В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Весна. Перелетные птицы»

Анна Криворучко Анна Криворучко
Тип материала: Урок
просмотров: 1239
Краткое описание
Цель: Расширить и систематизировать представления детей о весне, перелетных птицах.
Задачи:  
1) продолжать формировать представления о природных явлениях весной; сезонных изменениях в жизни птиц, познакомить с интересными фактами из жизни птиц;
2) формировать умение замечать взаимосвязь всего живого в природе;  
3) развивать познавательную активность, зрительное и слуховое внимание;
4)воспитывать интерес к явлениям природы,  к жизни птиц,  желание заботиться о них.
Пожаловаться 16 ноября 2015
Файлы
Сорокина - Весна.docx
HTML Войдите для скачивания файлов




Дошкольное образование

(на основе примерной образовательной программы

«От рождения до школы» автор Н.Е. Веракса)



Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

по теме «Весна. Перелетные птицы»




Возраст: 5-6 лет

Продолжительность: 25 минут

Разработала: воспитатель

Сорокина Марина Владимировна

Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре









Комсомольск-на-Амуре

2015 г.

Цель: Расширить и систематизировать представления детей о весне, перелетных птицах.

Задачи:

  1. продолжать формировать представления о природных явлениях весной; сезонных изменениях в жизни птиц, познакомить с интересными фактами из жизни птиц;

  2. расширять словарь за счет существительных, прилагательных;

  3. формировать умение замечать взаимосвязь всего живого в природе;

  4. развивать познавательную активность, зрительное и слуховое внимание;

  5. воспитывать интерес к явлениям природы, к жизни птиц, желание заботиться о них.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах.


Ход непосредственно образовательной деятельности


Орг. момент (психо-эмоциональный настрой):

Колокольчик звенит!

Собираться велит!

Сегодня у нас в гостях солнышко.

Солнышко красное! Появись

Светлое, лучистое

Всем ребятам улыбнись!

( на мольберте появляется плакат с изображением солнца)

Солнышко вам улыбается, Улыбнитесь ему тоже, подарите свои улыбки друг другу.

(Дети стоят на ковре вокруг воспитателя, улыбаются солнышку, друг другу).

- Ребята, скажите, когда начинает пригревать солнышко? В какое время года?

Дети: Весной.

- Ребята, присядьте на ковер и посмотрите на картинки. Рассмотрите их и выберите ту, где изображена весна.

(Дети садятся на ковер или на стульчики, стоящие полукругом, рассматривают, показывают, объясняют свой выбор).

- Почему, ты решил, что здесь изображена весна? (если есть затруднения, помогают другие дети или педагог задает наводящие вопросы: какое солнце, солнце светит ярко или тускло, какого цвета снег? и т.д. или показывает картинку-схему, на которой нарисована примета весны).

Дети: Снег потемнел, почернел, тает, кое-где видна земля, появились проталины, ярко светит солнце и т. д.

- Молодцы, много назвали примет (признаков) весны. Давайте вспомним стихотворение о весне

С. Я Маршака « Апрель», а в этом нам поможет мнемодоржка ( мнемотаблица)

Дети рассказывают стихотворение ( на мольберте прикреплена мнемотаблица)

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

- Ребята, а без кого весна не весна? Как вы думаете? Ответ вы узнаете, когда соберите картинку. Возьмите каждый конверт, достаньте содержимое и из частей составьте целую картинку.

Д/и « Собери целое (птицу)»

(Дети на ковре собирают картинки).


- Кто у вас на картинке?

Дети: У меня на картинке грач. У меня на картинке…( журавль, утка, лебедь, скворец и т.д.)

- Так без кого весна не весна?

Дети: Без птиц.

- Ребята, а вы знаете, что миллион лет назад появились первые пернатые. Как вы думаете, почему их так назвали?

Дети: Потому, что у них тело покрыто перьями.

Воспитатель : Как можно еще догадаться, что это птицы?

Дети: У них есть клюв, две лапки с острыми коготками, крылья. Они умеют летать.

- На какие группы можно разделить птиц?

Дети: Водоплавающие и не водоплавающие.

- Чем водоплавающие отличаются от не водоплавающих?

Дети: У водоплавающих птиц большие лапы с перепонками между пальцев, оперение у них не намокает, перья пропитаны жиром, у них длинный клюв приспособленный для ловли рыбы и насекомых, живущих в воде.

- Каких водоплавающих птиц вы знаете?

Дети: Гуси, утки, лебеди.

- А что общего у всех этих птиц?

Дети: У всех птиц есть клюв, крылья, две лапы, хвост, тело птицы покрыто перьями, откладывают яйца.

- У вас на картинках, какие птицы: перелетные или зимующие?

Дети: Перелетные.

- Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелетными? А ты как думаешь? А ты?

Дети: Потому, что они осенью улетают на юг, а весной возвращаются. Это птицы, которые половину года проводят с нами, и на половину года покидают нас, отправляясь в теплые страны.

- Почему они улетают от нас осенью? Что страшнее для птиц холод или голод?

Дети: Голод. Исчезают насекомые, им нечего есть.

- А почему же они все же возвращаются обратно? Как вы думаете?

Дети: Наступает весна, появляются насекомые. Птицам есть чем питаться. Птицы просто хотят вернуться на свою родину. Они здесь родились, вылупились из яйца. Научились летать, родители учили их добывать пищу.

- А вы знаете, ребята, что каждый перелет очень труден для птиц и опасен. Они пролетают от 2 до 5 тысяч километров. Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают. Осенью их гонит отсюда голод. Но, что же заставляет вернуться их домой, обратно? Ведь даже ученые до сих пор не могут точно ответить на этот вопрос. Да, ребята, обратно их зовет любовь к родному краю, к родному дому.

Физкультминутка

Давайте немного отдохнем и превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте птички на лужок

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка, полетай-ка. (Бегают на носочках друг за другом)

Полетели птички

Птички-невелички. (Размахивают руками)

Птички летают.

Устали не знают.

Стоп! ( Останавливаются, приседают)

Сели птички на дорожку.

Поклевали птички крошки. (Стучат пальцами по полу)

« Клю - клю, поклюем, потом песенку споем»

- Когда птицы прилетают к нам весной, что они начинают делать в первую очередь?

Дети: Вить гнезда, строить гнезда.

- Верно. Они ремонтируют старые гнезда или строят, вьют новые.

- Где птицы строят гнезда?

Дети: На деревьях, на земле, в кустах, траве…

- Из чего птицы строят гнезда?

Дети: Из травинок, веточек, глины…

- Посмотрите иллюстрации, какими могут быть гнезда.

(на мольберт вывешиваются иллюстрации птичьих гнезд)

- Вы заметили, что гнезда не пустые, в них лежат яйца. Птицы весной высиживают яйца, из которых вылупляются птенцы.

( дети рассматривают иллюстрации.)

- Давайте, поиграем в игру « У кого кто?»

- Я называю птицу и кидаю мяч, вы называете птенцов этой птицы и кидаете мяч обратно мне.

( Дети встают в круг, воспитатель кидает массажный мяч по очереди каждому ребенку, ребенок отвечает: У грача – грачата, у лебедя – лебедята …и т. д.)

- Молодцы!

Психологический этюд « Спасем птенца»

А сейчас представьте, что у вас в руках, маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.

( дети выполняют действия в соответствии с текстом)

- Ребята, что вы будете делать, если увидите птичье гнездо? Пройдете мимо или захотите посмотреть и потрогать птенца?

(ответы детей)

- Посмотрите на этот знак. Что он означает?

(показывает знак, запрещающий разорять птичьи гнезда)

Дети: Нельзя разрушать гнезда, нельзя разорять птичьи гнезда.

- Нельзя разорять птичьи гнезда и трогать птенцов!

- Ребята, чьи это следы?

Дети: Птичьи.

( Воспитатель вывешивает на мольберт плакат с птичьими следами, нарисованными по кругу. Круги уменьшаются к центру, в центре нарисован скворечник)

Давайте, посмотрим, куда приведут следы, Следите за указкой.

Гимнастика для глаз.

- Что это?

Дети: Скворечник.

- Кто делает скворечник?

Дети: Люди.

- Для чего люди делают скворечники?

Дети: Хотят помочь птицам.

- А как птицы помогают людям? Какую пользу приносят?

Дети: Они спасают нашу природу, охраняют наши леса, сады и огороды от вредителей, гусениц и червяков, разносят семена растений

- Ребята, миллионы лет назад зашагал по Земле человек, способный оценить всю красоту окружающего мира Поднял он голову вверх, посмотрел на голубое небо и услышал удивительные звуки.

- Что же за звуки доносились с неба?

Дети: Пение птиц, птичьи голоса

- Действительно, это были голоса птиц. Удивительная живая музыка природы, которую ни с чем не спутаешь. Представьте на минуту, что вдруг смолк их многоголосый хор, опустели ветви деревьев.

- Каким бы стал наш мир?

- Да, птицы приносят радость, поднимают настроение и огромную пользу. Давайте, послушаем эту удивительную музыку природы.

( звучит аудиозапись с птичьими голосами)

Итог

- Про кого мы сегодня говорили? Каких перелетных птиц вы запомнили?

- Ребята, вы молодцы! Вы так много знаете о птицах, вы очень порадовали меня своими знаниями Жизнь птиц зависит от нас с вами, они нуждаются в нашей помощи, в добром и бережном отношении к ним.

Дерево, трава и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут унижены они,

На планете мы останемся одни.

Ребята! Бережно относитесь ко всему, что нас окружает.





Литература:

1. С.Н. Николаева. Экологическая культура в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2002. – с. 3 - 7.

  1. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа./Сост. П.П. Федосеева. – Волгоград: ИТД Корифей, 2008.

  2. С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2002.

  3. С.Н. Николаева. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. - с. 85 -91.

  4. Т.А. Серебрякова. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: Издательский центр Академия, 2008. – с. 128 - 130.






Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru