В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Методические рекомендации по теме: «Интеграция плоскостного конструирования и сказкотерапии как эффективное средство развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»

Методические рекомендации по теме: «Интеграция плоскостного конструирования и сказкотерапии как эффективное средство развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»

Ирина Шурыгина
Тип материала: Программа
просмотров: 138 комментариев: 1
Краткое описание
Методические рекомендации помогут педагогам ознакомиться с программой кружка "Играем в сказку" и начать применять в работе с детьми
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
методические рекомендации Шурыгина ИИ.docx Скачать

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Невьянского городского округа

детский сад № 1 «Карусель»











Методические рекомендации по теме:

«Интеграция плоскостного конструирования и сказкотерапии как эффективное средство развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»














Составитель:

Шурыгина Ирина Ивановна,

воспитатель МАДОУ детский сад №1 «Карусель»,

высшая квалификационная категория







г. Невьянск

2023г

Содержание



Стр.


Аннотация

3


Пояснительная записка

6


Содержание методических рекомендаций


1

Особенности развития социального и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

10

2

Эффективность использования сказкотерапии в развитии социально-эмоционального интеллекта у старших дошкольников

14

3

Характеристика игровых пособий, используемых на занятиях кружка «Играем в сказку»

17

4

Особенности проведения кружка «Играем в сказку»

21

5

Взаимодействие с родителями по вопросам развития социально-эмоционального интеллекта старших дошкольников

28

6

Подбор диагностического инструментария и сравнительный анализ результатов диагностического исследования детей старшего дошкольного возраста

30


Заключение

35


Список литературы

36


Приложение № 1. Тематическое планирование кружка «Играем в сказку» для детей старшего дошкольного возраста

37


Приложение № 2 . Конспекты занятий кружка «Играем в сказку»

38


Приложения № 3. Диаграммы диагностического исследования детей старшего дошкольного возраста

52


Приложение №4. Методика определения уровня развития эмоциональной компетентности распознавания собственных эмоций и их вербального выражения «Что ты почувствуешь, если?»

54


Приложение №5.Анкета для родителей

55



















Аннотация

Повышение уровня эмоциональности современных жизненных условий ускоряющимися темпами жизни, факторами стресса, возрастающей конкуренцией и ответственностью при отсутствии возможности к релаксации зачастую приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии: у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка и др.

Современное общество заинтересовано в личностях гибких и мобильных в общении, умеющих анализировать как свои переживания и чувства, так и чужие, способных высказывать и аргументировать свою точку зрения, умеющих обсуждать с людьми взаимные ожидания друг от друга, ответственных за свои поступки, способных создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе, умеющих сопереживать, способных к разрешению конфликтных ситуаций без применения физической силы, осознано относящихся к своему психологическому здоровью.

Перечисленные характеристики находятся в неразрывной связи с уровнем социально-эмоционального интеллекта человека, развитие которого начинается с раннего возраста и продолжается всю жизнь. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится о необходимости развития у детей сопереживания, формировании позитивного отношения к людям, содействии формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказание помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.  На сегодняшний день вопрос развития социально-эмоционального интеллекта является одними из главнейших вопросов воспитания.

О необходимости развития социально-эмоционального интеллекта на этапе дошкольного детства свидетельствует и основополагающие идеи Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в пункте 2.6 которого отмечена важность развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Эмоции ребенка развиваются при помощи деятельности и зависят от структуры этой деятельности. Говоря точнее: для развития социально-эмоционального интеллекта нам необходимо создать для ребенка такую деятельность, которая активным образом удовлетворяла бы эмоциональные потребности малыша и помогала ему в формировании социальных навыков.

Разработанная нами программа «Играем в сказку» отвечает вышеперечисленным требованиям к организации такой деятельности. Данная программа — это синтез сказкотерапии и развивающих игр. Сказка — это практически универсальное развивающее средство. Сказка выводит ребенка за пределы воспринимаемого, погружает его в слои общества с широким спектром моделей поведения и, ориентируя в них, обеспечивает безусловное понимание и принятие нравственных норм. Сказка способствует формированию эмпатии, умению предугадывать поступки персонажей. Проживая вместе с ребенком сказку, мы не просто читаем ее. Ребенок в сказке проживает чувства и пытается понять черты характера персонажей. Он «примеряет» на себя его поступки и выносит нравственную и эмоциональную оценку.

Дошкольник деятелен, и ему хочется помочь персонажам сказки, или хотя бы просто увидеть их. Выкладывая героев сказки с помощью игр В.В.Воскобовича, ребёнок создает свою иллюстрацию к сказке, как бы создавая свою «карту проживания» истории. Таким образом, «выстраивая» сюжет сказки с помощью развивающих игр, понимая законы сказки, ее мораль, ребёнок понимает окружающий мир вокруг себя, учится контролировать и сдерживать свои эмоции. Осознавая все это, ребенок постепенно проникает в мир отношений и связей, мир нравственности и социальных установок.

Предложенные методические рекомендации основаны на использовании игровых приемов, что делает их применение доступным пониманию и восприятию детей, а значит, повышает интерес к ним и повышает эффективность их применения.

Программа уникальна тем, что подходит всем детям, в том числе и с ОВЗ. У детей массовых групп формируется понимание чувств и называние их, воспитание социальной компетентности, развитие творческого воображения, а детям, нуждающимся в коррекционной работе, программа дает возможность выразить себя в безопасной игровой ситуации, помогает верно отреагировать эмоциями, даст одновременно разрядку и успокоение, поможет сформировать нравственные принципы.

Разработка предназначена для использования воспитателями и специалистами ДОО.

Конспект занятия «Таловая дуда» вошел в сборник «Умные игры в этнических сказках» компании «РИВ». Сборник участвовал во Всероссийском конкурсе проектов президентских грантов «Моя страна, моя Россия» и занял 3 место в номинации «Моя педагогическая инициатива».

Автор составитель: Шурыгина Ирина Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Невьянского городского округа детский сад № 1 «Карусель.























Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В разделе ФГОС «Социально-коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Дошкольный возраст является периодом становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов, т.е. это один из ключевых периодов развития ребенка в социально-эмоциональном развитии личности. Формирование социально- эмоционального интеллекта - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Но в последние годы наблюдается ухудшение в целом состояние здоровья детей дошкольного возраста, а также рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с такими особенностями в эмоциональном развитии, как неустойчивость эмоционально–волевой сферы; трудности в установлении коммуникативных контактов; проявление эмоциональных расстройств: симптомы органического инфантилизма. Это выражается в недостаточной степени сформированности умения управлять своими эмоциями и умения реагировать на разное выражение эмоционального состояния других членов детского коллектива, а также в неумении взаимодействовать в ситуации эмоционального состояния с другими членами коллектива. А так как, основы будущей личности закладываются в дошкольном возрасте, то проблема развития эмоциональной сферы дошкольников актуальна и достаточно сложна.

Формирование социально- эмоциональной сферы и интеллекта возможно выполнить лишь при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком, через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса. Следовательно, необходим поиск эффективных технологий и средств для достижения целевого ориентира: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Обучившись на курсах повышения квалификации «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича» и познакомившись с новыми плоскостными конструкторами «Чудо-Крестики», «Чудо-Соты», «Фонарики» и другими, мной было принято решение внедрить в образовательную деятельность данную технологию. В течение 2 лет использовали плоскостные конструкторы «Чудо-крестики», «Соты», «Фонарики», «Прозрачный квадрат», «Змейка», «Двухцветный квадрат» как средство развития познавательных способностей детей. По итогам педагогического мониторинга отмечены положительные результаты: игры способствовали развитию воображения, творческих и сенсорных способностей (восприятия цвета, формы, величины); совершенствованию интеллекта (внимания, памяти, мышления, речи); тренировке мелкой моторики рук, тактильно-осязательных анализаторов; освоению количественного счета, пространственных отношений.

Также прошла обучение по программе педагога-психолога Макушкиной С.В. «Умные игры в сказках для малышей». Эта программа решает ряд важных задач по формированию личности дошкольника, являясь синтезом технологии развивающего обучения (использование игр В.В.Воскобовича), элементов сказкотерапии и театрализованной деятельности. Включение элементов данной программы в мою педагогическую деятельность по результатам педагогического наблюдения доказало эффективность: у ребенка развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять эмоциями.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста и реализуя стандарты регионального компонента задумалась о создании программы, которая включала бы знакомство с культурой своей страны и родного края через знакомство со сказкой (авторской, народной), былинами. Данные произведения занимают очень важное место в воспитательном процессе и при правильном подходе к их использованию могут стать эффективным средством общения с ребенком и донесения до него морально-этнических ценностей общества, понятий добра и зла, а также средствами развития воображения у дошкольников.

Это побудило меня к слиянию двух технологий: «Сказочные лабиринты игры» (В.В.Воскобович) и «Умные игры в сказках для малышей» (С.В.Макушкина) в одной разрабатываемой мной инновационной программе «Играем в сказку».

В своей работе я представила методические рекомендации по обеспечению эффективных условий по развитию социального и эмоционального интеллекта средствами плоскостного конструктора и сказкотерапиии.

Разработанная программа может быть использована как воспитателями, так и специалистами детских образовательных организаций для работы со старшими дошкольниками. Данная программа также может быть предложена детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Стратегия программы направлена на создание и реализацию условий для всестороннего развития детей с учетом имеющихся у них нарушений и компенсаторных возможностей. Сказкотерапевтический компонент оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу, а работа с играми реализуют потенциальные возможности старших дошкольников.

Цель данных методических рекомендаций: оказание помощи специалистам и воспитателям ДОО в организации занятий по развитию социального и эмоционального интеллекта средствами развивающих игр (плоскостного конструктора) и сказкотерапии, повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования.

Исходя из цели, в работе я поставила следующие задачи:

- Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

- Разработать календарно-тематический план занятий, конспекты НОД, способствующие развитию социального и эмоционального интеллекта.

- Систематизировать практический материал по использованию плоскостного конструктора и сказкотерапии на занятиях кружка.

- Осуществить и представить мониторинг эффективности применения программы для развития социального и эмоционального интеллекта

- Разработать и реализовать комплекс практических мероприятий для педагогов ДОУ и родителей по вопросам развития эмоционального интеллекта современными педагогическими технологиями.

Знакомство с методическими рекомендациями позволит педагогам овладеть опытом применения последовательности новых форм, методов и приемов в развитии социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, может стать базой для проведения развивающих занятий.














Содержание методических рекомендаций

  1. Особенности развития социального и эмоционального интеллекта

у детей старшего дошкольного возраста

Развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса, является на сегодняшний день актуальной проблемой и задачей сохранения детского здоровья.

Впервые термин «социальный интеллект» упоминается в 1920 году в работе Э. Л. Торндайка. Проблематикой развития социального интеллекта в свое время занимались такие ученые как Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Н. Кэнтор, Дж. Гилфорд и М. Салливен, представители отечественной психологии: М. И. Бобнева, Геранюшкина Г. П., О. Б. Чеснокова, Е. В. Субботский, и т.д., но такой аспект как развитие социального интеллекта у детей до сих пор недостаточно освещен.

Социальный интеллект в дошкольном возрасте – приобретение ребенком способности ориентироваться в человеческих отношениях, в ситуациях межличностного общения и формирования умения устанавливать причинно-следственные связи между действиями или отношениями. Это процесс усвоения ценностей, традиций и культуры общества, в котором ребенку предстоит жить, это способность понимать состояние и мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации взаимодействия и намечать возможные пути осознанного и опосредствованного влияния на намерения других людей с целью достижения общих предметных или коммуникативных целей.

Особенности социального интеллекта детей дошкольного возраста:

- ребенок научается предвидению последствий поведения;

- ребенок учится считывать информацию по мимике, позам и жестам;

-ребенок распознает различные оттенки речи, так называемую вербальную экспрессию;

-приобретает способность анализировать ситуации взаимодействия людей

Теперь рассмотрим понятие «эмоциональный интеллект». Впервые этот термин был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем. Сегодня проблемой изучения эмоционального интеллекта занимаются специалисты по всему миру такие как: К. Изард, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие. Исследователи установили, что успешность человека в личной и социальной жизни на 80% зависит от эмоционального интеллекта и лишь на 20% от умственного развития.

Эмоциональный интеллект - это личностная характеристика, позволяющая ребенку адекватно и эффективно вести себя по отношению к людям, задачам, ситуациям. Это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей.

Особенности развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста:

- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

- ребенок начинает понимать эмоцию, соотносить ее со словом и поведением;

- у ребенка формируется эмоциональное предвосхищение;

- у ребенка формируются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические; чувства становятся разумными, осознанными, обобщенными, произвольными.

Мы можем обобщить понятия «социального» и «эмоционального» интеллекта. И у нас получается, что социально-эмоциональный интеллект - это способность распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей, а также использовать это понимание для управления собственным поведением и для построения межличностных отношений.

Модель развития социально-эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

самосознание - самовосприятие (способность осознавать и контролировать собственные эмоции);

самоконтроль - управление собой (способность совладать со своими чувствами, желаниями);

эмпатия - сопереживание (понимание эмоций окружающих и способность общаться с другими, с учетом их внутреннего состояния);

управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, укреплять контакты).

Критериями социально-эмоционального интеллекта дошкольника являются:

-эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии; мотивация коммуникации и взаимодействия);

-когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению);

-поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение).

Результаты мониторингов подтверждают, что у детей дошкольного возраста:

-плохо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;

-недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;

-недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.

Таким образом, для того, чтобы ребенок в дальнейшем был успешным, необходимо научить уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, зависит его будущий успех в межличностном обучении. Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей. Чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.

Важно систематизировать развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Следовательно, необходимо создать такую деятельность, которая активным образом удовлетворяла бы эмоциональные потребности малыша и помогала ему в формировании социальных навыков.

















































  1. Эффективность использования сказкотерапии

в развитии социально-эмоционального интеллекта

детей старшего дошкольного возраста

Развитию социально-эмоциональной сферы способствуют разнообразные виды формы и методы воспитания, но особую роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет сказка.

Сказки занимают особое место в огромном многообразии жанров народного творчества. Все этнические сказки богаты неиссякаемой любовью к своему миру, своему народу, семье. Они учат ребенка добру, справедливости, честности, уважительному отношению к старшим. В сказках прослеживается поклонение человеком труду, воспевается сила взаимовыручки и совместной деятельности. Сказки помогают лучше понять окружающую действительность, разобраться в отношениях людей, в них большое внимание уделяется положительным чертам характера и порокам людей: высмеивается жадность, глупость, непослушание, корысть и т.д. Искусство народов учит человека ценить жизнь, быть стойким в борьбе с ложью, хитрость, злом. Сказки формируют и гендерные понятия, нравственные ценности. Для девочек — это красавицы, рукодельницы, умницы; для мальчиков – это смелый, сильный, честный, трудолюбивый герой. Идеал, сформированный в детстве, во многом формирует его личность в дальнейшем.

Любая сказка приобщает к опыту своего народа, социализирует его. У дошкольников формируются чувство товарищества, коллективизма, дружбы, социально–нравственные качества: любовь к Родине; интернациональные чувства: уважение к взрослым, гуманистическое отношение к природе. Через сказки и былины ребята получают первые представления о чести, справедливости, достоинстве, преданности.

Одна из важнейших особенностей сказок – дидактизм. Сказки всех народов всегда поучительны и назидательны. Народ делится своей мудростью с подрастающим поколением.

Сказка, по словам Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, природосообразна. Она не приносит вреда ни психике, ни душе, ни уму, ни сердцу. Сказка говорит о том, что чудо случится с тем, у кого чистое сердце, кто помогает. В сказке добрые слова, чистые, жизненные смыслы.

Существуют две формы знакомства ребенка со сказкой: традиционные и инновационные.

К инновационной форме работы со сказкой, относится сказкотерапия, обладающая врачующей способностью, которая построена на механизмах арт-терапии и направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка.

Сказкотерапия глубоко проникает в сознание, душу, вычищает все ненужное и восполняет светом чистой, сакральной информации.

В процессе работы со сказкой, эмоциональный интеллект получает свое развитие весьма продуктивно за счет образности языка, эмоциональной окрашенности событий, происходящих в сказке, происходит полное погружение ребенка в сюжет. Благодаря сопереживанию героям и умению поставить себя на их место, у детей происходит развитие чувства эмпатии. Также, развивается способность к эмоциональному воображению, то есть представление конкретных эмоций того или иного героя в образах, понятных ребенку. Мы не только проговариваем сказку, мы проигрываем эмоциональное состояние героев сказки. Для того, чтобы проиграть эмоциональное состояние героев, мы обучаемся азбуке выражения эмоций – выразительным движениям. У ребенка в процессе выполнения этюдов изживаются невротические проявления. Что особенно важно для детей с различными отклонениями в поведении.

Сказку мало прочитать, по ней надо работать, ее нужно проговаривать. В своей работе по сказке, мы постоянно останавливаемся на моментах, которые учат нас чему-то и проговариваем это с детьми. Такие моменты называются сказкотерапевтическими.

Сказкотерапевтический момент включает в себя:

-объективизацию ситуации;

-рассматривание ситуации с противоположных сторон;

-мини-вывод.

Таким образом, рассмотрев сущность сказки, ее роль в развитии и воспитании детей, можно сделать вывод, что сказка является эффективным средством развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. В сказочной форме ребёнок не только сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство, но и способен выразить собственные эмоции и чувства. Сказка является особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения чувств ребёнка, для становления его эмоциональной сферы.



































  1. Характеристика игровых пособий,

используемых на занятиях кружка «Играем в сказку»

Введение ФГОС ДО в условиях развития образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования. Акцент ставится на поиске новых и эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста. Система ДО на современном этапе выдвигает высокие требования к воспитанникам, поэтому ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. При организации педагоги большое внимание уделяют выбору методов, методик и различных технологий, опираясь на эффективность в практической деятельности.

В образовательной среде, работая по сказкам, с детьми используют различные материалы: природные, кукольный и настольный театр, психологическая песочница, рисование, лего-конструирование. Не умоляя достоинств каждого из методов работы, хочется обратить внимание на их минусы. Театр не предполагает вовлеченности всех детей. Песочная терапия и лего-конструирование также нацелены на индивидуальную работу или работу малыми подгруппами. Рисование и работа с природным материалом, предполагают работу с материалом по окончанию сказки. Также, все перечисленные игры не несут интеллектуальных заданий, так необходимых ребенку в дошкольном возрасте.

Ребенок действенен, он хочет прожить сказку от начала до конца, он хочет принять в ней участие. И здесь, спасительным кругом, явились развивающие игры В.В.Воскобовича, которые несут интеллектуальную направленность. Главной особенностью его технологии является то, что ее легко внедрить в обычный игровой процесс, не меняя и не перестраивая привычные рамки.

Для работы в сказкотерапии мы взяли лишь один блок огромного разнообразия игр технологии «Сказочные лабиринты игры» - плоскостные конструкторы. Детали конструктора В.В. Воскобовича «Чудо-Соты 1», «Чудо-Крестики 1,2,3» и другие легко сочетаются между собой, что дает простор для творчества детей и педагогов, помогая детям глубже понять сказку, прожить ее от начала до конца.

Игры настолько универсальны, разнообразны и многозадачны, что одну и ту же игру мы можем использовать в разных сказках, постоянно создавая новые образы.

Все эти игры развивают внимание, память, воображение, творческие способности, сенсорику, умение читать схемы, сравнивать и составлять целое из частей.

Рассмотрим, какие игры мы возьмем в программу.

«Квадрат Воскобовича»- состоит из тридцати двух разноцветных треугольников, которые нанесены на тканевую основу и расположены на определенном расстоянии друг от друга. Игра разработана для возрастной категории от двух до пяти лет (двухцветный квадрат), а для детей постарше предлагается четырехцветный квадрат. Квадрат можно трансформировать, создавая разные фигуры. Собирать можно по предложенным схемам или придумывать собственными. Игра формирует абстрактное мышление и умение ориентироваться в пространстве, прививает навыки моделирования, развивает усидчивость, память и внимание, творческий потенциал.https://umitoy.ru/upload/iblock/5c7/5c7bac6968a5050f0bb6959352ff7c89.jpg

«Змейка». Прямоугольник (картон на тканевой основе) из 32-х картонных треугольников (16 красно-зелёных на одной стороне и 16 жёлто-голубых – на другой). https://cdn2.static1-sima-land.com/items/1369982/2/700-nw.jpg

За счёт тканевой прослойки «Змейку» можно складывать в разных направлениях, получать различные плоскостные и объёмные геометрические формы, орнаменты и образы. Игра предназначена для развития мелкой моторики, координации рук, глазомера, точности движений, воображения, логики, мышления. Игры с конструктором-змейкой знакомят ребёнка с геометрией, пробуждают интерес к познанию и творчеству.https://novokuzneck.vzv.su/upload/iblock/ff4/ff4256aadbc55c60992020c01561aa72.jpg

«Прозрачный квадрат». В состав игры входят: 30 квадратных пластинок из прозрачной пленки ПВХ (62х62 мм) На каждую пластинку нанесено изображение одной геометрической фигуры - квадрата, прямоугольника, треугольника, прямоугольной трапеции, пятиугольника или шестиугольника. Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает закрашенные части и составляет из них геометрические фигуры или предметные силуэты. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу. Игра развивает: освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера; умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части; умение конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок; внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.


Головоломка «Чудо-крестики 2,3». Игра представлена рамкой с вкладышами, отличающимися друг от друга по цвету и форме. Все фигуры разделены на части. Сначала ребенку предлагается собрать фрагменты в единое целое, а по мере появления первых успехов задания усложняются. Например, можно предложить собрать различные образы предметов. Игра способствует: развитию внимания, памяти, воображения, творческих способностей, различению цветов радуги, геометрических фигур, их размера, развивает умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=e5e7f89c09fa1d4df3b2f7b62700c482_l-5330065-images-thumbs&n=13

Конструктор «Чудо-соты». Это пособие представляет собой деревянную рамку с пятью разноцветными вкладышами, по форме напоминающими соты. Каждая сота состоит из нескольких частей – геометрических фигур. Ребенок сможет играть, собирая все соты воедино в рамке или конструируя из них всевозможные фигуры и силуэты. Предметы можно складывать по предложенной схеме или придумывать их самому. Игра способствует: развитую воображения, творческих и сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины); совершенствованию интеллекта (внимание, память, мышление, речь); тренировке мелкой моторики руки, тактильно-осязательных анализаторов; освоению количественного счета, пространственных отношений.https://td-detstvo.ru/upload/iblock/cc8/cc883065a29ac850e1d0b01b9ade367f.png



















































4.Особенности проведения кружка «Играем в сказку»

Программа «Играем в сказку» предназначена для детей подготовительной к школе группы и решает ряд важных задач по формированию личности дошкольника, являясь синтезом технологии развивающего обучения, элементов сказкотерапии и информационно-коммуникативных технологий. Сентябрь и май проводятся диагностические исследования по уровню сформированности социально-эмоционального интеллекта у детей. С октября по апрель проводятся занятия кружка 1 раз в месяц, предпочтительнее во вторую половину дня подгруппами (8-12 детей).

Цель программы – создание условий для гармоничного развития эмоционально-личностной и интеллектуальных сфер у детей.

Задачи:

1.Приобщать детей к нравственным ценностям общества через знакомство со сказкой, путем интеграции развивающих игр и сказкотерапии.

2.Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой;

3. Формировать представление об особенностях родного края, людях и свойственным им чертам характера.

4. Способствовать полноценному развитию личности дошкольников и обогащению их эмоционального опыта через самовыражение и отождествление с героями сказок.

5. Развивать творческие способности дошкольников, учить самостоятельному созданию образов, придумыванию сказочного сюжета.

6. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;

7.Воспитывать нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них;

8.Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.

Система занятий, лежащая в основе программы, состоит из трех базовых компонентов.

Сказкотерапия

Сказка — это практически универсальное развивающее средство. Сказка выводит ребенка за пределы воспринимаемого, погружает его в слои общества с широким спектром моделей поведения и, ориентируя в них, обеспечивает безусловное понимание и принятие нравственных норм. Сказка способствует формированию эмпатии, умению предугадывать поступки персонажей. Проживая вместе с ребенком сказку, мы не просто читаем ее. Ребенок в сказке проживает чувства и пытается понять черты характера персонажей. Он «примеряет» на себя его поступки и выносит нравственную и эмоциональную оценку.

Сказку мало прочитать. по ней надо работать, ее нужно проговаривать. В своей работе по сказке мы постоянно останавливаемся на моментах которые учат нам чему то и проговариваем с детьми. Такие моменты называются сказкотерапевтическими.

Развивающие игры

Плоскостные конструкторы В.Воскобовича применяются в арт-терапевтических моментах метода сказкотерапии для создания образов героев. Дошкольник деятелен, и ему хочется помочь персонажам сказки, или хотя бы просто увидеть их. Выкладывая героев сказки с помощью игр В. В. Воскобовича, ребёнок создает свою иллюстрацию к сказке, как бы создавая свою «карту проживания» истории. У детей в этом возрасте преобладает образное мышление и создание такой иллюстрации не только служит развитию интеллектуальных навыков, но и закрепляет нравственные чувства и ориентиры.

Отметим уникальность игр В.В. Воскобовича. Эти игры не только активизируют познавательную деятельность детей, но и приучают к собственному творческому активному мышлению, развивают самостоятельность. Стремление воплотить задуманный сюжет помогает формировать саморегуляцию. Дети понимают, что доведя до конца собственный замысел, они получат ни с чем ни сравнимое удовольствие творчества.

Виды творческих заданий с плоскостными конструкторами разнообразны и на занятии чередуются – это выкладывание по схеме и по контуру, задание на симметричное отражение, выполнение работы по памяти, по замыслу и т.д.

Выкладывая персонажей сказки с помощью развивающих игр, дети отражают мимически и жестово их характер, проговаривают их эмоции и примеряют на себя их черты характера и поступки.

Учитывая, что происходит становление характера детей, но еще не сформирована адекватная самооценка, детям в проигрывании сказки полезно будет взглянуть со стороны на отрицательных персонажей. Наблюдая или проигрывая злого, сердитого, обиженного персонажа происходит коррекция нежелательных черт характера.

Инновационные методы и технологии

Использование мультимедийной установки расширяет работу педагога, связанную с развитием эмоционального восприятия сказки. С большого экрана дети видят прекрасные иллюстрации к сказкам, созданные отечественными художниками-иллюстраторами. Кроме этого, использование презентаций позволяет активизировать музыкальное сопровождение в момент выполнения детьми заданий. Отметим, что на занятиях звучит только классическая музыка, рекомендованная к прослушиванию детьми в соответствии с методическими рекомендациями О. П. Радыновой.

Основные принципы обучения

-«Сказочный сюжет». Каждое занятие выстроено вокруг сюжета той ил иной сказки, все игровые задания должны быть логически подчинены ей.

-«Осознание успешности». Следует постоянно поощрять детей, оказывая им своевременную помощь, делая это незаметно. Ребенку должно быть знакомо чувство успеха.

-«Стремление к преодолению трудностей». Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности.

-«Участие взрослого». В игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением заданий, предупреждение конфликтных ситуаций и детского травматизма.

-«Эмоциональные переживания». Все занятия сопровождаются не только сказочным повествованием, но имитаций различных эмоциональных состояний в процессе сказки. Это важно, потому что активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию, а также благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается психологическая «разрядка».

При грамотной реализации выше описательных принципов формируются условия, способствующие развитию интеллекта ребенка, его творческих способностей, а также первоначальных норм самооценки и самоконтроля у детей. Это имеет колоссальное воздействие на их дальнейшую учебную деятельность и жизнь коллектива.

Ожидаемые результаты реализации программы:

-Ребенок приобщается к нравственным ценностям общества, осознанно овладевает нравственными и этическими категориями, а особенно категориями добра и зла, проявляет заботу о близких людях.

-У ребенка развита эмоциональная сфера: развито умение выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

-Ребенок отождествляет себя с героями сказок, может оценивать поступки героев.

-У ребенка развиты творческие способности, он умеет самостоятельно создавать образы, придумывать сказочные сюжеты. Начинает формироваться произвольность как умение прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения; ребенок учится следовать инструкции взрослого и самостоятельно оценить свой результат деятельности, сравнивая с образцом.

-В поведении ребенка отмечается преобладание общественно значимых мотивов над личностными.

-Имеет представление об особенностях родного края, людях, проживающих на данной территории и их особенностях.

Структура проведения занятий:

Каждое занятие построено на основе сказочного либо былинного сюжета.

Любая сказка – это путь приобщения ребенка к опыту всего народа, то есть социализация. Сказка развивает фантазию, а желание помочь герою сказки с помощью развивающих игр не только формирует творческие способности ребенка и помогает ему мыслить абстрактно, но и определяет духовное начало, развивает ребенка как личность.

Описание элементов занятия.

  1. Эмоциональное реагирование

На протяжении всего занятия дети знакомятся с чертами характера героев сказки и отражают их эмоционально. Эмоции воздействуют на познавательные процессы: ощущения, восприятие, воображение, память, мышление, речь.

При этом активно используются мимика, эмоции, жесты, пантомимика. Чтобы понять, для чего этого нужно, приведем высказывание М.А. Чистяковой: «Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер. Во-первых, активные мимические и пантомические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих «психических заноз». В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникнуть яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для коррекции и профилактики нервного напряжениях у некоторых детей»

  1. Сказкотерпевтические моменты

Показывая эмоционально с помощью мимики и жестов героев сказки, дети совместно с педагогом пытаются понять их характер, смысл поступков; анализируют, хорошо ли поступил данный герой, а также нравится им это или нет. Отметим, что дети могут задавать всевозможные вопросы по сказке, их ощущения, ответы, мысли могут быть абсолютно разными. Задача педагога состоит в том, чтобы не уйти с важного пути, определяющего основной смысл сказки, и, уважительно выслушав всех детей, постараться привести к главному, о чем говорит эта сказка. По этой причине в конце занятия помещен текст воспитательного значения.

  1. Инструкция

Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В связи с тем, что сейчас в группах встречаются дети разного уровня интеллекта, на занятиях предлагаются несколько видов инструкций. В таких играх, как «Чудо-Соты 1», «Чудо Крестики 2,3», «Прозрачный квадрат» В.В.Воскобовича, есть в инструкции контурные изображения фигур, которые ребенок может выложить. Ребенку предлагается самому выбрать уровень сложности задания. Если ему пока трудно, он выложит там, где видны контуры деталей, но как только освоится, он непременно выбирает более трудный путь. Затем, как только этот путь пройден, ему предлагается выложить этот образ на столе, глядя на картинку (развивается глазомер ребенка, он учится соотносить образ «издалека» и «рядом»), и самый сложный вариант – когда картинка с изображением висит на доске и предлагается выложить данный образ на столе.

Тем самым обеспечиваются условия для инклюзивного образования: дети с ОВЗ могут находится в одной группе с их нормально развивающимися сверстниками, обмениваться впечатлениями от сказки и не испытывать чувства ущемления или стеснения.

Ритуал прощания «Вот и сказочке конец»

В ходе проведения занятий присутствуют две традиции. В конце занятия педагог говорит: «Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец». Затем он по очереди показывает на детей, и каждый говорит сам о себе: «Гриша – молодец!», «Саша – молодец!» и т.д. Это доставляет детям необыкновенную радость, и, если сначала они говорят тихо, глядя в сторону, то впоследствии он говорит о себе громко и с удовольствием.

Затем педагог перечисляет игры, которые были сегодня на занятии и спрашивает детей, какая игра им понравилась больше всего. В начале дети, как правило, говорят: «Все понравилось», затем приучаются оценивать, какая игра доставила им большее удовольствие. Чаще всего дети выбирают ту игру, которая была им сложна и трудна, но они «одержали победу» и получили результат.


5.Взаимодействие с родителями по вопросам развития социально-эмоционального интеллекта старших дошкольников

Цель педагогов и ДОУ – создать единую благоприятную, эмоциональную атмосферу развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательно- образовательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса и прежде всего – дети, у них развивается мотивация к обучению, у педагога- повышается авторитет, а родители самообразовываются, ощущают свою значимость в ДОУ, улучшается общение с детьми. Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений, но что у них, родителей, устойчивое внимание к личностным качествам и свойствам детей, к развитию социально- эмоционального интеллекта, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений. Все это укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность сферы эмоционального отношения к другим людям. Внедрение ФГОС ДО позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи, так чтобы более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы. В работе с родителями по развитию социально- эмоционального интеллекта используются следующие формы и методы: папки – передвижки, информационные стенды, консультации и рекомендации педагогов и психолога, беседы, проекты, групповые родительские собрания с проведением мастер-классов по применению сказкотерапии и развивающих игр в работе с дошкольниками , совместные досуговые праздники и прогулки, открытые занятия кружка, организация выставок поделок и работ, сделанных родителями совместно с детьми. Мы все прекрасно понимаем, что только в результате целенаправленной работы педагогов происходит осознанное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс социального развития личности ребенка.

Доказательством успешности работы является рост заинтересованности родителей в реализации кружка «Играем в сказку». При анализе анкеты предложенной родителям можно отметить, что родители видят положительные изменения в поведении детей.









6.Подбор диагностического инструментария

и сравнительный анализ результатов диагностического исследования

детей старшего дошкольного возраста

Специфика диагностики дошкольников определяется несколькими аспектами. Для сбора объективной информации, недостаточно провести диагностическое обследование с помощью стандартизированных методик. Необходимо наблюдение за естественным поведением ребенка в повседневной жизни, возможно применение проективных методик. В связи с этим, основными методами исследования особенностей эмоционального интеллекта старших дошкольников стали:

проективные методы (рисуночные методики), сущность этого метода заключается в возможности получить данные о характеристиках личности о различных ее переживаниях, мотивах поведения, о целях, способностях, активности и т.д. через его деятельность с материалом.

В нашем исследовании применены стандартизированные рисуночные тесты (Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций, «Три желания», М.А. Нгуена), что снижает влияние негативного фактора;

беседа с детьми – один из методов психологии и педагогики, предусматривающий прямое или косвенное получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей путем речевого общения.

Также организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, установок, отношения к среде);

В нашем исследовании применена стандартизированная беседа «Что – почему – как», М.А. Нгуена;

наблюдение за детьми – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем; в нашем исследовании применены стандартизированные схемы наблюдения «Отношение ребенка к сверстнику» и «Отношение ребенка к взрослому» Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Щадрикова.

Методики исследования


Компонент

эмоционального

интеллекта


Метод Методика, автор

Параметры изучения


Когнитивный

компонент


Беседа

«Что – почему –

как», М.А. Нгуен


Выявление степени готовности

ребенка учитывать

эмоциональное состояние

другого человека, сопереживать,

заботиться о нем.

Эмоциональный

компонент


Проективный

метод


Дорисовывание:

мир вещей – мир

людей – мир

эмоций,

М.А. Нгуен


Выявление эмоциональной

ориентации детей (на мир вещей

или на мир людей, на себя или на

другого человека)

«Три желания»,

М.А. Нгуен


Выявление эмоциональной

ориентации ребенка на себя или

на других людей

Поведенческий

компонент


Наблюдение

Схема наблюдения

«Отношение

ребенка к

сверстнику»,

Н.В.

Нижегородцева,

В.Д. Щадриков


Наблюдение особенностей

поведения дошкольника в

привычных для него ситуациях.

Регистрируемые показатели:

эмоциональные проявления в

общении со взрослым



Схема наблюдения

«Отношение

ребенка к

взрослому»,

Н.В.

Нижегородцева,

В.Д. Щадриков


Наблюдение особенностей

поведения дошкольника в

привычных для него ситуациях.

Регистрируемые показатели:

эмоциональные проявления в

общении со взрослым

Подобранные методики адекватны возрастным возможностям старших дошкольников, позволяют проанализировать все выделенные структурные компоненты эмоционального интеллекта. Сами методики обладают высокой валидностью и надежностью.

На основе обобщения данных всех проведенных методик делался вывод об уровне развития социально-эмоционального интеллекта старших дошкольников.

Низкий уровень развития – дошкольники недопонимают связь эмоций и ситуаций, не знают, как конструктивно можно решить ситуацию. Эти дошкольники излишне сосредоточены на себе, своих желаниях и потребностях. Люди (будь то сверстники, или взрослые) – важная, но не всегда доступная часть их жизни. Они эмоционально ориентированы не столько на людей, сколько на мир животных и мир вещей, который может «заместить» при необходимости мир людей. Эти дети, ввиду сложностей общения, воспринимают людей как неотъемлемую, но не всегда положительную часть их жизни. В дальнейшем это может привести к замкнутости характера и к одиночеству.

Средний уровень развития – для этих дошкольников другие люди значимы не всегда, иногда значимость себя превышает значимость других людей. Эти дошкольники не всегда понимают, как вести себя в разного рода ситуациях так, чтобы партнерам по общению было комфортно с ними. И в поведении могут проявлять негативные поведенческие аспекты, вызывающие эмоциональное отвержение у партнера, хотя такое поведение не является для них характерным. Эти дошкольники могут учитывать интересы других, могут понять точку зрения другого человека, но не всегда это делают.

Высокий уровень развития - дошкольники, у которых присутствуют преимущественно положительные поведенческие реакции во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, негативные реакции не выявлены. Дети в большинстве своем регулируют свое эмоциональное состояние при общении со взрослыми и сверстниками, пользуются элементарными навыками вежливого поведения, выражают свои эмоции адекватно, умеют понять переживания другого человека и при необходимости выразить сочувствие, помощь. Люди (будь то сверстники, или взрослые) – важная часть их жизни. Они эмоционально ориентированы на людей, то есть воспринимают людей как неотъемлемую и положительную часть их жизни, стремятся с ними общаться, переживают из-за недостатка общения. Эти дошкольники ориентированы как на потребности других людей, та и на свои потребности.

Проведенный анализ социально-эмоционального интеллекта старших дошкольников в начале учебного года позволил сделать следующие выводы: – у большинства испытуемых социально-эмоциональный интеллект находится на среднем уровне (50%), низкий уровень развития (24%), и у 26% дошкольников – на высоком. Это указывает на недостаточно выраженные способности осознавать эмоции свои и партнера в общению, учитывать эмоциональное состояние во взаимодействии с другими. У обследованных старших дошкольников лучше всего сформирован когнитивный компонент социально-эмоционального интеллекта, эмоциональный и поведенческий компоненты сформированы недостаточно. То есть, дошкольники понимают, как правильно себя вести, почему в определенной ситуации люди испытывают те или иные эмоции, но вместе с тем, сосредоточены преимущественно на себе, своих эмоциях и не готовы учитывать эмоциональное состояние другого в поведении.

Промежуточный срез, проведенный в январе месяце, показал, что средний уровень развития социально-эмоционального интеллекта имеют 54% дошкольников, низкий снизился до 15%, а высокий вырос до 31%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень социально-эмоционального интеллекта старших дошкольников имеет положительную динамику развития. На данный момент у большинства детей преимущественно наблюдается средний уровень развития, и следовательно, необходимо продолжать систематизированную работу по развитию социально-эмоционального интеллекта старших дошкольников.



















































Заключение

В заключении хочется отметить, что социально-эмоциональное развитие - это залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед нами, педагогами и родителями, стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и социально-эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем. Работа по развитию в этом направлении должна проводится не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности, систематически и целенаправленно.

Знание и умелое использование методов и технологий, направленных на развитие социально- эмоционального интеллекта придает большую эффективность, действенность и результативность в развитии ребенка.





































Список литературы


1.Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docplayer.ru/25849235-I-n-andreeva-emocionalnyy-intellekt-kak-fenomen-sovremennoy-psihologii.html.

2.Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие, Спб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017.

3.Греновецкая, Л. С. Формирование социально-эмоционального интеллекта у старших дошкольников посредством сказкотерапии с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича / Л. С. Греновецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 167-169.

-URL: https://moluch.ru/archive/422/93805/

4.Данилюк А.Я., кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект // Вестник образования. 2009. №17 (сентябрь).

5.Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников: учеб. пособие [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон, дан. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 161 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=70365

6.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. М.: Академия, 2004.

7.Лисица В.А. Развитие духовно-нравственных качеств через приобщение к народной культуре // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. №11.

8.Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1991.

9.Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1964.

10.Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: в 2-х ч. М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1997.

11.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М.: Педагогика, 1986.

12.Смирнов А.А., Судницына В.А., Белашова М.А. и др. Духовно- нравственное воспитание в системе муниципального образования: программа // Методист. 2011. №8.

13.Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. 2-е изд. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.





Приложение 1

Тематическое планирование

Месяц

Тема занятия

Сентябрь

Входная диагностика социально-эмоционального развития детей

Октябрь

Таловая дуда (уральская сказка)

Ноябрь

Серебряное копытце (уральская сказка)

Декабрь

Дедушкина песня (уральская сказка)

Январь

Сказка, придуманная детьми с применением любимых игр для диагностического среза

Февраль

Илья Муромец (былина)

Март

Илья Муромец и Соловей разбойник (былина)

Апрель

Добрыня и змей (былина)

Май

Итоговая диагностика социально-эмоционального развития детей
































Приложение №2

Занятие с детьми подготовительной группы по сказке «Таловая дуда»

(уральская этническая сказка)

Задачи:

Образовательные:

-формировать навыки запоминания, воспроизведения, моделирования при работе с образами героев сказки;

-совершенствовать умение создавать предметные образы, и видоизменять их.

-формировать представление об особенностях родного края, людях и свойственным им чертам характера.

Развивающие:

-развивать понимание собственного эмоционального состояния, умение выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

-развивать конструкторские и творческие способности ребенка посредством развивающих игр;

-развивать умение понимать устаревшие слова по смыслу.

Воспитательные:

-способствовать освоению детьми нравственных норм;

-способствовать формированию эмоционального отношения к сказочным героям, понять основной посыл сказки – верить в свои силы.

Предварительная работа:

- чтение и обсуждение сказки «Таловая дуда»

- подготовка раздаточных и демонстрационных карточек

Материалы и оборудование:

-игры В.Воскобовича: «Чудо-Соты», «Чудо-Крестики 2» , «Чудо-Крестики 3», «Прозрачный квадрат»;

-раздаточные карточки с контурной схемой «Ветродуй» для игры «Чудо-Крестики 2», схема «Дудочка» к игре «Прозрачный квадрат»;

-демонстрационные схемы «Данилко» к игре «Чудо-Соты», «Полевушка» к игре «Чудо-Крестики 3» .

-экран для презентации, ноутбук, презентация к сказке; при отсутствии мультимедийного оборудования - раздаточные карточки и демонстрационные схемы.

Музыкальное сопровождение

Ход занятия:

Здравствуйте мои дорогие. Мы с вами сегодня отправимся в удивительный мир сказок. И познакомимся мы с вами с уральской народной сказкой «Таловая дуда».

Слайд 1. Картинки с природой Урала

Урал - сердце русской глубинки. Отличается красотой природы неописуемой: до самого горизонта уходят невысокие горы, покрытые густым хвойным лесом, кое-где голубеют оконца озер, яркой зеленью сверкают долины небольших речушек.

Слайд 2. Картинки с природными богатствами Урала

В его недрах хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии.

Но главная загадка и сокровище Урала – уральский характер, люди, которые здесь живут. А люди здесь простые, работяги и умельцы. Если и имеют недостатки, то умеют с ними бороться, любят и восхваляют работу. Живут по чести, не берут даром, а зарабатывают трудом. Доброта души помогает им жить правильно и по уму, дарить людям радость и тепло.

Хотите познакомиться с уральским народом? Тогда занимайте места за столами с нашими любимыми играми помощниками и мы с вами вспомним сказку, поможем ее героям и узнаем, чему же учит нас эта сказка. Устраивайтесь поудобнее, мы начинаем!


Все парни в деревне были ладные, а Данилко словно топором вытесан из корявой березы. И лицо с изъяном: на щеках будто мак рассыпан - веснушки голимые. Девчата его за жениха не считали. На лужок соберутся - в его сторону даже не взглянут. Начнут кадриль плясать - так и в круг не пустят. А Маришка Потапова прямо в глаза, насмехалась. Дескать, не годен ты никуда: ни пахать, ни боронить, ни душу веселить. Попробуй-ка возьми такого в мужья, от стыдобушки из дома не выйдешь.

Сказкотерапевтический момент: Данилко парень добрый и скромный. А почему то веселиться его не брали и дружить с ним не хотели. Почему? (он был не красивый, и от этого не уверенный в себе)

Бывает такое, что дружочка выбирают красивого, в нарядной одежде. А всегда ли он может оказаться хорошим человеком и другом?

Есть пословица – с лица воду не пить. Т.е. нужно ценить человеческие достоинства выше красоты.

Давайте при помощи игры «Чудо-Соты» выложим Данилко глядя на схему на экране.


-i4u_xquRTM


Слайд 3. Схема Данилки из игры «Чудо Соты»

Как вы думаете, какие чувства были у Данилки, когда его не брали веселиться?. Да, он был грустный, печальный. А как выглядит человек когда грустит? Да, головушку он повесил, плечики чуть на себя и руки опустил вниз. Давайте покажем и мы грустного Данилку (показывают при помощи мимики и жестов)

Конечно, когда грустно на празднике и друзей нет, то и ноги туда не понесут. Перестал тогда ходить Данилка на игрища и нанялся в пастухи.

Только и радости было - дудка таловая. Послушает он, как чибис над бугром кричит, как в болотной воде камыши шуршат, кузнечик свиристит, листья в осиннике шепчутся, и все, что услышит, на дудке сыграет, да еще от себя добавит.

Сказкотерапевтический момент: Отдушина для души у Данилки была его дудочка. Если грустно или весело, она всегда с ним.

Часто бывает, что мы находим утешение для души в музыке или каком-то творчестве. Пытаемся там сказать то, что никогда не скажем вслух.

Давайте при помощи «Прозрачного квадрата» доделаем дуду для нашего героя, чтоб ему не было грустно и он смог для нас сыграть. Перед вами на схеме , только часть дудочки, а вы должны выложить ее симметричное отражение. Приступаем


дуда контурная схемадуда


Слайд 4.Индивидуальная контурная схема «Дуда» для игры «Прозрачный квадрат».

Во время работы звучит музыкальная композиция в исполнении дудочки.

Однако в народе так говорят: ты, пастух, в дудку-то дуди, но за стадом в оба глаза гляди! Сплоховал Данилко , да и проворонил как от стада коровенка отбилась. Что делать, надо идти искать! Долго он ходил, бродил, смеркаться уж стало. Присел Данилко, достал дуду сыграть. Этак-то играл и совсем не заметил, как на полянке крохотный огонек вспыхнул, за ним другой, третий, и вот уже вся округа заполыхала зарницами. А из травы поднялась метелка цветов чемерицы, приоткрыла широкий лист, и на том листке девушка появилась.

Сама-то мала, да одета богато: весь сарафан из соцветий алых!

Сказкотерапевтический момент: Кого повстречал Данилка в Черной дубраве? Да, не спроста Полевушка повстречалась на его пути. Решила помочь хорошему человеку. Обязательно, на трудном пути, попадется кто то, кто сможет помочь, подбодрить вас. Важные слова сказала Полевушка, гнет тебя нуждишка в дугу, а ты гнись, но не ломайся. Подними-ка брови да взгляни веселей!

полевушка

Слайд 5. Посмотрите на Полевушку, в волосах ленты яркие вплетены, сарафан красивый , а ноги сами в пляс пускаются.

А теперь Полевушка спрячется от нас, а мы попробуем сделать ее при помощи игры «Чудо-Крестики 3». У всех получилось? Давайте сравним наших красавиц и если кто то допустил неточность, можно будет исправить.

Вот Полевушка и говорит Данилке. Не дал ты мне говорит сны досмотреть, так помоги теперь время до утра скоротать. Плясать хочу!

Встала она перед ним, подбоченилась, краешек сарафана рукой приподняла, притопнула каблучком. Не утерпел и Данилко: плечи расправил, встряхнулся, да и пошел следом за Полевушкой в пляс. Она-то мелким шагом идет, словно бисером сыплет, а он, как сокол, летает.

Натешилась Полевушка, платочком утерлась:

- Экий ты парень удалой!

Данилко и без ее похвалы сам себе удивился. На поверку-то выходит, зря его девки хают, ничуть он не хуже иных дружков-молодцов. Не было у него случая этак повеселиться, да и пары подходящей для пляски не находилось, вот и не знал за собой никакого удальства, сторонился, совестился, жил вроде сверчка за печкой. Но Полевушка хоть и назвала его лихим плясуном, все же задумалась:

- Каблуками дробить, пожалуй, не шибко мудрено. А попробуй-ка против силы устоять!

И тем же мигом явился на полянку Ветродуй. Тот самый, что ветряки на мельницах крутит. От плеча до плеча - косая сажень, ручищи длиной с оглоблю, бородища ниже колен, с желтинкой, как степной ковыль.

Давайте изобразим Ветродуя. Ноги широко расставим, руки в бока упрем и изо всех сил подуем перед собой. При этом лицо у нас хмурое, брови сдвинуты.

Сказкотерапевтический момент: Ветродуй очень сильный соперник. И травы и леса сгибались если он начинал дуть. Что же помогло Данилке победить Ветродуя? Да, это и его дуда, придала уверенности в себе и своих силах. Она как бы нашептывала ему «Топ-топ-перетоп! Кто смелей, тот сильней!" И Полевушка, которая наблюдала за ним, считая молодцем удалым . И сам Данилко набравшись решительности, дескать не может какой то Ветродуй против человека устоять и проявив смекалку , схватил его за ворот. И тут уж Полевушке пришлось заступаться за Ветродуя. Бывает мы видим что то трудное и тяжелое и даже не попробовав решаем что нам это не под силу. А если не попробовать, то и победить не получится!

Сейчас я предлагаю раскрасить Ветродуя детальками «Чудо-Крестиков 2» и вы увидите, что на самом деле он не страшный.


ветродуй контурная схемаветродуй


Слайд 6. Контурная схема «Ветродуй» для игры «Чудо-крестики 2»

Говорит Данилке Полевушка, а вот за то, что потешил ты меня, награжу, чем могу. Выбирай себе подарок любой! Тряхнула она фартуком, посыпались на поляну всякие цветы. Хочешь клад найти - сорви цветок желтый. Красный пожелаешь - невесту богатую возьмешь. Цветок стародуб приглянется - значит, до ста лет проживешь. А коли хочешь всю жизнь на мягкой перине спать без забот, то возьми одуванчик нежный. Живут-де на земле люди каждый по-своему, у всякого радости разные, потому и цветки один на другой не похожи.

- А по мне, краше Маришки нет ничего, - ответил Данилко.- Лишь она цветочек заветный.

- Ну, тут я тебе не подмога, - отозвалась Полевушка.- Коли захочешь, то сам

тот цветочек добудешь! Сказала хитро, будто загадку загадала.

Сказкотерапевтический момент: Почему Данилко отказался от предложенной награды? И богатства были предложены и невеста с приданым и жизнь до старости? Данилко остался верен своей любви, и цветочком заветным назвал Маришку. Которую решил завоевать не при помощи какого то цветка, а своими качествами , которые в себе рассмотрел с помощью Полевушки.

Вот таловую дуду своими руками изладил, научился на ней играть. Этими же руками Ветродуя поборол. Значит, захочу, так и любого удальца положу на обе лопатки. Пашню могу пахать. Дрова рубить. Прясло городить. Сеять. Траву косить. Сено в стога метать. И дом построю. Даже, коли понадобится, то и в небо на крыльях взлечу, как птица-сокол, а может быть, еще и выше его. Выходит, правда: все у меня в руках! И на земле, и на небе!

Давайте вернемся к первому изображению Данилки и подумаем, что же можно поменять в его изображении?

данилко преображенная схема

Слайд 7 . Схема преображения Данилки

Вернулся он в село. Все диву дивились, вроде тот же, а какой то другой. Теперича Данилко круг молодецкий потеснил: вы-де молодцы удалые, да ведь и я вас не хуже! Бороться начали - ни один парень побороть его не сумел, на дудке таловой заиграл - все песенники враз замолчали. Выбрал Маришку, чтобы кадриль плясать, - никто с ним спорить не стал: сильному и смелому всюду удача!

Воспитательный текст сказки:

Эта сказка учит нас тому, что надо верить в свои силы, быть уверенным в себе и тогда удача будет на вашей стороне. Сильному, трудолюбивому и смелому все по плечу. А если есть руки, то все дела и трудности под силу, на земле и в небе!

На этом сказочке конец, а кто молодец?


Занятие по сказке «Серебряное копытце»

(уральская сказка)

Задачи:

Образовательные:

-Продолжать учить детей выражать свои эмоции и давать им точную оценку

-Учить моделировать предмет, используя зрительную опору (схему).

-Активизировать потенциальные возможности детей, развивать любознательность.

Развивающие:

-Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей

-Развивать словарный запас, при знакомстве с устаревшими словами

-Развивать зрительную память, внимание, мышление

Воспитательные:

-Способствовать пониманию социальных качеств: бескорыстие, стремление к прекрасному, милосердие.

-Способствовать пониманию основного смысла сказки: вера в мечту, умение насладиться красотой.

Материалы и оборудование:

Игры В. В. Воскобовича: «Чудо-Крестики 2», «Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича двухцветный»;

Раздаточные карточки с контурной схемой «Олень» для игры «Прозрачный

квадрат».

Демонстрационные контурные схемы: «Девочка» для игры «Чудо- Крестики 2», «Олень» для игры «Прозрачный квадрат»,

Экран для презентаций, компьютер или ноутбук, музыкальные колонки, презентация к сказке «Серебряное копытце».


Занятие по сказке «Дедушкина песня»

(уральская этническая сказка)

Задачи:

Образовательные:

- Отработать навык конструирования по схеме.

- Через сказку познакомить с народной культурой Урала и творчеством уральских мастеров.

- Развивающие:

- Развить пространственное мышление и творческое воображение, внимание

- Расширить словарный запас за счет устаревших словоформ, поговорок и фразеологических оборотов.

Воспитательные:

- Акцентировать внимание на важности труда, ответственного отношения к своему делу.

-Учить подбирать слова, выражающие характерные черты героев сказок

Материалы и оборудование:

Игры Воскобовича («Чудо-крестики» 1, «Чудо-крестики» 2, «Прозрачный квадрат»).

Схемы для игр (Дед Андриан, Береза с листвой, Пониток, Заманиха).

Картины для вывешивания на доске (Уральская природа, Заводы и фабрики, Уральские народные произведения искусства, предметный мир, значения которого объяснены в словаре.

Уральские камни, работы со Златоустовского завода, примеры Каслинского литья

Музыкальная колонка, ноутбук

Музыкальное сопровождение:


Занятие

«Придумывание сказки»

Задачи:

Познавательные:

-Научиться придерживаться избранной сюжетной линии в построении сказки.

-Развивать творческие способности дошкольников, учить самостоятельному созданию образов, придумыванию сказочного сюжета.

-Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой;

Развивающие:

-Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднений в игре.

-Побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний.

-Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;

Воспитательные:

Воспитывать культуру работы с развивающими играми, умение относится к ним бережно.

Стимулировать эмпатийные переживания, желание прийти на помощь.

Материалы и оборудование:

Игры В. В. Воскобовича: «Чудо-Крестики 1, 2, 3», «Прозрачный квадрат»; «Чудо-Соты 1», «Квадрат Воскобовича двухцветный», «Змейка».



Занятие по былине «Илья Муромец»

Задачи:

Образовательные:

- Совершенствовать процессы творческого воображения и образного мышления при работе с опорой на схему.

-Способствовать осознанию детьми нравственных норм

Развивающие:

- Познакомить детей с устаревшими словами: щит, шлем, палица, калики.

-Развитие воображения, творческого и абстрактного мышления, актуализация творческих ресурсов.

-Формировать навыки словообразования: беспомощный, бездвижный.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

- Воспитывать любовь к народному творчеству, к русской словесности.

- Воспитывать любовь к Родине, родному дому.

Материалы и оборудование:

Игры В. В. Воскобовича: «Чудо-Крестики 2, 3», «Прозрачный квадрат», Раздаточные карточки с контурной схемой «Дом» для игры «Чудо-Крестики 3», «Ковш» для игры «Прозрачный квадрат».

Экран для презентаций, компьютер или ноутбук, музыкальные колонки, презентация к сказке «Илья Муромец».



Занятие по былине

«Илья Муромец и Соловей -разбойник»

Задачи:

Образовательные:

- Совершенствовать процессы творческого воображения и образного мышления при работе с опорой на схему, учить симметричному выкладыванию из деталей конструктора.

-Способствовать осознанию детьми нравственных норм

Развивающие:

-Развитие воображения, творческого и абстрактного мышления, актуализация творческих ресурсов.

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;

Воспитательные:

- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

-Воспитывать нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них;

Материалы и оборудование:

Игры В. В. Воскобовича: «Чудо-Крестики 2, 3», «Прозрачный квадрат», Раздаточные карточки с контурной схемой «Ворота» для игры «Чудо-Крестики 2», «Дуб» для игры «Чудо-крестики 3».

Экран для презентаций, компьютер или ноутбук, музыкальные колонки, презентация к сказке «Илья Муромец и Соловей разбойник».



Занятие по былине

«Добрыня и змей»

Задачи:

Познавательные:

-Продолжить знакомить детей с богатством русского народного творчества через былины, игры, пословицы и поговорки.

-Совершенствовать умение создавать объект по образцу.

Развивающие:

-Способствовать полноценному развитию личности дошкольников и обогащению их эмоционального опыта через самовыражение и отождествление с героями сказок.

-Познакомить детей с устаревшими словами: затворы, подпоры, дума заветная.

-Развивать умение «делить» изображение на части, чтобы воссоздать его на столе целиком.

Воспитательные:

-Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.

-Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (колпак узорчатый, кольчуга, шлем, палица, копье, булава, меч, самострел, лук, стрелы).

-Воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ.

Материалы и оборудование:

Игры В.В.Воскобовича: «Чудо-Крестики 2», «Прозрачный квадрат»

Раздаточные карточки с контурной схемой «Змей» для игры «Чудо- Крестики

Демонстрационные контурные схемы: «Богатырь» для игры «Крестики 2», «Волны» для игры «Прозрачный квадрат»

Экран для презентаций, компьютер или ноутбук, музыкальные колонки, презентация к сказке «Добрыня и змей»


Приложение №3

Диаграмма развития социально-эмоционального интеллекта

по трем компонентам (сентябрь 2022 года)





Диаграмма развития социально-эмоционального интеллекта

по трем компонентам (январь 2023 года)















Диаграмма развития социально-эмоционального интеллекта

сводная











Приложение №4

Анкета для родителей

Уважаемые родители, оцените, пожалуйста, эффективность и достигнутые результаты занятий по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Выразите степень своего согласия со следующими утверждениями.


Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

У моего ребенка появились новые друзья





Ребенок стал эмоционально более уравновешенным





Частота агрессивного поведения снизилась





Ребенок старается самостоятельно решать конфликты





Я стал лучше понимать своего ребенка





Ребенок может выразить свое эмоциональное состояние словами





Ребенок стал более общительным, открытым





Ребенок может свободно проявлять свои лидерские качества





Ребенку трудно общаться со сверстниками





Я часто не понимаю, почему мой ребенок ведет себя так или иначе





Чувствую необходимость дальнейших занятий с моим ребенком





Вы можете оставить свой отзыв, пожелание, замечание
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!


Приложение 5


Методика определения уровня развития эмоциональной компетентности распознавания собственных эмоций и их вербального выражения
(для детей 4-7 лет)

 «Что ты почувствуешь, если?»

Вопрос Что ты почувствуешь, если …

Предполагаемые эмоции

Увидишь на улице слона

Удивление, радость, страх

К тебе подойдет незнакомый человек

Страх, интерес

Увидишь бабушку, которую долго не видел(а)

Радость, удивление

На выходных ты хотел пойти в цирк, но заболел и не пошел

Обида, гнев

Твои друзья пригласят тебя играть

Радость, интерес

Старался быстрее выполнить задание и допустил нелепую ошибку

Обида, гнев

Увидишь большую разноцветную коробку

Радость, интерес

Услышишь громкий звук

Страх, интерес

Найдешь конфету под подушкой

Радость, удивление, интерес

Увидишь летающую тарелку

Страх, удивление, интерес

Какой-то хулиган тебя ударит

Обида, гнев, страх

Выиграешь в лотерею приз

Радость, удивление

Увидишь мультфильм в котором кого, то обидели, или кто-то из персонажей плачет

Жалость, обида

Вечером вдруг выключат свет

Страх, удивление, интерес

Будешь копать яму и найдешь сундук

Радость, удивление

Зимой на улице найдешь маленького котенка

Жалость, желание помочь

Увидишь в лесу ежа

Радость, интерес

Услышишь красивую музыку

Радость

Не войдешь в число победителей на спортивных соревнованиях

Обида, гнев

Узнаешь, что кто-то из детей в группе сильно заболел

Жалость

Дети отвечают на заданные вопросы. Если получен ответ из числа предполагаемых эмоций, он расценивается как стандартный. Если получен ответ, не включенный в перечень предполагаемых эмоций, он расценивается как нестандартный. Также может быть затруднение с ответом, когда ребенок не может описать предполагаемые свои эмоции.

Расчет ведется по формуле:

20 – Н – З = П,         

где Н – число нестандартных ответов;

З – число затруднений при ответах;

П – показатель уровня развития эмоциональной компетентности распознавания собственных эмоций и их вербального выражения.

Результаты интерпретируются следующим образом:

Показатель равен или больше 15 – высокий уровень.

Показатель от 10-15 – средний уровень.

Показатель ниже 10 – низкий уровень.




























Обсуждение материала
Сергей Колодин
25.03.2024 11:49
Уникальность текста предложенной разработки не превышает 37%. К сожалению, ранее в интернете уже были опубликованы аналогичные материалы.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос