные: оценивать свои достижения по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

Коммуникативные: опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и в оценивании событий

Личностные: понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, (олицетворений, сравнений и эпитетов)


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания


Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе

Слайд 3

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся выразительно читают стихотворение Н. М. Рубцова «Сентябрь»

Осуществлять актуализацию личного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Сегодня мы продолжим знакомство с поэзией удивительного поэта, безгранично любившего Россию, поэта, «в сердце которого была Русь».

-Вспомните автора этих строк.

Слайд 4-5

Учитель зачитывает отрывки из стихотворений «Береза» и «Черемуха»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром…

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила…

- С произведением какого поэта мы познакомимся?


Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством С.А. Есенина, будем учиться выразительно читать стихи, высказывать свою точку зрения.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.



Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Подготовка к восприятию произведения.

Знакомство
с биографией С. А. Есенина

Рассказывает о творчестве поэта, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.

Слайд 6-10

- С.А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Родители Есенина были бедные крестьяне. У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах.

Худощавый и низкорослый,-

Среди мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
“Ничего я споткнулся о камень,
Это к завтраму всё заживёт”.

Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных. В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни. Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

Жизнь Есенина прервалась внезапно и трагически. 28 декабря 1925г. он был найден мертвым в гостинице Англетер г. Ленинграда. Его смерть была трагичной и загадочной. Поэту было только 30 лет. Но он оставил нам замечательные стихи, которыми зачитываются многие поколения. Я надеюсь, что поэзия Есенина оставит свой след и в ваших сердцах.

Что хотите сказать? Чем вас поразила судьба
поэта?

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет С. Есенина. Задают вопросы о его творчестве

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность
событий

IV. Работа над содержанием текста.

Словарная работа







Первичное чтение произведения





























Деление текста на смысловые части.

- О ком будет стихотворение Есенина, вы сейчас догадаетесь сами.

Слайд 11-12

Учитель включает аудиозапись народной песни «Лебедушка»

- Что почувствовали, когда слушали песню?

- Как в песне называют лебедь?

- О ком стихотворение?

Организует беседу по вопросам:

Видели ли вы когда-нибудь лебедя?

Какой вам показалась эта птица?

Подумайте, что хотел подчеркнуть поэт, называя свое произведение не просто «Лебедь», а «Лебедушка»? Как вы представляете себе лебедушку?


Сегодня мы прочитаем историю о лебедушке, рассказанную Сергеем Александровичем Есениным.


Проводит словарную работу.

Слайд 13

Объясните значения слов, выражений, записанных на слайде.








Учитель включает аудиозапись стихотворения (см. Электронное приложение к учебнику)

Слайд 14

- Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

- Кто главные герои стихотворения?

-Как Есенин называет птицу? А ее деток? Почему?

- Менялись ли картины в вашем воображении? Какие картины вы представили, слушая стихотворение?

- Что вы представили, слушая начало стихотворения?

- Какая картина меняет эту? Кто появляется в заводи?

- Что произошло потом? Меняется ли картинка?

- Какая картина завершает стихотворение?

- Сколько картин в вашем воображении сменили одна другую?

- О чем это говорит? Какой вывод мы можем сделать?

Прослушивают песню. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.



















Багровый – темно-красный

Ватага – шумная толпа.

Залив - часть водного пространства, вдавшаяся в сушу

Затон – вдавшийся в берег речной залив, заводь.

Лазоревый - голубой, светло-синий.

Дозорила – охраняла

Око - глаз



Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.


Свободные высказывания учащихся.




Лебедушка, лебежатушки. Называет ее ласково.


- Рассвет на реке.


- В заводи появляется лебедушка с лебежатушками.


- Высоко в небе парит орел, высматривающий добычу.


- Орел увидел лебедушку и растерзал ее.







- Стихотворение С.А. Есенина можно разделить на четыре смысловых части.

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.. Учитывать мнение одноклассников.
Осуществлять контроль по результату


V. Повторное чтение, деление на части, составление плана и анализ произведения





















































Выборочное чтение

Слайд 15-19

Организует повторное чтение, деление его на части, и составление плана. Выслушивает мнения, подводит итог.

- Сколько частей в стихотворении?

Прочитайте первую часть. О чем говорится в ней?

Как вы узнали, что это картина утра? Подтвердите это текстом.

- Как можно озаглавить?


Организует анализ языковых средств.

- Какие средства выразительности использовал автор, чтобы так ярко показать красоту пробуждающейся природы?

-Перечитайте еще раз 1 часть, найдите эпитеты и олицетворения.


Прочитайте вторую часть. О чем говорится в ней?

Как можно озаглавить?



- Прочитайте третью часть. А о ком здесь идет речь?

- Взволновало ли вас появление орла?

- Как автор описывает орла? Как можно озаглавить эту часть?


-Прочитайте последнюю часть. О чем говорится в этой части?

-Озаглавьте ее.




- Что мы составили, озаглавливая части?





- Какие два героя противопоставлены в стихотворении?


Слайд 20-21

- Найдите в тексте слова, которыми автор описывает лебедушку.

А теперь слова, которыми описывает орла.

Какой прием использовал автор?

















- Прочитайте отрывок, где надвигается беда.


- Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей.

-Какое место в стихотворении самое трагичное?

- Могла ли мать спастись? Почему она этого не сделала?

-О чем говорит поступок матери-лебеди?




Читают произведение. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

В стихотворении 4 части.

В 1-й части описывается картина раннего утра.

- Утро на озере.

- Эпитеты, олицетворения.

Читают, выполняют задание





Во второй части говорится, что лебедь позвала своих детей, они стали плавать, а лебедушка смотреть за детьми.

- Прогулка лебедушки с лебедятами.


В третьей части рассказывается о молодом орле.

- Молодой орел.




В четвертой части рассказывается, как прилетел орел, схватил и разорвал лебедушку.


- Смерть лебедушки.



- План.





- Лебедушка и орел.


Лебедушка:

«словно зоренька»

Белоснежная

Лебедушка

белоснежная

белая

лебёдушка

лебёдка


Орел

Молодой

« крыло могучее»

«как стрела на землю кинулся…»

«когти острые»

«как точка черная..»


- Сравнение.


Строфы 20-21


Строфы 23-25

Строфа 27



- Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей









Выразительно читать. Понимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу
полученного задания

VII. Домашнее задание

Слайд 23

Объясняет домашнее задание.

Перечитать стихотворение С. А. Есенина «Лебе-
душка», выписать эпитеты, олицетворения


Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Слайд 24

Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения.

Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

- Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории?



Кто символизирует в этом лирическом произведении добро? зло? Так что же получается: зло победило добро?


- Зло совершает орел. В животном мире это обычное явление, это животный инстинкт. Самое страшное, когда зло совершает человек. Я хочу, чтобы ваши поступки были всегда добрыми и наполняли ваши сердца и сердца окружающих вас людей нежностью и любовью.

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените
себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.






- Стихотворение учит любить природу, Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.








Нет. Лебедь погибла, но не погибло добро. Любовь матери к своим детям будет жить вечно.







Учащиеся продолжают начатое высказывание.

Мне стало жалко…

Мне не понравилось…

Меня восхитило…

Меня возмутило…

Я хочу, чтобы…

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности



Используемые ресурсы:

  1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы – М.: Просвещение, 2011

  2. Учебник «Литературное чтение». 4 класс. Ч.2 (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.) – М.: Просвещение, 2014

  3. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. –М.: ВАКО, 2014.

  4. Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Просвещение, 1990

  5. https://ru.wikipedia.org

  6. С. Есенин. Собрание сочинений в двух томах. – М.: Современник,1991

  7. Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс, авт. Л.Ф Климанова, В.Г.Горецкий.




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос