В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок по истории 5 класс Тема урока: Индийские касты.

Ольга Майорова Ольга Майорова
Тип материала: Урок
просмотров: 3656
Краткое описание
урок изучения нового материала, цель которого -сформировать представление о индийских кастах и религии «буддизм».в уроке использованы разные формы работы: работа с картой, разгадывание кроссворда, историческое лото, угадайка,работа с документами и со схемой,театрализация.
Пожаловаться 25 июля 2015
Файлы
урок.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Предмет: история

Класс: 5

Тема урока: Индийские касты

Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс/М. «Просвещение»2013

Программа: Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011- стр.48

Составитель: Майорова Ольга Петровна, учитель истории и обществознания



Урок по истории 5 класс

Тема урока: Индийские касты.

Дата проведения:19.11.2014г.

Цель: сформировать представление о индийских кастах и религии «буддизм»



Задачи:1. обеспечить усвоение детьми понятия «касты», «буддизм»;

Формирование умения пересказывать текст учебника .

2.развивать речь учащихся, логическое мышление.

3.воспитывать веротерпимость и уважение к людям разных наций

Оборудование: компьютер , экран, слайдовый материал

Вид урока: урок с использованием информационных технологий и театраль - ная инсценировка

Ход урока

1.Орг. момент

2.Проверка д/з (слайд)

А) Работа по слайду «карта Индии»

Ребята, на прошлом уроке вы изучали природу, географическое положение , занятия жителей и религиозные верования древних индийцев .а теперь я предлагаю вам поработать с картой .

-покажите на карте месторасположения Древней Индии и найдите ее столицу

-какой океан омывает Индию с запада, востока и юга ? (Индийский)

-назовите и покажите горы, которые защищают Индию с севера?(Гималаи- самые высокие в мире)

-какие крупные реки протекают по территории Индии ?( Инд, Ганг)



Б) «Лото»- соедините стрелками вопросы и ответы на них(слайд)

Вопросы ответы

-что приносили из джунглей плоды манго, бананы, ко -

древние индийцы косовые орехи

-что изменилось с появлением появились топоры, лопаты,

железа мотыги

-каких животных боялись ядовитых змей

индийцы

-какие религиозные верования поклонялись слону, корове

существовали

-почему корову считали священной это матерь, кормилица

В) «угадай-ка»- вставьте в слова пропущенные буквы (слайд)

По верованиям древних индийцев , бог, создавший людей из разных частей своего тела , Б_ _ _ _ а. Река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города, И _ д .Труднопроходимые леса в Индии д_ _ _ _ _и. Человеческий детеныш из книги Р.Киплинга , живущий в джунглях, М _ _ _ _и. Выращивали в Индии х_ _ _ _к, с_ _ _ _ _ _й т_ _ _ _ _ _ к.

(Брахма, Инд, джунгли ,Маугли, хлопок, сахарный тростник)



3. Новая тема

-Молодцы , ребята, вы хорошо помните материал, изученный на прошлом уроке, а теперь мы с вами перейдем к изучению новой темы нашего урока «Индийские касты».На уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

1)Миф о происхождении каст

2)Характеристика каст

3)Возникновение буддизма

4)Индийские цифры и шахматы

1)Рассказ учителя о происхождении каст.

Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст: жрецов- брахманов, знатных воинов, земледельцев ,слуг.

Каста- это группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями, принадлежность к каждой касте передавалась по наследству

Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы.( слайд)

Рассказ учителя по схеме





Брахма

1.Жрецы - 2.воины 3.земледельцы 4.слуги-неприкасаемые

Брахманы кшатрии вайшьи шудры

Произошли они все:

1 Изо рта 2.из рук 3. Из бедер 4. Из запыленных ступней

-А сейчас мы с вами поближе познакомимся с представителями каждой касты, которые прибыли на наш урок прямо из Древней Индии.

2) Театр- выступление детей с докладами(дети одеты в костюмы представителей каст):

  1. Я принадлежу к касте жрецов – брахманов. Моя одежда белого цвета. Мы-брахманы-самые мудрые и почтенные в Индии, нас приглашают в каждый дом для жертвоприношения, где мы разжигаем огонь трением2-х палочек, потом поем хвалебные песни богам, бросая в огонь еду. Так мы задабриваем богов , которые в дар людям за это шлют хороший урожай. За совершенный обряд хозяева дома дают нам подарки.

Вся наша жизнь делится на периоды:

-учение- с 7 до 16 лет мы учимся у брахманов совершать обряды, учителя своего мы очень уважаем.За учебу родители отдают учителю корову.

-обзаведение семьей-в 16 лет брахманам подыскивают невесту и рождается семья. После чего брахман в свой дом берет учеников. Когда в доме появляются внуки, брахман уходит в отшельничество- это отказ от общения. При этом я должен уйти в лес , построить шалаш и жить там. Спать я буду на земле, питаться плодами, истязать себя голоданием, молчать годами, чтобы в следующей жизни родиться опять брахманом.

2.Я принадлежу к касте воинов, по-другому - кшатрии. Я ношу одежду красного цвета. У меня есть скот, дом, поля. Все воины , как и я , участвуют в битвах на слонах, колесницах, а в мирное время мы пируем во дворцах, ездим на охоту, устраиваем состязания в стрельбе из лука. Нашими предками были цари и герои. Мы всегда носим меч и стрелы для охраны своих подданных.

3.Я принадлежу к касте земледельцев, по-другому- вайшьи. Мы, земледельцы, носим одежду желтого цвета. У нас есть дом, скот, поле. Занимаемся мы хозяйственной деятельностью, работаем на своей земле и разводим скот, торгуем продуктами своего труда. Только мы хорошо знаем посев семян, качество земли, умеем использовать меру и весы.

4.Я принадлежу к касте слуг-неприкасаемых, по- другому - шудры. Мы носим одежду черного цвета, живем за пределами селений, питаемся отбросами и спим в жалких лачугах. Слуги вынуждены подчиняться хозяину во всем бесприкословно и выполнять всю грязную работу. Мы обязаны почитать людей более высоких каст ,но нам дано право просить их о помощи.



-Ребята, индийцы верили ,что люди разных каст отличаются друг от друга от самого рождения и никогда не смогут перейти из одной касты в другую .Так дети жрецов становились жрецами, а дети слуг - лугами. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным и вечным. Но некоторые индийские мудрецы ,как Будда, не придавали большого значения кастовым различиям.

А сейчас мы услышим рассказ о Будде и происхождении в Индии религии-буддизма.

3)Доклад: Я расскажу вам о основателе индийской религии –Будде ( буддизме). Будда учил всех людей , что главное- это личные достоинства человека, а не его происхождение. Когда-то его звали царевичем Гаутамой. Он жил во дворце и думал, что жизнь прекрасна, и нет в ней горя и смерти. Но однажды он встретил дряхлого старца и понял, что старость неизбежна , и задумался о смерти . стал отшельником. Много путешествовал. Голодал, истязал себя. Терпел лишения. Однажды , сидя под деревом и размышляя, он обрел мудрость . Его стали называть Буддой(просветленный, мудрец). Буддистами могут быть и бедные , и богатые. Будда учил всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого, ни к кому не чувствовать зависти и злобы, человек должен освободиться от новых богатств и удовольствий.

В 3 веке до н.э. царь Ашока объединил Индию и заявил о своей принадлежности буддизму.

В буддизме есть некоторые правила: поднял руку на брахмана кто – либо из низшей касты- ему отрубали руку, а если смел его поучать - лили в глотку кипящее масло или пронзали язык раскаленным железом.

-На сегодняшнем уроке вы узнали много нового. А теперь я вам предлагаю закрепить ваши знания. На экране высвечен тест , с которым вы должны поработать и выбрать правильные ответы, которые вы напишете в своих тетрадях. Потом мы вместе проверим и оценим свои знания.

4)Работа по документу (в учебнике с.99) «Индийские цифры и шахматы»

Чтение и обсуждение документа по вопросам:

-Где же впервые были созданы цифры , которыми даже мы пользуемся?

-Что такое «шахматы»? Для чего их придумали индийцы?

5)Решение кроссворда(слайд)

Вопросы:

1.Государство, находящееся возле Индийского океана(Индия)

2.Божество с головою слона в Индии(Ганеша)

3.Божество, из частей тела которого были созданы касты(Брахма)

4.Группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями(каста)

5.человек, отказавшийся от общения, истязающий себя голоданием( отшельник)

6.Царь, объединивший Индию( Ашока)




1



2







4




6





5


















3









6) Решение исторической задачи(зачитывает учитель)

Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией. Объясните происхождение каст в Индии. Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую?

7)Рефлексия

-Что вам больше понравилось на уроке?

-Молодцы , ребята, спасибо вам за интересную совместную работу на уроке, было очень интересно.

8)Домашнее задание

-прочитать параграф 21

-подготовить сообщение о появлении шахмат( для любознательных)

















Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru