В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Личностно-ориентированные технологии в дополнительном образовании детей

Оксана Бусовикова Оксана Бусовикова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 1282
Краткое описание
О создании условия для применения личностно-ориентированных технологий, социализации и проявления детьми и подростками творческих способностей, организации культурно-досуговой деятельности таким образом, чтобы привлечь в нее как можно больше учащихся.
Пожаловаться 01 декабря 2015
Файлы
Публикацияличностн-ориентированные технологии.docx
HTML Войдите для скачивания файлов













Личностно-ориентированные технологии в дополнительном образовании детей

Обобщение опыта работы.












Составитель: Бусовикова Оксана Викторовна,

методист

















Уральский 2015

Актуальность

Актуальность обусловлена проблемой социокультурного развития подрастающего поколения, решения задачи увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченным дополнительным образованием, в общей численности детей этого возраста до 70-75%. Модернизация системы дополнительного образования осуществляется таким образом, чтобы дополнительное образование детей было привлекательным, удобным, комфортным, максимально удовлетворяющим потребностям детей и их родителей. Оно охватывает различные сферы деятельности и интересов – образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, фактически является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего. Развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Поэтому необходимо создать условия для применения личностно-ориентированных технологий, социализации и проявления детьми и подростками творческих способностей, организовать культурно-досуговую деятельность таким образом, чтобы привлечь в нее как можно больше учащихся.


Теоретическое обоснование опыта

Коллектив Центра детского творчества старается профессионально организовать педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, осуществляя свободный выбор ребенком направления деятельности, и удовлетворить познавательные интересы детей и их потребности в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии.

Образовательное пространство в ЦДТ представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Не всегда качественным результатом деятельности педагога можно считать лишь образовательные достижения его воспитанников. Количество грамот и дипломов, полученных возглавляемым им детским коллективом на всевозможных выставках, концертах, соревнованиях, безусловно, подтверждают профессиональный уровень педагога дополнительного образования. Но не нужно забывать о том, что дополнительное образование детей – это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития личности, самореализации и самоактуализации.

Сущность и результативность

Специфические особенности ЦДТ, как учреждения дополнительного образования, позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей.

Существующая вариативность создает возможность для быстрой и безболезненной коррекции программы дополнительного образования и технологии ее реализации в зависимости от возможностей и способностей конкретного ребенка. Таким образом, реализуются личностно- ориентированные технологии обучения и воспитания, в которых ребенок рассматривается не только как личность, которой предстоит социализироваться, а для этого приобрести определенные личностные качества, а также знания, умения и навыки. Ребенок рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом.


Практическая значимость

В Центре детского творчества наиболее часто применяются такие технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе, как:

технология игрового обучения;
– технология проектов;
– технология разноуровневого обучения;
– дифференциация и индивидуализация обучения.

Технология игрового обучения – чаще применяется на 1-2 ступени развития общих компетенций с учетом психологических особенностей обучающихся младшего школьного и среднего возраста, когда происходит возникновение интереса и мотивации посещения детского объединения, взаимодействие с другими членами коллектива, адаптация.

Технология разноуровневого обучения – для обучающегося отводится определенное время, которое соответствует его личным возможностям для усвоения учебной программы. Например, для детей с ограниченными возможностями здоровья или воспитанника, занимающегося по индивидуальной образовательной траектории.

Технология проектов - на 3-4 ступени развития общих компетенций внедряется социальная практика, т.е. реальное включение подростков в различные виды деятельности, участие в различных социальных мероприятиях и проектах. Это повышает активность обучающихся, развивает творческую инициативу, включает в общественную жизнь, формирует ответственность и чувство долга. Технология проектов предполагает не только участие, но и создание воспитанниками собственного проекта, начиная с идеи и заканчивая реализацией проекта.

Дифференциация и индивидуализация обучения прослеживается на всех ступенях развития общих компетенций т.к. именно эти подходы составляют методическую основу многих личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания. Дифференциация происходит естественным путем при выборе ребенком того направления деятельности, которым он бы хотел заниматься и осуществляет принцип доступности и возможности выбора дополнительной образовательной программы.
Индивидуализация означает максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка и создание условий для его персонифицированного развития. Объективным фактором, способствующим индивидуализации обучения и воспитания в ЦДТ, является относительно небольшое количество детей, с которыми педагог занимается одновременно, т.е. использование такой формы работы учебного занятия, как работа с подгруппой.

Реализация личностно-ориентированных технологий в ЦДТ заключается в создании особой воспитательно-образовательной среды, ориентированной не только на получение ребенком определенных знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное – саморазвиваться и самореализовываться.

Педагогический коллектив Центра детского творчества придерживается в своей работе принципов личностно – ориентированного подхода:

1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление обучающихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности воспитанника. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

3. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы обучащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в ЦДТ.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающихся и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности воспитанника, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

6. Принцип доверия и поддержки говорит о решительном отказе от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка.

Таким образом, можно говорить о том, что в Центре детского творчества имеются объективные предпосылки для использования личностно-ориентированных технологий, более того, сама суть педагогического процесса в этом направлении изначально ориентирована на личность, так как основывается на принципах гуманизма, добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения.



5


Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru