В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок развития речи

Ирина  Климочкина Ирина Климочкина
Тип материала: Урок
просмотров: 273    комментариев: 1
Краткое описание
Урок развития речи проведен в 5 классе после изучения темы "Лексика" , использована технология творческих мастерских .Данный урок можно провести также в рамках любой программы.
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 10 июля 2015
Файлы
Урок развития речи в 5 классе.doc1.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Республика Карелия, г. Петрозаводск

МОУ СОШ №48

Автор : Климочкина И.М.

Русский язык

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Русский язык» 5 класс

Тема: Урок развития речи

5 класс

45 минут

Презентация: Microsoft PowerPoint

Кол-во слайдов: 7

Цель использования презентации: визуализация образа цветка; экономия времени

Данный урок проводился в рамках уроков развития речи после изучения темы «Лексика» в 5 классе с использованием технологии творческой мастерской.
























Тема урока: «Слова, которые не произносят громко…» (из цикла уроков развития речи)

Цели урока:

1. Обучающие: закрепление навыков разбора слова по составу, словообразовательного разбора, фонетического, лексического разборов, закрепление знаний, полученных на уроках литературы по средствам художественной выразительности, дальнейшая работа по анализу текста, умение создавать собственный текст.

2. Воспитательные: умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова, музыки, воспитывать ответственность за работу в группе, воспитывать умение слушать и слышать окружающих.

3. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, развивать интерес к родному слову, интерес к изучению иностранных языков, интерес к окружающему миру.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, познавательный, поисковый, творческой мастерской, постановка проблемы.

Оборудование: презентация, проектор, фотографии, репродукции с изображениями подснежников, запись музыки из цикла «Времена года» П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник», тексты стихотворений (раздаточный материал), словарь литературоведческих терминов, толковый словарь, ноутбук (выход в Википедию для объяснения значения слов).

Литература к уроку:

  1. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова. Москва, Русский язык, 1987 г.

  2. Л.И. Скворцов Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи, 1996 г.

  3. Словарь литературоведческих терминов - Л.И.Тимофеев, Москва, 1974 г.

4. сайт: www.wikipedia.org.









Оформление доски - презентация на интерактивной доске (или на экране)

Эпиграф к уроку:

Есть в травах и цветах

Целительная сила. Для всех

Умеющих их тайну разгадать.

В. Рождественский

На обратной стороне доски: слово подснежник на иностранных языках и перевод на русский язык. На другой стороне доски словарь терминов: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.

Сценарий урока.

1. Эмоциональный настрой к уроку. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Апрель. Подснежник.

Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о словах, которые не говорят громко. (слайд презентации 1)

- А почему о слове, как это связано с предыдущими уроками? Какую тему мы изучаем? (Лексикология, она изучает словарное богатство языка. Слова и есть это богатство).

- Эпиграфом к уроку я взяла слова поэта В.Рождественского (слайд 2, чтение эпиграфа). Почему, мы скажем в конце нашего урока.

1. Индуктор: - О каком же слове мы поведём речь?

2. Работа в группах с текстами.

- Обратимся к текстам. Подготовьте выразительное чтение их. Подумайте и расскажите, какую картину вы представили, прочитав текст. (Ребята работают в парах. По толковому словарю уточняют значения слов: валежник, сквозистый, грёзы).

Работа по тексту, ответы ребят.

- Каким образом объединены все эти стихи?

- Да, сегодня речь пойдёт о подснежнике.

3. Самоконструкция: Работа со словом. (слайд 3) (индивидуальные задания)

- Запишите это слово в тетрадь. Назовите его лексическое значение.

- Прочитайте в толковом словаре словарную статью об этом слове.

- Вслушайтесь в звучание слова, запишите транскрипцию слова.

- Разберите слово по составу и выполните его словообразовательный разбор.


- Запишите ваши ассоциации, которые возникают, когда вы слышите и читаете это слово. - Дайте своё образное определение слова подснежник, запишите его, озвучьте.

4. Социоконструкция: Подарите слова – ассоциации друг другу. (ребята могут записать себе в тетрадь понравившиеся варианты слов).

5. Работа с текстами: Найдите в ваших текстах и выпишите тропы, которые использовали авторы, говоря о подснежнике (сравнения, эпитеты, метафоры). Прочитайте ваши записи.

6. Межпредметные связи: - А знаете ли вы, как в иностранных языках, которые вы изучаете, звучит слово подснежник? (слайд 4)

Ребята, изучающие английский язык называют слово «Snowdrop» - в переводе - капля, упавшая в снег.

На немецком языке «Schneeglöckchen» - снежный колокольчик.

На французском языке «Perce-neige» - цветок, протыкающий снег.

- На чём основано такое толкование слов? (переносное значение слова). Запишите переводы этих слов.

7. Прочитайте текст Г. Троепольского из повести «Белый Бим Черное Ухо». Выполните задания по тексту: (слайд 5)

- Подготовьте выразительное чтение текста. Для этого подчеркните в нём ключевые слова, характеризующие подснежник. Как называются такие слова? (текстовые синонимы).

- А какой у подснежника запах? (запах весны).

- А что ещё интересного заметили в тексте? (в 1 абзаце говорится о цветке (микротема), а во втором - о людях, похожих по своим душевным качествам на цветок, сопоставление (цветок-человек).

8. - Так почему мы взяли эпиграфом к нашему уроку слова В.Рождественского? (в любом существе есть тайна, даже в таком малом, как подснежник, и каждый может её разгадать, если он будет наблюдателен).

9. Творческая работа: Запишите сейчас тему вашего сочинения-миниатюры: «Тайна цветка».

Звучит музыка, дети пишут свои тексты, рисуют цветок, как они его представляют.

10. Афиширование работ.

- Чтение детьми своих работ, демонстрация рисунков.

11. Рефлексия: как вы себя чувствовали во время работы? Испытывали ли трудности?

Выразить можно с помощью цветовых квадратов или смайликов.

Список литературы:

1. Е.И.Никитина Уроки развития речи 5 класс,М., 2010

2. С.И.Ожегов Словарь русского языка, М , 1987

1.Гавриил Троепольский. Белый Бим Черное ухо, М., 1985

2.Стихи о подснежниках ранней весной: http://yandex.ru

3.Переводчик: translate.ru



Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    25 августа 201514:10
    Сергей Колодин

    Нет заявленной в конспекте презентации, в списке использованной литературы некорректно приведены ссылки на онлайн-ресурсы.

Другие материалы автора

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru