В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Коррекция детско-родительских отношений в условиях детского сада.

Гульнара Хусаинова Гульнара Хусаинова
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: 1234  голосов:11    просмотров: 2070    комментариев: 10
Краткое описание
В работе представлены диагностические методики для выявления особенностей детско-родительских отношений, их влияния на эмоциональное состояние детей. А также коррекционные материалы для работы с детьми и их родителями.  
Пожаловаться 26 мая 2015
Файлы
коррекция детско-родительских отношений..doc
HTML Войдите для скачивания файлов

«Коррекция детско-родительских отношений в условиях детского сада».

Все, что происходит в семье,

происходит не случайно, а

взаимосвязано и взаимообусловлено.

Н. Аккерман. 9


Родительское воспитание при определенных условиях может быть неблагоприятным, если ребенок воспитывается одним родителем, приемными родителями, отчимом или мачехой, а также родителями, при непостоянном проживании с ними. Воспитание в неполной семье, в частности, становится неблагоприятным в том случае, когда воспитывающий родитель чувствует себя несчастным и , замыкаясь в семье, не способен создать своему сыну или дочери необходимые условия для формирования позитивных чувств и удовлетворения жизнью. Благополучие семьи определяется не только особенностями родителей, но и социальной поддержкой окружающих, с которыми сложились доверительные отношения. Семья обеспечивает ребенка жизненным опытом. Родители стимулируют его развитие с помощью разнообразных игр, занятий, посещений вместе с ним парков, музеев, театров, библиотек. Беседы с ребенком развивают его речь,

и мышление, расширяют кругозор. Недостаточное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий ставит ребенка на грань психологического риска.

Искаженные взаимоотношения в семье из-за недостаточной откровенности, бесплодных споров, неспособности договориться между собой для решения семейных проблем, сокрытие от ребенка семейных тайн- все это крайне затрудняет возможность приспособления к жизни и, как правило, напряженная обстановка, в которой воспитывается ребенок, чревата риском для психического здоровья.

Внутрисемейные отношения оказываются нарушенными, если имеют место антагонистические взаимодействия и взаимоотношения между членами семьи, что приводит к неблагоприятным последствиям для социального и эмоционального развития ребенка. Эти конфликтные отношения связаны с нарушением формирования семьи, хотя механизмы, посредством которых они влияют еще недостаточно изучены. Некоторые из внутрисемейных «вредностей» прямо действуют на отношения ребенка с членами семьи, другие создают общую неблагоприятную семейную атмосферу, в которой ребенок воспитывается.

Как верно заметил В.А.Сухомлинский, ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, сопереживание к другому человеку формируются, прежде всего, в семье, во взаимоотношениях с родителями. Ребенок испытывает потребность в общении с близкими взрослыми, стремится к взаимопониманию с ними. Внутрисемейное общение создает оптимальные условия для получения ребенком опыта достижения согласия и единства с другими людьми. В этом случае ребенок чувствует себя защищенным, положительно воспринимает себя и окружающий мир, при этом можно говорить о его благоприятном психологическом состоянии. Если же нарушаются взаимоотношения в семье, естественно, это незамедлительно сказывается в эмоциональном благополучии ребенка и его взаимодействии с окружающим миром.

Значительное влияние на развитие ребенка оказывают эмоциональные связи, существующие в семье между родителями и детьми Несмотря на возросшее за последние годы внимание к вопросам семейного воспитания, особенности эмоционального проявления детей (как ответной реакции на воспитательные воздействия близких) изучены недостаточно. Кроме того, в процессе работы, мы столкнулись с проблемами в общении у некоторых детей старшей группы в результате нарушения межличностных отношений в семье и преобладания отрицательных эмоциональных состояний. А это уже один из факторов неблагоприятного психологического состояния ребенка.

С целью изучения причин этих нарушений были применены: проективная методика «Моя семья», ЦТО (цветовой тест отношений) PARY и специально разработанная нами анкета «Особенности Вашего семейного воспитания». Результаты исследования показали, что 27% детей ощущают обстановку дома, как враждебную себе; 45%-считают, что в семье им уделяется мало внимания. По ЦТО все неблагополучные цвета (серый, коричневый, черный) получили либо мать, либо отец (отчим)- 35% и 65% соответственно.

Анализ результатов проведенной диагностики показал, что причины неэффективных моделей семейного воспитания таковы:

  • Непонимание своеобразия личностного развития ребенка

  • Непринятие детей (несоответствие пола ребенка ожидаемому)

  • Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка

  • Негибкость родителей в отношениях с детьми. Программа коррекционной работы с родителями детей старшего дошкольного возраста имеет цель- помочь родителям понять причинно-следственные связи, влияющие на атмосферу в семье. Именно это понимание, по нашему мнению,- начало психологических изменений в семье, так как только в этом случае мать и отец (отчим) дошкольника смогут успешнее решать возникающие проблемы в воспитании ребенка. Осознание или рефлексия рассматривается в научной литературе как ступень в развитии человека, как способ переосмысления того или иного явления (А.З.Зак, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов и др.) В психолого-педагогических исследованиях показано, что развитие рефлексии способствует успешности педагогической деятельности родителей (О.Л.Зверева и др.) В понятие рефлексии воспитательных приемов мы вкладываем, разделяя точку зрения О.Л.Зверевой, умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих установок на воспитание детей, осуществлять поиск и выбор способов родительского поведения, адекватных способностям ребенка. Такое понимание рефлексии легло в основу построения коррекционной работы с семьями детей с нарушенными межличностными отношениями и эмоциональным неблагополучием.

Работа с родителями осуществлялась в три этапа.

  1. Индивидуальное и дифференцированное общение с каждой семьей.

  2. Групповые встречи-занятия с родителями детей.

  3. Тренинг детско-родительских отношений.


Задачи первого этапа- изучение проблем каждой семьи, установление доверительных отношений с членами семей, их эмоциональное сплочение. На этом этапе коррекционной работы использовались следующие методы:

-включенное наблюдение, беседы с отдельными членами семьи;

-организация совместной деятельности матери, отца(отчима) и ребенка с учетом интересов последнего;

-просмотр и анализ видеофрагментов общения матери и отца (отчима) с ребенком;

-элементы игротерапии;

На втором этапе работы ставилась задача- развивать у родителей осознанное отношение к трудностям в семейном общении. Основной формой работы были групповые встречи с родителями, проходившие 2 раза в месяц. Использовались следующие методы формирования рефлексии у родителей:

-анализ реальных педагогических ситуаций из их опыта;

-анализ собственной воспитательной деятельности;

Задача третьего этапа- устранение четырех выявленных в процессе диагностики неэффективных моделей семейного воспитания. Использовались следующие формы работы:

-тренинговые занятия, на которых родители учились адекватно оценивать использованные ими приемы воспитания и применять гибкие способы общения с ребенком;

-ролевые игры со взрослыми, показывающие возможные пути обогащения детско-родительских отношений;

Элементы арттерапии в работе с детьми и родителями.

Коррекционная работа проводилась в семи семьях воспитанников. В этих семьях воспитываются девять детей дошкольного возраста: в пяти-мальчики (в двух семьях по двое), в двух-девочки. В двух семьях роль отцов на себя взяли отчимы. Достаточный уровень эмоционального самочувствия был отмечен у одного ребенка (с относительной устойчивостью доверительного отношения ребенка к одному или нескольким членам семьи). У четырех детей-средний уровень (ситуативное проявление доверительных отношений к членам семьи или отсутствие таких отношений с противоречивым индифферентным отношением к матери, отцу или отчиму) и у двух детей-низкий уровень. Из общего количества семей, участвующих в эксперименте, ни одна семья не была отнесена к положительно согласованному типу взаимодействия в воспитании. Три семьи были отнесены к ситуативно-согласованному типу, т.е. их родительское взаимодействие отличалось ситуативным, противоречивым характером, четыре семьи- к рассогласованному типу взаимодействия (с низкой степенью сходства в оценках друг друга как воспитателей детей). Три матери нуждались в коррекции эмоционально-аффективной сферы и излишней рационализации чувств. Четырем матерям была необходима эмоциональная поддержка в получении ощущения собственной уверенности, для снятия сомнений в возможных позитивных изменениях в семье. Первоначально они испытывали потребность в одобрении правильности избираемой ими тактики поведения. С этой целью мамы охотно шли на доверительный контакт с психологом. Был установлен один консультативный день в неделю для родителей, испытывающих потребность в индивидуальном общении.

Большое внимание мы уделяли выработке адекватного стиля общения с каждой конкретной семьей, опираясь на схемы по построению группового общения. При этом формировали у родителей такие необходимые характеристики общения:

-равенство психологических позиций («взгляд двух собеседников, направленный в одну сторону»);

-умение «активно слушать», т.е. восприятие жестов, мимики, изменение интонаций голоса, выражение лица, улавливание психологического и семантического подтекста, интуитивное чувствование того, что человек не может или не хочет сказать;

-искренне проникновение в чувства друг друга посредством сокращения эмоциональной дистанции.

Мы с внимание относились к педагогическому опыту самих родителей. Отдельные фрагменты его мы записывали на видео и с их разрешения использовали как учебный материал для анализа способов общения с ребенком.

Эффективным методом коррекционной работы с родителями стала организация взаимодействия взрослого с ребенком. В зависимости от интересов ребенка и родителей мы подбирали разные виды совместной деятельности, затем обсуждали со взрослыми поведение ребенка, его реакции на воздействие взрослого и т.д. Например, мы использовали задания: «Нарисовать совместную картину по заданной теме», «Дорисовать рисунок совместно» и т.д. С помощью этого приема удалось «сломать» неосознанную и искусственно созданную матерью одного воспитанника преграду в его общении с отчимом. В процессе рисования отчим показал себя отзывчивым и увлеченным человеком. В последующих встречах он не без интереса принимал участие в обсуждении рисунков сына, выполненных им на занятиях, в том числе на темы: «Моя семья и я», «Мое плохое и хорошее настроение» и т.д. Так, через организацию совместной деятельности мы показали возможные варианты содержательного общения с ребенком с учетом его интересов и предпочтений.

Большой акцент в работе мы делали на игровое общение взрослого и ребенка. Родители убеждались на своем опыте в эмоциональной насыщенности такого общения. Хотя сначала большинству из них с трудом давалось такое общение, они не включались в игру на равных с детьми, а давали указания, что и как надо делать, куда ставит и т.д. Такой директивный характер игры, естественно, не вызывал отклика со стороны детей, поэтому, мы предложили игры соревновательного характера, с движением. В процессе таких игр («Архитектор», «Иностранцы», «Фигуры») родители учились чувствовать себя в роли партнера по игре, постепенно избавляясь от излишней скованности. Чтобы они могли проанализировать свою манеру общаться с ребенком и способы коммуникации, избираемые при этом, использовалось задание «Совместно придумать названия к картинам»(модификация методики Е.Г.Соколовой). Предлагалось по очереди договариваться о названии картин, затем просили родителей прокомментировать наблюдаемое общение друг с другом. Так, родители Глеба, Ильи и Дениса, понаблюдав со стороны за общением с детьми, с удивлением сделали вывод, что больше поучают их, и это, оказывается легче, чем общаться «на равных». Мы стремились расширить представления родителей о возможностях игры для налаживания эмоциональных отношений с ребенком, познакомить их с играми, которые можно использовать и дома. Учитывая коррекционную роль игры в случаях трудностей в общении и опираясь на разработанные методики М.А.Панфиловой, А.И. Захарова, мы использовали элементы игротерапии в работе с семьями воспитанников. Например, игры «По грибы», «Совместное путешествие» помогли ослабить напряжение, ощущаемое взрослыми и детьми в семьях с рассогласованным родительским взаимодействием.

Упражнение «Рисуем страхи» позволило показать родителям и детям эффективные способы избавления от страхов, тревог, других отрицательных эмоциональных состояний. Предлагалось и детям и родителям нарисовать свой страх, затем обменяться нарисованными страхами и разрезать их на мелкие кусочки. Далее предлагалось убедиться, что собрать страх в первоначальном виде не удается, а значит, он уже никогда не вернется.

В процессе работы с детьми родители овладели практическими приемами оказания помощи ребенку в случаях эмоциональных трудностей при контактах с окружающими людьми. Кроме того, у матерей и отцов (отчимов) появился интерес к детским проблемам, они научились наблюдать за ребенком, отмечать изменения в его настроении. В результате проведенной работы не осталось ни одной семьи с низкой степенью сходства в оценках родителями друг друга как воспитателей ребенка, а две семьи уже можно отнести к положительно согласованному типу взаимодействия в воспитании.

Обсуждение материала
  • Наталья Дулатова
    26 мая 201512:16
    Наталья Дулатова

    Уважаемая Гульнара ! Пожалуйста, оформите материал согласно критериям Требований. (Титульный лист, логотип портала, список литературы, ссылки на источники). Рекомендую Вам внимательно прочитать требования к загружаемым в библиотеку Портала материалам (см. раздел «Справка» http://www.uchmet.ru/library/rules/types/).
    О повторной загрузке файла сообщите в письме.
    С уважением, Дулатова Н.И.

    • Гульнара Хусаинова
      18 июня 201514:37
      Гульнара Хусаинова

      Здравствуйте, Наталья! В связи с тем, что на мой материал есть положительные отзывы, могу ли получить сертификат? И, можно узнать, что я сделала неверно в оформлении, что оказалась недостойной сертификата? Это мой первый опыт в публикации в сети интернет. Раньше обобщала опыт на уровне края очно, имею высшую квалификационную категорию, вроде не в первый раз оформляю документы и статьи (публиковалась в журнале "дошкольное воспитание"). Буду рада, если Вы ответите.

  • Марина Стадник
    7 июня 201513:17
    Марина Стадник

    Очень хороший и актуальный материал, а главное, видна эффективность работы, результативность. Четко выстроен алгоритм работы, представлены формы и методы.. С вашего позволения воспользуюсь.

  • Екатерина Лужникова
    11 июня 201502:33
    Екатерина Лужникова

    Отличный материал, структурированный, выверен алгоритм действий, думаю, будет очень полезен в работе педагога-психолога не только ДОУ, но и школьных психологов. Спасибо за то, что поделились опытом!

  • Алена Дьяченко
    11 июня 201502:52
    Алена Дьяченко

    Согласна с коллегами. Действительно, очень хороший материал. Видна планомерная работа специалиста, этот материал можно использовать в своей работе, у меня похожие проблемы с детьми и родителями в детском саду. Обязательно воспользуюсь с позволения автора. Я на портале новичок, и сразу нашла такой ценный материал, отличный портал для педагогов и психологов!!!! Не понятно только, почему рейтинг материала -одна звезда, хотела отметить все пять звезд, не получилось. Может, что-то не так делаю?

  • Светлана Ильченко
    17 июня 201510:48
    Светлана Ильченко

    Хороший материал! Обязательно использую в своей работе. Не надо "рыться" в литературе, все доступно, понятно и главное, результативно описано! Спасибо автору!

  • Мария Евстахиева
    18 июня 201514:18
    Мария Евстахиева

    Коллеги, согласна на все сто!!!!Материал отличный! Можно использовать в своей работе. Отличный портал, сразу нашла то,что нужно. Спасибо!

  • Наталья Дулатова
    19 июня 201507:49
    Наталья Дулатова

    Уважаемая Гульнара! На портале Учмет существуют требования к размещаемым работам. Вы их можете найти в разделе Справка, как то: логотип портала, ссылки на источники. При невыполнении данных условий, работа размещается без выдачи сертифката. Поэтому в данном случае речь идет не о содержании вашей работы. О дальнейшем решении вашего вопроса, вы можете обратиться к редактору портала. С уважением, Дулатова Н.И.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru