В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Семья как важнейший фактор профилактики отклоняющегося поведения детей

Семья как важнейший фактор профилактики отклоняющегося поведения детей

Конул Мейвалиева
Тип материала: Педагогическая теория
просмотров: 79
Краткое описание
С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей  с отклоняющим поведением. Причины отклонений в поведении детей возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля  над поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Семья как важнейший фактор профилактики отклоняющегося поведения детей.docx Скачать

Семья как важнейший фактор профилактики отклоняющегося поведения детей

Мейвалиева Конул Вахидовна, социальный педагог

МАОУ СОШ №33 города Нижний Тагил

С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклоняющим поведением. Причины отклонений в поведении детей возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля над поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия «отклоняющееся поведение», его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала детей, причин их отклоняющегося поведения, а также роли семьи в решении задач предупреждения отклонений в поведении.

Мною были поставлены следующие задачи:

  1. Определить понятия «норма» и «отклонение от нормы» в контексте процесса социализации подростка.

  2. Выявить возможности влияния семьи на социализацию детей.

  3. Проанализировать особенности организации социально-педагогической деятельности с семьёй по профилактике отклоняющегося поведения детей.

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.

Под социальным поведением мы будем понимать поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм.

В социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении все жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладывается все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Во всех культурах семья является для ребенка основным социализирующим агентом.

Семья - важнейший фактор социализации ребенка, хотя и отмечается падение её воспитательно - социализирующей роли. Именно в семье ребёнок начинает усваивать ценности и нормы общества, в котором он родился и в котором ему предстоит жить. В разных обществах семья занимает различное место по отношению к другим социальным институтам. Но в большинстве случаев именно семья является главным социализирующим институтом ребенка. В большинстве традиционных обществ семья, в которой родился ребенок, почти полностью определяет его социальное положение на протяжении остатка жизни. Дети усваивают модели поведения своих родителей или представителей своего окружения. Для детей крайне важно семейное окружение: характер ребенка, его взгляд на мир, ценности и нормы, принимаемые в качестве основных в процессе жизни у ребенка, формируется именно в семье. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу детей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами.

Обстоятельства социализации в семье могут быть чрезвычайно неблагоприятными для ребенка. Например, часть детей становится жертвами насилия или сексуальных посягательств со стороны родителей, старших детей или посторонних взрослых, а опыт такого рода оказывает тяжелое воздействие на всю последующую жизнь. Многие семьи в современной Российской Федерации являются неполными, что также негативно сказывается на социализации подростков.

Таким образом, семья, представляет собой важнейший фактор социализации ребенка, так как характер ребенка, его взгляд на мир, ценности и нормы, принимаемые в качестве основных в процессе жизни у детей, формируется именно в семье.

Анализ международных документов по проблеме профилактики и преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних позволяет определить направления, содержание, методы и формы такой работы с несовершеннолетними с отклоняющим поведением. Согласно Конвенции о правах ребенка к несовершеннолетним должны применятся такие меры, как: наблюдение, опека. Надзор, консультативные услуги, назначение испытательного срока воспитания, а так же программы обучения и профессиональной подготовки и другие формы наблюдения, заменяющие надзор в учреждениях, с целью обеспечить такое обращение с ребенком, которое отвечало бы его благосостоянию, а также его положению и характеру преступления.

«Минимальные стандартные правила ООН по осуществлению правосудия относительно несовершеннолетних», принятые 29 декабря 1985 года, этот перечень дополняют постоянным надзором, активной воспитательной работой либо помещением в семью, воспитательное учреждение или детский дом.

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально- медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

  • Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельству отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

  • сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

  • содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытии его внутреннего потенциала.

Другой технологией работы социального педагога с дезадаптированными детьми является их реабилитация.

В настоящее время наиболее востребованными и эффективными в России считаются следующие основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм отклоняющего поведения детей и подростков:

  1. Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.

  2. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения детей и подростков.

  3. Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния.

При организации социально-педагогической деятельности с семьёй по профилактике отклоняющегося поведения детей исследователи рекомендуют в качестве основы использовать следующие принципы:

  1. Индивидуальный подход - решение конкретных проблем конкретной семьи, конкретного подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания.

  2. Плотный и постоянный контакт с семьей в течение длительного времени.

  3. Доверительные отношения между социальным педагогом и другими специалистами и членами семьи.

  4. Построение отношений с семьёй на деловой основе, как сотрудничества.

  5. Уважение норм и ценностей патронируемых.

Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Рассмотрим последовательно каждую из составляющих.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др.

Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:

  • Педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;

  • роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;

  • значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;

  • взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми;

  • воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;

  • социально-психологические проблемы воспитания «трудных»детей, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;

  • сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей;

  • поощрение и наказание в воспитании детей в семье;

  • наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;

  • особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;

  • трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей;

  • организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;

  • развитие представлений об общении в детском возрасте;

  • причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально- педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с семьей, как патронаж - одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

  • диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

  • контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный);анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

  • адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

Задачи работы с родителями состоят в следующем:

  • осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;

  • осуществление профилактической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;

  • осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.

Таким образом, социально-педагогическая работа с семьёй по профилактике отклоняющего поведения детей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и подростков. Формами работы с семьёй являются: консультирование, патронаж, посещение семей на дому.

Заключение

Семья-это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве, либо на общности жилья и бюджета, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья - важнейший фактор социализации подростка, так как характер подростка, его взгляд на мир, ценности и нормы, принимаемые в качестве основных в процессе жизни у подростка, формируется именно в семье.

Социально-педагогическая работа с семьёй по профилактике отклоняющегося поведения детей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и подростков. Формами работы с семьёй являются: консультирование, патронаж, посещение семей на дому.

Таким образом, роль семьи в предупреждении отклоняющегося поведения детей чрезвычайно велика, так как именно в семье закладываются основы социального воспитания, прививается понятие социальных норм поведения и именно в семье ребёнок начинает усваивать ценности и нормы общества, в котором он родился и в котором ему предстоит жить.


Список литературы

1. Ананьев, Б.Г - Избранные психологические труды, 1 и 2 тт. Педагогика, 1980.

2. Ананьев, Б.Г - Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008.

3. Выготский, Л.С. - Этюды по истории поведения. М.: ПедагогикаПресс, 1993.

4. Ганишина, И.С., Ушатиков, А.И. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие/. – М.: НПО «МОДЭК», 2006. – 288с. 5. Гилинский, Я. - глобализация, девиантность, социальный контроль: сборник статей - Санкт-Петербург: ДЕАН, 2009.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос