В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике»

Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике»

Инна Батырь
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 5955
Краткое описание
В настоящее время одной из основных задач учителя-логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Современная действительность добавила нам еще одно средство для успешной работы – это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые прочно входят во все сферы жизни человека.
Размещено в разделе: Дошкольное образование Логопед

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ОПЫТ.docx Скачать

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif













Обобщение опыта работы по теме

«Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике»





Учитель-логопед Батырь Инна Владимировна

Высшая квалификационная категория





















г.Зерноград

2016 год

В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии.

Основной целью логопедической службы образовательного учреждения является коррекция речевых нарушений. Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного его обучения в школе. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Важное место при устранении нарушений речи, как основной формой коррекционного обучения занимает логопедическая организованно-образовательная деятельность, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требуют регулярных, последовательных образовательных мероприятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Речевой материал требует многократного повторения и необходимо для успешной коррекционной работы, чтобы эта деятельность была интересной и разнообразной.

В настоящее время одной из основных задач учителя-логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Проведение на подгрупповой и индивидуальной логопедической образовательной деятельности специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях – игровой деятельности.

Современная действительность добавила нам еще одно средство для успешной работы – это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые прочно входят во все сферы жизни человека.

Википедия дает четкое определение термину ИКТ – это технологии доступа к различным информационным источникам и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата.



Главная цель внедрения информационных технологий – создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация – педагоги – дети и их родители.

Актуальность внедрения информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование обусловлена на государственном уровне соответствующими документами и программами (слайд).

Новизна темы заключается в том, что информационные технологии не просто используются в образовании, а выступают основой единого информационно-образовательного пространства.

Инновационным направлением выступает разработка новаторских и творческих программных продуктов в контексте информационно-коммуникационных технологий не просто в дошкольном образовании, а в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений детей.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе – это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями обучающихся, а также популяризировать деятельность педагогов и детского сада в целом. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.



Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в логопедической практике, можно выделись следующие направления. (слайд не читаю)

Документация, диагностика, инд.занятия, подгрупповые занятия, работа с родителями, взаимодействие с педагогами и самообразование)



Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по ее заполнению, дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ информации.

Речевая карта – один их обязательных документов учителя-логопеда. В речевую карту вносятся результаты обследования устной речи. Структура речевой карты – традиционная, форма – электронная. После заполнения всех пунктов документа речевая карта выводится в печать.

Для проведения диагностики используются демонстрационные презентации, содержащие наглядный материал обследования по разным направлениям и с учетом возрастных особенностей ребенка.



Следующее и наиболее важное направление в работе непосредственно коррекционная работа с детьми.

С возможностями ИКТ в данном направлении можно ознакомиться на а экране:

- повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности;

- автоматизация речевых навыков с коррекцией звукопроизношения;

- развитие уверенного речевого поведения и устранения тревожных состояний, общеневротических и логоневротических проявлений;

- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;

- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);

- повышение скорости материала запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная

- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;

- формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;

- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что реализовывает принципы прочности, систематичности);

- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов.



Направления на экране:

направления использования ИКТ:

- использование интерактивной доски;

- создание собственных мультимедийных проектов;

- использование Интернет-ресурсов;

- использование компьютерных программ.



При подготовке к ООД с использованием ИКТ учитываются санитарно-эпидемиологические правила, (сайт)

Общая продолжительность занятий должна составлять 25-30 мин, из которых 5-7 мин. Дети находятся непосредственно за компьютером, а другие мультимедийные средства (презентации, компьютерные игры) еще 5-10 мин.

Кроме того, занимаясь подготовкой мультимедийных презентаций, я использую рекомендации психологов о влиянии цвета на познавательную активность, о сочетании цветов и их количества (слайд)

В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Очень важным в процессе коррекции нарушений звукопроизношения является этап автоматизации и введения звука в самостоятельную речь. Причем этот период может длиться достаточно долго. Традиционное повторение и заучивание текстов, насыщенных исправляемым звуком, не вызывает у детей интереса, что значительно снижает мотивацию осознанной деятельности. Все это нередко приводит к тому, что поставленный звук так и не появляется в повседневной жизни. Выход из этой ситуации я вижу в использовании специализированных комплексов визуально-аккустического подкрепления действий детей. Для этого используются короткометражные мультипликационные ролики, озвученные взрослым. Дети повторяют за диктором речевой материал, а затем самостоятельно произносят его, озвучивая героев.

Обращаемся к следующему направлению работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения – развитие связной речи. Этому виду работы отводится достаточно большое внимание, т.к. именно связная речь во многом определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе. Мною создана серия мультимедийных презентаций по основным лексическим темам, каждая из которых содержит достаточное количество иллюстративного и текстового материала для получения знаний по изучаемой теме, закрепления полученных знаний, а также выполнения различных проверочных заданий.

Отдельным направлением использования ИКТ в логопедической работе является создание и применение компьютеризированных игр для использования в коррекционных целях по различным направлениям:

- дифференциация звуков

- развитие звукового анализа и синтеза,

- подготовка к обучению грамоте.



В своей логопедической практике я использую следующие компьютеризированные игры:

- «Баба Яга учится читать»;

- «Игры для Тигры»;

- Интерактивное развивающее пособие для индивидуальных и групповых занятий «Дошколка», в котором серия интерактивных развивающих программ нацелена на организацию разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития детей, определенным Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программы «шаг за шагом», «развивающие игры» позволяют организовать мониторинг достижений детей с учетом их индивидуальных возможностей.

Перечисленные интерактивные развивающие программы включают как простые упражнения, так и более сложные. Это позволяет учитывать потребности детей, использовать программы с детьми с разным уровнем развития.

Кроме интерактивного контента большинство программ содержит разнообразнейшие дидактические материалы, которые можно распечатать и использовать традиционным образом для развития графических навыков, мелкой моторики и зрительного восприятия дошкольников.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцев рук и при этом еще и думает над заданием. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается в деятельности с компьютером.



Сегодня дошкольные учреждения постепенно оснащаются мультимедийной техникой, оборудуются интерактивными досками. Не исключение стал и наш детский сад. Для работы с детьми были приобретены две интерактивных доски.

Интерактивная доска – очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, подключенный к компьютеру. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов. Кроме того, доска делает НОД яркой, наглядной, динамичной. Даже с помощью самого простого программного обеспечения интерактивной доски можно сделать множество интересных заданий, где наградой ребенку за правильный ответ будут ожившие сказочные персонажи или другие чудеса.

Я использую ИД на занятиях по обучению грамоте. Мой опыт свидетельствует, что она может успешно использоваться в образовании дошкольников и способствовать повышению качества получаемых образовательных результатов. Однако для этого педагогам необходимо изучать все ее возможные функции, не ограничиваясь использованием ИД в качестве простого экрана.

Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно. Не следует забывать, что компьютерные средства обучения должны дополнять педагога, а не заменять его.



Для современного дошкольника компьютер – это не роскошь, а средство труда, общения, познания, досуга. Первый опыт общения с компьютером ребенок приобретает довольно рано – в условиях семьи. Каждая семья уникальна и неповторима, она оказывает первичное и самое большое влияние на развитие личности ребенка. Главное условие взаимодействия с семьей – общение в системе «педагог - ребенок – родитель».

Основными формами взаимодействия с родителями в условиях ДОУ являются родительские собрания, лекции для родителей, оформление наглядной информации, круглые столы.

В начале учебного года в старшей и в подготовительных к школе группах было проведено анкетирование родителей по ИКТ-ям. Вопросы, предложенные родителям, были направлены на выявление их отношения к использованию ИКТ в детском саду и семье, уровня владения компьютером родителями, способов использования ИКТ в семье.

  1. На вопрос «Ваше отношение к использованию ИКТ в детском саду?» мнения родителей разделились, лишь 3% считают, что ИКТ не должны использоваться в детском саду. Остальное количество разделилось примерно поровну 51% считают возможным использование ИКТ в ДОУ, 46% считают, сто использование должно быть ограничено. Это доказывает, что большинство родителей понимают, что компьютер может принести определенную пользу в процессе обучения ребенка.

  2. Вопрос «Для чего в Вашей семье обычно используется компьютер?» Выявлен положительный момент: дети дома слушают аудиосказки, играют, занимаются по специальным развивающим программам 82%, остальные смотрят м/ф.

  3. Очень важный вопрос «Следите ли вы за тем, чем ребенок занимается за компьютером?» Ответы родителей радуют, лишь 5% признались, что стараются, но получается редко, а значит, что не всегда могут проконтролировать и ограничить детей от ненужной им информации.

  4. Ответ на вопрос «С какими моментами использования ИКТ вы согласны?» показывает, что в основном, родители правильно воспринимают положительные моменты ИКТ. Только 3% опрошенных родителей не видят положительных моментов в использовании компьютера.

  5. Самый показательный вопрос «Посещаете ли вы сайт нашего учреждения?» Сайт существует почти 3 года, однако 25% являются частыми гостями, 50% заходят изредка, и 25% не посещают вообще. Я считают что последние 25% просто не получили достаточной информации о нем.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, групп, расписании НОД, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением учителя-логопеда, его умением стать профессиональным помощником в семье.



Для повышения компетентности педагогов по данной теме мы создали творческую группу «Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ», где поставили цель, задачи и план на год по решению данной проблемы. ИКТ широко используются на педагогических советах ДОУ, семинарах-практикумах, мастер-классах.

Инновационная деятельность по использованию ИКТ положительно повлияла на мой уровень ИКТ-компетентности, что вылилось в создание собственных мини-сайтов в «Социальной сети работников ДО», на портале МААМ.ru, «Мультиурок».



Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Мое мнение, что, только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимаются как «панацея», а являются основной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

Обращаясь в анализу результативности внедрения средств ИКТ в логопедическую практику, отмечу положительные моменты:

- применение средств ИКТ при изложении, закреплении материала занятия способствует его лучшему усвоению в связи с тем, что занятия становятся более увлекательными, улучшатся их наглядность;

- компьютеризированные средства позволяют логопеду сформировать целостное восприятие и стойкое запоминание изучаемого материала, опираясь на принцип слышу – вижу – запоминаю;

- средства ИКТ при их использовании позволяют поддерживать внимание детей в течение длительного периода времени

и другие на экране

Таким образом, ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитатель творческую личность, адаптированную в жизни в современном обществе.







опыт.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос