В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Открытый урок литературного чтения и развития речи: творческая работа по теме «Сказка»

Лариса Бартова Лариса Бартова
Тип материала: Урок
просмотров: 1047
Краткое описание
В действующих образовательных стандартах начального общего образования особое внимание уделяется содержательной линии «Развития речи». К тому же программный материал каждого учебного комплекса предполагает проведение уроков развития речи и написание сочинений.
Почему бы не попробовать написать свою сказку на основе признаков русских народных сказок? Это очень интересная и увлекательная работа для учеников начальной школы, которые большие фантазеры и выдумщики.
Пожаловаться 15 июля 2015
Файлы
открытый урок творческая работа по теме Сказка.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

uchmet_bnr_wdg.gif


Открытый урок литературного чтения и развития речи:

творческая работа по теме «Сказка»

Из опыта работы учителя начальных классов МАОУ «СОШ № 44» г. Перми – Бартовой Ларисы Геннадьевны.

В действующих образовательных стандартах начального общего образования особое внимание уделяется содержательной линии «Развития речи». К тому же программный материал каждого учебного комплекса предполагает проведение уроков развития речи и написание сочинений. Работа над сочинением вырабатывает у учеников навык последовательно, логично, грамматически правильно излагать устно и письменно свои мысли; употреблять в своей речи слова в соответствии с их значением, правильно строить предложения. Работа над сочинением играет важную роль в развитии логического мышления учащихся, а также в развитии их фантазии и воображения. Одно дело писать сочинение по картинам, и совсем другое дело, придумывать свою собственную сказку, учитывая признаки, по которым строится русская народная сказка.

Все дети любят читать сказки. Еще А.С. Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки»!

В каждом учебнике литературного чтения есть хотя бы одна русская народная сказка. Работая по этой сказке, можно вывести некие признаки (сходства) в построении сказок:

  1. Борьба добра со злом, в сказке всегда побеждает добрый герой;

  2. Один герой или героиня (все остальные действующие лица сказок называются персонажами). Этот герой самый младший – нелюбимый, неумный, неумелый, но добрый и сердечный;

  3. Связь героя с волшебным миром, который присутствует в сказке в виде волшебных животных (Сивка- Бурка) или в виде волшебным предметов (шапка-невидимка);

  4. Волшебное число «3» - управляет построением сказки. На третью ночь идет ловить коня Иванушка, три дочери было у мачехи Хаврошечки, три раза надо крикнуть, чтобы конь появился.

  5. Композиция – зачин, основная часть, концовка.



Почему бы не попробовать написать свою сказку на основе данных признаков? Это очень интересная и увлекательная работа для учеников начальной школы, которые большие фантазеры и выдумщики.



Представляю вашему вниманию открытый урок литературного чтения и развития речи (2 часа) в 3 классе.

Тема:

Творческая коллективная работа по теме «Сказка»


Планируемый результат:

Учиться создавать текст сказки в определенной композиционной форме.


Предметный результаты:

1. Обогатить словарный запас учащихся,

2. Развивать устную и письменную речь учащихся,

3. Овладевать видами речевой деятельности, правилами использования языка в построении текста сказки.




Универсальный учебные действия:

Регулятивные:

  • Учить ставить учебные задачи и планировать свои действия в соответствии с ними и условиями их реализации;

  • Учить выполнять учебные действия в различной форме, вносить необходимые коррективы в выполненные задания после их завершения на основе контроля, оценки и учета характера сделанных ошибок;


Познавательные:

  • Осваивать различные способы решения проблем творческого характера при выполнении учебных заданий;

  • Понимать и анализировать текст с целью выделения его существенных признаков;

  • Осуществлять синтез (составление целого текста из отдельных частей), устанавливать причинно-следственные связи между словом и его лексическим значением

Коммуникативные:

  • Осваивать разные формы учебной кооперации (работа в паре, группе),

  • Осваивать разные социальные роли (ведущего, исполнителя),

  • Осваивать умение культурного общения со сверстниками в групповой работе.

Форма контроля:

Письменная творческая работа (сочинение).

Подготовительная работа:

Чтение нескольких русских народных сказок (волшебных), например «Сивка-Бурка», «Хаврошечка».



Ход урока:

1. Организационный момент. Введение в тему урока:

Давайте, ребята, учиться творить:

Читать, понимать, составлять, говорить.

Запомните все-

Без фантазий полета

Не сдвинется с места

Вся наша работа!


- Я вас заинтриговала? Чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? Понять тему урока вам поможет кроссворд:





1

С

И

В

К

А






2

К

О

Л

О

Б

О

К


3

Щ

У

К

А











4

З

А

Я

Ц





5

В

О

Л

К







К

О

Р

О

В

А









Вопросы:

1. Как звали волшебного коня, который помогал Иванушке? У него на гриве одна шерстинка была золотая, а другая серебренная.

2. Кто убежал от бабушки, дедушки, зайца, волка и медведя?

3. Кого поймал в проруби Емеля?

4. Какой зверь был заперт в сундуке, висевшем на волшебном дубу, где хранилась смерть Кащея?

5. Кто съел коня Ивана-Царевича, когда тот поехал за Жар-птицей?

6. Кто помогал Хаврошечке делать всю непосильную работу?



2. Целеполагание:

- Кто скажет, какая тема нашего урока? (Это слово кроссворда, которое получилось по вертикали).

На сегодняшних двух уроках литературного чтения и развития речи, мы будем заниматься творчеством! Вспомните, какие творческие работы мы уже делали? (написание сочинений, изложений, сочинение собственных загадок, составление кроссвордов)

А сегодня мы все вместе будем писать сказку!


3. Постановка проблемы:


На свете миллион сказок. Есть сказки народные, а есть авторские. Некоторые сказки написаны в стихах, а некоторые в прозе. Они такие разные и непохожие друг на друга; или все-таки в сказках есть что-то общее? Вот это вам и предстоит выяснить в группах. Но прежде чем приступить к групповой работе, давайте сузим круг поиска. Если вы внимательно посмотрите на кроссворд, то поймете, какие сказки мы будем сегодня анализировать (русские народные сказки - волшебные). Какие русские народные сказки мы читали недавно на уроках литературного чтения?( «Сивка-Бурка», «Хаврошечка»)

Давайте на основе этих двух сказок выявим общие признаки построения русских народных сказок.


4. Групповая работа:


Дети по собственному желанию делятся на группы и в течение 5-7 минут обсуждают и записывают на листке свои признаки построения русских народных сказок. По окончанию работы, каждая группа представляет свой листок с результатом работы.

Таким образом, на доске появляется единый план построения сказки:

1. Наличие одного положительного героя.

2. Наличие волшебного помощника.

3. Борьба добра со злом.

4. Трёхкратное повторение действия, волшебное число «3».

5. Композиция: зачин, основная часть, концовка.


5. Коллективная творческая работа:


-Давайте попробуем на основе полученного плана написать коллективную сказку.

Я предлагаю начать с названия.

Кто у нас будет главный герой? (Алёша)

Кто у него будет волшебный помощник? (куница)

Соответственно, наша сказка будет называться: «Алеша-Царевич и куница».

Поговорим о событиях, которые будут происходить в сказке (женитьба на Елене-Прекрасной) .

Трехкратное повторение действий (три испытания Елены-Прекрасной)

Давайте вспомним композицию построения сказки: (зачин, основная часть, концовка).

Какими обычно словами начинаются сказки? («Жил – был», «В некотором царстве, некотором государстве»)

Как заканчиваются сказки? («И жили они долго и счастливо», «Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец»)

Ну а теперь, попробуйте в группе составить текст сказки об Алеше-Царевиче и его волшебной кунице.


5. Самостоятельная работа в группах по написанию сказки.


6. Рефлексия:


-Поднимите руки те, кому нравится их сказка?

- Поднимите руки те, кто считает, что сказка получилась неинтересной!

- Какая группа хочет прочитать свою сказку? (чтение творческих работ детей)


-Пришло время подвести итог нашей работы. Выскажитесь по плану, начало каждой фразы вы видите на доске:


1. Сегодня я работал над…

2. Было трудно…

3. Мне понравилось…

4. Я понял, что…


-Я хочу поблагодарить вас за работу. Вы были активными, собранными и творческими учениками. Ну а если у кого-то из вас не получилось написать, не расстраивайтесь! Даже у великих писателей не всё сразу получалось. Вспомните слова пажа феи Золушки: «Я еще не волшебник, а только учусь». Спасибо вам за работу!




Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru