В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Организация психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с комплексными нарушениями и сложной структурой дефекта в дошкольном учреждении.

Татьяна Бусыгина Татьяна Бусыгина
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 685
Краткое описание
программа организации  психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с комплексными нарушениями и сложной структурой дефекта в дошкольном учреждении. исходя из особенностей детей поставили цели: создание таких условий жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями, при которых они могут вливаться в коллектив здоровых сверстников наравне с ними участвовать в жизни детского сада, установление принципиально новых для ребенка коллективно-личностных отношений
Пожаловаться 21 июля 2015
Файлы
Организация психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с комплексными нарушениями и сложной структурой дефекта в дошкольном учреждении.docx
HTML Войдите для скачивания файлов


Организация психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с комплексными нарушениями и сложной структурой дефекта в дошкольном учреждении.

Пояснительная записка.

В настоящее время система психологической помощи предусматривает реализацию комплексного, интегративного подхода к развитию и обучению детей с нарушениями и отклонениями в развитии.

В процессе психологической коррекции детей со сложным нарушениями развития необходимо учитывать комплексность нарушений, степень тяжести и сложность структуры дефекта, выраженность обусловленных заболеванием изменений эмоционально-волевой сферы, интеллекта, а также сохранные функции психики.

Для того, чтобы психологическая коррекция, как часть общей системы помощи детям, была эффективной, проводится весь необходимый комплекс сбора информации о состоянии детей (изучение карты развития, психологическая диагностика, беседа с родителями и др.). По результатам данной работы составляется индивидуальный путь развития ребенка, намечаются цели и задачи групповой работы.

Разрабатываемая модель психологической коррекционной деятельности педагога-психолога с детьми, имеющие сложные дефекты, в основе которых лежат проблемы опорно-двигательного аппарата, методически обоснована идеями Шипицыной Л.М., Мамайчук И.И., Мастюковой Е.М., Даниловой Л.А., Чистяковойй М.И. и др.

Исходя из особенностей детей, мы поставили задачу максимально способствовать их социализации. При проведении занятий стараемся придерживаться следующих принципов коррекционно-психологической работы с детьми.

  1. Комплексный характер коррекционно-психологической работы.

  2. Деятельностный принцип.

  3. Принцип единства диагностики и коррекции.

  4. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка, воспитателями в группе детского сада.

Планируя весь комплекс психологической работы (диагностика, коррекция познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер развития ребенка и др.), считаем, что эмоциональная сфера ребенка требует особого внимания и организуем целенаправленную деятельность по ее развитию.

Организационные формы работы: индивидуальные, подгрупповые и групповые.

На занятиях используются следующие методические средства:

  1. Психогимнастические игры

  2. Ролевые игры

  3. Коммуникативные игры

  4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности.



Структура комплекса психогимнастики.

На занятиях дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека.

Занятия состоят из 4 фаз (по Чистяковой М.И.)

1 фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Усвоение основных эмоций (радость, горе, гнев, презрение, страх, удивление, отвращение, интерес и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств 9гордость, застенчивость, уверенность и др.). дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

2 фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение черт (например, жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Гармонизация личности ребенка. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Фаза носит психопрофилактический характер.

3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

4 фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

Между 2 и 3 фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются самим себе – «минутка шалости». Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно договориться с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным. Между 3 и 4 фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.

Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью (фон).

Структура занятий:

  1. Разминка.

  2. Гимнастика

  3. Эмоции

  4. Общение

  5. Поведение

  6. Завершение

1.Разминка.

Задачи: сбросить интенсивность психического и физического напряжения, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

Содержание: упражнения – игры на внимание.

Например: «что изменилось в комнате?», «Угадай, кто позвал?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче пожал руку?», «У кого белые носочки?», «Кто самый веселый, грустный, шумный».

Время разминки 5-6 минут.

2.Гимнастика.

Задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их.

Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций – мышления, эмоций, движения, а с помощью психолога подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам. На занятиях по психогимнастике все дети успешны: правильно все, что они делают, делая по своему, как могут. Полная дифференциация и осознание всех своих ощущений детьми невозможна, но сосредоточение внимания хотя бы на одном в каждом занятии необходимо.

3.Эмоции. В сюжет каждого занятия обязательно включают 2-3 упражнения на эмоции и эмоциональный контакт.

Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой. Развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций, фиксируя внимания на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций.

Формы упражнений: пантомимические загадки, игры.

Список эмоций, оттенков, состояний, используемых в упражнениях:

Интерес-внимательность; радость-удивление; удивление-восхищение-изумление; горе-отчаяние-страдание; гнев-злость-зависть; обида-досада; страх-испуг.

4.Общение.

Цель: тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга.

В упражнения включают обмен ролями партнёров по общению, оценку своих эмоций и эмоций партнера.

В таких упражнениях ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства. А так же понимать чувства, эмоции, действия отношения других детей, учить сопереживать. Упражнения помогают детям преодолевать собственные внутренние бартеры общения в реальной жизни. В тренинге учувствуют обязательно все дети.

5. Поведение.

Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.

Задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов.

Источник сюжетов: психологические ситуации, детские книги, мультфильмы.

6.Завершение.

Цель: закрепление положительного эффекта, улучшение самочувствия и настроения.

Содержание: хорошее пение, скандирование веселых стихов.

Цикл индивидуальных коррекционно - развивающих занятий направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка

п/п

занятие

оборудование

1

Ознакомление с эмоциями

Карточки с изображением лица в разных эмоциональных состояниях.

Зеркало.

2

Радость, грусть

Магнитофон с записью веселой и грустной музыки, лист бумаги А4, цветные карандаши

3

Радость, грусть

Карточки с изображением грустного и радостного гномов.

4

Обида

Воздушные шарики

5

Злость

Зеркало, карточка с изображением злящегося мальчика

6

Злость

Лист бумаги А4, цветные карандаши

7

Страх

Зеркало, карточка с изображением злящегося мальчика

8

Страх

Лист бумаги, цветные карандаши

9

Эмоции

Карточки с изображением различных эмоций










Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru