В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок развития речи

Урок развития речи

Ирина Климочкина
Тип материала: другое
просмотров: 1692 комментариев: 2
Краткое описание
Данный урок развития речи  проводится после изучения темы "Лексика" в 5 классе.
Урок проводится в технологии творческой мастерской.
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Приложение к уроку развития речи в 5 классе.doc Скачать

Приложение к уроку развития речи в 5 классе.

Л. Кондырев.

Снег во рву лежит гусыней,

А в чащобе, сквозь валежник,

Тонконогий, нежный, синий

Подмигнул глазком подснежник.

Он, кивнув головкой гибкой,

Вдруг спросил: «А не опасно?»

И потом сказал с улыбкой:

«На земле-то как прекрасно!»

Г.Ладонщиков.

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег,

И на пригорке три цветка

Раскрылись раньше всех.

Стоят подснежники,

Горя,

Весенней новизной.

Стоят, как три богатыря,

Над сонною травой.


Н.Корнеева.

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзки,

Выросли подснежники-

Снегурочкины слёзы.


А.Майков.

Голубенький, чистый

Подснежник - цветок,

А подле сквозистый,

Последний снежок.

Последние слёзы

О горе былом

И первые грёзы

О счастье ином…


Е.Стюарт.

Весна опять разводит нежность-

Бледнеет небо от весны!

У ног моих цветок подснежный

Ещё досматривает сны.

Проснётся, в мире всё-Начало.

И не отвесть влюблённых глаз.

Я столько лет весну встречала…

Но он-то, он-то в первый раз!

Текст Г.Троепольского из повести «Белый Бим Чёрное ухо».


Неожиданно донёсся запах подснежника!

Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья. Для каждого, и счастливого, и несчастливого, он сейчас украшение жизни.

Вот так и среди нас: есть - скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себе всё лучшее, что есть в человечестве, - и доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.


Урок развития речи в 5 классе.doc1.doc Скачать


Республика Карелия, г. Петрозаводск

МОУ СОШ №48

Русский язык

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Русский язык» 5 класс

Тема: Урок развития речи

5 класс

45 минут

Презентация: Microsoft PowerPoint

Кол-во слайдов: 7

Цель использования презентации: визуализация образа цветка; экономия времени

Данный урок проводился в рамках уроков развития речи после изучения темы «Лексика» в 5 классе с использованием технологии творческой мастерской.
























Тема урока: «Слова, которые не произносят громко…» (из цикла уроков развития речи)

Цели урока:

1. Обучающие: закрепление навыков разбора слова по составу, словообразовательного разбора, фонетического, лексического разборов, закрепление знаний, полученных на уроках литературы по средствам художественной выразительности, дальнейшая работа по анализу текста, умение создавать собственный текст.

2. Воспитательные: умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова, музыки, воспитывать ответственность за работу в группе, воспитывать умение слушать и слышать окружающих.

3. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, развивать интерес к родному слову, интерес к изучению иностранных языков, интерес к окружающему миру.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, познавательный, поисковый, творческой мастерской, постановка проблемы.

Оборудование: презентация, проектор, фотографии, репродукции с изображениями подснежников, запись музыки из цикла «Времена года» П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник», тексты стихотворений (раздаточный материал), словарь литературоведческих терминов, толковый словарь, ноутбук (выход в Википедию для объяснения значения слов).

Литература к уроку:

  1. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова. Москва, Русский язык, 1987 г.

  2. Л.И. Скворцов Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи, 1996 г.

  3. Словарь литературоведческих терминов - Л.И.Тимофеев, Москва, 1974 г.

4. сайт: www.wikipedia.org.


Оформление доски - презентация на интерактивной доске (или на экране)

Эпиграф к уроку:

Есть в травах и цветах

Целительная сила. Для всех

Умеющих их тайну разгадать.

В. Рождественский

На обратной стороне доски: слово подснежник на иностранных языках и перевод на русский язык. На другой стороне доски словарь терминов: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.

Сценарий урока.

1. Эмоциональный настрой к уроку. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». Апрель. Подснежник.

Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о словах, которые не говорят громко. (слайд презентации 1)

- А почему о слове, как это связано с предыдущими уроками? Какую тему мы изучаем? (Лексикология, она изучает словарное богатство языка. Слова и есть это богатство).

- Эпиграфом к уроку я взяла слова поэта В.Рождественского (слайд 2, чтение эпиграфа). Почему, мы скажем в конце нашего урока.

1. Индуктор: - О каком же слове мы поведём речь?

2. Работа в группах с текстами.

- Обратимся к текстам. Подготовьте выразительное чтение их. Подумайте и расскажите, какую картину вы представили, прочитав текст. (Ребята работают в парах. По толковому словарю уточняют значения слов: валежник, сквозистый, грёзы).

Работа по тексту, ответы ребят.

- Каким образом объединены все эти стихи?

- Да, сегодня речь пойдёт о подснежнике.

3. Самоконструкция: Работа со словом. (слайд 3) (индивидуальные задания)

- Запишите это слово в тетрадь. Назовите его лексическое значение.

- Прочитайте в толковом словаре словарную статью об этом слове.

- Вслушайтесь в звучание слова, запишите транскрипцию слова.

- Разберите слово по составу и выполните его словообразовательный разбор.

- Запишите ваши ассоциации, которые возникают, когда вы слышите и читаете это слово. - Дайте своё образное определение слова подснежник, запишите его, озвучьте.

4. Социоконструкция: Подарите слова – ассоциации друг другу. (ребята могут записать себе в тетрадь понравившиеся варианты слов).

5. Работа с текстами: Найдите в ваших текстах и выпишите тропы, которые использовали авторы, говоря о подснежнике (сравнения, эпитеты, метафоры). Прочитайте ваши записи.

6. Межпредметные связи: - А знаете ли вы, как в иностранных языках, которые вы изучаете, звучит слово подснежник? (слайд 4)

Ребята, изучающие английский язык называют слово «Snowdrop» - в переводе - капля, упавшая в снег.

На немецком языке «Schneeglöckchen» - снежный колокольчик.

На французском языке «Perce-neige» - цветок, протыкающий снег.

- На чём основано такое толкование слов? (переносное значение слова). Запишите переводы этих слов.

7. Прочитайте текст Г. Троепольского из повести «Белый Бим Черное Ухо». Выполните задания по тексту: (слайд 5)

- Подготовьте выразительное чтение текста. Для этого подчеркните в нём ключевые слова, характеризующие подснежник. Как называются такие слова? (текстовые синонимы).

- А какой у подснежника запах? (запах весны).

- А что ещё интересного заметили в тексте? (в 1 абзаце говорится о цветке (микротема), а во втором - о людях, похожих по своим душевным качествам на цветок, сопоставление (цветок-человек).

8. - Так почему мы взяли эпиграфом к нашему уроку слова В.Рождественского? (в любом существе есть тайна, даже в таком малом, как подснежник, и каждый может её разгадать, если он будет наблюдателен).

9. Творческая работа: Запишите сейчас тему вашего сочинения-миниатюры: «Тайна цветка».

Звучит музыка, дети пишут свои тексты, рисуют цветок, как они его представляют.

10. Афиширование работ.

- Чтение детьми своих работ, демонстрация рисунков.

11. Рефлексия: как вы себя чувствовали во время работы? Испытывали ли трудности?

Выразить можно с помощью цветовых квадратов или смайликов.

Список литературы:

1. Е.И.Никитина Уроки развития речи 5 класс,М., 2010

2. С.И.Ожегов Словарь русского языка, М , 1987

1.Гавриил Троепольский. Белый Бим Черное ухо, М., 1985

2.Стихи о подснежниках ранней весной: http://yandex.ru

3.Переводчик: translate.ru



Слова , которые не произносят громко.ppt Скачать
Обсуждение материала
Наталья Дулатова
14.06.2015 06:11
Уважаемая Ирина, укажите пожалуйста авторство на титульных листах текстового файла и презентации.
Ирина Климочкина
9.07.2015 09:42
Пожалуйста нужно на письме выделять запятыми.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос