В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Проблемы воспитания в пьесе Д.Фонвизина "Недоросль"

Светлана Кумпинь Светлана Кумпинь
Тип материала: Урок
просмотров: 414
Краткое описание
Урок литературы в 8 классе по пьесе Д.Фонвинзина "Проблемы воспитания". На уроке ведется подготовка к сочинению по указанной теме. Цели:
•    рассмотреть систему воспитания в комедии «Недоросль»
•    развивать навыки выразительного чтения, анализа драматического произведения
•    определить, каким должен быть настоящий гражданин, способствовать развитию качеств истинного гражданина
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 01 ноября 2015
Файлы
Копия Фонвизин Проблемы воспитания 1 .docx
HTML Войдите для скачивания файлов

uchmet_bnr_wdg 1.GIF





Кумпинь Светлана Николаевна

город Омск

БОУ г.Омска «Гимназия №139»

литература

учебник «В мире литературы» под редакцией А.Кутузова

урок «Проблемы воспитания в пьесе Д.Фонвизина «Недоросль»

8 класс












































Проблемы воспитания в пьесе Д.Фонвизина «Недоросль»

Подготовка к сочинению

Цели:

  • рассмотреть систему воспитания в комедии «Недоросль»

  • развивать навыки выразительного чтения, анализа драматического произведения

  • определить, каким должен быть настоящий гражданин, способствовать развитию качеств истинного гражданина

Предварительное задание к уроку по вариантам: характеристика Стародума – 1 вариант, Правдина – 2 вариант, Милона – 3 вариант, Простаковой – 4 вариант, Скотинина – 5 вариант, Миттрофана – 6 вариант.


Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Активизация знаний учащихся.

  3. Сообщение темы и целей урока.

IV. Беседа по пьесе и составление плана сочинения.

  1. Тревога Д.Фонвизина за судьбу родины.

- Что волновало Д.Фонвизина? Какова главная мысль пьесы? Чем может быть интересна комедия современному читателю?

Всякая страна сильна прежде всего людьми – талантливыми, умными, образованными, честными, трудолюбивыми. Фонвизин, увидевший, как развращает крепостное право крепостных, и крепостников, обеспокоен судьбой страны. Он хотел бы видеть всех сограждан такими, как Стародум, Правдин, Милон, Софья, а видел Простаковых и Скотининых. Вот почему поднял писатель в своей комедии проблему воспитания. Это очень важная проблема: она определяет будущее страны в целом.

  1. Что формирует характер человека?

  1. Образец хорошего воспитания.

- Кто является образцом хорошего воспитания?

Образец истинного гражданина мы видим в лице Стародума, Правдина, Милона, Софьи. Выступления по вариантам.

Автор ничего не говорит, как они воспитывались. Стародум рассказывает о том, как воспитывал его отец: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Прочитайте афоризмы Стародума и прокомментируйте их. Устарели ли они?

Видимо, так воспитывали и остальных положительных героев пьесы.

- Кто такой истинный гражданин?

Истинный гражданин трудится на благо родины, честный, справедливый, умный, «отечества достойный сын».

Но драматургу нужно показать, к чему приводит неправильное воспитание. И он это делает на примере Митрофана.

  1. Характеристика Митрофана.

- Каковы главные черты характера Митрофана?

Лень и невежество.

Кутейкин издевается над ним, заставляя повторять за собой: «Аз есмь скот, а не человек, поношение человеков».

Он не может решить ни одной задачи и задумывается над вопросом, сколько будет один плюс один.

- Выразительное чтение по ролям - 3 действие явление 7 («Митрофан на уроке»); 4 действие 8 явление («Экзамен»). Чему учится Митрофан? Какие у него знания?

У него самые дикие представления о грамматике: «дверь» – прилагательное, потому что приложена к своему месту. Об истории и географии вообще не имеет представления.

Перед нами образец человека, который в человека не разовьется. Он будет Скотининым.

Самая мысль об учебе вызывает у него отвращение. Он явно не прочел в жизни ни одной книги. Все его интересы чисто животные: поесть сытно, побездельничать, жениться. Лентяй и обжора, он существо жестокое, бездушное, неспособное ни на какие человеческие чувства. Не случайно он предает мать в трудную для нее минуту.

  1. Что сделало его таким?

Таким его сделала неразумная, слепая любовь матери.

  1. Что неверно в системе воспитания Простаковой? (характеристика Простаковой)

Во-первых, нет никакой системы вообще. Ей и в голову не приходило, что ребенка нужно не только родить, накормить, в новый кафтан одень, но его надо воспитать человеком. В воспитании надо ставить цели благородные.

Во-вторых, кругозор Простаковой ограничен. Она не видит дальше своего носа, и цели у нее чаще всего сиюминутные: чтобы Митрофанушке в данный момент было хорошо, чтобы он был сыт, спокоен, здоров.

- О чем заботилась Простакова, воспитывая сына?

Она стремится удовлетворить любую его прихоть, потакает во всем. Не нравится задачка - не решай, не хочется учиться - не учись, хочется жениться – женись. И невесту ему найдет, потому что Митрофану лень будет ее искать.

Она не понимает, как сама осложняет жизнь любимому чаду, стремясь убрать с его пути все трудности. Из жизни их не уберешь, а Митрофан привык прятаться за маменькину юбку и даже за юбку Еремеевны.

  1. Сила примера.

- Кто подает ему пример?

- Что видит Митрофан? Видит, как живут его мать, отец, дядя (характеристика Скотинина). Как жестоко они обращаются с крепостными, как глубоко они убеждены, что без наук люди жили и живут, а самое главное в жизни – деньги. Видит, как они ради выгоды хитрят, подличают, унижаются, поступают жестоко.

Никаких других людей Митрофан не видит вокруг и думает, что так и надо жить. И подражает матери, не случайно его имя переводится «подобный матери». Он так же грубо, как и мать, разговаривает с учителями, со своей нянькой Еремеевной, которая воспитывала его с пеленок.

Среда, дурная среда – страшное дело. Надо иметь сильный характер, чтобы ей противостоять и поступать по своим убеждениям, но у Митрофана убеждений нет. Чтобы выработать их и силу характера, надо учиться, читать, работать над собой. А у него одна цель – голубей гонять да пирогов наесться.

  1. Воздействие крепостничества.

И крепостничество, и сознание, что он может распоряжаться другими людьми, тоже действует на Митрофана отрицательно, развивая в нем пренебрежение к людям и жестокость.

  1. Люди не выбирают обстоятельства – они выбирают судьбу. Итог воспитания.

Если учесть все эти обстоятельства: бездарное воспитание, дурные примеры, положение помещика, эпоху – так, на первый взгляд, Митрофан вроде и не виноват в том, что он такой.

Но отвечать в жизни за свои поступки он будет сам, а не маменька, не обстоятельства и не эпоха.

Митрофан уже в таком возрасте, когда человек обязан сам себя воспитывать.

Не случайно пьеса заканчивается словами Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!».


- Проблема воспитания актуальна и сегодня. Молодежь – это будущее страны. Пьеса Фонвизина и сейчас актуальна, мысли драматурга не устарели. Эта комедия – и совет, и предостережение.

Домашнее задание: написать работу «Проблемы воспитания в пьесе Д.Фонвизина»



Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru