В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Этика и этикет

Файл прикреплен к материалу: Этика и этикет
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

C:\Users\Светлана\Desktop\uchmet_88_31_1.gif











МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

«ЭТИКА И ЭТИКЕТ»




Педагог дополнительного образования:

Юрьева Светлана Рифовна











Москва 2015

СОДЕРЖАНИЕ


Тематика проектных и творческих работ 3


Методика проведения деловой игры «Турнир знатоков этикета» 5


Методики изучение уровня воспитанности учащихся 6


Лекционный материал к разделу «Воинский этикет» 9


Материалы для осуществления входного,

промежуточного и итогового контроля учащихся 14

Вопросы на знание столового этикета к разделу

«Культура поведения за столом» 14

Тест к зачётному уроку

на повторение материала по курсу «Этикет» 15


Методическая разработка урока по теме «Светский этикет» 17


Сценарий праздника «Цветочный этикет» 26


Фотоматериал 29


















Тематика проектных и творческих работ

Темы проектных работ:

  1. Имидж делового человека

  2. Особенности гостеприимства в разных странах

  3. Традиции гостеприимства

  4. Деловая и светская беседа

  5. Искусство публичного выступления

  6. Сетевой этикет

  7. Культура делового общения

  8. Этикет бизнесмена

  9. Сравнительный анализ делового этикета в различных странах

  10. Гармония и дисгармония в одежде

  11. Мода и стиль

  12. История возникновения и развития моды

  13. Стили в современной одежде

  14. Современные взгляды на моду: модные тенденции

  15. Мимика и жесты

  16. Вербальное и невербальное общение

  17. Этикетные выражения в речи современного человека

  18. Факторы формирования культуры человека

  19. Рациональное питание и здоровый образ жизни

  20. Проблема имиджа и образа человека

  21. Стили поведения и общения

  22. Культура как смысловой мир человека

  23. Человек как творец и творение культуры

  24. Этика – учение о морали

  25. Структура морального сознания

  26. Ритуал и этикет: сходства и различия

  27. Современный этикет – наследник обычаев и традиций поведения всех народов

  28. Особенности этикета у разных народов

  29. Возникновение и развитие правил современного этикета

  30. Воинская честь

  31. Офицерская честь

  32. История возникновения чина

  33. Честь мундира

  34. Военные суды России: история учреждения, функции

  35. Служебный этикет военнослужащего российской армии


Темы творческих работ:


1. «При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою…»

2. Душа – это наше творение

3. Духовность – внутренняя сила человеческой души

4. «Дороги, которые мы выбираем…»

5. «Мы живем, чтобы оставить след…»

6. Каким я буду солдатом?

7. Честь мундира

8. Почему нужно заботиться о своем имидже?

9. В чем красота девушки и юноши?

10. Мой идеал девушки (юноши)

11. Что значит быть модным и современным?

12. «Встречают по одежке, провожают по уму»

13. «Когда какое слово молвить…»

14. «Доброе слово, что ясный день»

15. «Чтобы чаще улыбаться…»

16. «Если хочешь быть красивым…»

17. Семья - это семь "Я"

18. Какой он, «культурный человек»?

19. «Вглядись в себя - сравни с другими»

20. «Я горжусь собой за…»















Методика проведения деловой игры

«Турнир знатоков этикета»

Турнир знатоков этикета - командное состязание. Команды составляются из воспитанников одной группы или состязаются две разновозрастные группы.

Судейская бригада (жюри) составляется из детей разных групп. В число судей может входить и учитель этикета.

Успех турнира предопределяют два условия: состязательные задачи должны носить характер ситуационный, так чтобы исполнение задачи театрализовалось и являлось зрелищным; комментарии ведущего, вскрывающие сущность правил этикета, необходимо давать сразу за выполнением задачи, они должны предшествовать моменту судейской оценки.

Методические советы. Не стоит в подборе ситуаций ограничиваться узкими сферами жизни сегодняшнего школьника: пусть он в воображении заранее переживает будущую ситуацию, например, "пригласить даму (или кавалера) на танец", "развлечь гостя", "вернуть купленный товар в магазин", "приложить карту вин к меню праздничного стола", "познакомить приятелей с мамой" и другие.

От тура к туру задания должны усложняться, а ситуации вынуждать школьника к творчеству. Эти сложные ситуации просматриваются в жизни: вот гостю предлагают блюдо, которое ему противопоказано; вот сидящая девушка видит стоящую с тяжелой сумкой молодую женщину; вот сосед за банкетным столом чихнул; в кафе девушка решила заплатить за себя сама, но как это сделать, не унизив партнёра; или как следует поступить опоздавшему на спектакль зрителю, если его место в партере, а в театре аншлаг и т.д.

Проводя первый турнир, необходимо предвидеть серию последующих, так как данная игровая форма групповой деятельности увлекает детей и рождает у них желание ещё раз пережить момент захватывающего состязания. Можно планировать системно оформленный годовой цикл таких турниров, заведомо составив график этических сражений.

Турнир, как форма организационно-воспитательной деятельности, может использоваться в составе других мероприятий: в экономическом аукционе, во время состязаний КВН, в ходе литературной гостиной или рыцарского турнира, на вечере встречи друзей и т.д.

Проведение турнира знатоков этикета должно быть изящным, остроумным и деликатным, чтобы игра никого не унизила, а, наоборот, уверила в собственных возможностях, способствовала формированию у детей положительной установки к соблюдению этикета.

Методики изучения уровня воспитанности учащихся

                  Главное: старайся жить так,

                  чтобы людям рядом с тобой было хорошо.



Диагностика уровня воспитанности школьников

по методике Р.В.Овчаровой1



Данная методика позволяет отслеживать личностное развитие каждого ученика, выявить его статус, чтобы во время заметить неблагополучия и корректировать отклонения.



I. Перечень качеств, подлежащих оцениванию:

1. Гуманность

2. Вежливость

3. Духовность

4. Трудолюбие

5. Физическая культура

6. Бережливость

7. Честность

8. Активность

9. Любознательность

10.Дисциплинированность



II. Система оценивания качеств:

«5» - качество проявляется

«4» - качество больше проявляется, чем не проявляется

«3» - качество меньше проявляется, чем не проявляется

«2» - качество не проявляется



III. Уровень воспитанности группы



УВ = Сумма П 1 + Сумма П 2 + Сумма П п

П






Карта уровня воспитанности учащихся


Учащиеся

Качества, подлежащие оцениванию

гуманность


вежливость

духовность

трудолюбие

физическая культура

бережливость

честность

активность

любознательность

дисциплинированность
























































Сумма











Средний балл











Выводы





Методика Н.Е.Щурковой2

Под уровнем воспитанности понимается «мера соответствия развитых социально ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития». Центральная идея методики нравственной воспитанности заключается в создании ситуации «свободного выбора», позволяющей выявить реальные отношения и мотивы поведения учащихся. «Свободный выбор» представляется либо как эмоциональное предпочтение, либо как вариант реального поведенческого действия. К таким методикам относятся: «Недописанный тезис», «Свободный выбор», «Размышляем о жизненном опыте» и другие.


Лекционный материал к разделу «Воинский этикет»

  1. Дипломатический этикет включает правила поведения официальных лиц в ходе различных контактов — на переговорах, приемах, обедах и т.д.;

  2. Общегражданский этикет — это совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемым людьми при общении друг с другом;

  3. Воинский этикет представляет собой свод общепринятых правил, норм и манер поведения военнослужащих по отношению к сослуживцам, гражданским лицам, ветеранам.

Воинский этикет основан на требованиях уставов, принципах армейской морали и традициях Вооруженных Сил. Основные нормы воинского этикета изложены в 0бщевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. Общее правило сформулировано в ст. 64 Устава внутренней службы: "Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других... Взаимоотношения между военнослужащими строятся на основе взаимного уважения".

Ключевые понятия воинского этикета — это ответственность и почтение к старшему по званию, полное подчинение и исполнение команд, тактичность и сдержанность.

Один из основных постулатов воинского этикета звучит как «Приказы не обсуждаются». Жесткая иерархия и подчинение младших по званию страшим — залог успешного выполнения воинских задач.

Служба в вооруженных силах считалась в России почетным долгом каждого мужчины, незаменимой школой высоконравственного, образцового поведения человека.

Известный поэт Тютчев писал: "Пройдитесь по департаментам Франции... и спросите жителей... какой солдат из войск противника постоянно проявлял величайшую человечность, строжайшую дисциплину, наименьшую враждебность к мирным жителям... Можно поставить сто против одного, что вам назовут русского солдата".

История во многом изменила облик Российской армии. Но и сегодня у большинства населения сохраняется твердая вера: военный не подведет. Люди в военных мундирах — в первых рядах тех, кто ликвидирует последствия катастроф, тушит пожары, противостоит бандитизму и терроризму.

Общество и армия предъявляют к поведению человека в военной форме особые требования. Поведение человека в военной форме, по сути,- внешняя сторона, по которой окружающие судят о надежности, силе и нравственности российской армии.

Для пополнения офицерского состава русской армии в России в начале 18 века открываются кадетские корпуса, куда принимаются дети офицеров. Воспитывались учащиеся этих корпусов, кадеты, в духе высоких понятий офицерской чести. Кроме того, им преподавались правила этикета. В 1779 году лейб-гвардии Преображенского полка подпрапорщиком Петром Калязиным были составлены «Общие правила этикета для кадетских корпусов, которыми должны руководствоваться кадеты и гардемарины».

Воинское приветствие.

Один из самых главных воинских ритуалов — воинское приветствие, зародилось еще в 13 веке. Существует несколько вариантов воинского приветствия:

  1. Если военнослужащий стоит на месте, а допустим, мимо будет проходить старший по званию (начальник), то необходимо произвести следующие действия:

Если на военном нет головного убора: за 3-4 шага до приближения начальника (старшего) повернуться в его сторону, принять строевую стойку, при этом необходимо смотреть в лицо приближающемуся и поворачивать вслед ему голову. При надетом головном уборе при всем вышеперечисленном, также необходимо поднять правую руку к головному убору, ладонь прямая, пальцы вместе, средний палец касается края головного убора, поворот головы идет в сторону начальника (рука остается без изменения). После того, как старший (начальник) минует Вас, необходимо голову поставить прямо, одновременно опустив руку.

  1. Если военнослужащий осуществляет движение, а ему необходимо оказать воинское приветствие, то необходимо произвести следующие действия:

Если на военном нет головного убора: за 3-4 шага до начальника (старшего) необходимо одновременно с постановкой ноги прекратить движение руками, не прекращая движения, голову повернуть в сторону старшего (начальника), после того как он минует, голову вернуть в исходное положение, т.е. прямо и можно продолжить движение руками. При надетом головном уборе при всем вышеперечисленном, левую руку прижать к бедру, правую приложить к фуражке. Пройдя начальника (старшего), одновременно с постановкой левой ноги на землю, голову поставить прямо, руку опустить. При обгоне начальника (старшего), воинское приветствие осуществляется с первым шагом обгона, со вторым, голову поставить прямо, правую руку опустить.

  1. Бывают случаи, когда руки военного могут быть заняты, но при этом воинское приветствие все равно необходимо осуществить. Это можно сделать поворотом голову в сторону начальника.

Согласно нормам военного этикета, младшим по званию следует встать и отдать честь при появлении старшего по званию.

Руководитель при встрече с подчиненным должен правильно ответить на приветствие. Он должен непременно встать, если к нему в кабинет войдет подчиненный, первым подать руку и пригласить сесть. Если же в кабинет входят несколько человек, неэтично выделять кого-либо из них особыми знаками внимания.

Знакомство и представление.

При знакомстве и представлении военнослужащего называют и его воинское звание. В нашей стране при обращении к военнослужащему к званию добавляют слово «товарищ», например, «товарищ лейтенант».

Младших по возрасту и по положению представляют старшим и начальникам. Мужчин независимо от возраста и положения — женщинам.

Обмениваясь рукопожатиями при знакомстве, придерживаются правила — первым подает руку тот, кому представляется его новый знакомый.

Если при знакомстве офицера женщине она сидит, то правила этикета позволяют не вставать, достаточно протянуть руку для пожатия.

Внешний вид.

Военный мундир должен соответствовать воинскому уставу: как носить ордена и знаки отличия, где и сколько должно быть звездочек и полосок. Также обязателен опрятный вид: начищенные ботинки, отутюженные стрелки на брюках, чистые воротнички.

Офицеры российской армии должны быть гладко выбриты. Разрешены только усы, отпускать же бороду позволяется только в исключительных случаях, например, для маскировки физических недостатков лица.

Походка.

Непременно следите за походкой. Ноги широко не расставляются. Необходимо избегать подпрыгивающего шага и не следует волочить ноги и шаркать подошвами. Шаг должен быть легким, непринужденным. Что же касается рук, их не следует держать по швам, но и не следует ими размахивать.

Должна быть особая военная выправка — развернутые плечи, прямая спина и молодцеватая походка. Кроме того, для военнослужащих существуют правила строевого шага и парадной маршировки.



ПОНЯТИЯ ЧЕСТИ.

ЧЕСТЬ – неотъемлемая часть личности человека, связанная с такими личностными качествами, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

В Толковом словаре С. Ожегова слово "честь" трактуется как "достойные уважения и гордости моральные качества человека; хорошая незапятнанная репутация". Честь, по В. Далю, есть "внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть".

ВОИНСКАЯ ЧЕСТЬ - совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме: мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость в лишениях, страданиях.

«Это высокое слово трудно поддается рациональному объяснению, но именно в нем - источник побед, воинского духа, поступательного развития Российской армии и ее офицерского корпуса. Пока в воинской среде свято храниться честь, армия неустрашима и непоколебима».

ОФИЦЕРСКАЯ ЧЕСТЬ - это совокупность нравственных качеств личности, проявляющихся в повседневной деятельности офицера и признанных общественным мнением социально значимыми, а также отношение офицера к самому себе и к выполнению своего воинского долга.

Основным условием успешной профессиональной деятельности офицера, предпосылкой его служебного авторитета выступают стиль работы по отношению к подчиненным, соответствие занимаемой воинской должности уровню развития личных качеств.

ЧЕСТЬ МУНДИРА – набор принципов, которым должен руководствоваться человек, носящий мундир, а точнее то звание, которое выражается внешне, через одежду.

Военного человека от обыкновенного смертного во все времена отличали мундир. При Петре I укрепилось понятие чести военного мундира.

ВОЕННЫЕ СУДЫ ЧЕСТИ — специальный выборный судебный орган для охраны чести офицерства и достоинства офицерского звания. Суды чести действовали и действуют в вооружённых силах только некоторых государств. Такой суд рассматривает дела о проступках и о правонарушениях офицеров, и разбирает конфликты между офицерами. В России Суды чести офицерские были учреждены в 19 веке.































ВОПРОСЫ НА ЗНАНИЕ СТОЛОВОГО ЭТИКЕТА

(к теме «Культура поведения за столом»)

1. Что делать, если чай пролился из чашки на блюдце?

Промокните его бумажной салфеткой и подыщите место, куда выбросить мокрую салфетку.

2. Если подан кусковой сахар, но нет щипцов — можно ли взять кусочек сахара чайной ложкой?

Нет, кусковой сахар при отсутствии специальных щипцов берут руками (кончиками пальцев, стараясь не задеть другие кусочки).

3. Куда положить использованный пакетик с заваркой?

Осторожно отжать его чайной ложкой и положить на блюдце.

4. Вы берете конфету из коробки – можно ли ее сразу положить в рот?

Нет. Взяв что-либо из общественной посуды (коробки, вазы, блюда), обязательно следует сначала положить это на свою тарелку, а уже потом в рот.

5. Нужно ли допивать кофейную гущу?

Конечно, нет.

6. Вы на приеме пьете чай стоя. Можно ли поднимать чашку вместе с блюдцем?

Да, обязательно. Чашку без блюдца поднимать со стола нельзя.

7. Допустимо ли заправлять салфетку за воротник детям?

Да, это допустимо.

8. Можно ли обмакивать сушки и сухари в чай или молоко?

Это можно делать, только находясь в семейном кругу.

9. Кому первому следует одеться после выхода из ресторана: мужчине или женщине?

Первым одевается мужчина, помогает одеться женщине.

10. Поливают ли соусом картофель, если он подается гарниром к мясу?

В этом случае соусом поливают только мясо, но не картофель.

ТЕСТ НА ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ «ЭТИКЕТ»

(К ЗАЧЁТНОМУ УРОКУ)



1. Должен ли мужчина снимать перчатки при рукопожатии?

а) должен снять одну

б) должен снять обе

в) не должен

2. Кто первым должен протягивать руку при знакомстве?

а) тот, кому представили

б) тот, кого представили

в) тот, кто представил

3. Как брать хлеб за столом?

а) вилкой

б) ножом

в) рукой

4. Можно ли критиковать подаваемое блюдо?

а) нет

б) да

в) в зависимости от блюда

5. При сервировке стола с какой стороны от тарелки класть нож?

а) справа

б) слева

в) сверху

6. С какой стороны от тарелки должна лежать ложка?

а) справа

б) слева

в) сверху

7. Когда можно надевать черный галстук?

а) на свадьбу

б) всегда

в) на похороны

8. Всегда ли пальто носят застёгнутым?

а) Всегда, таково правило.

б) Необязательно - это зависит от погоды.

в) Совсем необязательно.

9. Сколько носовых платков должен носить с собой юноша?

а) Один – в кармане брюк.

б) Два: один – в кармане брюк, другой во внутреннем кармане пиджака или куртки.

в) Три: один в кармане брюк, другой во внутреннем кармане пиджака или куртки, третий – в нагрудном кармане пиджака.

10. Может ли молодой человек вступить в беседу людей, старших по возрасту?

а) Может, если проявит собственную инициативу.

б) Может, если в беседу его вовлекут старшие.

в) Не может.

11. Можно ли одалживать расчёску?

а) Можно – не ходить же лохматым.

б) Можно близким родственникам.

в) Нельзя, расчёска – предмет личного пользования.

12. Должны ли молодые люди, принимая гостей, представлять их своим родителям?

а) Необязательно, а то гости засмущаются.

б) Обязательно, родители обидятся.

в) В том случае, если родители вышли к гостям.





Методическая разработка урока по теме: "Светский этикет"

Цель занятия: сформировать представление о светском этикете.

Задачи: вместе с учащимися определить основное содержание понятия «светский этикет»; познакомить учащихся с историей светского этикета и сравнить его со светским этикетом сегодняшних дней; формировать представителя светского общества.

Ход занятия.

I. Организационный этап.

Сегодня, ребята, мы поговорим о светском этикете. Но давайте сначала вспомним, что нам известно об этикете.

II Подготовка к изучению нового материала.

Фронтальная беседа:

Что такое этикет? (Этикет – это нормы, правила поведения человека в обществе.)

Что такое речевой этикет? (Речевой этикет – это такая ситуация общения, при которой соблюдаются этикетные правила.)

Каким должен быть человек, знающий этикет? (Этот человек должен быть вежливым, приветливым, знать, что следует говорить или делать, чтобы не обидеть того человека, с которым он общается, своего собеседника.)

Каждый человек находится среди людей и все мы, конечно же, общаемся друг с другом. И с родными людьми дома, и с близкими друзьями на улице, с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И здесь действительно важно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства. Для нормального общения вовсе не обязательно быть эрудитом.

III. Изучение нового материала.

Эвристическая беседа:

Поскольку мы говорим о человеке в обществе, давайте выясним, что такое «общественное мнение» (Общественное мнение – это мнение общества, группы людей об определенном человеке или ситуации, суждение общества о ком-нибудь или о чем-нибудь.)

Для большинства людей важно, что о нем думают другие. А для каких людей оценка общества особенно важна?

Кого мы можем назвать представителем светского общества?

Что такое «светское общество»? (Необходимо учесть, что люди знаменитые и богатые не всегда являются представителями светского общества, например, преступников нельзя назвать светскими людьми.)

Кого мы можем назвать светским человеком? Назовите этих людей.

Как вы думаете, ребята, а необходимо ли нам изучать светский этикет в школе, говорить о светских людях? (Возникает дискуссия на эту тему, где ребята должны прийти к мысли о возможности стать членом светского общества.)

Чем же отличается светский этикет того времени от светского этикета современности? (Учащимся предлагается прослушать информацию об истории светского этикета, после чего ученикам предлагается сравнить два светских этикета в форме таблицы, где в первой колонке будут находиться характерные черты светского этикета прошлого, а во второй колонке то, что характерно для сегодняшнего светского этикета)

Дополнительный материал для учителя к уроку:

Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями. Так, из Древнего Рима к нам пришел обычай гостеприимства и хлебосольства. Скандинавы ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом наиболее уважаемым гостям. Народы Кавказа издревле уважительно относятся к старшим по возрасту и к женщине. Есть забавная история о происхождении хороших манер: «Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди». Хорошие манеры в данной истории представлены той самой «золотой серединой», принцип которой был важнейшим в культуре античности. Аристотель говорил: «Трудно быть достойным человеком, ведь в любом деле трудно держаться середины». «Золотое правило нравственности» существует на протяжении всей истории человечества, при этом в каждый период оно имеет свои особенности. В эпоху античности именно культура речи была одним из наиболее ярких проявлений этикетной культуры человека, подчеркивающей его классовую и культурную принадлежность.

Первым руководством по поведению считается составленная в 1204 году испанцем Петрусом Альфонсом «Дисциплина клерикалис». За ней последовали правила поведения для придворных, а позднее для более широких кругов. Cтранами классического этикета принято считать Англию и Францию. Но это справедливо только относительно эпохи, более близкой к нашему времени, т.к. в XV столетии политическая и общественная жизнь, даже высшее общество, были еще далеки от того, что называется этикетом.

В Италии наравне с образованностью и изящными искусствами ранее, чем в какой-либо другой стране Европы, начали развиваться и совершенствоваться правила светских приличий, изящные манеры и этикет. Первые пособия о правилах поведения, трактаты, поучающие как себя вести, чего требует от каждого человека учтивость, вежливость, появились в средние века. Требования этикета были столь сложны, что в них знали толк, разбирались во всех тонкостях придворных ритуалов только церемониймейстеры. Воспитанность, культура, аристократизм, учтивость, умение вести себя в обществе – всему этому учили не всех, а только избранных. В XVI-XVII веках этикет стал отличительным признаком светского человека.

Этикет носил характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. «Рассказывают, что однажды Людовику XIII необходимо было срочно обсудить с кардиналом Ришелье ряд неотложных дел, и он поспешил в апартаменты кардинала. Но кардинал был очень болен и не смог подняться с постели, чтобы приветствовать короля. Королевское же достоинство и законы этикета не позволяли королю стоя разговаривать с лежавшим перед ним подчиненным. Дела же были чрезвычайно срочные и важные. Поэтому Людовик нашел следующий выход: он лег в постель рядом с Ришелье и – разговор состоялся. При этом законы этикета и честь короля не пострадали».

Существенные особенности этикета XVII века были связаны с религиозной моралью. Законодателем морали была церковь, которая санкционировала, освящала, закрепляла привилегии господствующего сословия, в том числе и через нормы этикета. Тягчайшими грехами человека церковь считала гордыню и порождаемые ей высокомерие, стремление выставить напоказ себя, свои умения, знания, могущество. Под влиянием религиозной морали культивировались нормы учтивости, вежливости, предполагавшие, до определенной степени, смирение и самоуничижение, правда, лишь по отношению к равным себе по сословию.

Поэтому придворный этикет в это время не только усложнялся, приобретая сложные и запутанные формы, но и нередко перерастал во многие формы искусства. В культуре все больше утверждался принцип публичности и театрализации жизни.

Театр считался «наилучшей школой манер» и универсальным средством общественного воспитания, «позволяющим выработать у молодых людей благозвучное произношение, свободу жеста, благородство походки, внешнюю элегантность и изысканные манеры». В период царствования Людовика XIII придворные празднества выплескиваются на городские улицы, а горожане начинают допускаться во дворец. Такая публичность зрелищных форм культуры во многом способствовала и проникновению этикетных норм, правил хорошего тона в культуру городского населения, в ту среду, в которой зародились новые, более демократичные формы и стандарты приличий.

Существенной особенностью нового времени являлась идея личностного начала человека, его автономности и суверенности. В центре внимания эпохи оказался индивидуальный человек, его личностные качества. Осознание самоценности личности привело к необходимости больше внимания уделять вопросам общественного воспитания, важнейшей составной частью которого был этикет, хорошие манеры. В наставлениях акцентировалось внимание на необходимости различать манеры и манерность, подчеркивался приоритет простоты, культурной естественности поведения над лицемерными, искусственно-подражательскими нравами. Т.о., новым моментом в воспитании приличного человека, джентльмена, было осуждение светского высокомерия и требование вежливости и приветливости в обращении с людьми различных (а не только высших) рангов.

XVIII век внес существенные моменты в культуру приличий, он явился веком прагматизма, где критерием деятельности, поступков человека, его личностных качеств выступала их полезность. Буржуазия внесла в общественное сознание новую систему ценностей и добродетелей, на базе которой и выросли нормы и правила этикета. Эти правила признаются лишь в той мере, в какой признается их полезность как регулятора общественных связей людей. Этикет в это время становится средством достижения успеха в частной жизни и бизнесе. Владение правилами хорошего тона было тем средством, которое позволяло занять определенное положение в обществе.

В России, не пережившей классического европейского средневековья, культура этикета распространилась значительно позднее, чем в Западной Европе,- в первой половине XVIII века.

«Домострой» - это энциклопедия домашней жизни зажиточных городских семей XVI-XVII в.в. Формирующиеся светские приличия в этот период истории России очень часто смешивались с существующими религиозными нормами.

Реформы, проведенные Петром I, вскоре сказались на быте дворянства, который стал значительно отличаться от быта прежних поколений. В 1717 г. В Санкт-Петербурге вышла книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Особенностью этого пособия было то, что заимствованные из европейского этикета правила были конкретизированы и дополнены применительно к действительности и существовавшим в России нравам. Эта книга, безусловно, сыграла огромную положительную роль в развитии культуры этикета в среде дворянства. Этикет приобретает светский, открытый характер, во многом противоречащий моральным нормам православной церкви. Признается ценность внешней красоты, порою в ущерб красоте нравственной, содержательной. Этикет, безусловно, пронизывал все сферы дворянства, регламентируя те или иные формы поведения и деятельности. Но в наибольшей степени правила этикета, конечно, были представлены в общественной жизни аристократов.

В эпоху Просвещения в среде интеллигенции вырабатывались свои каноны красивого, приличного, достойного поведения. Для интеллигента главным являлось не внешнее впечатление, производимое им в обществе, в свете, не манеры сами по себе, а нравственное, духовное, личностное начало. Воспитанность является необходимой и одной из важнейших составляющих интеллигенции.

Слово «этикет», от французского «etiaquette», что означает «церемониал», в наше время обрело новый смысл – правила хорошего тона, нормы порядочности, правила приличия.

Если раньше светский этикет был прерогативой высших слоев общества, знатных людей, то сегодня к высшему свету относятся знаменитости кино и шоу-бизнеса, политики и чиновники, т.е. влиятельные люди, конечно же, знатные и богатые. Сразу же следует сделать примечание: так называемые «воры в законе», представители преступной среды не относятся к светскому обществу.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать в тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого человека, не оскорбит его достоинства.

Но общество развивается. Меняется форма правления государства, с этикетом знакомятся разные социальные слои общества. И теперь светский этикет очень отличается от светского этикета XVIII века. На сегодняшний день этих правил накопилось огромное количество, запомнить которое невозможно, да это и не надо. Сегодня главное знать те принципы, которые лежат в основе этикета. Главное быть вежливым, учтивым, тактичным человеком. Уметь правильно вести себя при общении с другими людьми.

Прежде, чем мы узнаем, что же у нас с вами получилось, давайте запишем основные понятия, с которыми мы встречались в ходе нашей беседы. Ученики записывают понятия в свои тетради.

Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

Речевой этикет – правила речевого поведения (голос, позы, жесты, мимика), обязательные для членов общества.

Общественное мнение – суждение общества о ком-нибудь или о чем-нибудь.

Светский этикет – правила и нормы поведения в кругу знатных, знаменитых, влиятельных и/или богатых людей.

А теперь обратимся к вашим выполненным работам. Чем же отличается светский этикет прошлого от светского этикета XXI века? Что характерно для светского этикета? (Для светского этикета прошлого характерно: знатность людей, законность, влияние церкви, театрализованность. Для светского этикета XXI века: знаменитые, влиятельные люди, необязательность. Для светского этикета характерно: вежливость, учтивость, тактичность, умение вести себя в обществе.)



IV. Закрепление полученных знаний.

Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить «да» или «нет». После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.

Тест:

1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

3. Ты уверен в том, что, когда торопишься, лучше вызвать друга на улицу громким криком?

4. Ты всегда звонишь в дверь резким, длинным звонком, чтобы сразу было слышно?

5. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

6. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

7. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

8. Как ты считаешь, надо ли здороваться с человеком, которого часто встречаешь, например, по дороге в школу, но не знаком с ним?

9. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

10. На улице тебя останавливает прохожий, чтобы спросить, как пройти к такому-то магазину. Ты очень торопишься и поэтому, молча, пожав плечами, проходишь мимо?

11. Ты пришел к другу. Когда он приглашает тебя пройти в комнату, ты проходишь туда, куда он тебя пригласил, а не делаешь это бесцеремонно?

12. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: «Спасибо. Потом посмотрю»?

13. Если во время обеда в гостях тебе случается уронить что-нибудь на скатерть, ты не объясняешь, почему так получилось?

14. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

15. Считаешь ли ты, что хлеб из хлебницы за обедом надо брать вилкой?

16. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

17. Ты считаешь, что, даже если очень надо выйти из-за стола, не следует этого делать?

18. Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

19. Прежде чем выпить газировки во время обеда, ты всегда вытираешь рот салфеткой?

20. Звоня по телефону и попадая «не туда», ты возмущаешься: «Куда это я попал?»- и кидаешь трубку?

А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы «да» должны быть под номерами: 2, 6, 8, 9, 11, 13, 18, 19; остальные – «нет». За каждое совпадение – 1 балл (На доске написано: «да»-2, 6, 8, 9, 11, 13, 18, 19; «нет»- остальные.)

Подсчитали? Давайте посмотрим, какие у вас получились результаты.

20 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!

19-14 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.

13-8 баллов – необходимо себя воспитывать.

Меньше 8 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово «этикет».

Рефлексия:

1. А теперь вернёмся к нашему уроку. Вы многое знаете об этикете. Сегодня еще познакомились со светским этикетом. Но чем же все-таки отличается светский этикет, скажем, от речевого этикета? (Два этих понятия очень схожи, но различие я думаю в том, что светский этикет для представителей света, а речевой этикет для всех людей вообще.)



2. Но ведь и светские люди пользуются речевым этикетом. Только используются они по-разному. Как именно? ( Может быть в том, что светские люди общаются по-этикетному всегда, а, мы, все остальные иногда и не соблюдаем речевого этикета.)

3. В. Жириновский тоже не соблюдает правила речевого этикета, но он – представитель светского общества. Почему так получается? (Я думаю потому, что он не соблюдает светский этикет. Он не светский человек, хоть и представитель светского общества.)

4. Какой можно сделать из этого вывод? В чем различие между светским этикетом и речевым этикетом? (Светский человек, общаясь с другими людьми, старается быть идеальным. А в речевом этикете для нас главное, чтобы нашему собеседнику было приятно наше общение.)

5. Вот я говорила о В. Жириновском. Он не соблюдает светский этикет. Было правильно сказано о том, что он только представитель светского общества, но не светский человек. Назовите теперь светских людей, а не представителей светского общества.

V. Домашнее задание.

Для выполнения домашнего задания вам необходимо разделиться на три группы. Вам предстоит выполнить такое творческое задание. Попытайтесь подготовить к следующему уроку одну из предложенных ситуаций, где представьте себя представителем светского общества. Я предлагаю вам такие ситуации: вручение премии «ОСКАР» и/или «ТЭФИ»; на банкете; участие в телевизионной передаче. Желательно, чтобы в ваших работах присутствовал диалог или монолог.



Литература.

  1. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.- Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.

  2. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учено- практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС»- ВИУГУЛ,1996.

  3. Школа этикета: поучения на всякий случай /Сост. Л.С.Лихачева.- Екатеринбург: Сред.- Урал. кн. изд-во, 1995.





Сценарий праздничного шоу с конкурсами и викториной

«Цветочный этикет»


Зал украшен букетами цветов и зеленью.

Учитель: Цветы рядом с нами всю жизнь, они - прекрасные дети природы. Дарить цветы - замечательная традиция.

Мальчики! Сегодня я отдам вам все цветы, а вы подарите их девочкам. Но, чтобы получить эти цветы, вы должны ответить на вопросы викторины.

Разделитесь на 2 команды. За правильный ответ команда получает очко (цветок). В вазе какой команды окажется больше цветов, та и будет победителем.

У каждой команды - свои болельщики. В случае, если команда не ответит на вопрос, они могут принести ей очко, дав правильный ответ.

Каждой команде раздаются флажки.

Итак, викторина. Отвечает первой та команда, в которой участник первым поднял флажок.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Как правильно срывать цветы? (Их не срывают, а срезают.)

2. Кому дарят цветы? (Маме, папе, родным, учителям, друзьям и т.д.)

3. Вы идете в гости. Какие цветы лучше преподнести? Собственного изготовления букет или купленный? (Лучше свой, но можно и купленный.)

4. Как должен выглядеть подарочный букет? (Его необходимо полностью завернуть в бумагу или целлофан.)

5. Вы вошли в квартиру. Ваши действия? (Снять бумагу с цветов или открыть букет наполовину.)

6. Сколько цветков должно быть в букете? (Если цветов до 10, то количество их должно быть нечетным (1, 3, 5, 7, 9). При большем количестве - произвольное.)

7. В какой руке нужно держать букет. (Сначала в левой, после приветствия букет берется в правую руку и вручается.)

8. Покажите, как правильно держать букет? (Стеблями вниз, цветками кверху.)

9. Что должна сделать хозяйка (хозяин), получив в подарок цветы? (Сказать «спасибо» и тут же поставить в вазу на видное место.)

10. На какие праздники дарят цветы? (8 Марта, день рождения, новоселье, окончание школы, свадьба и т.д.)

11. Какие цветы лучше дарить мужчине, а какие женщине? (Мужчине лучше дарить цветы крупные с длинными стеблями, женщине - любые.)

12. С какими цветами лучше навещать больного? (Лучше с нежными, без резкого запаха.)

13. Какие правила нужно знать при составлении букета? (Головки цветов располагать в разных плоскостях; не допускать перекрещивания вверху; колючки, шипы, другие острые части уничтожить; крупные цветы не должны быть обращены головками друг к другу или вниз, а тем более, свисать.)

За каждый правильный ответ и дополнение команда получает очко.

14. По какому случаю преподносят корзину с цветами? (Уход на пенсию, свадьба, артистам на концерте.)

Учитель. Корзины с цветами, букеты преподносят не только во время торжества или концерта, их пересылают домой. В букет или корзину вкладывается поздравительная открытка с именем поздравителя.

Невесте на свадьбу чаще всего дарят розовые и белые розы, а также гвоздики, тюльпаны, ландыши. Букет должен быть небольшим и соответствовать наряду невесты. Букет для невесты в целлофан не заворачивают.

15. В день праздника вы опоздали преподнести цветы. Когда вы это сделаете? (Не позднее полудня следующего дня.)

16. Отгадать загадки. За каждую загадку - цветок.

Вечно сумрачно под елью,

Пахнет сыростью и прелью.

Под мохнатой лапой

Светят матовые лампы. (Ландыш.)


Во лугах сестричка - золотой глазок, Белые реснички. (Ромашка.)

Голова на ножке, в голове горошки. (Мак.)

Как называется цветок, в котором женщина обнаружила Дюймовочку? (Тюльпан.)

Жюри подводит итоги: в вазе какой команды больше цветов. Объявляется команда победителей. Мальчики дарят цветы девочкам. (Проследить правильность преподнесения букета.) Праздник заканчивается массовыми играми.

ИГРА "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗМЕЙКИ"

К уже имеющимся командам мальчиков присоединяются их болельщики - девочки. Две новые команды выстраиваются в колонну по одному параллельными рядами. Во главе команды - капитан. У каждой команды своя песня. Например, у первой «Хороши весной в саду цветочки» (муз. Мокроусова, стихи Алымова). У второй команды песня «Ой, цветет калина» (муз. Дунаевского, стихи Исаковского).

Когда раздается мелодия выбранной песни, вся команда начинает за капитаном двигаться по площадке, поворачивая то в одну, то в другую сторону. Когда зазвучит другая песня, команда немедленно останавливается, двигаться начинает другая команда под мелодию своей песни. Так повторяется несколько раз.

Капитаны должны вести за собой колонны так, чтобы они переплетались друг с другом в разных направлениях. Когда они запутаются окончательно, руководитель дает свисток. По этому сигналу обе команды должны как можно скорее вернуться в первоначальное положение, подняв при этом руки вверх.

Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.

ИГРА "КАРУСЕЛЬ"

Играющие стоят в кругу. На полу лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны).

Дети поднимают ее с пола и, держась за нее правой рукой, ходят по кругу под музыку песни «Миллион роз» (муз. Паулса, стихи Вознесенского).

Мелодия резко меняется на другую, например, «Ландыши» (муз. Фельцмана, стихи Фадеевой). При смене мелодии играющие быстро берут веревку другой рукой и движутся в противоположную сторону.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.













































1

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос