В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

С. А. Есенин "Лебёдушка"

С. А. Есенин "Лебёдушка"

Татьяна Дядищева
Тип материала: Урок
просмотров: 6874
Краткое описание
Данный урок - это урок освоения нового материала.  Целью урока является:  развитие способности полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям и эмоционально откликаться на прочитанное. На уроке учащиеся вспомнят стихи С. Есенина, познакомятся с биографией поэта, будут учиться выразительному чтению, делению стихотворения на смысловые части. Урок поможет детям осознать смысл произведения.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Материал к уроку литературного чтения.docx Скачать

Материал к уроку литературного чтения «С. А. Есенин. Лебёдушка» в виде презентации.

Автор – Дядищева Татьяна Геннадьевна

Полное название образовательного учреждения – МКОУ «Поселковая СОШ»

Предмет – литературное чтение

Тема, в рамках которой будет использоваться презентация – С.А. Есенин «Лебёдушка»

Класс – 4

Название презентации – С.А. Есенин «Лебёдушка». Урок литературного чтения в 4 классе.

Количество слайдов – 24

Среда (редактор), в которой выполнена презентацияMicrosoft PowerPoint

Цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации - в полном объеме, наглядно и доступно предоставить информацию обучающимся.

С. А. Есенин. Лебедушка.docx Скачать

[Введите текст]

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

Автор - Дядищева Татьяна Геннадьевна

Место проживания - п.ц.у. с-за «Воробьевский» Воробьевского района Воронежской области

Полное название образовательного учреждения - МКОУ «Поселковая СОШ»

Дисциплина - литературное чтение

Учебник - Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. Литературное чтение. 4 класс.

Тема - С.А. Есенин «Лебёдушка»

Класс - 4

Продолжительность - 45 минут

Использование информационных технологий - презентация к уроку



















Тип урока: освоение нового материала

Цели: научить видеть художественные особенности стихотворения, понимать «язык», видеть особенности поэтического слова; формировать навык выразительного чтения; развивать способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; воспитывать нравственные и эстетические чувства; воспитывать любовь к природе, всему живому

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением С. А. Есенина «Лебёдушка»;

научатся: видеть художественные особенности стихотворения, понимать язык, видеть особенности поэтического слова, выразительно читать, полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное

Метапредметные:

Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности при составлении ответов.

Регулятивные: оценивать свои достижения по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

Коммуникативные: опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и в оценивании событий

Личностные: понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, (олицетворений, сравнений и эпитетов)


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания


Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе

Слайд 3

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся выразительно читают стихотворение Н. М. Рубцова «Сентябрь»

Осуществлять актуализацию личного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Сегодня мы продолжим знакомство с поэзией удивительного поэта, безгранично любившего Россию, поэта, «в сердце которого была Русь».

-Вспомните автора этих строк.

Слайд 4-5

Учитель зачитывает отрывки из стихотворений «Береза» и «Черемуха»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром…

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила…

- С произведением какого поэта мы познакомимся?


Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством С.А. Есенина, будем учиться выразительно читать стихи, высказывать свою точку зрения.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.



Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Подготовка к восприятию произведения.

Знакомство
с биографией С. А. Есенина

Рассказывает о творчестве поэта, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.

Слайд 6-10

- С.А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Родители Есенина были бедные крестьяне. У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах.

Худощавый и низкорослый,-

Среди мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
“Ничего я споткнулся о камень,
Это к завтраму всё заживёт”.

Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных. В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни. Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

Жизнь Есенина прервалась внезапно и трагически. 28 декабря 1925г. он был найден мертвым в гостинице Англетер г. Ленинграда. Его смерть была трагичной и загадочной. Поэту было только 30 лет. Но он оставил нам замечательные стихи, которыми зачитываются многие поколения. Я надеюсь, что поэзия Есенина оставит свой след и в ваших сердцах.

Что хотите сказать? Чем вас поразила судьба
поэта?

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет С. Есенина. Задают вопросы о его творчестве

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность
событий

IV. Работа над содержанием текста.

Словарная работа







Первичное чтение произведения





























Деление текста на смысловые части.

- О ком будет стихотворение Есенина, вы сейчас догадаетесь сами.

Слайд 11-12

Учитель включает аудиозапись народной песни «Лебедушка»

- Что почувствовали, когда слушали песню?

- Как в песне называют лебедь?

- О ком стихотворение?

Организует беседу по вопросам:

Видели ли вы когда-нибудь лебедя?

Какой вам показалась эта птица?

Подумайте, что хотел подчеркнуть поэт, называя свое произведение не просто «Лебедь», а «Лебедушка»? Как вы представляете себе лебедушку?


Сегодня мы прочитаем историю о лебедушке, рассказанную Сергеем Александровичем Есениным.


Проводит словарную работу.

Слайд 13

Объясните значения слов, выражений, записанных на слайде.








Учитель включает аудиозапись стихотворения (см. Электронное приложение к учебнику)

Слайд 14

- Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

- Кто главные герои стихотворения?

-Как Есенин называет птицу? А ее деток? Почему?

- Менялись ли картины в вашем воображении? Какие картины вы представили, слушая стихотворение?

- Что вы представили, слушая начало стихотворения?

- Какая картина меняет эту? Кто появляется в заводи?

- Что произошло потом? Меняется ли картинка?

- Какая картина завершает стихотворение?

- Сколько картин в вашем воображении сменили одна другую?

- О чем это говорит? Какой вывод мы можем сделать?

Прослушивают песню. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.



















Багровый – темно-красный

Ватага – шумная толпа.

Залив - часть водного пространства, вдавшаяся в сушу

Затон – вдавшийся в берег речной залив, заводь.

Лазоревый - голубой, светло-синий.

Дозорила – охраняла

Око - глаз



Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.


Свободные высказывания учащихся.




Лебедушка, лебежатушки. Называет ее ласково.


- Рассвет на реке.


- В заводи появляется лебедушка с лебежатушками.


- Высоко в небе парит орел, высматривающий добычу.


- Орел увидел лебедушку и растерзал ее.







- Стихотворение С.А. Есенина можно разделить на четыре смысловых части.

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.. Учитывать мнение одноклассников.
Осуществлять контроль по результату


V. Повторное чтение, деление на части, составление плана и анализ произведения





















































Выборочное чтение

Слайд 15-19

Организует повторное чтение, деление его на части, и составление плана. Выслушивает мнения, подводит итог.

- Сколько частей в стихотворении?

Прочитайте первую часть. О чем говорится в ней?

Как вы узнали, что это картина утра? Подтвердите это текстом.

- Как можно озаглавить?


Организует анализ языковых средств.

- Какие средства выразительности использовал автор, чтобы так ярко показать красоту пробуждающейся природы?

-Перечитайте еще раз 1 часть, найдите эпитеты и олицетворения.


Прочитайте вторую часть. О чем говорится в ней?

Как можно озаглавить?



- Прочитайте третью часть. А о ком здесь идет речь?

- Взволновало ли вас появление орла?

- Как автор описывает орла? Как можно озаглавить эту часть?


-Прочитайте последнюю часть. О чем говорится в этой части?

-Озаглавьте ее.




- Что мы составили, озаглавливая части?





- Какие два героя противопоставлены в стихотворении?


Слайд 20-21

- Найдите в тексте слова, которыми автор описывает лебедушку.

А теперь слова, которыми описывает орла.

Какой прием использовал автор?

















- Прочитайте отрывок, где надвигается беда.


- Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей.

-Какое место в стихотворении самое трагичное?

- Могла ли мать спастись? Почему она этого не сделала?

-О чем говорит поступок матери-лебеди?




Читают произведение. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

В стихотворении 4 части.

В 1-й части описывается картина раннего утра.

- Утро на озере.

- Эпитеты, олицетворения.

Читают, выполняют задание





Во второй части говорится, что лебедь позвала своих детей, они стали плавать, а лебедушка смотреть за детьми.

- Прогулка лебедушки с лебедятами.


В третьей части рассказывается о молодом орле.

- Молодой орел.




В четвертой части рассказывается, как прилетел орел, схватил и разорвал лебедушку.


- Смерть лебедушки.



- План.





- Лебедушка и орел.


Лебедушка:

«словно зоренька»

Белоснежная

Лебедушка

белоснежная

белая

лебёдушка

лебёдка


Орел

Молодой

« крыло могучее»

«как стрела на землю кинулся…»

«когти острые»

«как точка черная..»


- Сравнение.


Строфы 20-21


Строфы 23-25

Строфа 27



- Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей









Выразительно читать. Понимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу
полученного задания

VII. Домашнее задание

Слайд 23

Объясняет домашнее задание.

Перечитать стихотворение С. А. Есенина «Лебе-
душка», выписать эпитеты, олицетворения


Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Слайд 24

Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения.

Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

- Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории?



Кто символизирует в этом лирическом произведении добро? зло? Так что же получается: зло победило добро?


- Зло совершает орел. В животном мире это обычное явление, это животный инстинкт. Самое страшное, когда зло совершает человек. Я хочу, чтобы ваши поступки были всегда добрыми и наполняли ваши сердца и сердца окружающих вас людей нежностью и любовью.

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените
себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.






- Стихотворение учит любить природу, Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.








Нет. Лебедь погибла, но не погибло добро. Любовь матери к своим детям будет жить вечно.







Учащиеся продолжают начатое высказывание.

Мне стало жалко…

Мне не понравилось…

Меня восхитило…

Меня возмутило…

Я хочу, чтобы…

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности



Используемые ресурсы:

  1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы – М.: Просвещение, 2011

  2. Учебник «Литературное чтение». 4 класс. Ч.2 (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.) – М.: Просвещение, 2014

  3. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. –М.: ВАКО, 2014.

  4. Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Просвещение, 1990

  5. https://ru.wikipedia.org

  6. С. Есенин. Собрание сочинений в двух томах. – М.: Современник,1991

  7. Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс, авт. Л.Ф Климанова, В.Г.Горецкий.




С.А.Есенин .Лебедушка. Презентация к уроку.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос