В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Комплекс коррекционно-развивающих игр для развития памяти детей 5-7 лет.

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif




Комплекс коррекционно-развивающих игр для детей с ситуационно-личностными расстройствами

(агрессивностью и конфликтностью в поведении).





данный комплекс коррекционно-развивающих игр может использоваться педагогами

(старшего и подготовительного возраста) в режиме двигательной активности)














подготовила педагог-психолог

Анна Николаевна Французова

1 квалификационная категория.






Тулун 2014 г.









Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………………………………2

2.Компекс коррекционно-развивающих игр для детей с проявлениями агрессии …………………………………………………………………………………3-18

3.Комплекс корекционно-развивающих игр для детей с проявлениями конфликтности………………………………………………………………19-34

4.Литература…………………………………………………………………....34




































Пояснительная записка


На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, агрессивностью, конфликтностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной. Процесс формирования личности в дошкольном возрасте только начинается, и поведенческие нарушения еще не являются стойкими. Они могут быть вариативны и в значительной степени обратимы. Однако именно в дошкольном детстве складываются предпосылки всех этих отклонений и именно в этот период жизни ребенка наиболее эффективны профилактические и коррекционные меры.
Для понимания причин поведенческих нарушений необходимо кратко остановиться на закономерностях нормального (благополучного) детского развития. Как показал Л. С. Выготский, оно осуществляется благодаря тому, что ребенок живет в обществе и, общаясь с окружающими его людьми, усваивает социальный опыт человечества. Конкретизируя это положение, А. В. Запорожец четко разделил условия и движущие причины развития. Его условиями являются различные врожденные свойства организма, движущими причинами — социальные условия жизни ребенка.

Цель программы: снижение выраженности нарушений в поведении ребенка, коррекция его личностных особенностей с помощью специальных игр и упражнений.

Задачи:

  • Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

  • Способствовать раскрепощению личности, развитие универсальных способностей ребенка (в том числе доверия, эмоциональной отзывчивости, открытости)

Материалом занятий служат игры и упражнения, направленные на снижение выраженности нарушений в поведении. Игры имеют понятный алгоритм содержания, чёткую инструкцию и являются доступными для использования воспитателями.










Комплекс игр и упражнений для детей с проявлениями агрессивности.

«Брыкание» Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет». После интенсивность брыкания постепенно уменьшается до полной остановки. Это упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

«Подушечные бои» Для игры необходимы маленькие подушечки. Играющие кидают друг в друга подушками, стараясь попадать по разным частям тела, издают победные крики.

«По кочкам» Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием.

Играющие - лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они прыгают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!». Если двум «лягушатам» тесно на одной подушке, то один из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку.

«Ругаемся овощами»

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты — огурец», «А ты — редиска», «Ты — морковка», «А ты — тыква» и т.д.

«Кулачок»

Дайте ребенку какую-нибудь маленькую игрушку или конфету и попросите его крепко сжать игрушку в кулаке. Пусть он подержит кулак сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет игрушка.

«Снежки»

Из любой бумаги скомкать бумажные шарики — «снежки». Дети делятся на две команды. Цель игры — бросить как можно больше «снежков» на территорию «противника».

Релаксация «Волшебство леса» Лягте удобно и закройте глаза. Дышите медленно и легко. Слушайте только мой голос. Вы в лесу, где много деревьев и кустарников. Ярко светит солнце, а небо голубое- голубое. Прислушайтесь к звукам и насладитесь звуками запахами вокруг вас: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорох трав. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Обратите внимание на цвет и форму её крыльев. Когда бабочка взлетает и парит в воздухе, проследите как медленно и плавно движутся её крылья. Найдите самый красивый цветок и почувствуйте его аромат. Насладитесь этим ощущением красоты леса, захватите его с собой. Пусть оно будет с вами весь день…

«Бумажный дождик «Предложите ребенку порвать на мелкие части бумагу и разбросать ее.

«Мешочек крика» Предложите ребенку «спрятать» свой крик (гнев) в мешочек. Цель — дать возможность «выпустить пар».

«Маленькое привидение» Педагог: «Ребята, сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», и наоборот. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши, меняя силу хлопка. «Молодцы! Пошутили и хватит».

«Серебряное копытце»Педагог: «Представь себе, что ты — мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ноге — серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой вновь появляющейся монетой ты становишься добрее и ласковее. Окружающее тебя люди начинают чувствовать эту доброту, тепло и ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, ты им все больше и больше нравишься». Игра может стать групповым ритуалом в детском коллективе, одним из способов разрешения конфликтов.

«Прогулка с компасом «Группа разбивается на пары, где есть ведомый (Турист) и ведущий (Компас). Каждому ведомому завязывают глаза, он стоит впереди, а ведущий сзади. Положив партнеру руки на плечи. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом Турист не может общаться с Компасом на вербальном уровне. Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегать препятствия — других Туристов с Компасами.

«Толкалки»Разбиться на пары. Встать на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднять руки на высоте плеч и опереться ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего — толкать напарника, стараясь сдвинуть его с места. Когда один сдвинет другого с места, вернуться в исходное положение. Отставить одну ногу назад для устойчивости. Тот, кто устанет, может сказать «Стоп». Варианты игры: толкать, скрестив руки, толкать только левой рукой, толкаться спинами.

«Рубка дров»

Педагог: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делали взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки, ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его».

Для проведения игры можно разбиться на пары.

«Головомяч»

Педагог: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим, без помощи рук. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Попробуйте пройтись по комнате». Для детей 4-5 лет правила необходимо упростить: исходное положение — сидеть на корточках или стоять на коленях.

«Дракон»

Дети становятся друг за другом и держатся за плечи. Первый — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. Тело дракона неразрывно.

«Жу-жа» Ведущий выбирает «Жужжу», которая садится на стул (домик, остальные дети начинают дразнить «Жужжу», кривляться перед ней.

Жужжа, Жужжа, выходи,

Жужжа, Жужжа, догони!

«Жужжа» смотрит из окошка своего домика (стула, показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужжа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен)

«Крокодил» Задача игрока изобразить без слов, мимикой, жестами, пантомимой, различные предметы, действия с ними (например, тающее мороженое, съесть кислый лимон, поднять тяжелый чемодан) или целые предложения («с камушка на камушек прыгает воробушек»). Партнеры должны догадаться, о чем идет речь. Они имеют право задавать вопросы, на которые игрок отвечает молча: кивает или качает головой, пожимает плечами.

"У моря"

Сядьте поудобнее и закройте глаза…Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно.
         Если ты хорошенько прислушаешься, то можешь услышать, как волны океана мягко накатывают на берег. Быть может, сначала шум океана слышится где-то далеко, однако постепенно звук накатывающейся на берег воды становится всё громче и громче… Затем волна откатывается обратно… Потом снова бросается на берег и снова отступает… Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать твой ум спокойным и ясным.
         Представь себе, что ты сидишь на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг, и ты обнаружишь, что на берегу ты совсем один. Солнце клонится к закату и окрашивает небо в золотые, красные, розовые и сиреневые тона. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца всей своей кожей и, бросая взгляд на воду, видишь играющие в волнах блики.
         Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый вкус моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты слышишь, как кричат чайки, позволяя ветру уносить себя далеко в небо. Временами они парят почти неподвижно, замирая во встречном потоке воздуха. Ты чувствуешь себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно и пользуешься спокойствием и тишиной моря, чтобы задать себе важный вопрос. Найди для своего вопроса простые и ясные слова. И пока ты будешь тихо произносить свой вопрос, смотри на морскую даль и будь готов к тому, что море даст тебе какой-нибудь ответ.
         Возможно, ты услышишь этот ответ сквозь шум прибоя… Возможно, море покажет тебе какую-нибудь картину, какой-то образ… Возможно, ты ощутишь в себе какое-то чувство, которое поможет найти правильный ответ… Может быть, и так, что море просто подскажет тебе новые слова, чтобы ты смог чётко и ясно сформулировать свой вопрос (Пауза 30 секунд).
         В любом случае, теперь ты знаком с этим тихим и спокойным местом в глубине твоей души. И ты можешь возвращаться сюда в любое время, когда захочешь обдумать что-то важное. Сейчас ты можешь попрощаться с этим местом и медленно вернуться сюда, в эту комнату. Потянись, открой глаза и снова будь здесь, свежий и полный бодрости.

"Улитка" Психолог показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняя им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опасности. Затем взрослый встает во главе строя детей, а дети пристраиваются «паровозиком» - каждый обнимает за талию стоящего впереди. Взрослый говорит, что теперь они все вместе — большая улитка. По команде воспитателя “Лягушка” улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. По команде “Лягушка ускакала” дети, не разрывая цепочки, прохаживаются по комнате и хором говорят: “Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет”. Упражнение повторяется до тех пор, пока не перестанет доставлять детям удовольствие.

"Коробочка с переживаниями «Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания!

"Ракета" «Давайте попробуем запустить в космос ракету с космонавтом. Какой человек может быть космонавтом? Конечно, смелый, умный, сильный человек. Но мы здесь все такие, поэтому выберем космонавта с помощью считалки. Итак, космонавт занимает место в корабле — на стуле, а мы будем мотором этого корабля, сядем на корточки вокруг стула и начнем ракету запускать». Дети сначала шепчут «У-у-у», потом постепенно приподнимаются, усиливая голос, затем с громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ведущий может попросить детей повторить запуск, если им не удалось достаточно резко прыгнуть и достаточно громко крикнуть

«Волны» Наверное, вы любите купаться в речке, в пруду, но особенно в море. Почему в море? Наверное, потому, что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем «пошуршать», как волны, когда они накатывают на камушки на берегу, попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они говорили бы: «Мы любим вас, мы любим вас».

Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя»

"Магазин зеркал"

«Давайте представим, что в нашем лесу открылся магазин зеркал. Пусть те, кто сидит от меня по правую руку, будут зеркалами, а те, кто по левую, — зверушками. А потом мы поменяемся. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы и выбирают для себя зеркало. А в это время зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверушек». Дети-зеркала становятся в ряд, зверушки подбегают к ним, кривляются, дурачатся. Зеркала в точности копируют их движения. Взрослый следит за ходом игры и помогает детям

"Печем пирог"

Кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «втыкают изюм» или «обмазывают вареньем». Затем «пирог» переворачивают и украшают. Когда «пирог» будет готов — он скажет. Тогда его разворачивают, и он поднимается горячий, как будто пирог из печи.

«Доброжелательность» (можно повести на большой перемене)

Задачи: 1.Развить стремление делать людям добро, доброжелательно относиться к другим.

2.Учить правильно, выражать свое эмоциональное состояние в поведении.

3.Развивать положительную самооценку.

Ход занятия.

Присказка «Дом с колокольчиком» (ритуальное начало). Стоит небольшой старинный дом над зеленым бугром. У входа висит колокольчик, украшенный серебром. И если ты ласково, тихо в него позвонишь. То поверь, что в доме проснется старушка Седая-седая старушка и сразу откроет дверь. Старушка приветливо скажет: «Входи, не стесняйся, дружок.» На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок. И будет с тобою вместе чаек распивать до темна. И старую добрую сказку расскажет тебе она. Но если, но если, но если… Ты в этот уютный дом начнешь кулаком стучаться. Поднимешь трезвон и гром, То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба-Яга, И не слышать тебе сказки и не видать пирога. 1.Вступление. Взрослый обнаруживает на «волшебной тарелке» монетку. Интересно, откуда взялась эта монетка? (Разглядывает ее вместе с детьми.) Где-то я ее уже видела, уж не из сказки ли она? Конечно, из сказки про Звездные талеры Братьев Гримм. Послушайте ее , ребята. 2.Чтение сказки братьев Гримм «Звездные талеры». Жила на свете маленькая девочка. Умерли мать и отец, осталась она одна, ни крова, ни пищи. Дали ей добрые люди горбушку хлеба, пошла девочка, куда глаза глядят. Встретила бедняка, бедняк говорит: - Я так голоден, дай мне поесть. Отдала ему девочка хлеб и сказала: - Ешь на здоровье. А сама дальше пошла. Мальчика встретила, мальчик тот плакал: - Холодно, холодно, голова замерзает. Сняла девочка свою шапку и отдала малышу. Глядь , а навстречу девочка, дрожит вся от холода, нет на ней почти ничего. Сняла девочка платье и отдала малышке. Пришла в темный лес, а тут под деревом крошка, совсем замерзает. Осталась у девочки только рубашка. «Сейчас темно, никто не увидит» - подумала девочка. Сняла рубашку и отдала малютке. И вот стоит она одна в холодном темном лесу. И тут с неба посыпались звезды, да и не звезды, а блестящие талеры. Вместо старой одежды появилась на девочке новая, из тонкого полотна. Подставила она подол и набрала много талеров. На целую жизнь хватит. - Понравилась вам сказка, ребята? Почему? - Какие добрые поступки совершила девочка? -Как она была вознаграждена за свои поступки? Какие пословицы подходят к этой сказке, а какие- нет?

3.Пословицы. Ребята, а что означают эти пословицы?

-Добрый человек в добре проживет век. -На что не взглянет - все вянет. -На свете не без добрых людей. -Злой человек не проживет в добре век. -Добрый человек добру учит.

Релаксация “Облака” Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

Арттерапия « Несуществующее животное" Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: " Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? «Предложить детям придумать и изобразить несуществующее животное

Кинезиологическая игра «Запахи и звуки». Представ, что идет дождь. Ты стоишь под зонтом на берегу реки. Что ты видишь, расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по зонту, листве деревьев. С какими звуками можно сравнить шум дождя? Дождь закончился. Вспомни запах травы, деревьев после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы и листвы, умытой дождем?

"Тропинка" Дети выстраиваются в затылок и идут по воображаемой тропинке.
Спокойно идём по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зелёная травка. 
Птицы поют. Шелестят листья...
Вдруг на тропинке появились лужи. Одна, вторая, третья...
Снова спокойно идём по тропинке. Перед нами ручей. 
Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила. 
Спокойно идём по тропинке дальше.
Тропинка пошла через болото. Появились кочки.
Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре... 
Перешли болото, снова идём спокойно. 
Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно. 
Переходим овраг по бревну... 
Осторожно идём! Ух, наконец-то, перешли...
Идём спокойно, Что это? 
Вдруг тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины... 
Ноги так и прилипают к ней... 
Еле-еле отдираем ноги от земли...
А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! 
Ветки - во все стороны! 
Перелезаем через упавшее дерево. Вот пришли, молодцы!!!

"Путешествие в лес"Педагог: Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Итак:
Прыгните в белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. 
Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой подушке.
Теперь начинается путешествие. 
Твоё облако медленно поднимается в синее небо. 
Чувствуешь, как ветер овевает твоё лицо?
Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. 
Пусть твоё облако перенесёт тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. 
Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. 
Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… 
(Пауза 30 секунд)
Теперь ты снова на своём облаке, и оно везёт тебя назад, на твоё место в этом классе. 
Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало… 
Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе…
Потянись, выпрямись и снова будь добрый, свежий и внимательный.

«На что похоже настроение?»

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, помните, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

«Принц на цыпочках»

В эту игру могут играть даже четырехлетние дети. Главный персонаж – принц, который совершенно не выносит шума, поэтому все усилия будут направлены на то, чтобы сохранить у принца хорошее настроение и не шуметь. Принца зовут Принц-нА-цыпочках, потому что походка у него легкая и совершенно бесшумная. Эту роль играет один из детей. Ведущий говорит следующее: «Все, кроме принца, расходятся по комнате, и встают в любом месте, где им понравится. Принц-На-Цыпочках прижимает указательный палец к губам и шепчет: «Ш-ш-ш, идет Принц-На-Цыпочках». Все должны замереть, а принц начинает медленно, на носочках проходить между вами. Он тихо подходит к кому-нибудь из вас и прикладывает палец к кончику вашего носа. После этого вы должны пойти за принцем, тоже абсолютно тихо и на цыпочках. Затем принц подходит ко второму игроку, прикладывает палец к его носу, и второй игрок встает вслед за первым, теперь они ходят по комнате уже втроем. Так шаг за шагом они обходят всех игроков в комнате, и каждый пристраивается в конец ряда, идущего на цыпочках. Когда все игроки образовали длинную колонну, принц ускоряет шаг, и все следуют за ним в новом темпе. Затем он останавливается, поворачивается к стоящему следом за ним и тихо шепчет: «Ш-ш-ш!». Игрок, который получил этот сигнал, должен на цыпочках вернуться на то место, где он стоял и сесть там. Затем принц смотрит на следующего игрока, говорит ему: «Ш-ш-ш!» и тот тоже возвращается на свое место в комнате. Так продолжается, пока все вы не окажетесь на своих прежних местах. Тогда принц сам садится. На этом игра заканчивается».

«Театр масок»

Ребята! Мы с вами посетим "Театр Масок". Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга". Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. "Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.

А теперь изобразите Ворону (из басни "Ворона и Лисица") в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр". Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. "Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!

А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки "Красная шапочка", когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком". Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. "Замрите! Спасибо!

А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились!"

Далее учитель на свое усмотрение, могут похвалить особо тревожных детей, например, так: "Все работали хорошо, особенно страшной была маска Вити, когда я посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!"

"Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем. Давайте посидим, так молча, расслабимся и отдохнем. Всем спасибо!".

«Песенка по кругу»

Ведущий выбирает вместе с детьми знакомую всем детскую песню. Затем по кругу каждый поет свою строчку. Последний куплет поют все хором.

«Лукас, ты где?»

Вам понадобится две повязки на глаза и две свернутые в трубку газеты. Непосредственно в игре участвуют два человека, остальные будут зрителями, но все смогут сыграть в эту игру по очереди. Обоим игрокам завязывают глаза, они ложатся на пол, голова к голове (примерно на расстоянии 30 см друг от друга), сцепившись левыми руками, а в правые взяв свернутые в трубку газеты. Один из игроков спрашивает другого: «Лукас, ты здесь?». Второй отвечает: «Да, здесь» – и откатывается в сторону, потому что первый игрок старается ударить его газетой. Руки нельзя разнимать. Удар должен быть только один. Потом они меняются ролями. До начала игры следует договориться с партнером о количестве раундов. Победителем в этой игре станет тот, у кого было больше попаданий. Участники сами решают, насколько плотными должны быть газеты и соизмеряют силу удара. Группа следит за выполнением правил. После окончания поединка оба участника награждаются бурными аплодисментами зрителей.



"Воздушная кукуруза"

В этой игре участвует четное количество играющих. У них в распоряжении очень маленькое игровое поле. Каждый складывает руки на груди и прыгает, как воздушная кукуруза (попкорн). При этом он уклоняется от встреч с остальными. Если два зерна воздушной кукурузы прикоснутся друг к другу, значит, они «склеились» и должны теперь прыгать вместе. Игра окончена, если остались прыгать только «парочки»

"Буря"

Ребенок, перед которым остановился ведущий, имитирует звук начинающейся бури таким же образом. Ведущий движется дальше по кругу и предлагает каждому участнику, перед которым он остановился, сделать то же самое. Дети сами начинают потирать руки, когда ведущий двигается по кругу второй раз, щелкая пальцами и предлагая делать то же самое каждому участнику. При третьем движении вдоль круга ведущий производит звук легким потопыванием ног. Пик бури обозначается полновесными ударами ног об пол. Таким образом, сначала просто ветер шуршал в листве деревьев, затем начался дождь, перешедший в ливень, и, наконец, началась настоящая буря. Спустя несколько секунд буря начинает стихать. Топот ног сменяется легким потопыванием, щелканьем пальцев и, наконец, потиранием ладоней, пока не наступит полная тишина.

Релаксация «Волшебство леса» Лягте удобно и закройте глаза. Дышите медленно и легко. Слушайте только мой голос. Вы в лесу, где много деревьев и кустарников. Ярко светит солнце, а небо голубое- голубое. Прислушайтесь к звукам и насладитесь звуками запахами вокруг вас: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорох трав. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Обратите внимание на цвет и форму её крыльев. Когда бабочка взлетает и парит в воздухе, проследите как медленно и плавно движутся её крылья. Найдите самый красивый цветок и почувствуйте его аромат. Насладитесь этим ощущением красоты леса, захватите его с собой. Пусть оно будет с вами весь день…

«Волшебный стул»

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

«Пантомимические сценки» Психолог вкратце обрисовывает ситуацию, а ребенок (или несколько детей, распределивших между собой роли) изображают ее пантомимой. Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными. Например:

- Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что мальчику следует быть мужественным, и даже улыбается. Хотя и с трудом.

- Ребенок замечает на тарелке фрукт. Осторожно оглядывается: не видит ли его мама, а то она будет сердиться, ведь мама разрешает ему есть фрукты только после обеда. Он сует кусочек фрукта в рот и кривится - оказывается, на тарелке лежал лимон. (Сыграйте маму, а затем поменяйтесь ролями с ребенком. Чем больше ролей переиграет застенчивый малыш, тем лучше).

Драчун замахивается на другого ребенка. Тот сначала пугается, хочет убежать, но потом собирается с духом и дает ему сдачи. Драчун плачет.

Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится (без слов, только жестами).

Девочка гуляет по лесу, собирает грибы, разглядывает деревья, восхищается красивыми цветами. Потом чуть не наступает в муравейник. Стряхивает ползающих по ноге муравьев. Ой! Муравей укусил ее. Больно! (Можно предложить ребенку самому продолжить эту историю).

«Различная походка» (упражнение, предложенное В.Леви)

Предложите стеснительному мальчику или девочке походить как:

- малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги,

- глубокий старик,

- пьяный лев,

- горилла,

- артист на сцене, (вариантов может быть намного больше).

«Передай рисунок»

Число игроков неограниченно. Принцип как в «Испорченном телефоне», только каждый не шепчет какое-то слово на ухо партнеру, а рисует на его ладошке знак или букву. Тот догадывается, что это такое, и передает рисунок дальше. Подглядывать нельзя. Значки, естественно, должны быть простыми: круг, треугольник, квадрат, волнистая линия, примитивная рожица, вопросительный или восклицательный знаки, елочка и т.п. Получив сообщение-рисунок, последний в цепочке называет вслух загаданное изображение. Играющие сравнивают его с первоначальным результатом и выясняют, в каком звене цепи произошло искажение.

«Рычи, Лев, рычи»

В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы - львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, Лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».

«Птицы, блохи, пауки»

Участники делятся на первый-второй, образуя две команды. Каждая команда решает, кем они будут: птицами, пауками или блохами. Две команды встают в линейку лицом друг к другу и показывают жест, обозначающий выбранное животное. Пауки убегают от птиц, птицы от блох, блохи от пауков.

«Смак»

Для этой игры можно использовать любые подсобные материалы. Она обычно очень охотно воспринимается застенчивыми детьми, поскольку построена по сценарию проведения известной телевизионной передачи, которую любит смотреть ребенок. Для проведения этого упражнения можно использовать и другие телепередачи, важно только, чтобы они нравились вашему ребенку.

Ребенку предлагается представить себе, что он самый лучший повар на свете и его пригласили выступить в телевизионной передаче «Смак», чтобы продемонстрировать способы приготовления самых изысканных блюд. Для этой игры необходимо выбрать ведущего передачи (им может быть взрослый). Желательно также, чтобы присутствовали и зрители (другие участники занятий).

Упражнение помогает развить уверенность в себе и освоить некоторые способы общения в присутствии большого количества людей, а также оно тренирует умение вести разговор.

«Зернышко»

В зернышке или семечке спрятаны различные растения. Зернышко, попадая в почву, начинает прорастать. Представьте себя в виде зернышка. Присядьте на корточки. Сейчас вы чувствуете, как тепло согревает вас изнутри, ваши ноги, тело, руки. Солнышко пригревает, и зернышко прорастает. Постепенно вы выпрямляетесь, из вашего зернышка к солнцу тянется росток, он набирается сил и становится все сильнее и сильнее. Присмотритесь к нему, что это за растение? Возможно, ягода или цветок, а кто-то овощ или фруктовое деревце. Оно выпрямляет свои листочки и радуется солнышку. Потянитесь, встаньте на носочки.

Сделайте глубокий вдох и выдох. Вы сейчас снова ребята, но очень хотелось бы знать, какие растения вы вырастили из зерен. Кто готов нам рассказать о своем ростке?

«Тигр, мышь и слон»

Игра, в которую легко вовлекаются даже самые, робкие участники. Участники делятся на две равные команды.

В каждом круге игры каждая команда выбирает одного из трех зверей: тигра, мышь или слона. Выигрывает та команда, чей зверь может прогнать другого: тигр прогоняет мышь, слон прогоняет тигра, мышь прогоняет слона. Животных можно изобразить следующим образом:

  • тигр – руки вытянуты вперед, словно лапы, угрожающе рычит;

  • мышь – передвигается присев, руки на голове (подрагивают, как дрожащие ушки), негромко попискивает;

  • слон – туловище слегка наклонено вперед, руки со сложенными ладонями раскачиваются вперед-назад, словно хобот, исполнен достоинства и молчалив.

Команды собираются у противоположных стен помещения, за минуту участники должны договориться между собой, какого зверя они будут представлять в первом раунде. Когда решение принято, все начинают громко считать: раз, два...

На счет «три» члены обеих команд быстро принимают позы, символизирующие выбранного зверя. Теперь становится ясно, какой «зверь» в состоянии прогнать другого. Если обе команды выбрали одно и то же животное, победителя нет. Команда, выигравшая три раза подряд, получает аплодисменты.

«Заброшенный магазин».

Участникам дается инструкция: «Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте себе, что вы поздно вечером спокойно идете по городской улице, осматриваясь по сторонам. Что вы видите? Какие до вас доносятся звуки? Запахи? Вот вы замечаете боковую улочку. Сверните в неё. Продолжая свой путь по ней, вы видите старый заброшенный магазин. Стекло в витрине грязное, но, если как следует присмотреться, можно заметить, что там что-то оставлено. Попробуйте разобрать, что это. Потом идите дальше, пока снова не окажитесь на центральных улицах. После этого возвращайтесь в реальность, т.е. в группу». Далее участники делятся на пары и в течение 5-10 мин. Описывают увиденный предмет от его имени. Попытаться нужно ощутить, что, значит, быть покинутым. Как вы себя чувствуете? Почему вас оставили в витрине? Каково вам приходится в качестве этого предмета?

«Упрямый ослик»

Игра проводится на ширме. Все должно вертеться вокруг нежелания ослика подчиняться хозяину. Вот он идет навьюченный с базара и на полпути ложится на дорогу, отказываясь идти дальше. Вот он увидел аппетитную колючку и бежит к ней, не поддаваясь на уговоры хозяина. А потом молчит, когда надо закричать, и наоборот, кричит, когда надо замолчать, и т.п. Поинтересуйтесь мнением ребенка (но не в самом начале игры, а немного погодя), добрый ли у ослика хозяин, не слишком ли он нагружает ослика разными заданиями. Может быть, ослик просто устает и потому упрямится? Меняйтесь в процессе игры ролями.

«Лиана»

Двое ведущих стоя перед командой, держа натянутую на уровне колен веревку (с каждым этапом веревка поднимается все выше).

Инструкция участникам: «Волею судьбы вы все оказались в джунглях, где произрастает много ядовитых растений. Вам необходимо выбраться из этих джунглей живыми и здоровыми. Вы идете, идете, и вдруг… на вашем пути, прямо поперек тропы, оказывается очень ядовитая лиана. Вам необходимо преодолеть это препятствие. Но есть три условия:

  1. Нельзя пробираться под лианой.

  2. Нельзя ее задевать.

  3. Нельзя перепрыгивать через нее.

Преодолеть это препятствие на вашем пути должен каждый член команды. Если кто-то задевает лиану, всем придется возвращаться назад».

Комментарий: В данной игре можно увидеть явных лидеров, это те ребята, которые придумывают способы выполнения задания.

«Хитроумный спорщик»

Со старшими детьми (6 лет) можно попробовать усложнить игру «У кого больше доводов?» и попытаться придумать контраргументы к вышеприведенным (и аналогичным им) утверждениям.

Скажем, высказывание «Читать полезно» вовсе не будет восприниматься как аксиома для людей с сильной близорукостью (а еще смотря какие книжки читать, а еще смотря в какое время - чтение в час ночи принесет ребенку больше вреда, чем пользы!).

Ссориться, конечно, плохо, но, поссорившись с человеком, который обижал или вас или вашего друга, вы будете чувствовать себя правым. И с уроками вообще-то лучше покончить побыстрее, но если они будут сделаны шаляй-валяй, вряд ли это вызовет восторг у учительницы. А четверка по русскому лучше, чем пятерка по физкультуре. По крайней мере, это мнение подавляющего большинства родителей. И с собакой все не так однозначно...

«Паровозик»

Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети-«вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.

Эта игра «без слов» помогает застенчивому ребенку легче вступить в контакт со сверстниками.

«Змея»

Участники встают. Ведущий предлагает одному из ребят какое-то время побыть в коридоре или в другом помещении.

Ведущий. Давайте возьмемся за руки так, чтобы у нас получилась цепь, которая изображает змею, а два крайних участника — ее голова и хвост. Как это часто бывает, змея сворачивается во всевозможные кольца запутывается. В конце запутывания «голова» и «хвост» змеи могут спрятать свои свободные руки, браться за руки они не должны.

Когда «змея» запуталась, ведущий приглашает участника, находившегося за дверью, и предлагает ему распутать ее. При этом ему можно сообщить, что у нее есть голова и хвост.

Обсуждение

Что чувствовали, когда «запутывались»?

Что чувствовали, когда «змею» распутали? Говорит каждый (по кругу).

«Сова»

Один из участников — водящий — изображает «сову», которая в дневное время охраняет свою добычу. Но, будучи птицей ночной, на ярком солнечном свету она ничего не видит (глаза водящего закрыты или завязаны) и поэтому не может летать (запрещено сходить со своего места). «Добыча», которую изображают 10-15 смятых листов бумаги, лежит у ног водящего. Остальные участники располагаются вокруг, изображая стаю «дневных птиц», и по сигналу ведущего пытаются украсть у «совы» ее «добычу». Тот, кого поймала «сова», выбывает из игры. За одну попытку разрешается утащить только один кусок «добычи». Побеждает и награждается аплодисментами тот участник, который добудет больше всего таких кусков.

«Чего я боюсь?»

Задача участников обнаружить в себе такие вещи, которые боятся они, хотя многие люди этого не боятся. Нужно попробовать выстроить применительно к себе самим фразы: «Я боюсь что-то, хотя этого не боятся другие». Нужно постараться найти в себе минимум три страха.

«Сила речи»

Работа в паре. Нужно сесть лицом к лицу. Сперва один обращается к другому с тремя заявлениями, начинающимися со слов «Я должен». Затем другой произносит свои заявления. Дальше нужно сказать эти же заявления, но начинаться они должны со слов «Я решил». Необходимо отследить свои чувства.

Тоже самое делается с другими парами фраз:

«Я не могу» - «Я не хочу»;

«Мне нужно» - «Я хочу»;

«Я боюсь» - «Мне хотелось бы».

Выражения «Я обязан», «Я не могу», «Мне нужно» и «Я боюсь» лишают вас сил, способности действовать и ответственности. Если много возможностей для того, чтобы жить полной жизнью, а мешает этому только ваша уверенность в вашей неспособности жить как надо. Изменив свою манеру говорить, вы сделаете важный шаг к повышению своей ответственности за собственные мысли, чувства и действия.


Комплекс игр и упражнений для детей с проявлениями конфликтности.

«Встреча сказочных героев»

Взрослый подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который обладает противоположными чертами характера. Например, конфликтному ребенку дается роль персонажа, который со всеми дружит, всем помогает (Золушка, Мальчик с пальчик), ребенку с низкой самооценкой дается роль героя, которым все восхищаются (Илья Муромец), ребенку с двигательной расторможенностью — роль, предусматривающую ограничение активности (стеклянный человечек, стойкий оловянный солдатик) и т.п.

Каждому ребенку волшебник дает по пять жизней, которых они лишатся, если изменят поведение героев. Дети садятся в круг, происходит встреча сказочных героев. Тему для разговора может

разыгрывают ее. После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы:

Опишите свои ощущения в новой роли.

- Что мешало сохранять определенный стиль поведения?

Каковы сильные и слабые стороны каждого героя?

2.«Ролевая гимнастика»

а) Рассказать известное стихотворение:

шепотом;

очень быстро;

очень медленно;

без всякого выражения;

с иностранным акцентом.

б) Пройти, как:

- малыш;

старичок.

в) Улыбнуться, как:

- кот на солнышко;

солнышко;

как-будто ты увидел чудо; как хитрая лисичка.

г) Сесть, как:

пчела на цветке;

- наездник на лошади.

д) Попрыгать, как:

кузнечик, зайчик, кенгуру, лев и т.д.

е) Нахмуриться, как:

осенняя туча;

рассерженный человек;

- разъяренный Карабас-Барабас.

ж) Испугаться, как:

ребенок, потерявшийся в лесу;

заяц, увидевший волка;

котенок, на которого лает собака.

з) Устать, как:

- папа после работы;

- человек, поднявший тяжелый чемодан,

и) Отдохни, как:

турист, снявший тяжелый рюкзак;

- ребенок, который много потрудился, помогая маме;

воин, уставший после битвы.

«Новоселье»

Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем все вместе дети раскрашивают дом красками. Дети сами придумывают цвет своему окошку.

«Как правильно дружить»

Вместе с детьми обсуждается тема «Правила дружбы», вырабатываются правила общения без ссор и конфликтов. Дети предлагают правила бесконфликтного общения и оформляют их в альбомы. Например:

- Помогай товарищу. Если умеешь делать что-то — научи и его. Если товарищ попал в беду — помоги ему, чем можешь.

Делись всем с товарищем.

- Останови его, если он делает что-то плохое.

- Не ссорься, не спорь по пустякам. Если ты поступил плохо, не бойся в этом признаться и попроси прощения.

Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Соблюдай правила, старайся выигрывать честно.

Не радуйся, когда проигрывает товарищ, не смейся над ним.

- Обидно проигрывать, но не стоит падать духом.

«Цветик- семицветик»

Для этой игры вам понадобится «Цветик- семицветик», лепестки которого должны выниматься или отрываться, а также красные и желтые фишки.

Каждый из ребят, сорвав лепесток, может задумать одно желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети кружатся с лепестком:

Лети, лети, лепесток,

Через запад — на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей — ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение — красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы, но не стоит говорить об этом детям, т.к. в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценку взрослых.

"У моря"

Сядьте поудобнее и закройте глаза.…Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно.
         Если ты хорошенько прислушаешься, то можешь услышать, как волны океана мягко накатывают на берег. Быть может, сначала шум океана слышится где-то далеко, однако постепенно звук накатывающейся на берег воды становится всё громче и громче… Затем волна откатывается обратно… Потом снова бросается на берег и снова отступает… Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать твой ум спокойным и ясным.
         Представь себе, что ты сидишь на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг, и ты обнаружишь, что на берегу ты совсем один. Солнце клонится к закату и окрашивает небо в золотые, красные, розовые и сиреневые тона. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца всей своей кожей и, бросая взгляд на воду, видишь играющие в волнах блики.
         Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый вкус моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты слышишь, как кричат чайки, позволяя ветру уносить себя далеко в небо. Временами они парят почти неподвижно, замирая во встречном потоке воздуха. Ты чувствуешь себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно и пользуешься спокойствием и тишиной моря, чтобы задать себе важный вопрос. Найди для своего вопроса простые и ясные слова. И пока ты будешь тихо произносить свой вопрос, смотри на морскую даль и будь готов к тому, что море даст тебе какой-нибудь ответ.
         Возможно, ты услышишь этот ответ сквозь шум прибоя… Возможно, море покажет тебе какую-нибудь картину, какой-то образ… Возможно, ты ощутишь в себе какое-то чувство, которое поможет найти правильный ответ… Может быть, и так, что море просто подскажет тебе новые слова, чтобы ты смог чётко и ясно сформулировать свой вопрос (Пауза 30 секунд).
         В любом случае, теперь ты знаком с этим тихим и спокойным местом в глубине твоей души. И ты можешь возвращаться сюда в любое время, когда захочешь обдумать что-то важное. Сейчас ты можешь попрощаться с этим местом и медленно вернуться сюда, в эту комнату. Потянись, открой глаза и снова будь здесь, свежий и полный бодрости.

«Разыгрывание ситуации»

Детям предлагается разыграть следующие ситуации:

два мальчика поссорились — помири их;

ты и твой друг хотят играть с одной и той же игрушкой;

твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться.

Можно использовать и те ситуации, которые реально происходили в группе между детьми. Хорошо использовать такой прием, как «обмен ролями», это дает конфликтному ребенку возможность почувствовать себя в роли слабого и обиженного.

«Строители»

Участники игры выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать, как один передает другому:

тяжелое ведро с цементом;

легкую кисточку;

молоток и т.п.

Ведущий следит, чтобы движения и мимика ребят соответствовала тяжести и объему передаваемых «материалов».

«Согласованные действия»

Дети разбиваются на пары. Им предлагается показать парные действия:

распиливание дров;

гребля в лодке;

парный танец и т.п.

Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый — второй. Ведущий включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании — вторые. Море может быть и спокойным — рука на уровне груди.

«Катание мяча»

Играющие договариваются, в каком порядке они будут катать сваленный из шерсти мяч (клубок). На ровной площадке на расстоянии 3—5 м от черты, за которой располагаются игроки, вырывается небольшая ямка. Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадает, он получает 1 очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахивается и не попадает в ямку, катит следующий игрок. Победит тот, кто первым наберет условное количество очков.

«Продуктовая база»

Выбирается ведущий. Он будет «директором продуктовой базы». Еще один – «директором магазина». Остальные игроки являются «продавцами». Суть игры заключается в следующем – к «директору продуктовой базы» приходит один «продавец» и спрашивает его о том, какие продукты есть в наличии. «Директор базы» называет ему определенный список, например: «Есть мороженое, колбаса „Останкинская“, колбаса „Салями“, копченые сосиски, сыр „Голландский“, чай „Индийский“, молоко, масло, маргарин».

«Продавец» должен все запомнить и передать «директору магазина». Сложность в том, что записывать наименование продуктов нельзя, можно только запоминать. При этом сами ведущие вполне могут записать то, что сказали, чтобы потом проверить игроков. За каждый верно названный продукт игрок получает очко. Побеждают те, кто наберет их больше.

Парное упражнение «Насос".

Один ребёнок – насос, другой – мяч. Ребёнок-насос руками покачивает «мяч» и, делая поступательные движения руками, «будто бы «накачивает мяч».  При этом ребёнок - «мяч» должен руками и щеками постепенно показывать, что надувается.

"Камень".

Один ребёнок – камень. Другой – уставший путник. Ребёнок, изображающий камень сворачивается калачиком на полу, а второй ребёнок идёт мимо и потом садиться рядом, опираясь спиной на «камень». Потом дети меняются ролями. Обратите внимание, опирается ли ребёнок-путник на камень или только немного касается.

 «Слепой

Одному ребёнку завязывают глаза, а второй берёт его за руку и ведёт по залу, обводя предметы – стулья, препятствия.

«Скульптор».

Один ребёнок – глина, другой – скульптор. Скульптор «лепит» из глины, и «глина» должна любую позу принимать. Потом дети меняются ролями. В заключение не забудьте расспросить,  какая из ролей больше понравилась ребёнку и почему.

"Нитка и иголка".

Один ребёнок иголка - другие нитка. Один ребёнок руководит движениями всех остальных, которые цепляются за него. Игру можно усложнить, поставив детям на пути цель – кегли, мимо которых надо оббегать, чтобы «сшить» ткань.

«Грузчики».

Дети встают в круг и как будто передают друг другу по кругу по словам педагога: тяжёлый арбуз, маленькое пёрышко, тяжёлую гирю, книгу, яблоко, снежный ком, ведро с водой….

«Снеговик» Наступила зима. Слепили ребята во дворе снеговика. Красивый получился снеговик (нужно попросить ребенка изобразить снеговика).
Есть у него голова, туловище, две руки, которые торчат в стороны, стоит он на двух крепеньких ножках…
Ночью подул холодный-холодный ветер, и стал наш снеговичок замерзать. Сначала у него замерзла голова (попросите ребенка напрячь голову и шею), потом – плечи (ребенок напрягает плечи), потом – туловище (ребенок напрягает туловище).
А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снеговика. Уперся снеговик своими ножками (ребенок сильно напрягает ноги), и не удалось ветру ее разрушить.
Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снеговика и решило его отогреть. Стало солнышко припекать, начал снеговик таять.
Первой начала таять голова (ребенок свободно опускает голову), потом – плечи (ребенок расслабляет и опускает плечи). Затем растаяли руки (мягко опускаются руки), туловище (ребенок, как бы оседая, склоняется вперед), ноги (ноги мягко сгибаются в коленях).
Солнышко греет, снеговик – тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле.…Затем, если у ребенка есть такое желание, снеговичка можно «слепить» заново.

Игра "Повтори-ка".

Педагог-психолог называет движения, а дети их показывают.

1. Подними вверх правую руку, а левую - поставь на пояс.

2. Вытяни вперед левую руку, а правую - убери за спину.

3. Положи руки на плечи и посмотри налево.

4. Вытяни руки вперед и подними правую ногу.

5. Сядь на корточки, а руки спрячь за голову.

6. Левой рукой коснись пятки правой ноги.

7. Правой рукой хлопни по колену левой ноги.

8. Выставь вперед левую ногу и хлопни в ладоши над головой.

«Тропинка»

     Дети выстраиваются друг за другом и идут  по группе змейкой по  воображаемой тропинке.

  1. Спокойно идем по тропинке. Вокруг – кусты, деревья. Шелестят, падают желтые листья. На тропинке впереди большие лужи. Одна, вторая, третья.

  2. Снова спокойно идем по тропинке. Перед нами – ручей, через него перекинут мост. Но он узкий, смотрите, не упадите. Держитесь за перила.

  3.  Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. 1, 2, 3, 4. Перешли через болото.

  4. Снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец, пришли!

  5. Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины, ноги так и прилипают к ней. Ели – ели отдираем от земли, идем с трудом.

  6. Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезем через него.

  7. Ой, на что-то колючее наступили! Да это ежик!

  8. Идем спокойно по тропинке, хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!

     Вот мы и в лесу. Давайте сядем на бревнышки (стулья) и поиграем в игру. В лесу  растет очень много различных деревьев. Сейчас мы с вами вспомним какие.

Мимическая игра: «Передавалки»

  1. Передай улыбку соседу (по кругу)

  2. Передай» сердилку» (сердитое выражение лица)

  3. Передай хлопок (хлопки могут быть разными – о стол, обеих ладоней, одной ладонью о стол, о колени; комбинированные хлопки : хлопок над столом и два о стол). Усложнение – хлопки могут передавать ритмический рисунок.

  4. Передай «испуг».

  5. Передай «страшилку»

  6. Передай «смешинку»

  7. Передай приветствие и т.

"Снимается кино» Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

«Жучок» Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Один из играющих легко ударяет своей рукой по ладони водящего. Водящий, повернувшись к детям, должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

«Колечко» Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях одного из детей колечко. Другому ребёнку предлагается внимательно посмотреть на лица детей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

"Ловилки"Ребенок раскрывает ладошку. Взрослый опускает ребенку на ладошку указательный палец, ребенок должен его поймать, сжав ладонь. Затем участники меняются ролями.

"Веселые кузнечики"

Игра-эстафета, дети делятся на две команды, становятся колоннами перед линией старта. По команде педагога первый ребенок в колонне должен пропрыгать определенное расстояние, например, до противоположной стены, способом, который укажет педагог. Ребенок прыгает до стены, касается ее рукой, затем возвращается, в эстафету вступает следующий игрок. Если игроки проходят расстояние не до стены, а до линии, нарисованной на полу, обязательно надо заступить ногой за начерченную линию. Следующему игроку педагог указывает новый способ прыгания. Побеждает команда, участники которой выполнят задание первыми. Прыгать можно следующими способами.

На левой ноге.

На правой ноге.

Большими прыжками с ноги на ногу.

На двух ногах.

Три прыжка на левой, три прыжка на правой ноге и т. д.

«Беседа о правилах поведения»Психолог, используя наглядный дидактический материал проводит беседу о правилах поведения.

"Путешествие на облаке"

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. 
Прыгните в белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. 
Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой подушке.
Теперь начинается путешествие. 
Твоё облако медленно поднимается в синее небо. 
Чувствуешь, как ветер овевает твоё лицо?
Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. 
Пусть твоё облако перенесёт тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. 
Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. 
Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… 
(Пауза 30 секунд)
Теперь ты снова на своём облаке, и оно везёт тебя назад, на твоё место в этом классе. 
Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало… 
Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе…
Потянись, выпрямись и снова будь добрый, свежий и внимательный.

"Летний лес"

Участникам предлагается разделиться на пары, встать в два круга лицом друг к другу, затем им сообщается следующее: вы будете здороваться друг с другом, получая задания, затем по сигналу пары меняются:

здороваться как старые друзья;

как будто вам вдвоем предстоит большое путешествие;

как веселые люди.

"Тот чудесный остров» песочная терапия

Ход занятия

Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать вас на нашем занятии. Сейчас давайте поприветствуем друг друга

Упражнение «Снежный ком»

Участники по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, а затем себя. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше придется называть имен с прилагательными. Это упражнение поможет настроиться на занятие и разрядит обстановку.

"Спаси птенца"психогимнастический этюд
Представь, что у тебя в руке маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным дыханием, спокойным и глубоким, приложи ладони к своей груди, отдай доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе.

"Полет птицы" психогимнастика.

Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое и гибкое, как в воде. Небо - это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых - лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя. Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вдох - выдох. После вдоха говорите про себя: "Я - лебедь!"
Шея лебедя напряжена, вытянута, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки - крылья, шире, плавно…Молодцы!
Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и ..выпрямите резко… Глубокий вдох и.. О чудо! Мы взлетели!…Вдох-выдох… (3 р.) Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое и голубое небо вокруг, приятная прохлада…тишина...покой. Вдох -выдох.
Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая птица! Вдох - выдох.
Мы плавно летим, нам нравится и совсем нестрашно. Спустимся пониже еще ниже еще ниже. Вот уже совсем близко поле лес дом, люди… И вот ноги легко коснулись земли… Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.
Замечательный был полет! Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь - красавец не сразу взлетел. Когда-то он был Гадким Утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись его обижали, и никто его не понимал. Но не страшно родиться Гадким Утенком важно хотеть быть лебедем. Все прекрасное когда - нибудь сбывается, нужно только очень-очень верить.

"Ветер дует на …".
Со словами: "Ветер дует на…" ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть: "Ветер дует на того, у кого светлые волосы" - все светловолосые собираются в группку. " На то, у кого… есть сестра…кто любит животных…кто много плачет…у кого нет друзей" и т. д.
Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

"Позитрон"психогимнастика
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Затем он дарит комплименты своему соседу, упражнение по кругу.
Вместо похвалы можно просто сказать вкусное, сладкое, цветочное, молочное слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, то сами сделайте комплимент его соседу.

Есть или нет?". С 5 лет.
Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: "Да!" Если они не согласны с утверждением, то опускают руки и кричат: "Нет!"
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у волны?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?

"Тренируем эмоции"
Попросите ребенка нахмуриться как:
осенняя тучка;
рассерженный человек;
злой человек.

Попросите ребенка улыбнуться, как:
кот на солнце;
само солнце;
как Буратино;
как хитрая лиса;
как довольный ребенок.

Попросите ребенка показать как злится:
ребенок, у которого отняли конфету;
два барана на мосту;
человек, которого ударили.

Попросите ребенка показать как испугался:
ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка;
котенок, на которого лает собака.

Попросите ребенка показать, как устал:
папа после работы;
человек, поднявший тяжелый груз;
муравей, притащивший большую муху.

Попросите ребенка показать, как выглядит:
турист, снявший тяжелый рюкзак;
ребенок, который много потрудился, но помог маме;
уставший воин после победы.

"Золотые капельки"

Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым.

Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь.

Во время этюда звучит музыка Д. Христова «Золотые капельки».

Выразительные движения. Голову запрокинуть, рот полуоткрыть, глаза закрыть, мышцы лица расслабить, плечи опустить.

"Шел я.."

Шел один я по дорожке, (показывает один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показывает три пальчика)
Ой, мы видили котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показывает четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапает ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счет показывает соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегает по поверхности)
Играем сначала левой рукой, затем правой, затем двумя руками.

"В копну"

Играющие ставят на стол копну кулаков: каждый по очереди насаживает свой кулак на оттопыренный большой палец предыдущего игрока. Тот, чей кулак оказался вторым сверху, спрашивает: «Чья копна на моей копне?» Обладатель верхнего кулака отвечает: «Моя!» и тотчас слышит: «Ветром сдует, огнем сожжет!» — и задавший первый вопрос резко дует на верхний кулак. Тот, чья рука была верхней, быстро убирает ее. Игра продолжается так, пока на столе не останется один кулак. Тут все играющие указывают на него указательными пальцами и спрашивают: «Чья копна в поле одна?» — «Моя!» — «Убирай долой, поезжай домой!» — и дети ловят большой палец последнего игрока. Кто зазевается, не успеет вовремя убрать кулак или не в очередь задаст свой вопрос — проигрывает

"Дракон"
Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник - голова, последний - хвост дракона. Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. Тело дракона неразрывно. Как только голова схватила хвост, она становится хвостом. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях

"Летела корова"

Играющие образуют круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по одному слову из стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — «т», следующий — вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.


"Звучащая сила"энергоразминка

Используемые при этом протяжные звуки представляют собой возможность "промассировать" утомленный мозг Ведь тонкая вибрация звука в голове на самом деле освежает мозг и способствует лучшему кровоснабжению.

Инструкция:

1. Энергия из звука "Аааааа"

Психолог: Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое "Ааааа". Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радости мысли. На каждом выдохе пропевайте звук "Ааааа" все громче и громче пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью... (1 минута.)

2. Энергия из звука "Иииии"

На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины "Скорой помощи". Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук "Иииии". Постарайтесь почувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука... А теперь на самом деле попробуйте прокричать этот звук под* но сигнальной сирене, произнося его то ниже, то выше. Через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы... (30 секунд). В некоторых случаях вы можете поэкспериментировать с другими гласными звуками, чтобы ваши ученики сами почувствовали, кат звуки придают им больше бодрости и сил. Вы можете играть в сигнальную сирену со звуками "Ааааа", "Иииии", "Ооооо" или "Ууууу". Вам чтобы все эти звуки в ходе упражнения пелись то ниже, то выше.

" Я уникальный!!

Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазий, во время которого вы услышите много прекрасных и приятных слов в свой адрес.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и расслабьтесь.

Ты знаешь о том, что в самой-самой глубине каждого из нас скрывается неповторимая и чудесная звезда? Эта звезда отличает нас от всех остальных людей. Ведь у каждого из нас звезда своя собственная. Некоторые звезды отличаются друг от друга по цвету, некоторые — по величине. Но каждый из нас несет в своей душе эту звезду, которая и делает его уникальным и неповторимым человеком. Давай разыщем твою собственную звезду.

Может быть, эта особенная звезда находится в твоей голове. Возможно, она скрывается в твоем сердце, в животе или где-то еще. Как только ты обнаружишь свою чудесную звезду, тихонько подними руку-

Подождите, пока дети подадут вам сигнал о том, что нашли свою чудесную звезду.

Прекрасно! Ты нашел свою звезду. Посмотри на нее повнимательнее. Какого она цвета? Какого размера? А теперь представь себе, какое счастливое и довольное лицо у твоей звезды. Ты видишь широкую улыбку на всем ее лице? А, может быть, ты видишь тихую и маленькую улыбку? Когда ты разглядишь улыбку на лице твоей звезды, снова тихонько подними руку.

Подождите, пока все дети не подадут этот сигнал.

Твоя звезда смеется или улыбается, потому что она знает одну большую и важную тайну. (Начните говорить более тихим и проникновенным голосом.) Осторожно-осторожно возьми свою звезду на руки, поднеси ее к уху и внимательно послушай, что она хочет сказать тебе. Пусть она расскажет тебе, благодаря чему ты такой уникальный и неповторимый человек. После того, как ты внимательно выслушаешь все, что скажет тебе твоя звезда, снова тихонько подними руку.

Снова дождитесь, когда все дети подадут сигнал.

Теперь ты знаешь, почему ты такой уникальный и неповторимый человек. Теперь аккуратно погрузи свою звезду глубоко-глубоко на дно твоей души, туда, где ты и разыскал ее. Теперь она всегда будет напоминать тебе о твоей неповторимости и особенности. Тихо-тихо скажи самому себе: "Я уникальный и неповторимый человек!"

А теперь ты можешь потянуться, поочередно напрягая и расслабляя все мышцы твоего тела. Попрощайся со своей звездой и постепенно открой глаза. Посмотри на всех окружающих тебя детей в классе и возвращайся к нам.

Анализ упражнения:

  • Где ты нашел свою особую звезду?

  • Есть ли у нее имя?

  • Тебе она нравится?

  • Что она сказала тебе?

  • Теперь ты веришь в свою уникальность и особенность?

  • Как ты себя сейчас чувствуешь?

  • Хочешь ли ты время от времени слышать от других людей о том, что ты уникальный, особенный человек?

«Замри!»

Играет веселая и подвижная музыка. Дети прыгают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, дети замирают в тех позах, в которых их застал музыкальный перерыв. Затем через 1 - 1,5 минуты музыка возникает вновь и дети продолжают движение и т.п.

Педагог: Разбейтесь на пары и встаньте друг за другом. Тот, кто впереди — «автомобиль», тот, кто сзади — «шофер». Стоящий впереди должен закрыть глаза, а «водитель » должен управлять всеми движениями «слепого автомобиля», употребляя определенные сигналы:

когда он нажимает пальцами на позвоночник партнера, это означает, что тот должен «ехать» прямо;

когда он нажимает на левое плечо, это означает — «поверни влево»;

когда он нажимает на правое плечо, это означает — «поезжай направо» (чем больше при нажатии подается вперед плечо, тем круче должен быть поворот);

когда «водитель» кладет ладонь на затылок впереди стоящего, это означает, что тот должен «подать назад»;

когда «водитель» убирает руку и вообще не трогает «автомобиль», это означает — «стоп»;

когда «водитель» усиливает давление, это означает — «быстрее».

Повторите сигналы еще раз. Что ты должен сделать, чтобы «автомобиль » поехал влево? Что ты должен сделать, чтобы «автомобиль» поехал медленнее? Что ты должен сделать, чтобы «автомобиль» затормозил? Что ты должен сделать, чтобы «автомобиль » дал задний ход? Что ты должен сделать, чтобы «автомобиль» поехал направо? Что ты должен сделать, чтобы «автомобиль» поехал прямо? Хорошо. Каждый «водитель» отвечает за безопасность своего «автомобиля». Внимательно следите за другими «транспортными средствами» и избегайте столкновений.

Теперь мы можем «отправляться в путь» (2 минуты, после чего повторите игру еще раз, поменявшись ролями).



38


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос