В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Как привить ребенку интерес к чтению ?

Ольга Волщикова Ольга Волщикова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 584
Краткое описание
Привить интерес к чтению нелегко. О пользе чтения родителям нужно напоминать всегда и рекомендовать список литературы на лето необходимо.
Пожаловаться 20 января 2016
Файлы
Как привить ребенку интерес к чтению.docx
HTML Войдите для скачивания файлов


Не секрет, что нынешние дети читают гораздо меньше своих сверстников из середины прошлого века. Но ведь без регулярного чтения нет и не может быть гармонично развитой личности, не говоря уже о том, насколько важны навыки осознанного чтения для развития мышления, памяти и внимания. Как привить ребенку интерес к чтению? Об этом будет рассказано в нашей статье.
Впервые задуматься над тем, как вырастить книголюба, стоит еще до того, как малышу исполнится год. Начиная с 5-6 месячного возраста, покупайте ребенку большие цветные книжки с картонными страницами. Сев рядом с малышом, разглядывайте вместе картинки, с выражением читайте ему короткие стихи, просите переворачивать страницы и не сердитесь, если карапузу вдруг захочется попробовать книжку на вкус.
Постарайтесь не сформировать у ребенка привычку часто смотреть телевизор. Причем с определенной долей настороженности следует относиться даже к специальным детским обучающим передачам, которые отнюдь не помогают детям самостоятельно познавать мир. Малыши, ставшие постоянными зрителями таких передач, со временем понимают, что если чуть-чуть подождать, то по ходу передачи все ответы будут даны им без каких-либо затраченных усилий, что может отбить желание совершать собственные открытия. Поэтому следите за тем, чтобы ребенок проводил у телевизора как можно меньше времени, помня о том, что включенный телевизор – это отключенное мышление.
Стремясь заинтересовать ребенка чтением книг, сами подавайте ему нужный пример. В младшем возрасте дети охотно повторяют действия взрослых, поэтому если вы будете ежедневно брать в руки книгу, то вероятней всего, и ребенок будет делать то же самое.
Запишите ребенка в детскую библиотеку. На первых порах туда следует ходить вместе с ребенком, но постепенно он научится сам выбирать книги по вкусу, тем самым проявляя свою индивидуальность. Проявляйте интерес к тем книгам, которые ваш сын или дочь взяли в библиотеке, побуждайте детей выражать собственное отношение к прочитанному.
Чаще заходите в книжные магазины, отдавая предпочтение тем, где книги свободно стоят на полках, так что их можно спокойно взять в руки, полистать, оценить иллюстрации и содержание. Если ребенку понравилась одна книга, а вам – другая, лучше купить сразу обе. Если же такой возможности нет, то потратьте деньги на книжку, приглянувшуюся именно ребенку, чтобы показать ему, что вы уважаете его желания.
До определенного возраста контролируйте, какую именно литературу читают ваши дети. В детских книгах недопустима пропаганда жестокости, чрезмерная мистика и тому подобные вещи, способные негативно повлиять на ранимую детскую психику. В то же время никогда не заставляйте ребенка в приказном порядке читать тех или иных авторов. Если же вам хочется, чтобы ребенок приобщился к действительно качественной детской литературе, постарайтесь сделать это ненавязчиво.
Откажитесь от покупки дисков с фильмами или мультфильмами, снятыми по мотивам тех книг, которые ваши дети пока еще не успели прочитать. Каждая книга, которую ребенок взял в руки, должна нести для него элемент неожиданности, иначе ему будет неинтересно ее читать.
Хорошо завести семейную традицию совместного чтения. Каждый день перед сном вместе с детьми вслух читайте разные хорошие книги, что гораздо полезней совместного просмотра телевизора. Только обязательно учитывайте возраст юных слушателей и их общее развитие – как бы умны и сообразительны ни были ваши дети, «взрослые» произведения классиков и современных авторов пока что окажутся для них чересчур сложными и не вызовут интереса.
Поскольку вы сами будете выступать в роли чтеца, это позволит вам контролировать процесс чтения: читать выразительно и с соблюдением всех нужных интонаций; соблюдать ритм; видоизменять текст, делая его более понятным ребенку. Обыгрывайте каждое предложение, не торопитесь, создавайте голос образы персонажей произведения. Приготовьтесь к тому, что ребенок будет задавать вам вопросы, делать комментарии по ходу чтения текста и проявлять свое отношение к прочитанному. Реагируйте на все реплики ребенка, демонстрируя, что для вас важно его мнение.
Чаще предлагайте ребенку почитать вслух. Такое чтение прекрасно развивает речь ребенка, он учится правильно произносить слова, овладевает интонациями, начинает читать четко и без неоправданных пауз, увеличивает скорость чтения. Попросите ребенка читать вам, пока вы готовите ужин, и постепенно вы сами сможете оценить все те положительные изменения, которые с ним произошли.
Точно так же, если ребенок просит вас почитать вслух книжку, не отказывайте ему, ссылаясь на то, что он уже большой и умеет читать сам. Если же вы поставили своей целью приучить ребенка к самостоятельному чтению, прочитайте ему почти всю книгу, а потом попросите самому дочитать оставшуюся страницу. На следующий день немного увеличьте объем текста, предназначенного для самостоятельного чтения, и дальше действуйте в том же духе, стараясь не форсировать события, пока ребенок не привыкнет читать сам.
Когда ваш сын или дочь самостоятельно прочтет всю книгу от начала и до конца, не забудьте пообщаться с ним на тему прочитанного. Пускай дети перескажут вам самые яркие, на их вкус, моменты из книги, опишут главных героев и выразят свое отношение к их поступкам.
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было место для хранения своих книг. Пока малыш еще совсем мал, с этой задачей прекрасно справится коробка из-под обуви или нижняя полка шкафа. С годами стоит подумать о приобретении стеллажа или книжного шкафа, где спокойно смогла бы разместиться разросшаяся библиотека, в которой все больше полок занимает серьезная, «взрослая» литература.
И наконец, всегда следите за тем, чтобы дети читали при хорошем освещении и в удобной позе. Чтение – это замечательно, но не стоит забывать и о здоровье. 


Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

  • Воспитывайте бережное отношение к книге.

  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.


Список литературы, рекомендуемой учащимся, окончившим 1-й класс, для самостоятельного чтения.

1.Акимушкин И. Рассказы о животных. Жил-был...
2. Алексеев С. "Брестская крепость", "Сто рассказов о войне".
3. Андерсен "Дюймовочка", "Гадкий утенок", "Свинопас" и др.
4. Бианки В. "Мышонок Пик"
5. Гримм Я., В. Сказки. "бабушкина вьюга" и др.
6. Даль В.И. Рассказы и сказки.
7. Драгунский, Медведев, Коваль. "Смешные рассказы о школе".
8. Заходер Б. "Кит и кот".
9. Киплинг Р. Сказки. "Откуда у слона такая глотка", "Откуда взялись броненосцы", "Слоненок".
10. Мамин-Сибиряк Д. "Аленушкины сказки".
11. Маршак С.   Стихи ("Вот какой рассеянный", "Багаж", "Пудель", "Кот и лодыри,
12. Михалков С. "Праздник непослушания".
13. Муур Л. "Крошка Енот"
14. Носов Н. Рассказы и сказки. "Фантазеры", "Заплатка", "Находчивость", "Замазка", "Приключения Незнайки и его друзей".
15. Пермяк Е.А. Рассказы и сказки: ""Хитрый коврик", "Про два колеса", "Пичугин мост", "Смородинка", "Чужая калитка", "Волшебные краски", "Знакомые следы", "Иголкины братья", "Некрасивая елка", "Про нос и глаза", "Славка", "Темка", "Пальма".
16. Перро Шарль. Сказки.
17. Русские народные сказки: "Петушок и бобовое зернышко", "Лисичка-сестричка и серый волк", "Лиса и заяц", "Лиса и тетерев", "Лиса и козел", "Каша из топора", "Лиса и дрозд", "Гуси-лебеди". "Лисичка со скалочкой", "Зимовье зверей", "Два Мороза".
18. Сказки разных народов: "Колосок", "Легкий хлеб", "Айога", "Три дочери", "Волк-ябедник".
19. Сутеев В.Г. Сказки: "Яблоко", "Мешок яблок", "Елка", "Палочка-выручалочка", "Кот-рыболов", "Умелые руки", "Дядя Миша", "Что это за птица?", "Мы ищем кляксу", "Разные колеса", "Под грибом", "Петя и Красная Шапочка"
20. Токмакова И. "Аля, Кляксич и буква А".
21. Толстой А. "Золотой ключик или приключения Буратино"
22. Толстой Л. Рассказы.
23. Ушинский К.Д. Рассказы.
24. Осеева В. "Добрая хозяюшка", "Отомстила", "синие листья".
25. Гайдар А. "Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове."
26. Арюхова Н. "Трусиха".
27. Збанацкий Ю. "Щедрый ежик"
28. Пантелеев Л. "Буква Ты".
29. Сладков Н. "Три яичка".
30. Снегирев Г. "Бобровая хатка"

Рекомендуемый список литературы для чтения летом  учащимся, окончившим  2 класс


1. Сказки и былины об Илье Муромце и русских богатырях

2. Русские народные сказки. "Кот, петух и лиса"; "Кот и лиса"; "Лисичка со скалочкой"

3. Русские литературные сказки (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов, В. Берестов, В. Хмельницкий, Б. Сергунков)

4. Зарубежные литературные сказки (А. де Сент-Экзюпери, Д. Родари)

5. Аким Я. Стихи

6. Барто А. "Знаю, что надо придумать" (стихи)

7. Граубин Г. "Незнакомые друзья" (стихи)

8. Демьянов И. "Ребятишкина книжка"

9. Драгунский В. "Заколдованная буква" (рассказы)

10. Заходер Б. Стихи и сказки

11. Зощенко М. "Самое главное" (рассказы)

12. Коваль Ю. "Воробьиное озеро" (рассказы)

13. Коршунов М. "Петька и его, Петькина, жизнь" (рассказы), "Дом в Черёмушках" (повесть)

14. Ладонщиков Г. "Скворец на чужбине"

15. Маршак С. Стихи для детей

16. Михалков С. "Аисты и лягушки"

17. Мориц Ю. "Попрыгать-поиграть" (стихи), "Малиновая кошка" (стихи)

18. Носов Н. "Приключения Незнайки", "Фантазёры" (рассказы)

19. Остер Г. "Вредные советы"

20. Пермяк Е. "Волшебные краски", "Торопливый ножик"

21. Пришвин М. Рассказы

22. Скребицкий Г. Рассказы

3. Сладков Н. Рассказы

24. Токмакова И. Стихи

25. Успенский Э. "Крокодил Гена и его друзья"

26. Ушинский К. "Кто дерёт нос кверху"

27. Цыферов Г. "Что у нас во дворе?"

28. Чарушин Е. "Никита и его друзья", "Страшный рассказ"


Рекомендуемый список литературы для чтения летом  учащимся, окончившим  3 класс


Можно приобрести книгу Т. Мореева "Чтение на лето. Переходим в 4 класс"

1. Андерсен Г. Х. "Стойкий оловянный солдатик", "Снежная королева", "Дикие лебеди".

2. Бажов П. "Малахитовая шкатулка", "Уральские сказы".

3. Булычёв К. "Алиса и её друзья"

4. Волков А. "Волшебник изумрудного города"

5. Гайдар А. П. "Горячий камень", "Голубая чашка", "Чук и Гек", "Тимур и его команда", "РВС", "Сказка о военной тайне".

6. Губарев В. "Королевство кривых зеркал", "Трое на острове"

7. Дружков Ю. "Приключения Карандаша и Самоделкина"

8. Линдгрен А. "Малыш и Карлсон", "Пеппи Длинный чулок и др."

9. Медведев "Баранкин, будь человеком"

10. Некрасов А. "Приключения капитана Врунгеля"

11.  Одоевский В. Ф. "Городок в табакерке"

12.  Погорельский А. "Чёрная курица, или Подземные жители"

13. Распе Э. "Приключения барона Мюнхгаузена"

14. Раут Э."Приключения муфты, полботинка и меховой бороды"

15. Рыбаков "Бронзовая птица", "Кортик"

16. Свифт Д. "Путешествия Гулливера"

17. Твен М. "Приключения Тома Сойера"

18. Толкиен Дж. "Властелин Колец", "Хоббит"

19. Троепольский "Белый Бим, Чёрное Ухо"

20. Трэверс П. "Мэри Поппинс"

21. Янсон Т. "Повести о Мумми-Тролле"

Желаю интересных встреч с героями произведений!







































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 7











«Как привить интерес

ребёнка к чтению»







Подготовила учитель начальных классов:

Волщикова О.С.









г. Чехов

Список использованной литературы.

1.Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. – 1996.


2.Дереклеева Н.И. Родительские собрания. – М.: Вако, 2004.


3.Стрельцова О. Воспитание у детей интереса к чтению // Начальная школа – Первое Сентября.

4.http://domivse.ru/index.php/shcool/mir/165-testy-po-okruzhayushchemu-miru-4-klass-2-chetvert-pleshakov.html?showall=&start=8

5.http://uchi.ucoz.ru/publ/zabotlivym_roditeljam/kak_priuchit_rebjonka_chitat/28-1-0-4502.









Другие материалы автора

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru