В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Открытый урок по предмету Технология в 8 классе "В поход за калориями"

Открытый урок по предмету Технология в 8 классе "В поход за калориями"

Ольга Алексеева
Тип материала: Урок
просмотров: 7034
Краткое описание
Данный урок позволяет познакомить учащихся со свойствами пищевых веществ, их нормами в пищевых рационах различных групп населения, с гигиеническими требованиями составления меню,  научить самостоятельно рассчитывать калорийность блюд, рацион питания согласно режиму

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
конспект урока 8 класс.docx Скачать

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

Фамилия, имя, отчество автора: Алексеева Ольга Александровна



Место проживания, название учебного заведения:

учитель технологии Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 6» города Волжска Республики Марий Эл



Учебник, по которому ведется обучение: Технология: 5-8 классы: Программа – М.: Вента-Граф, 2007, авторы Сасова И.А., Марченко А.В.



Тема урока: В поход за калориями из раздела «Технология обработки пищевых продуктов»



Класс: 8

Продолжительность урока: 45 минут











































ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ



Раздел: Технология обработки пищевых продуктов

Тема урока: В поход за калориями

Тип урока: закрепление полученных знаний

Наглядные пособия: Таблицы – «Энергозатраты при различных видах деятельности и отдыха», «Дневной рацион питания при напряженной физической работе», «Важнейшие источники белка, жиров и углеводов», «Калорийность 100 гр. продукта», «Калорийность блюд», меню, прейскуранты

Цель урока:

обучающая: продолжить знакомство учащихся со свойствами пищевых веществ, их нормами в пищевых рационах различных групп населения, с гигиеническими требованиями составления меню, научить самостоятельно рассчитывать калорийность блюд, рациона питания согласно режиму , формирование умения ставить цель, делать выводы, отстаивать свою точку зрения;

развивающая: формирование у учащихся пространственного, логического мышления, творческого воображения, познавательного интереса;

воспитывающая: формирование у учащихся навыков культурного межличностного общения, эстетического вкуса, аккуратности в работе, уважения к народным традициям, умения работать в команде, слушать и слышать друг друга;

профориентационная: обобщить знания о профессиях, связанных с кулинарией



ХОД УРОКА

I. Организационная часть – готовность к уроку

II.Проверка домашнего задания – учащимся было предложено составить меню дневного рациона питания. Давайте вспомним, как и чем мы питались в течение дня. В конце урока проанализируем, правильно ли мы питались.

II.Повторение пройденного: учащиеся рассказывают о составе продуктов питания (пища содержит более 600 наименований химических веществ, более 90% которых обладают лечебными свойствами), о понятии меню (Меню – перечень блюд и напитков с указанием цены, массы и калорийности), рацион питания (рациональное питание – полноценное питание здоровых людей с учётом из возраста, характера труда и пола).

III.Сообщение познавательных сведений: Форма урока проходит в виде игры-путешествия по стране Калорий.

«В здоровом теле – здоровый дух!», - говорили древние, и настроение, и здоровье, готовность трудиться зависят от питания и отдыха.

Зачем нужна пища, знает каждый. Еда – топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь грамотно его использовать должен любой, особенно молодой, человек. К сожалению, интерес к проблеме питания возникает с годами, когда большинство продуктов оказываются вредными для постаревшего организма. Функциональные нарушения организма являются следствием неправильного питания.

А сейчас, давайте, отправимся в путешествие по стране Калорий.

Первая станция назначения: Питательные вещества. Пища – основной источник существования человека, она содержит более 600 наименований химических веществ, 90% из которых обладают лечебными свойствами.

??? Какие питательные (или пищевые) вещества вы знаете?

Учитель обобщает ответы учащихся и добавляет, что источником белков – являются продукты животного и растительного происхождения (см. приложение 2). В питании особую ценность представляют животные белки, имеющие все нужные человеку аминокислоты. Полноценные белки содержаться в мясе, рыбе, молоке, яйцах, и т. д. Разумеется, в питании необходимы и растительные белки – неполноценные, которые содержаться в капусте, картофеле, гречке, овсянке, рисе, орехах, бобовых. Среди бобовых особенно много белка в сое, её даже называют «растительным мясом»; в тяжелые годы блокады Ленинграда единственной белковой пищей была соя: соевое молоко, соевые изделия; они помогли сохранить жизнь многим ленинградцам.

Чтобы повысить питательную ценность растительных белков, их хорошо сочетать с полноценными белками животного происхождения. Например, в гречневой каше нет некоторых важных аминокислот, а при употреблении её с молоком этот недостаток восполняется.

При нагревании свыше 50 градусов белки начинают свёртываться. Наглядным примером свёртывания белка может служить пена, образующаяся во время варки супов, и свёртывание белка при варке яиц. (Кстати, для варки яиц установлено определённое время; если варить яйца свыше положенного времени, то белок яйца измениться и усвояемость его резко снизиться.) Белки быстро портятся и разлагаются, поэтому мясные, молочные и рыбные продукты и блюда из них надо хранить согласно санитарным требованиям.

Наиболее ценными считаются жиры молочных продуктов, а также жир, входящий в состав яичного желтка, рыбий жир – эти жиры легко усваиваются. На свету и при высокой температуре происходит разложение жиров, они приобретают сальный вид, горький стеариновый вкус.

К углеводам относят сахар, крахмал, клетчатку. Сахар хорошо растворяется в воде и быстро всасывается в кровь, поэтому раньше усваивается организмом. Крахмал более сложный углевод, он нерастворим в воде, но под действием пищеварительных соков расщепляется на более простые соединения и всасывается в кровь постепенно. Клетчатка ещё более сложный углевод, чем крахмал. Она входит в состав клеток растительных продуктов. Клетчатка организмом почти не усваивается, но играет большую роль в процессе пищеварения, вызывая продвижение пищи по пищеварительному тракту. Содержится клетчатка в недозрелых плодах, ржаном хлебе, грубых волокнах овощей, оболочке круп (см. приложение 2).

??? Вывод: что мы можем назвать питательными веществами? (записать в тетради).

Вторая станция назначения: Энергетические затраты. Человек расходует энергию даже в состоянии покоя (см. таблица). Энергия измеряется в джоулях и калориях. Энергию, получаемую и расходуемую организмом, измеряют в килокалориях. Обратимся к таблице на доске «Энергозатраты при различных видах деятельности и отдыха». Определим, что даже в состоянии сна человек расходует 45 ккал. (0,9 ккал х 50 кг х 10 час = 45 ккал).

Как же восстановить затраченные калории? Организму нужно топливо – питание. Ведь при сгорании 1г жира образуется 9,3 ккал, а при сгорании 1г белков или углеводов – 4,1 ккал.

В таблице «Суточная потребность детей, подростков и взрослых людей в килокалориях» (приложение 1) приведены группы населения и определены для них нормы общей калорийности – запаса необходимой человеку энергии, находящейся в питательных веществах. Выбираем свою группу, определяем норму – 2760 ккал.

Вывод: что такое калорийность?

Третья станция назначения: Режим питания. Учитель говорит о том, что о процессах, происходящих в организме человека и связанных с требованиями рационального питания, они узнают на уроках биологии по курсу анатомии, физиологии и гигиены человека. Он спрашивает учащихся о режиме питания, объясняет, что он должен быть установлен в соответствии с общим режимом дня, т.е. с учётом работы или занятий человека и его отдыхом. Рассказывает, как примерно распределяют в процентном отношении общую калорийность суточного рациона одного дня при 3-х и 4-х разовом питании.

Пример 1.Для взрослого человека: Завтрак – 25-30%

Второй завтрак 10-15%

Обед 35-40%

Ужин 14-20%.

Пример 2. Для детей 13 – 14 лет, занимающихся в первую смену

Завтрак 25 %

Второй завтрак 15%

Обед 35 – 40%

Ужин 20 – 25%.

Рассчитаем количество калорий, приходящихся на завтрак, обед, ужин, исходя из нормы 2760 ккал.

И, наконец, четвёртая станция прибытия: Меню.

IV. Практическая работа, анализ самостоятельной работы.

Фронтально анализируется с учащимися меню с учетом рекомендаций, составленных специалистами института питания (см. приложение 3).

Что ещё нужно учитывать при составлении меню?

При составлении меню необходимо учитывать: а) наличие продуктов, которые необходимо включать в меню ежедневно, - хлеб из муки простого помола, молочные продукты, макаронные изделия или крупу, масло сливочное или растительное, картофель, капуста, морковь, зелень, мясо или рыба, яйцо, фрукты и ягоды и др.; б) сезонность продуктов, например, весной – ранняя зелень и овощи,; летом – ягоды, грибы; осенью – фрукты, овощи; зимой – натуральные правильно сохранённые овощи, консервированные и свежезамороженные фрукты, ягоды; в) время года, например, зимой – горячие щи с мясом, летом – окрошка; г) требования разнообразия (вид, запах); д) действие на организм, например, не создадут ли планируемые продукты чувство тяжести, излишней сытости; не вызовут ли обострение хронического заболевания; е) возраст человека; ж) взаимное сочетание блюд. Рекомендации блюд, которые необходимо включать в ежедневное меню см. в приложении 3.



Задание: а) рассчитать исходя из общей калорийности рациона в процентном отношении калорийность завтрака, обеда и ужина, б) составить меню согласно полученной калорийности, в) определить для какой группы населения можно рекомендовать данное меню, удовлетворяет ли оно гигиеническим, эстетическим и практическим требованиям.



Во время составления меню учащиеся пользуются справочными таблицами (приложения 4 и 5), учитель даёт практические индивидуальные рекомендации учащимся.

На предприятиях общественного питания меню занимаются калькуляторы. Химический состав и калорийность пищи определяют в химических лабораториях. Калькулятор в своей работе использует справочную литературу – рецептуру и прейскуранты.

Надо иметь в виду, что дорогое и обильное питание не всегда является полноценным – полезным и здоровым. Например, 1г белка трески почти в 6,5

раз дешевле белка курицы, а 1г нежирного творога в 5 раз дешевле белка куры. Наиболее дешевым углеводом – носителем энергии - является хлеб, наиболее дорогим – сахар, если хлеб и сахар сравнить, то хлеб является более полноценным продуктом. Сахар иногда называют концентратом «чистых калорий», другой ценности, как пищевой продукт, он не имеет.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия, оценка работы, анализ меню, составленного учащимися в качестве домашнего задания в начале урока.

Домашнее задание: к следующему занятию принести откорректированное меню.























































Приложение 1 к уроку «В поход за калориями»



Калорийность – энергетическая ценность продукта, поступающего в организм с пищей для восполнения энергетических затрат организма.

Килокалории – единица измерения энергетической ценности.



Наиболее важные вещества, влияющие на рост и развитие организма, восполнение энергетических затрат: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные вещества, органические кислоты, дубильные вещества, пигменты, фитонциды, экстрактивные вещества.



Вещества

Суточная норма потребления, грамм

Калорийность при окислении 1 грамма

Влияние на организм

Белки

80-120 (93)

4 Ккал

Строительный материал клетки

Жиры

80-100 (93)

9 ккал

Обменные процессы в клетках (дыхание)

Углеводы

450-500 (366)

4 Ккал

Способствуют усвоению пищи











Суточная потребность детей, подростков и взрослых людей в килокалориях

  • Дети 7 - 10 лет 2380

  • Дети 11 - 13 лет 2860

  • Юноши 14 – 17 лет 3160

  • Девушки 14 – 17 лет 2760

  • Студенты юноши 3300

  • Студенты девушки 2800

  • Спортсмены мужчины 4500-5000

  • Спортсмены женщины 3500-4000

  • Мужчины, занятые тяжелым 4500 и больше

физическим трудом



Приложение 2 к уроку «В поход за калориями»

Важнейшие источники белка

Продукт

Содержание белка, гр. в 100 гр. продукта

Мясо

14 – 20

Рыба

12 – 16

Яйца

10,8

Сыр

30

Молоко

5

Хлеб

5 – 10

Картофель

1,7

Фасоль

19,6

Соя

34

Горох

19,7

Важнейшие источники холестерина (жиров)

Продукт

Содержание холестерина, мг. В 100 гр.

Мозги

2300

Сердце

210

Яйца

468

Печень

320

Масло сливочное

280

Сыр

160

Мясо (говядина)

125

Сало свиное

70 – 100

Сало говяжье

60 – 140

Свинина тощая

70 – 100

Птица

60 – 90

Рыба

50 – 60

Молоко

12

Растительные продукты

0

Важнейшие источники углеводов

Продукт

Содержание углеводов гр. в 100 гр.

Хлеб ржаной

42 – 45

Хлеб пшеничный

43 – 50

Крупа гречневая

64

Крупа манная

70

Рис

72

Сахар

95 – 99

Картофель

20

Капуста белокочанная

5

Арбуз

9

Морковь

7 – 8

Свёкла

10

Яблоки

11

Приложение 4 к уроку «В поход за калориями»

Калорийность 100 гр. продукта

Продукт

Ккал

Продукт

Ккал

Хлебные изделия, крупы, сласти

Овощи, фрукты, грибы, ягоды, орехи

Хлеб ржаной

200

Салат, огурцы

15 – 20

Хлеб пшеничный

230

Картофель

90

Батоны

250

Морковь

40

Булки

280

Свёкла

50

Сухари

360

Капуста свежая, квашеная

25

Печенье

420

Лук репчатый

50

Пирожные

430

Грибы свежие

30

Пирожки печёные

220

Ягоды

30 – 50

Макаронные изделия

340

Арбуз

40

Крупа овсяная

380

Абрикосы, апельсины

40 – 50

гречневая, манная, рис

330

Лимоны

40 – 50

Сахар

400

Виноград

70

Шоколад

570 -600

Бананы

100

Конфеты фруктовые

400

Орехи

600

Халва

500

Напитки

Пастила, зефир

330 – 350

Сладкие фруктовые воды

30 – 80

Варенье

270 - 295

Квас хлебный

20 – 30

Жировые продукты

Минеральная вода

0

Масло сливочное

780

Мясо

Масло топлёное

925

Мясо

100 – 150

Масло растительное

870 – 930

Птица

160 – 200

Шпик свиной

800

Ветчина

370

Маргарин молочный

720 – 760

Колбаса любительская

300

Жир свиной, говяжий

925

Колбаса чайная

160 – 200

Молочные продукты

Колбаса украинская

350

Молоко, кефир

60

Сосиски

200

Сметана

280

Рыба

Творог жирный

230

Судак, треска

60 – 70

Творог нежирный

80

Окунь морской

100

Сливки 20% жирности

200

Палтус

100

Сырки творожные

330

Семга, севрюга

150 – 180

Сыры твёрдые

300 – 350

Икра кетовая

230

Сыры плавленые

240

Икра зернистая

250

Молоко сгущенное

320

Икра паюсная

280

Мороженое сливочное

130 – 170



Мороженое пломбир

220

Яйца

75





Приложение 3 к уроку «В поход за калориями»



Меню представляет собой перечень блюд и напитков с указанием цены, массы и калорийности

При составлении меню рекомендуется включать следующие блюда

Для завтрака –

  • одно мясное или рыбное блюдо

  • с овощным или крупяным гарниром

  • молочные или кисломолочные продукты

  • чай или кофе

  • выпечные изделия



Для обеда – (обязательно)

  • холодные закуски

  • первые блюда

  • вторые блюда (если первое – мясное, то второе – рыбное, творожное или овощное)

  • сладкие блюда

  • напитки



Для ужина – (желательно)

  • творожные блюда

  • крупяные блюда

  • овощные блюда

  • молочные блюда



При составлении меню желательно учитывать взаимное сочетание блюд.



Дневной рацион питания при напряженной физической работе

Продукт

Количество, г.

Мясо (мясные или рыбные продукты)

Около 200

Молоко (кефир, творог, масло, сыры и др.)

Около 500

Хлеб и хлебные изделия

300 -500

Сахар

50 -100

Картофель

Около 300

Прочие овощи

400

Крупы

40

Растительное масло

20 -30

Животные жиры

10 -15

Яйца

1 шт. в 2 дня

Приложение 5 к уроку «В поход за калориями»

Калорийность блюд

(порции предприятий общественного питания)

Блюдо

Ккал

Масса, гр.

Салаты, винегреты, закуски

Салат с огурцами, помидорами, сметаной

100

120/30

Салат из редиса со сметаной

140

120/30

Винегрет

60

90/10

Салат зимний

300

200

Икра кабачковая

175

100

Сельдь с гарниром

230

50/125/20

Грибы маринованные с луком

120

90/10

Студень

290

200

Бутерброд с сыром

370

25/10/200

Бутерброд с колбасой

360

30/10/100

Супы

Бульон

90

500

Щи, борщ

240

500

Овощной суп, рассольник

230

500

Солянка сборная мясная

410

500

Супы молочные (крупяные, с лапшой)

400

500

Свекольник холодный

250

500

Окрошка мясная

360

500

Мясные блюда

Мясо отварное (говядина)

200

75

Говядина с овощами

300

75/150

Бифштекс

250

75

Гуляш из говядины

350

75/100

Голубцы с мясом, рисом

500

300/100

Котлеты московские

92

40

Печёнка говяжья тушёная

230

75/100

Курица отварная

130

100

Рыбные блюда

Отварная рыба (судак, щука, окунь…)

70

100

Осетрина, горбуша, кета с соусом

210

100/50

Рыбные тефтели, тушёные в соусе

250

100/100

Филе судака, трески

90

100

Филе морского окуня

140

100

Рыба, тушенная с овощами

220

100/100

Гарниры

Каша из ядрицы (гречневая)

370

200/9

Макаронные изделия отварные

330

200/9

Морковь в молочном соусе

150

200

Картофель отварной

250

200/9

Картофель жареный

540

150/10

Капуста тушеная свежая

150

200

Капуста тушеная квашеная

170

200

Творожные и мучные изделия

Пельмени

350

200

Вареники с творогом

500

200/30

Блинчики с творогом и сметаной

650

200/30

Сырники из творога со сметаной

450

150/20

Блины с маслом

400

150/10

Оладьи с маслом

510

150/10

Сладкие блюда, напитки

Кисель ягодный

150

200

Кисель молочный

250

200

Компот

150

200

Мусс ягодный

100

200

Кефир, простокваша с сахаром

200

200/20

Чай с сахаром

50 – 60

200

Кофе с молоком

150

200

Какао

200

200

Соки ягодные, фруктовые, томатные

80

100





Зависимость энергетических затрат от группы интенсивности труда

Группа интенсивности труда

Характер труда

Энергетические затраты, ккал

Первая

Умственный

2800

Вторая

Лёгкий физический

300

Третья

Физический средней тяжести

3200

Четвёртая

Тяжёлый физический

3700

Пятая

Особо тяжёлый физический

4300



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос