В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Программа психологической подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста

Программа психологической подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста

Ирина Шляпина
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 7425
Краткое описание
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать, это означает быть готовым всему этому научиться.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
программа подготовки к школе.docx Скачать

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif



















ПРОГРАММА

психологической подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста

Составила: педагог – психолог МАДОУ «Детский сад № 80»

Шляпина Ирина Владимировна























Березники 2015 г.

Пояснительная записка

Направленность программы.

Начало обучения в школе – качественно новый этап в жизни ребёнка, и главное, чтобы при переходе на эту ступень у него была сформирована психологическая, прежде всего мотивационная готовность к учебной деятельности, желание учиться. К концу дошкольного возраста ребёнок достигает достаточно высокого уровня познавательного и личностного развития, осваивает мир вещей, у него формируется позиция школьника. Но быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать, это означает быть готовым всему этому научиться. Готовность к школе включает в себя следующие параметры:

- психологическая готовность – состояние психики, нервной системы, мотивации к учебной деятельности;

- интеллектуальная готовность – наличие у ребёнка широкого кругозора, развитых познавательных процессов;

- эмоционально – волевая готовность умение управлять эмоциями, строить взаимоотношения с окружающим миром;

- физическая готовность – состояние здоровья ребёнка (как дополнительный компонент).

Большую роль в создании фундамента успешной учебной деятельности играет развитие познавательных процессов: мышления, памяти, речи и, что не менее важно, восприятия, внимания, работоспособности, а также эмоционально – волевой сферы и навыков общения.

Программа направлена на развитие как познавательной деятельности, так и психологической готовности. Занятия, включающие разнообразные игровые этюды, психологические упражнения, пальчиковые игры, практические логические задания, релаксационные упражнения, элементы психогимнастики и т.д., способствуют развитию коммуникативных навыков, созданию дружеской атмосферы в группе; развивают внимание, память, логику, нестандартное мышление, расширяют кругозор ребёнка, развивают зрительно – моторную координацию. Релаксационные упражнения снимают мышечное и эмоциональное напряжение, создают доверительную атмосферу в детском коллективе. Игровые занятия помогают ребёнку принять роль ученика, формируют эмоционально – положительное отношение к школе, повышают мотивацию к учебной деятельности. Создаются условия для развития внимательности, умения рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, совершенствовать познавательную активность, при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. В ходе работы формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность.

Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.

Задачи:

1. Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

2. Создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

3. Побуждение детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

4. Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.

5. Способствовать развитию внутренней позиции ученика.

6. Расширение словарного запаса.

7. Развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения.

8. Развитие умения логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи.

Основные принципы работы:

- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход при разработке занятий;

-систематичность и последовательность занятий;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- наглядность;

- адекватность нагрузок и требований, предъявляемых к ребёнку в процессе занятий;

- постепенность и систематичность в освоении и формировании школьно – значимых функций, следование от простых знаний к более сложным;

- повторяемость материала, формирование и закрепление полученных знаний.

Тип программы: коррекционно-развивающая.

Диапазон программы: старший дошкольный возраст.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения.

Методы реализации программы:

- игра;

- упражнение;

- беседа;

- методики эмоционального расслабления;

- рисуночный метод.

Количество занятий – 24.

Продолжительность занятия – 30 минут.

Количество членов группы – 8-10 человек.

Структура занятия:

1. Приветствие

Ритуал.

2. Организационный

Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.

3. Практический

Выполнение заданий, направленных на развитие познавательных процессов.

4. Рефлексия

Снятие психоэмоционального и физического напряжения.

Подведение итогов.

5. Прощание

Ритуал.

Критерии оценки выполнения программы.

Первичное психологическое обследование проводится в сентябре на основе комплекса субтестов: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс – диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов – психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, 2008.

Примечание: сформированность необходимых интегративных качеств данного возрастного этапа, согласно реализуемой в ДОУ программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, осуществляется совместно с воспитателями и ведётся отдельным протоколом.

Повторное обследование проводится в апреле на основе комплекса субтестов: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс – диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов – психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, 2008.

Календарно-тематическое планирование

Структура занятия

Цель

Срок реализации

Оборудование

1

Приветствие.

Упражнение «Знакомство».

Игра «Подтолкни шарик».

Игра «Что не так?».

Упражнение «Корректурная проба».

Упражнение «Волшебные квадраты».

Игра «Фрукты».

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Передадим хорошее настроение».

Рефлексия.

Прощание.

создание благоприятной эмоциональной обстановки;

групповое сплочение, физического и эмоционального напряжения;

развитие внимания;

развитие произвольного внимания;

развитие пространственных представлений, произвольного внимания;

расширение словарного запаса;

развитие мелкой моторики;

групповое сплочение, создание позитивного настроения;


октябрь

Мяч, 2 воздушных шара, бланки для корректурной пробы, простые карандаши, волшебный коврик

2

Приветствие.

Упражнение «Знакомство».

Игра «Карлики и великаны».

Игра «Овощи».

Упражнение «Корректурная проба».

Упражнение «Продолжи узор».

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Волшебные квадраты».

Упражнение «Передадим хорошее настроение».

Рефлексия.

Прощание.

создание благоприятной эмоциональной обстановки;

развитие внимания, группового сплочения, быстроты реакции;

расширение словарного запаса;

развитие произвольного внимания;

развитие мелкой моторики, произвольного внимания;

развитие мелкой моторики;

развитие пространственных представлений, произвольного внимания;

групповое сплочение, создание позитивного настроения;

октябрь

Мяч, бланки для корректурной пробы, бланки для упражнения «Продолжи узор», простые карандаши, волшебный коврик

3

Приветствие

Упражнение «Знакомство»

Игра «Ручеек»

Упражнение «Сложи узор»

Упражнение «Дорожки»

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Корректурная проба»

Упражнение «Комплимент»

Рефлексия.

Прощание.

создание благоприятной эмоциональной обстановки;

создание благоприятной эмоциональной обстановки, развитие группового сплочения, снятие физического и эмоционального напряжения;

развитие мелкой моторики, пространственного мышления;

развитие произвольного внимания;

создание благоприятного эмоционального фона;

ноябрь

Мяч, рисунок и геометрические фигуры, бланки для упражнения «Дорожки», бланки для коррек-турной про-бы, простые карандаши

4

Приветствие.

Игра «Нос – пол - потолок»

Упражнение «Волшебные квадраты»

Упражнение « Корректурная проба»

Упражнение «Лабиринт»

Упражнение «Найди отличие»

Пальчиковая гимнастика

Игра «Путаница»

Рефлексия.

Прощание.

развитие внимания, снятие физического и эмоционального напряжения;

развитие пространственных представлений, произвольного внимания;

развитие произвольного внимания;

развитие внимания, мышления;

развитие внимания, логического мышления;


ноябрь

Мяч, волшебный коврик, бланки для коррек-турной про-бы, простые карандаши, бланки с лабиринтами,бланки для нахождения отличий

5

Приветствие.

Упражнение «Цветок»

Упражнение «Зеркальное отражение»

Упражнение «Корректурная проба»

Упражнение «Сложи узор»

Упражнение «Найди лишнее»

Игра «Волшебная планета»

Рефлексия.

Прощание.

мышечное расслабление, создание эмоционального комфорта;

развитие внимания, мелкой моторики;

развитие произвольного внимания;

развитие мелкой моторики, пространственного мышления;

развитие внимания;

развитие воображения, снятие эмоционального напряжения

ноябрь

Мяч, рисунок и геометри-ческие фигу-ры, бланки для коррек-турной про-бы, простые карандаши, бланки с половинками изображений, бланки для упражнения «Найди лишнее», заготовки для рисования, цветные карандаши

6

Приветствие.

Игра «Нос – пол - пото-лок»

Упражнение «Корректурная проба»

Упражнение «Волшебные квадраты»

Упражнение «Измени по образцу»

Упражнение «Раскрась пару»

Упражнение «Бабочки»

Рефлексия.

Прощание.

развитие внимания, снятие физического и эмоционального напряжения;

развитие произвольного внимания;

развитие пространственных представлений, произвольного внимания;

развитие мышления, речи;

развитие внимания, мелкой моторики;

развитие воображения, тренировка эмоционального состояния ребенка;

ноябрь

Мяч, бланки для коррек-турной про-бы, простые карандаши, волшебные коврики, бланки с изображением парных картинок, бланки с изображением бабочек, цветные карандаши

7

Приветствие.

Упражнение «Тропинка»

Упражнение «Сложи узор»

Упражнение «Продолжи узор»

Упражнение «Как зовут маму»

Упражнение «Расставь цифры»

Упражнение «Солнечный лучик»

Рефлексия.

Прощание.

создание благоприятного эмоционального фона, групповое сплочение;

развитие мелкой моторики, пространственного мышления;

развитие мелкой моторики, произвольного внимания;

расширение словарного запаса, развитие мышления;

развитие произвольного внимания;

снятие психоэмоционального напряжения;

декабрь

Мяч, рисунок и геометри-ческие фигу-ры, бланки для упражнения «Продолжи узор», бланки с геометрическими фигурами, простые карандаши

8

Приветствие.

Беседа.

Упражнение «Волшебные квадраты»

Упражнение «Необычный рассказ»

Упражнение «Дорисуй»

Пальчиковая гимнастика.

Игра «Совушка – сова»

Рефлексия.

Прощание.

развитие речи, групповое сплочение;

развитие пространственных представлений, произвольного внимания;

развитие внимания;

развитие произвольного внимания, мелкой моторики;

развитие мелкой моторики;

снятие физического напряжения;

декабрь

Мяч, волшебный коврик, текст рассказа, бланки для дорисовывания, простые карандаши

9

Приветствие.

Игра «Делай как я»

Упражнение «Что спрятано?»

Упражнение «Продолжи узор»

Упражнение «Волшебные квадраты»

Игра «Летает – не летает»

Упражнение «Радуга настроения»

Рефлексия.

Прощание.

снятие эмоционального и физического напряжения, создание эмоционально благоприятной атмосферы;

развитие внимания, мышления;

развитие мелкой моторики, произвольного внимания;

развитие пространственных представлений, произвольного внимания;

развитие внимания, мышления;

снятие эмоционального напряжения;

декабрь

Мяч, бланки с зашифрованными картинками, бланки с узорами, простые карандаши, волшебный коврик, цветные карандаши, листы для рисования

10

Приветствие.

Упражнение «Мир и я»

Упражнение «Закончи предложение»

Упражнение «Сложи узор из палочек»

Упражнение «Дорисуй половинку»

Упражнение «Что было сначала»

Упражнение «Я собираюсь на занятие»

Рефлексия.

Прощание.

формирование благоприятной эмоциональной обстановки, групповое сплочение;

развитие внимания и мышления;

развитие мелкой моторики, пространственного мышления;

развитие мелкой моторики, пространственного мышления;

развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, расширение словарного запаса;

развитие внимания, снятие эмоционального напряжения;

декабрь

Мяч, простые карандаши, палочки и образец узора, бланки с половинами изображений, картинки для установления последовательности

11

Приветствие.

Упражнение «Зеркала»

Упражнение «Геометрические фигуры»

Упражнение «Корректурная проба»

Упражнение «Запомни пары»

Упражнение «Продолжи узор»

Пальчиковая гимнастика

Игра «Бывает – не бывает»

Рефлексия.

Прощание.

развитие наблюдательности и невербальных средств общения, создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

развитие внимания, произвольности, пространственного ориентирования;

развитие произвольного внимания;

развитие памяти, мышления, устанавливать логические связи;

развитие мелкой моторики, произвольного внимания;

развитие внимания, снятие эмоционального напряжения;

январь

Мяч, простые карандаши, бланки с геометрическими фигурами, бланки для корректурной пробы, бланки с узорами,

12

Приветствие.

Упражнение «В магазине»

Упражнение «Сложи узор из палочек»

Упражнение «Отгадай предмет по описанию».

Упражнение «Продолжи узор»

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Как называется человек…»

Игра «Сесть – встать»

Рефлексия.

Прощание.

развитие памяти, сплочение группы, создание благоприятной эмоциональной обстановки;

развитие мелкой моторики, пространственного мышления;

развитие мышления;

развитие мелкой моторики, произвольного внимания;

расширение словарного запаса, развитие мышления, развитие представлений о мире;

развитие внимания, снятие физического напряжения;




январь

Мяч, простые карандаши, палочки и образец узора, бланки с узорами

13

Приветствие.

Игра «Эмоциональная разгрузка»

Игра – разминка «Транспорт»

Упражнение «Продолжи узор»

Упражнение «Сложи узор из палочек»

Игра «Земля, воздух, огонь, вода»

Игра «Слушай внимательно»

Рефлексия.

Прощание.

настрой на групповую работу, создание благоприятного эмоционального фона;

развитие мышления, словарного запаса;

развитие мелкой моторики, произвольного внимания;

развитие мелкой моторики, пространственного мышления;

развитие внимания, представлений об окружающем мире, быстроты реакции;

развитие произвольного внимания, снятие эмоционального и физического напряжения;


январь

Мяч, простые карандаши, бланки с узорами, образец узора и палочки


14

Приветствие.

Упражнение «Хорошее настроение»

Упражнение «Угадай по описанию»

Упражнение «Корректурная проба»

Упражнение «Продолжи узор»

Игра «Что изменилось»

Упражнение «Волшебные квадраты»

Игра «Кричалки – шепталки - молчалки»

Рефлексия.

Прощание.

создание благоприятной эмоциональной атмосферы, групповое сплочение;

развитие мышления;

развитие произвольного внимания;

развитие мелкой моторики, произвольного внимания;

развитие внимания;

развитие пространственных представлений, произвольного внимания;

развитие внимания, снятие эмоционального напряжения

февраль

Мяч, простые карандаши, бланки для корректурной пробы, бланки с узорами, игрушки для запоминания (6-8), волшебный коврик, разноцветные карточки

15

Приветствие.

Упражнение «Слушаем тишину»

Упражнение «Сложи узор»

Упражнение «Продолжи узор»

Упражнение «Графический диктант»

Упражнение «Ритм»

Игра «Кричалки – шепталки - молчалки»

Рефлексия.

Прощание.

формирование навыка волевой регуляции;

развитие мелкой моторики, пространственного мышления;

развитие мелкой моторики, произвольного внимания;

развитие произвольности, внимания, мелкой моторики;

развитие слухового анализатора, развитие внимания;

развитие внимания, снятие эмоционального напряжения;

февраль

Мяч, простые карандаши, образец узора и геометрические фигуры, бланки с узорами, листы в клетку, разноцветные карточки

16

Приветствие.

Упражнение «Хорошие новости»

Упражнение «Продолжи узор»

Упражнение «Запомни пары»

Упражнение «Найди отличия»

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Графический диктант»

Упражнение «Солнечный зайчик»

Рефлексия.

Прощание.

настрой на групповую работу;

развитие мелкой моторики, произвольного внимания;

развитие памяти, мышления, умения устанавливать логические связи;

развитие внимания;

развитие мелкой моторики;

развитие произвольности, внимания, мелкой моторики;

снятие физического и психоэмоционального напряжения

февраль

Мяч, простые карандаши, бланки с узорами, рисунки для нахождения отличий, листы в клетку

17

Приветствие.

Игра «Слушай внимательно»

Упражнение «Таблица с цифрами»

Игра «Летает – не летает»

Упражнение «Корректурная проба»

Упражнение «Третий лишний»

Упражнение «Котенок на солнышке»

Рефлексия.

Прощание.

развитие произвольного внимания, настрой на групповую работу;

развитие внимания;

развитие внимания, мышления;

развитие произвольного внимания;

развитие мышления;

эмоциональное и мышечное расслабление;

февраль

Мяч, простые карандаши, таблицы с цифрами, бланки для корректурной пробы,

18

Приветствие.

Игра «Путаница»

Упражнение «Корректурная проба»

Упражнение «Ритм»

Упражнение «Графический диктант»

Пальчиковая гимнастика

Игра «Фрукты»

Упражнение «Автопортрет»

Рефлексия.

Прощание.

снятие эмоционального и физического напряжения;

развитие произвольного внимания;

развитие слухового анализатора, развитие внимания;

развитие произвольности, внимания, мелкой моторики;

расширение словарного запаса;

нормализация эмоционального состояния;

март

Мяч, бланки для корректурной пробы, простые карандаши, листы в клетку, разная бумага, разные пишущие принадлежности

19

Приветствие.

Упражнение «Градусник настроения»

Игра «Для чего это нужно»

Упражнение «Продолжи узор»

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Графический диктант»

Игра «Поменяйтесь местами те, кто»

Упражнение «Градусник настроения»

Рефлексия.

Прощание.

снятие психоэмоционального напряжения;

расширение словарного запаса, развитие мышления;

развитие мелкой моторики, произвольного внимания;

развитие мелкой моторики;

развитие произвольности, внимания, мелкой моторики;

развитие внимания, снятие физического и эмоционального напряжения;

март

Мяч, простые карандаши, изображения градусников, цветные карандаши, бланки с узорами, листы в клетку,

20

Приветствие.

Упражнение «Свечка»

Упражнение «Назови ласково»

Упражнение «Коррек-турная проба»

Загадки

Упражнение «Сложи узор из палочек»

Упражнение «Лабиринт»

Упражнение «Волшебное кольцо»

Рефлексия.

Прощание.

создание эмоционально благоприятной атмосферы, групповое сплочение;

развитие речи, мышления;

развитие произвольного вни-мания;

развитие мышления;

развитие мелкой моторики, пространственного мышления;

развитие мышления;

снятие психоэмоционального напряжения;

март

Мяч, простые карандаши, свечка, бланки для корректурной пробы, загадки, образец узора и палочки, лабиринты, кольцо

21

Приветствие.

Игра «Карусели».

Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

Упражнение «Продолжи узор»

Упражнение «Назови противоположное»

Упражнение «Пустой квадрат»

Игра «Кричалки – шепталки - молчалки»

Рефлексия.

Прощание.

развитие сплоченности, произвольности движений;

развитие внимания, математических способностей;

развитие мелкой моторики, произвольного внимания;

развитие мышления;

развитие мышления;

развитие внимания, снятие эмоционального напряжения;

март

Мяч, простые карандаши, бланки с узорами, бланки для упражнения «Пустой квадрат», разноцветные карточки

22

Приветствие.

Упражнение «Круг»

Упражнение «Обводилки»

Упражнение «Продолжи ряд»

Упражнение «Скопируй узор»

Упражнение «Запомни сколько»

Упражнение «Волшебный лес»

Рефлексия.

Прощание.

создания благоприятной эмоциональной атмосферы, сплочение группы;

развитие мелкой моторики;

развитие мышления;

развитие произвольного внимания, мелкой моторики;

развитие памяти;

развитие воображения, снятие эмоционального напряжения;

апрель

Мяч, простые карандаши, бланки для «обводилок», бланки с узорами, бланки с узорами по клеточкам, картинки для запоминания, шаблоны леса, цветные карандаши

23

Приветствие.

Игра «Море волнуется раз»

Упражнение «Продолжи узор»

Упражнение «Найди отличие»

Упражнение «Графический диктант»

Упражнение «Придумай сам»

Упражнение «На море»

Рефлексия.

Прощание.

развитие произвольности, снятие физического напряжения;

развитие мелкой моторики, произвольного внимания;

развитие мышления;

развитие произвольности, внимания, мелкой моторики;

развитие воображения, мелкой моторики;

снятие психофизического напряжения;

апрель

Мяч, простые карандаши, бланки с узорами, картинки для нахождения отличий, листы в клетку,

Образец рисунка по точкам и листы с точками,

24

Приветствие.

Упражнение «Головомяч»

Упражнение «Корректурная проба»

Упражнение «Волшебные квадраты»

Упражнение «Найди заплатку»

Упражнение «Пустой квадрат»

Упражнение «Воздушный шарик»

Рефлексия.

Прощание.

развивать навыки сотрудничества в парах, снятие эмоционального напряжения;

развитие произвольного внимания, мелкой моторики;

развитие пространственных представлений, произвольного внимания;

развитие внимания, мышления;

снятие психофизического напряжения;

апрель

Мячи, простые карандаши, бланки для корректурной пробы, волшебный коврик, бланки с ковриками, бланки для упражнения «Пустой квадрат»





Список используемой литературы:

1. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к коррекционной и развивающей работе с детьми (5 – 7 лет) Текст: / И.В. Ганичева. – М.: Книголюб, 2004.

2. Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий Текст: / Л.И. Катаева. – М.: 2004

3. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания Текст: / Программа для детей 5 – 9 лет / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера. 2002.

4. Останкова, Ю.В. Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе Текст: / Ю.В. Останкова. – М.: «Учитель», 2006.

5. Светлова, Е.И. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша Текст: / Е.И. Светлова. – М.: Эксмо, 2007.

6. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников Текст: / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2000.

7. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6 – 7 лет Текст: / С.И. Карпова, В.В. Мамаева. – СПб: Речь, 2013.

8. Ананьева, Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению Текст: / Т.В. Ананьева. – СПб: Детство-Пресс, 2011.

9. Куражева, Н.Ю. Программа психологических занятий для дошкольников Текст: / Н.Ю. Куражева. – СПб: Речь, 2013.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос