В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа развивающих игр-занятий "Давайте жить дружно"

Программа развивающих игр-занятий "Давайте жить дружно"

Анна Красноперова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 8625
Краткое описание
Программа  предназначена для детей  старшего дошкольного возраста,  рассчитана на два  года, общее число игр-занятий: 33;  является готовым инструментом практической работы для педагогов-психологов, сталкивающихся с подобной проблемой.
Цель программы – социализация агрессии детей старшего дошкольного возраста.
Программа  состоит из трех блоков. Каждый блок включает   четыре раздела, объединенных общей тематикой.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
программа_Давайте_жить_дружно_.docx Скачать


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 42


Управление образования г. Сарапул














Автор: педагог-психолог

1 квалификационной категории

МБДОУ д/с № 42 г. Сарапул

Удмуртская Республика

Красноперова Анна Валерьевна





Содержание


  1. Пояснительная записка


  1. Суть новизны


  1. Цель, задачи, ожидаемый результат


  1. Принципы


  1. Содержание программы


  1. Организация условий для повышения эмоционального комфорта и развития у детей способности выражать агрессию конструктивным способом


  1. Критерии измерения результатов и методы отслеживания эффективности программы


  1. Методы работы


  1. Приложение











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Только за последние пять лет появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования:

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования- (2009 г.)

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) - (2013 г.)

С введением в действие ФГОС ДО выделяется такая образовательная область, как «Социально-коммуникативное развитие», содержание которой направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

В соответствии с ФГОС ДО создан новый социальный портрет ребенка 7 лет, состоящий из целевых ориентиров, один из которых:

-«…ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками…»

Необходимым условием реализации ФГОС ДО является психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.

Непосредственно выполняя функциональные обязанности психолога, я столкнулась с трудностями, которые испытывают взрослые (родители и педагоги) в процессе взаимодействия с детьми, имеющими отклонения в поведении. Одним из часто встречающихся вопросов родителей и педагогов был: Что делать? Ребенок неуправляем и агрессивен. Или: Как вести себя в ситуации драки, конфликта между детьми? Каким путем корректировать поведение ребенка и реабилитировать его перед сверстниками и в глазах родителей?

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем для современного общества. Актуальность проблемы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет.

Агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе, так как сужаются возможности полноценной коммуникации, следовательно, снижается продуктивный потенциал ребенка и деформируется его личностное развитие. Ведь именно в общении происходит полноценное личностное развитие ребенка.

Если ребенок не научится регулировать свою природную агрессию, то это может стать причиной серьезных проблем в его дальнейшей жизни. Поэтому, задача взрослых научить ребенка контролировать свою агрессию и выражать собственные агрессивные импульсы в социально приемлемой форме. При этом важно уделять этой проблеме пристальное внимание именно в старшем дошкольном возрасте. Поскольку на этом возрастном этапе закладываются основные этические нормы, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и другому.

Программа развивающих игр-занятий «Давайте жить дружно!» предназначена для детей старшего дошкольного возраста, рассчитана на два года, общее число игр-занятий: 33

Продолжительность игр-занятий – 25-35 минут (в зависимости от возраста детей)

С детьми, нуждающимися в коррекции социально – эмоциональной сферы, дополнительно проводится индивидуальная работа.

Структура игр- занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основное упражнение. Завершает игру-занятие итоговая беседа с элементами рефлексии, релаксационное упражнение и ритуал прощание (при необходимости рефлексия проводится после выполнения конкретного упражнения).

Программа вариативна. Возможность некоторого ее видоизменения выражается в том, что педагог-психолог может заменять игры и упражнения, либо использовать дополнительные, в зависимости от специфики группы.

Разработанная программа является готовым инструментом практической работы для педагогов-психологов, сталкивающихся с подобной проблемой.



Программа реализуется по четырем направлениям:

- работа с чувствами - развитие способности осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию к окружающим;

- работа с гневом – усвоение общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева;

- обучение самоконтролю – формирование навыка владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;

- привитие конструктивных навыков общения – усвоение адекватных поведенческих реакций в проблемной ситуации, способов выхода из конфликта.

Реализовать работу по социализации агрессии детей старшего дошкольного возраста помогает развивающая среда в детском саду и группе. В детском саду оборудована комната психологической разгрузки и в каждой группе детей дошкольного возраста – центр психологической разгрузки, развивающая среда которых организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность в любое время уединиться и расслабиться, снять напряжение, дать выход деструктивной энергии и справиться с отрицательными эмоциями, направляя их в новое рациональное русло. Содержание комнаты и центров психологической разгрузки периодически изменяется, постоянно обогащается, помогает ребенку поверить в свои силы, научиться взаимодействовать со сверстниками и педагогом, понимать и оценивать их чувства и поступки.







СУТЬ НОВИЗНЫ

В программе «Давайте жить дружно!» обобщены и интегрированы в единую структуру техники и приемы социализации агрессии детей старшего дошкольного возраста, представляющие разные психологические школы: бихевиористическую (поведенческую), позитивную психотерапию, отечественную гуманистическую школу. Программа обладает четкой структурой и содержанием игр-занятий, удобным для организации психолого-педагогической работы, содержит конспекты игр- занятий, методы и критерии мониторинга, раскрывает содержание комфортной развивающей среды для коррекции эмоциональных трудностей (агрессивности) и развития дружеских отношений среди детей старшего дошкольного возраста.


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Социализация агрессии детей старшего дошкольного возраста.


ЗАДАЧИ:

  1. Создание условий для социализации агрессии детей старшего дошкольного возраста.

  2. Усвоение азбуки выражения эмоций.

  3. Коррекция проявления эмоциональных трудностей (агрессивности).

  4. Развитие волевой саморегуляции

  5. Развитие дружеских отношений через тренинг социальных навыков.

  6. Повышение социометрического статуса детей.














ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:


  1. В детском саду оборудована комната психологической разгрузки и групповые центры психологической разгрузки.

  2. У 85% детей сформировано интегративное качество «Эмоционально-отзывчивый» на высоком уровне.

  3. У 50% детей снизился уровень агрессивности

  4. У 70% детей сформировано интегративное качество «Способный управлять своим поведением» на высоком уровне.

  5. У 90% детей сформировано интегративное качество « Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» - на высоком уровне. У 60% детей сформировано интегративное качество «Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» - на высоком уровне.

  6. 40% детей повысили свой социометрический статус в группе сверстников.
















2 БЛОК

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ

1 БЛОК

ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ ЭМОЦИЙ







1 РАЗДЕЛ

СНЯТИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ

1 РАЗДЕЛ

ОВЛАДЕНИЕ МИМИКОЙ



2 РАЗДЕЛ

ПРЕОДОЛЕНИЕ ИМПУЛЬСИВНОСТИ


2 РАЗДЕЛ

ОВЛАДЕНИЕ ПАНТОМИМИКОЙ



3 РАЗДЕЛ

СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ В ОБЩЕНИИ

3 РАЗДЕЛ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ




4 РАЗДЕЛ

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ВЫРАЖАТЬ ГНЕВ КОНСТРУКТИВНО

4 РАЗДЕЛ

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ В ВЫРАЖЕНИИ ЭМОЦИЙ





СИСТЕМА РАБОТЫ






3 БЛОК

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ






1 РАЗДЕЛ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СОТРУДНИЧЕСТВА



2 РАЗДЕЛ

ОВЛАДЕНИЕ ВЕРБАЛЬНЫМИ И НЕВЕРБАЛЬНЫМИ

КОММУНИКАТИВНЫМИ НАВЫКАМИ



3 РАЗДЕЛ

СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ В ОБЩЕНИИ



4 РАЗДЕЛ

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из трех блоков. Каждый блок включает четыре раздела, объединенных общей тематикой.

ПЕРВЫЙ БЛОК «ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ ЭМОЦИЙ»

1-й раздел. Овладение мимикой.

Задачи:

  1. Развивать способность определять свое эмоциональное состояние и окружающих по схематическим изображениям.

  2. Формировать умение выражать свое эмоциональное состояние в рисунке.

  3. Развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции.

  4. Закреплять умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики.

2-й раздел. Овладение пантомимикой.

Задачи:

  1. Развивать способность определять эмоциональное состояние по пантомимике.

  2. Развивать эмоциональную экспрессию, способность с помощью жестов выражать внутренние переживания.


3-й раздел. Закрепление положительных эмоций.

Задачи:

  1. Формировать умение находить способы улучшения настроения.

  2. Развивать способность передавать свое настроение с помощью изобразительных средств.

  3. Способствовать повышению положительного эмоционального тонуса.


4-й раздел. Развитие навыков произвольности в выражении эмоций.

Задачи:

  1. Способствовать открытому проявлению эмоций различными социально – приемлемыми способами.

  2. Развивать способность владеть чувствами.


СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО БЛОКА

Игра-занятие «Радость»

Цель: Развивать способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, соотносить схематические изображения эмоций с цветовыми карточками.

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Мотивация -Предъявление сюжетной картины «Радость»

  3. Беседа –определение эмоционального состояния картины

  4. Работа с пиктограммами в парах «Радость»

  5. Мимический этюд «Радость»

  6. Рисование на тему: «Радость»

  7. Беседа подведение итогов с рефлексией

  8. Ритуал «Прощание»


Игра-занятие «Страх»

Цель: Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, закреплять умение определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям- пиктограммам

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Мотивация - Предъявление сюжетной картины «Страх»

  3. Чтение (рассказ) сказочного эпизода по теме: «Страх»

  4. Работа с пиктограммами «Страх»

  5. Мимический этюд «Страх»

  6. Рисование на тему: «Мой страх»

  7. Беседа подведение итогов с рефлексией

  8. Ритуал «Прощание»



Игра-занятие «Удивление»

Цель: Формирование у детей позитивного отношения к своим эмоциям и чувствам и их гуманного выражения. Развитие умения распознавания настроения окружающих.

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Чтение отрывка из стихотворения «Рассеянный с улицы Бассейной»

  3. Мимический этюд «Удивление» - Брови и верхние веки приподнимаются.

  4. Работа с пиктограммами в парах «Сложи пиктограмму удивленного лица»

  5. Рисование на тему: «Удивление»

  6. Беседа подведение итогов с рефлексией

  7. Ритуал «Прощание»


Игра-занятие «Гнев (Злость)»

Цель: Помочь детям осознать чувства гнева (злости) и действия, которые могут быть с ними связаны, усвоить способы снятия напряжения.

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Мотивация - Предъявление сюжетной картины «Гнев»

  3. Беседа –определение эмоционального состояния картины

  4. Работа с пиктограммами «Гнев»

  5. Мимический и пантомический этюд «Злость»

  6. Рисование на тему: «Гнев, злость»

  7. Беседа подведение итогов с рефлексией

  8. Ритуал «Прощание»







Игра-занятие «Эмоции и настроение»

Цель: Развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Игровое упражнение «Паутина добрых слов».

  3. Игровое упражнение «Тренируем эмоции».

  4. Чтение отрывка из стихотворения Н. Найденовой «Ничего тебе не дам»

  5. Работа с «Пиктограммами» в парах.

  6. Беседа-подведение итогов с рефлексией

  7. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

  8. Ритуал «Прощание»


Игра-занятие «Наши чувства и действия»


Цель: Усвоение способов снятия своего напряжения, сублимации негативных эмоций с помощью рисования и чтения веселых историй.

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Проблемная ситуация - Незнайка приносит детям смешные фигурки, вылепленные из пластилина, и предлагает угадать, кого слепила его подружка

  3. Чтение стихотворения «Девочка и пластилин» Н. Матвеева

  4. Совместное обсуждение проблемной ситуации

  5. Беседа на тему: «Когда мне бывает плохо»

  6. Рисование на тему: «Веселый клоун и нарядная кукла» (с помощью приготовленных заранее пиктограмм)

  7. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

  8. Беседа-подведение итогов с рефлексией

  9. Ритуал «Прощание»




Игра-занятие «Калейдоскоп эмоций»


Цель: Развивать способность определять эмоциональное состояние по пантомимике, развивать способность с помощью жестов выражать внутренние переживания

План:

1. Ритуал «Приветствие»

2. Игровое упражнение «То, что я люблю делать»

3. Игровое упражнение «Из семечка – в дерево»

4. Пантомические этюды «Наши эмоции»

5. Беседа – подведение итогов с рефлексией

6. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

7. Ритуал «Прощание»


Игра-занятие « Встреча с Дюймовочкой» (с элементами психогимнастики)

Цель: Развивать способность выразительно двигаться, снимать эмоциональное напряжения, усвоение приема релаксации.

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Мотивация (загадка о Дюймовочке)

  3. Психогимнастика

  4. Тренинг эмоций (эмоция отвращения)

  5. Этюд на выражение принятия и неприятия другого человека

  6. Игра «Добрый жук»

  7. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

  8. Ритуал «Прощание»






Игра-занятие «Невербальные средства общения»

Цель: Развивать невербальные средства общения, умение выражать свои эмоции невербально.

План:

1. Ритуал «Приветствие»

2. Игровое упражнение «Колдун»

3. Игровое упражнение «Оживлялки»

4. Тренинг эмоций ( «Робость»)

5. Беседа – подведение итогов с рефлексией

6. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

7. Ритуал «Прощание»



Игра-занятие «Эмоции и музыка»

Цель: Способствовать открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами и с помощью музыкальных инструментов.

План:

1. Ритуал «Приветствие»

2. Игровое упражнение «Мирные и воинственные»

3. Игровое упражнение «Музыкальная загадка»

4. Тренинг эмоций («Стыд»)

5. Рефлексия

6. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

7. Ритуал «Прощание»








Игра-занятие «В кукольном театре» (с элементами психогимнастики)

Цель: Развивать способность выразительно двигаться, снимать эмоциональное напряжения, усвоение приема релаксации.

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

2. Мотивация (Хотите попасть в кукольный театр? Тогда возьмемся за руки и пойдем в сказочный мир кукольного театра – ходьба змейкой под музыку «Сказочная страна»)

3. Психогимнастика

4. Тренинг эмоций (злость, доброта, хитрость)

5. Этюд на выражение терпения, мудрости, вежливости

6. Рефлексия

7. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

8. Ритуал «Прощание»



Игра-занятие «Сказка о волшебном городе» (с элементами сказкотерапии)

Цель: Обсудить сказку и за счет переноса ситуации в реальность снизить тревожность детей.

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Чтение сказки «Сказка о волшебном городе»

  3. Обсуждение поступков героев

  4. Связь с реальностью (каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок)

  5. Беседа – подведение итогов с рефлексией

  6. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

  7. Ритуал «Прощание»





Игра-занятие «Прогулка в летний лес» (с элементами психогимнастики)

Цель: Развивать способность выразительно двигаться, снимать эмоциональное напряжения, усвоение приема релаксации.


План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Мотивация, разминка

  3. Психогимнастика

  4. Тренинг эмоций («Хваставство», «Скромность») со сменой ролей

  5. Рефлексия

  6. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

  7. Ритуал «Прощание»



















ВТОРОЙ БЛОК «КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ»


1-й раздел. Снятие вербальной агрессии.

Задачи:

  1. Формировать необходимость соблюдения правил общения.

  2. Предоставить детям возможность проявлять свои негативные чувства.

  3. Развивать способность выражать агрессию социально приемлемыми способами.


2-й раздел. Преодоление импульсивности.

Задачи:

  1. Развивать произвольность поведения (коррекция импульсивности и гиперактивности).

  2. Помогать снимать напряженность и невротические состояния.


3-й раздел. Снятие конфликтности в общении.

Задачи:

  1. Развивать способность понимать причины, приводящие к конфликту.

  2. Формировать умение находить правильный выход из конфликтных ситуаций.

  3. Развивать чувство групповой сплоченности.


4-й раздел. Формирование умения контролировать свое поведение.

Задачи:

  1. Формировать умение адекватно реагировать на поведение других людей.

  2. Помочь осознать, что физическое воздействие может быть не только актом агрессии, но и способом дружеского контакта.

  3. Развивать способность находить нужные решения в различных ситуациях.





СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО БЛОКА

Игра-занятие «Учимся справляться с чувством протеста»

Цель: Осознать протест как механизм защиты

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Проблемная ситуация:

Незнайка рассказывает о ссоре со своими друзьями. Он решил, что лучше останется один, чем попросит прощения. Обиделся Незнайка на то, что друзья не дали ему сделать первый ход, а ему очень хотелось.

  1. Совместное обсуждение проблемной ситуации

  2. Беседа «Хорошо ли быть одному?» (Обобщение суждений детей и обучение навыкам самопомощи)

  3. Игра «Я – король!»

  4. Рефлексия

  5. Релаксационное упражнение «Небо»

  6. Ритуал «Прощание»

Игра-занятие «Учимся справляться с чувством обиды»


Цель: Помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним, формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды, развивать способность выражать негативные чувства в безопасной, символической форме.

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Проблемная ситуация:

У Незнайки испорчено настроение – его обидел Знайка. Предлагаем выяснить причину на примере стихотворения «Кто кого обидел первым?» В. Орлова.

  1. Совместное обсуждение проблемной ситуации

  2. Беседа на тему: «Что такое обида?»

  3. Этюд « Обида»

Вопросы: Что вы чувствовали, когда были в роли обидчика? Что вам хотелось сделать? Что вы чувствовали, когда были в роли обиженного? Что вам хотелось сделать?

  1. Игровое упражнение «Воздушный шарик»

  2. Релаксационное упражнение «Небо»

  3. Ритуал «Прощание»


Игра-занятие «Можно ли справиться со злом?»

Цель: Формирование осознания последствий агрессивных способов защиты, обучение способам снятия напряжения, воспитание внимательного и доброжелательного отношения к окружающим людям.

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Проблемная ситуация:

Друг (подруга) забыл вернуть книгу (игрушку), которая тебе срочно нужна. На следующий день ты его встречаешь и говоришь….. Что ты скажешь в этой ситуации?

  1. Совместное обсуждение проблемной ситуации (подвести к выводу о том, что злость вызывает только злость)

  2. Беседа «Как побороть зло и стать добрее?»

  3. Конкурс художников (дети делятся на две команды. Им предлагается черно-белое изображение злого персонажа, которого они, пририсовывая, дорисовывая детали, используя разные цвета, должны превратить в доброго персонажа.)

  4. Беседа – подведение итогов с рефлексией

  5. Релаксационное упражнение «Небо»

  6. Ритуал «Прощание»





Игра-занятие «Когда опасен гнев?»

Цель: Помочь детям в осознании функций гнева и способов его выражения, в усвоении конструктивных замещающих реакциий.

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Проблемная ситуация – Незнайка поссорился с Винтиком.

  3. Беседа на тему «Почему человек злится?»

  4. Тренинговое упражнение «Сердитая старуха» (Эпизод встречи старика и старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина)

  5. Обсуждение: вопросы-

  • Что ты чувствовал, побывав в роли «старика»?

  • Что ты чувствовал побывав в роли «старухи»?

  • Хотелось бы вам в реальной жизни испытать такие переживания? Почему?

  1. Игра на снятие напряженности «Дракон кусает свой хвост»

  2. Беседа –подведение итогов с рефлексией

  3. Релаксационное упражнение «Небо»

  4. Ритуал «Прощание»


Игра-занятие «Управление агрессией»

Цель: Предоставить возможность проявлять агрессию, постепенно сводя ее на нет, предоставить возможность проявить агрессию в адекватной форме.

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

2. Игровое упражнение «Крепость»

3. Игровое упражнение «Волшебные превращения»

4. Беседа «Можно ли управлять своей агрессией?»

5. Рефлексия

6. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

7. Ритуал «Прощание»




Игра-занятие «Цирк» (с элементами психогимнастики)

Цель: Развивать способность выразительно двигаться, снимать эмоциональное напряжения, усвоение приема релаксации.

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Разминка

  3. Психогимнастика

  4. Тренинг эмоций (обида, хвастовство)

  5. «Круг общения» (рефлексия)

  6. Релаксационное упражнение «Небо»

  7. Ритуал «Прощание»


Игра-занятие «Уходи, злость»

Цель: Помочь усвоить приемлемые, безопасные способы разрядки гнева и агрессии

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Беседа в кругу «Плохие и хорошие эмоции»

  3. Работа с пиктограммами в парах «Составь из карточек динамику агрессии»

  4. Этюд на выражение злости, обиды «Фотовыставка»

  5. Игра «Уходи, злость!»

  6. Тренинг Эмоций «Ух, как я зол!, Пушистый котенок!»

  7. Игра «Колодец»

  8. Релаксационное упражнение «Пушинка»

  9. Ритуал «Прощание»







Игра-занятие «Проблемные ситуации»

Цель: Формирование умений находить правильный выход из конфликтных ситуаций.

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

2. Беседа в кругу «Ссора» (проблемная ситуация, произошедшая в группе)

3. Обсуждение проблемной ситуации и нахождение выходов из проблемной ситуации.

4. Этюд с содержанием проблемной ситуации (разыгрывание этой проблемной ситуации)

5. Беседа – подведение итогов с рефлексией

6. Релаксационное упражнение «Небо»

7. Ритуал «Приветствие»



Игра-занятие «Ссора»

Цель: Знакомство с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствование их усвоению и использованию в поведении.

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Чтение стихотворения «Поссорились» А. Кузнецовой

  3. Обсуждение и нахождение конструктивного способа решения конфликтной ситуации

  4. Этюд с содержанием конфликтной ситуации (разыгрывание конфликтной ситуации по стихотворению)

  5. Беседа – подведение итогов с рефлексией

  6. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

  7. Ритуал «Прощание»



Игра-занятие «Примирение»

Цель: Развитие способности ненасильственного способа решения конфликтных ситуаций

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Беседа в кругу «Око за око, глаз за глаз»

  3. Этюд с содержанием конфликтной ситуации (дети разыгрывают ссору между телевизионными героями Филей и Хрюшей, с проявлением обиды и злости.

  4. Обсуждение ситуации и нахождение вариантов способов примирения

  5. Этюд «Примирение» (дети разыгрывают примирение между телевизионными героями)

  6. Беседа – подведение итогов с рефлексией

  7. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

  8. Ритуал «Прощание»



Игра-занятие «Коврик мира»


Цель: Помочь усвоить стратегию переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе.

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Беседа «О чем спорите друг с другом?»

  3. Игра «Коврик мира» ( с использованием приготовленного заранее пособия)

  4. Совместное рисование на тему: «Раскрасим наш коврик мира»

  5. Беседа – подведение итогов с рефлексией

  6. Релаксационное упражнение «Пушинка»

  7. Ритуал «Прощание»




Игра-занятие « Волк, лиса и медведь» (с элементами сказкотерапии)

Цель: При обсуждении сказки обратить внимание на взаимоотношения героев, их личностные качества и поступки. Помочь осознать, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед ребенком жизненный урок.

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Чтение сказки «Волк, лиса и медведь»

  3. Обсуждение поступков героев

  4. Связь с реальностью (каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок)

  5. Рефлексия

  6. Релаксационное упражнение «Небо»

  7. Ритуал «Прощание»


Игра-занятие «Всегда ли мы правильно поступаем?»

Цель: Формирование осознания последствий реакции замещения в конфликтных или напряженных ситуациях.

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Проблемная ситуация – Незнайка споткнулся об камень. Ему стало больно. В это время к нему подбежал котенок, и Незнайка пнул его ногой.

  3. Совместное обсуждение проблемной ситуации

  4. Рисование на тему: «Состояние человека, незаслуженно обидевшего кого-либо»

  5. Беседа-подведение итогов с рефлексией

  6. Релаксационное упражнение «Небо»

  7. Ритуал «Прощание»





ТРЕТИЙ БЛОК «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ»


1-й раздел. Развитие навыков сотрудничества.

Задачи:

  1. Формировать умение сотрудничать с другими детьми.

  2. Развивать чувство групповой сплоченности.



2-й раздел. Овладение вербальными и невербальными коммуникативными навыками.

Задачи:

  1. Закреплять коммуникативные навыки, используя вербальные и невербальные средства общения.

  2. Формировать умение входить в контакт со сверстниками, преодолевать застенчивость.


3-й раздел. Развитие рефлексии и эмпатии.

Задачи:

  1. Побуждать к проявлению эмпатии по отношению к окружающим.

  2. Способствовать развитию рефлексии.



4-й раздел. Формирование умения контролировать свое поведение.

Задачи:

  1. Укреплять положительные взаимоотношения между детьми.

  2. Формировать умения действовать с учетом потребностей и интересов других людей.




СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬЕГО БЛОКА


Игра-занятие с элементами игротерапии

Цель: Помочь усвоить различные тактильные взаимодействия. Развитие групповой сплоченности.

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Игра «Прорви круг»

  3. Игровое упражнение «Пошли письмо»

  4. Игровое упражнение «Путаница»

  5. Рефлексия

  6. Релаксационное упражнение «Небо»

  7. Ритуал «Прощание»



Игра-занятие с элементами сказкотерапии «О чайке и рыбке»

Цель: При обсуждении сказки обратить внимание на взаимоотношения героев, их личностные качества и поступки. Помочь осознать, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед ребенком жизненный урок.

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Чтение сказки «О чайке и рыбке»

  3. Обсуждение поступков героев

  4. Связь с реальностью (каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок)

  5. Рефлексия

  6. Релаксационное упражнение «Небо»

  7. Ритуал «Прощание»




Игра-занятие с элементами игротерапии

Цель: Развивать навык налаживания дружеских взаимоотношений

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Игровое упражнение «Попроси игрушку»

  3. Беседа «Настоящий друг»

  4. Игровое упражнение «Хороший друг»

  5. Рефлексия

  6. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

  7. Ритуал «Прощание»



Игра-занятие с элементами игротерапии

Цель: Развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми

План:

1. Ритуал «Приветствие»

2. Игровое упражнение «Ты мне нравишься»

3. Беседа «Приятно говорить комплементы»

4. Игровое упражнение «Комплементы»

5. Рефлексия

6. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

7. Ритуал «Прощание»









Игра-занятие с элементами игротерапии

Цель: Развитие эмпативных и рефлексивных способностей, получение обратной связи

План:

1. Ритуал «Приветствие»

2. Беседа «Помоги другу»

3. Игровое упражнение «Сотворение чуда», Игровое упражнение «Ассоциации»

4. Рефлексия

5. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

6. Ритуал «Прощание»


Игра-занятие «Умей понять»

Цель: Способствовать развитию эмпатии и рефлексии. Формировать оценочное отношение к поступкам (своим и других людей)

План:

  1. Ритуал «Приветствие»

  2. Мотивация (письмо)

  3. Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка» и обсуждение поступков героя

  4. Игра «Шаги правды», Игра «Кто ты?»

  5. Рефлексия

  6. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

  7. Ритуал «Прощание»

Игра – занятие с элементами игротерапии

Цель: Совершенствование навыков межличностной коммуникации. Развитие умения договариваться, работать в команде

План:

1. Ритуал «Приветствие»

2. Игровое упражнение «Войди в круг – выйти из круга», «Небоскреб»

3. Рефлексия

4. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

5. Ритуал «Прощание»

ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА И РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СПОСОБНОСТИ ВЫРАЖАТЬ АГРЕССИЮ КОНСТРУКТИВНЫМ СПОСОБОМ.

Для повышения эмоционального комфорта и развития у детей способности выражать агрессию в детском саду оборудована комната психологической разгрузки и в каждой группе детей дошкольного возраста – центр психологической разгрузки.

Комната психологической разгрузки оборудована мягкими покрытиями, пуфиками, сухим бассейном с шарами, сухие бассейны малые с речным песком, фасолью, мелкими камушками, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции (Сенсорный шатер), декоративный фонтан, установка для ароматерапии и библиотека с функциональной музыкой служат релаксации. Оснащение комнаты комплексно воздействует на все органы чувств, что в свою очередь способствует расслаблению, снижению утомляемости, развитию устойчивости к стрессовым ситуациям. Преобладание в интерьере зеленого и голубого цвета успокаивает нервную систему, а создание иллюзии пребывания на природе, т.е. использование пейзажей, вызывает положительные эмоции.

Ребенок, лежа в бассейне, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.

Яркие, разные по фактуре полосы сенсорного шатра привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.

«Звездное небо» завораживает эффектом мерцания с плавным изменением цветов. Летящая комета и разноцветные звездочки переносят ребенка в далекий космос, в мир неведомых звезд и планет. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.

Вертикальный аквариум в виде прозрачной колонны с подсветкой, где неспешно двигаются верх и вниз разноцветные пластмассовые рыбки, сопровождаемые потоком воздушных пузырьков - это не просто красивая декорация. С его помощью у детей закрепляются названия цветов. На примере рыбок можно проводить упражнения на релаксацию: рыбки поднимаются – мы напрягаемся, опускаются – мышцы расслабляются.

Содержание центра психологической разгрузки в группах

Центр психологической разгрузки оборудован в группе для того, чтобы

ребенок имел возможность в любое время уединиться и:

а) расслабиться;

б) снять напряжение;

в) дать выход деструктивной энергии;

г) справиться с отрицательными эмоциями, направляя их в новое рациональное русло.

1. «Мешочек со злостью»

Цель: развивать способность справляться с отрицательными эмоциями и, не подавляя их, направлять в новое, рациональное русло.

Взрослый показывает ребенку мешочек и объясняет, что этот мешочек не простой, а волшебный: все плохое, что накопится на душе, можно класть именно в него. После этого ставиться обязательное условие: злиться, визжать и кричать можно только в этот мешочек. После этого мешочек завязывается, и отрицательные эмоции остаются в нем.

2. «Подушка для пинаний» Этот игровой прием помогает справиться с гневом особенно тем детям, которые, разозлясь, склонны реагировать, прежде всего, физически (сразу дерутся, толкаются и т.д.) Заведите такому ребенку подушку для пинания. Пусть эта небольшая подушка, которую ребенок сможет пинать, бросать, колотить, когда почувствует себя сильно рассерженным. После того как ему удастся выпустить пар таким способом, можно перейти к другим средствам решения проблемной ситуации.

Примечание: Аналогом подушки могут стать надувной молоток, которым можно бить по стенам, по полу или боксерская груша, которая поможет избавиться от накопившего гнева.




  1. Чистые листы бумаги, краски, кисти, цветные карандаши, фломастеры, пластилин

«Нарисуй свой гнев»

Цель: дать возможность ребенку выместить свой гнев в рисунке и при желании сделать с ним все, что он хочет.

«Недружеский шарж»

Этот игровой прием поможет ребенку более достойно выйти из ситуации, когда он сильно рассержен и «выливает свои чувства на того, кто его обидел, крича, ругаясь, толкаясь и.т.д. Постарайтесь увести ребенка в другую комнату, чтобы он не видел того, кто его обидел и разозлил, и предложите ему нарисовать карикатуру на этого человека. Сначала лучше показать образец, какой может быть карикатура, чтобы ребенок понял, что не нужно стараться изобразить оригинал в точности, а, напротив, можно исказить яркие черты или просто нарисовать человека таким, каким видит в данный момент. Когда рисунок будет нарисован, предложите ребенку подписать его так, как ему хочется и сделать с ним все, что ему хочется.

  1. Газеты, журналы для упражнения

«Рвакля»

Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии

Предложить ребенку рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину.

5. Магнитофон с аудиозаписями для релаксации.

6. Клубок ниток

«Клубочек»

Расшалившемуся ребенку предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубочка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинают сматывать его, так сразу же и успокаиваются.

7. «Коврик мира» Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их, обсуждением проблемы друг с другом.

8. Игрушка «Шептун» Такой игрушке ребенок может рассказать о своих мечтах и желаниях или страшный сон, с которой можно поделиться своей обидой, проблемой или радостью.

9. Фотоколлажи «Калейдоскоп эмоций» с использованием фотографий, где дети или члены их семей проявляют свои эмоции в различных ситуациях, с использованием художественного оформления (стихов, вырезок из газет и т.д.)

10. Коллаж «Самая дружная группа»

Коллаж с изображением детей группы с использованием природного и бросового материала (фантики, шнурочки, крышечки, ткань, бумага и.т.д.).
























Критерии измерения результата и

методы отслеживания эффективности программы

Так как в соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры, как результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования не подлежит непосредственной оценке, то для отслеживания эффективности программы «Давайте жить дружно!» осуществляется мониторинг психологических критериев, таких как агрессивность и социометрический статус, а также сформированность интегративных качеств.


Критерий «Агрессивность»


Методы мониторинга:


  1. Структурированное наблюдение (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.)

Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения

Фрагменты:

1. Рассерженный «впадает в бешенство».

2. Держится в дали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем то подозревается.

3. Ведет себя подобно «настороженному животному».

4. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога.

5. Рассказывает фантастические, вымышленные истории с элементами насилия.

6. В ответ на приветствие выражает злость или подозрительность.

7. Портит общественную и личную собственность.

8. Негативно относится к замечаниям.

9. Раз или два был замечен в воровстве сладостей, ценных предметов.

10. «Дикий взгляд». Смотрит исподлобья.

11. Очень непослушен, не соблюдает дисциплины.

12. Кричит, угрожает, оскорбляет.

13. Ведет себя непристойно.

14. «Играет героя», особенно когда ему делают замечание.

15. Подражает хулиганским проделкам других.

16. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

17. Пристает к более слабым.

18. Дерется не соответствующим образом

Инструкция. В ответах следует проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).

Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).


  1. Метод экспертных оценок- Воспитателям и специалистам предлагается оценить детей по каждому из предложенных критериев по пятибалльной системе.

Критерии

Экспертная оценка

Критерии

Спокойный

1 2 3 4 5

Возбужденный

Добродушный

1 2 3 4 5

Злобный

Пассивный

1 2 3 4 5

Активный

Уравновешенный

1 2 3 4 5

Раздражительный, вспыльчивый

Доверчивый

1 2 3 4 5

Подозрительный

Миролюбивый

1 2 3 4 5

Агрессивный

Доброжелательный

1 2 3 4 5

Враждебный

Ласковый

1 2 3 4 5

Грубый


Высокий уровень агрессивности- 3,4-5 баллов

Средний уровень агрессивности – 2,6-3,3 балла

Низкий уровень агрессивности – 1- 2,5 балла


  1. Тест руки (Handtest) (Автор Вагнер Э.) – Проективный тест руки содержит девять изображений руки и десятая карточка пустая. Детям последовательно предлагают десять карточек, одна за другой, причем последовательность и положение, в котором они даются стандартны. При этом задают вопрос: «Что, по твоему мнению, делает эта рука?» Что касается десятой карточки, то ребенку предлагают представить себе руку, а потом описать, что эта воображаемая рука может делать.


Низкая агрессивность - дети уравновешенны, вспышки гнева возникают редко и носят защитный характер (средний балл по итогам экспертной оценки, структурированного наблюдения и проективного теста Тест руки (Handtest) - 1-6 баллов).

Средняя агрессивность - дети негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым, отказываются выполнять просьбы взрослого, мнительны и раздражительны, склонны винить других в своих ошибках и неудачах (средний балл по итогам экспертной оценки, структурированного наблюдения и проективного теста Тест руки (Handtest) - 7-14 баллов).

Высокая агрессивность – дети часто рассказывают истории с элементами насилия, портят вещи других и общественную собственность, часто спорят и ссорятся с окружающими, могут намеренно вызвать у другого чувство злости и раздражения, часто теряют контроль над собой, не способны забыть об обиде, не отплатив (средний балл по итогам экспертной оценки, структурированного наблюдения и проективного теста Тест руки (Handtest) - 15-20 баллов).

Критерий «Социометрический статус»

Методика «Выбор в действии» (Я.Л. Коломинский) Ребенку предлагается одарить трех наиболее предпочитаемых ему сверстников и высказать предположение, кому он не хотел бы подарить подарок и почему. Еще одной из причин проявления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность своим статусом в группе сверстников, особенно, если ему присуще стремление к лидерству.

Уровни:

Ребенок, получивший 6 и более положительных выборов, имеет статус «Лидер»

Ребенок, получивший 4-5 положительных выбора, имеет статус «предпочитаемый»

Ребенок, получивший 2-3 положительных выбора, имеет статус «принимаемый»

Ребенок, получивший 1 положительный выбор, имеет статус «отверженный»

Критерий «Сформированность интегративного качества

«Эмоционально-отзывчивый»

Метод мониторинга:

  1. Наблюдение для выявления эмоционального отклика в реальном взаимодействии и в процессе сопереживания персонажам сказок, историй, рассказов.

Наблюдение проводится в естественных ситуациях взаимодействия ребенка со сверстниками и за особенностями сопереживания персонажам литературных произведений. Фиксируется частота и устойчивость проявления эмоционального отклика.

Критерии наблюдения:

  1. Особенности эмоционального отклика на неблагополучное (благополучное) эмоциональное состояние другого (персонажа):

- самостоятельно замечает, выделяет, дифференцирует чувства и эмоции другого человека (персонажа);

- проявляет устойчивое внимание и интерес к эмоциям и чувствам другого;

- эмоционально откликается при обращении внимания, объяснении взрослого;

-проявляет участие (связанное с пониманием эмоций другого)

2. Особенности понимания и восприятия эмоций и чувств другого человека (персонажа):

-демонстрирует умение правильно распознавать эмоциональные состояния даже при отсутствии ярко выраженных внешних эмоциональных проявлений;

- активно и самостоятельно выражает свои чувства и переживания в речи, действии:

- использует выразительные движения;

- мимику, пантомимику;

- голосовые реакции (обращение, обсуждение при восприятии ситуации);

- демонстрирует участие (связанное с пониманием эмоций)

3. Содействие другому человеку (персонажу):

- активно проявляет интерес, желание изменить, принять участие в ситуации, использует:

- высказывания;

- словесные инструкции;

-внешние действия

Уровни:

1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты

2 балла - отдельные компоненты не развиты

3 балла - соответствие возрасту

4 балла – высокий

Критерий «Сформированность интегративного качества «Способный управлять своим поведением»

Метод мониторинга:

  1. Наблюдение для выявления произвольности поведения.

Произвольность поведения оценивается, наблюдая за ребенком в разные моменты времени, при осуществлении им различных деятельностей. Показателями произвольности выступают целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, умение управлять собственной деятельностью, сдерживаться, подчиняться правилу.

Показатели для наблюдения:

  1. Умение овладевать своими эмоциями.

  2. Способен тормозить свои соблазны, прихоти.

  3. Выполнение решений без напоминания

  4. Умение продолжать деятельность, даже при отсутствии интереса к ней.

  5. Умение проявлять упорство при столкновении с трудностями

  6. Проявление терпения.

Уровни:

1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты

2 балла - отдельные компоненты не развиты

3 балла - соответствие возрасту

4 балла – высокий



Критерий «Сформированность интегративного качества «Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Методы мониторинга:

  1. Наблюдение для выявления особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

Организуется наблюдение за взаимоотношениями детей в разных видах деятельности, за общением с воспитателями и детьми.

Параметры наблюдения:

Нравственные представления:

- на конкретных примерах может раскрыть содержание понятий (дружба, доброта, честность, сочувствие и т.д.)

- обнаруживает знание норм и правил общения и отношений

- может оценить поступки с позиции правил и нравственных представлений

- стремится в оценках и поступках к социально-одобряемому поведению

- правильно оценивает внешнее выражение эмоциональных состояний

Уровни:

1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты

2 балла - отдельные компоненты не развиты

3 балла - соответствие возрасту

4 балла – высокий

2. Экспериментальное задание

Цель: выявление понимания детьми нравственных норм.

В индивидуальной беседе ребенку предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй: («Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»), ответить на вопросы, после этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке)

История первая

У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он дошел к девочке и сказал….. Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?



История вторая

Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К Кате подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой» Тогда Катя ответила…. Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья.

Дети стоили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая.

Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Уровни:

1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты

2 балла - отдельные компоненты не развиты

3 балла - соответствие возрасту

4 балла – высокий


Критерий «Сформированность интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Методы мониторинга:

  1. Наблюдение для выявления особенностей взаимоотношений со сверстниками в совместной деятельности и взрослыми

Организуется наблюдение за взаимоотношениями детей в разных видах деятельности, за общением с воспитателями и детьми.

Параметры наблюдения:

Отношения со сверстниками и взрослыми:

- пользуется симпатией и популярностью у сверстников и взрослых

- доброжелательно относится к сверстникам и взрослым

- имеет постоянных друзей (друга)

- проявляет инициативу в общении

- стремится к равноправию, соблюдает правила распределения и очередности

- понимает эмоциональные состояния, настроения других людей

- проявляет заботу, оказывает помощь

- в трудных ситуациях общения апеллирует к правилам и справедливости

Умение устанавливать контакт со сверстником:

-проявляет дружеское, доброжелательное расположение к партнеру с помощью соответствующего содержания обращения, интонации, темпа речи, жестов, мимики

(приветливая речь, улыбка, одобрительные жесты)

Умение ориентироваться на партнера с целью согласования позиций в общей деятельности:

-признает равенство прав участников

- учитывает интересы сверстника, ищет возможность общего решения задачи

-замечает эмоциональное состояние партнера, предлагает помощь

Поведение в конфликтных ситуациях:

- стремится к нахождению справедливого решения для предотвращения конфликтных ситуаций

- пытается контролировать собственные эмоции и негативные реакции

-договаривается с партнером, с целью устранения конфликта, апеллирует к общим правилам и общим договоренностям

Уровни:

1 балл - большинство компонентов недостаточно развиты

2 балла - отдельные компоненты не развиты

3 балла - соответствие возрасту

4 балла – высокий






ИГРЫ







ЭТЮДЫ



АРТТЕРАПИЯ








РЕЛАКСАЦИЯ



ЭЛЕМЕНТЫ

АУТОТРЕНИНГА






МЕТОДЫ

РАБОТЫ









ПСИХОГИМНАСТИКА



СКАЗКОТЕРАПИЯ









ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ





ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ВЗРОСЛОГО







МЕТОД БЕСЕДЫ И ПОСТАНОВКИ

ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ




МЕТОДЫ РАБОТЫ


ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В игре заложен большой потенциал влияния на личность и взрослого, и ребенка. Главная особенность игры – двуплановость – способствует тому, что у человека снижается боязнь сделать что–то не правильно. Это, в свою очередь, обуславливает развивающий эффект игры.

А. Захаров выделил три функции игры в терапевтическом процессе: диагностическую, терапевтическую и обучающую.

Наблюдая за игрой ребенка, можно получить ценную информацию об особенностях его личности и поведения, о взаимоотношениях с окружающим миром и самим собой. С другой стороны, игра позволяет ребенку снять эмоциональное и двигательное напряжение, разрешить прошлые проблемы, найти свой выход из конфликтов, ведь в игре он сам является «властелином» своего мира. Наконец, в игре ребенок получает возможность непосредственного приобретения ценного жизненного опыта в различных ситуациях.

Таким образом, игровая терапия является одним из наиболее эффективных методов коррекции эмоциональной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Виды игр:

  1. Игры, направленные на ознакомление с эмоциями.

  2. Игры, направленные на преобразование отрицательных эмоций в положительные, на умение управлять эмоциями и контролировать их.

  3. Игры и упражнения, направленные на обучение ребенка приемам саморегуляции.

  4. Игры, направленные на развитие коммуникативных способностей.

  5. Подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения.




АРТТЕРАПИЯ


Проективное рисование – это метод, относящийся к арттерапии. Рисование несет множество развивающих функций:

- требуя согласования большого количества психических функций, развивает чувственно – двигательную координацию;

- координирует конкретно – образное мышление;

- выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира;

- является способом выражения различного рода эмоций.

Проективный рисунок как коррекционный метод наиболее эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Психологи – практики рассматривают детский рисунок как проекцию личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Также рисование служит способом налаживания контакта между детьми.

Виды проективного рисунка:

  • Индивидуальный рисунок

  • Парное рисование

  • Подгрупповое рисование

  • Групповое рисование


МЕТОД БЕСЕДЫ И ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ


Проблемные ситуации позволяют ребенку самостоятельно найти решение, услышать многообразие мнений других детей по тому или иному поводу. Проблемные ситуации могут использоваться как в игре, так и в совместной деятельности. Какая – либо проблема в группе детей дошкольного возраста разыгрывается либо с использованием игрушек, либо самими детьми, но от лица игровых персонажей. Как вариант можно обсудить любую ситуацию, но учитывая следующие принципы:

  • доступность ситуации для понимания детей, реальность;

  • незавершенность

Решение проблемы – это своего рода творческий процесс, требующий предварительного анализа. Детям предлагается вначале проанализировать ситуацию и разрешить ее, объяснив свои действия.


СКАЗКОТЕРАПИЯ

Сказкотерапия – это лечение сказками, которое помогает образовывать связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Основной акцент делается на:

  • осознании причинно – следственных связей в развитии сюжета,

  • понимании роли каждого персонажа в развивающихся событиях,

  • понимании того, что одно и тоже событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов,

  • осознании того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед ребенком жизненный урок, который можно будет использовать в конкретной ситуации в реальной жизни.


ПСИХОГИМНАСТИКА

Психогимнастика – это метод развития и коррекции познавательной и эмоционально – личностной сферы детей, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера.

Психогимнастика направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.



АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

Наиболее эффективным методом обучения эмоциональному расслаблению и раскрепощению является аутотренинг, в основе которого лежит самовнушение. Однако прежде чем переходить к ней, необходимо научить ребенка произвольному расслаблению мышц – релаксации. Так как экспериментально доказано, что отрицательные эмоциональные переживания, чувство тревоги неизбежно сопровождаются напряжением мышц скелетной мускулатуры. А произвольное расслабление мышц способствует снятию эмоционального напряжения (Э. Джекобсон). При обучении самовнушению детей дошкольного возраста использую стихотворные формулы, которые, благодаря своей мягкости и ритмичности, легче воспринимаются ими. Формулы самовнушения сопровождаются легкой, спокойной музыкой.


ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ВЗРОСЛОГО

На примере взаимоотношений взрослых между собой, на примере взаимоотношении взрослого и ребенка, ребенок вырабатывает тактику поведения и строит свои взаимоотношения со сверстниками (срабатывает принцип подражания).

Таким образом, от тактики поведения и стиля общения взрослого зависит поведение и стиль общения ребенка.

Родителям и педагогам необходимо тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок проявляет агрессивное поведение, это вызывает у нас, взрослых, сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение или иногда беспомощность. Взрослым нужно признать естественность негативных переживаний ребенка, а для этого просто необходимо понять причину агрессивного поведения ребенка. Когда взрослый управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет поведение ребенка, а демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.



Одним из важных путей снижения агрессии является установление с ребенком обратной связи. Для этого использую следующие приемы:

Констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»)

Констатирующий вопрос («Ты злишься?»)

Обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравиться, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит») – т.е. использование техники «Я – сообщения»

Техника «Я – сообщения» (Ю.Б. Гиппенрейтер) положительно влияет на поведение ребенка, особенно в случаях, когда это поведение является нежелательным, неприемлемым. Первоочередная цель «Я – сообщения» - сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме ребенок услышит и поймет их гораздо быстрее. Используя технику «Я – сообщения» в общении с ребенком, взрослые не только разрешают таким способом спорные вопросы, но и учат ребенка конструктивно общаться с окружающими.

Техника активного слушания»

- поддержка фразы типа: «Ага, прямое повторение сказанного»

- выяснение – уточнение сказанного. Используются фразы типа: «Мне кажется, я не понял, повтори, пожалуйста, еще раз…», «Что ты хочешь этим сказать…»

- повторение сказанного- слушатель своими словами повторяет сказанное своим собеседником. Например: «Если я правильно понял, ты считаешь, что…», «Мне кажется, ты думаешь, что…»

- повторение чувств – слушатель делает акцент на чувствах и эмоциональном состоянии своего собеседника. Используются фразы: «Ты сейчас чувствуешь, что..», «Я вижу, что ты огорчен (злишься, расстроен, грустишь)» и т.д.

- подведение итогов – обобщение своими словами мыслей и чувств говорящего. Использую следующие фразы: «Итак, ты думаешь….», «В общем, ты считаешь…» и т.д.


ЭТЮДЫ


Виды этюдов:

  1. Мимические и пантомические этюды

Цель: Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.


2. Этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.д.) и их моральная оценка.


3. Этюды, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.


4. Этюды, направленные на моделирование конфликтных ситуаций.

Цель: отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях.














ПРИНЦИП НАУЧНОЙ ОБОСНОВАННОСТИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПРИМЕНЯЕМОСТИ



ПРИНЦИП РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ





ПРИНЦИП

ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ




ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ







ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ






ПРИНЦИП ВЗАИМНОГО УВАЖЕНИЯ



ПРИНЦИП СВОБОДНОГО УЧАСТИЯ





ПРИНЦИП ОСОЗНАННОСТИ




ПРИНЦИП РЕФЛЕКСИИ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ








ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ


  1. ПРИНЦИП РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, целью которого является развитие ребенка.

  2. ПРИНЦИП «ОТ ПРОСТОГО к СЛОЖНОМУ». Программа рассчитана на две возрастные группы старшего дошкольного возраста. В старшей группе дети получают сведения о базовых эмоциях, учатся определять свое эмоциональное состояние и окружающих, овладевают мимикой и пантомимикой, учатся владеть своими чувствами. В подготовительной группе дети учатся выражать свою агрессию социально приемлемым способом, учатся понимать причины, приводящие к конфликту и находить правильный выход из конфликтной ситуации. У детей развивается чувство групповой сплоченности.

  3. ПРИНЦИП НАУЧНОЙ ОБОСНОВАННОСТИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПРИМЕНЯЕМОСТИ. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеется возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

  4. ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В данной программе интегрируются образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

  5. ПРИНЦИП СВОБОДНОГО УЧАСТИЯ (дети могут свободно выйти из игры или любой другой совместной деятельности и спокойно в нее)

  6. ПРИНЦИП ВЗАИМНОГО УВАЖЕНИЯ (это своего рода кодекс правил взаимодействия, который обговаривается с детьми перед совместной деятельностью)

  7. ПРИНЦИП ОСОЗНАННОСТИ (перед началом совместной деятельности детям объясняется цель, чтобы достичь понимания и согласия)

  8. ПРИНЦИП РЕФЛЕКСИИ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

(дать возможность детям осознать и поделиться своими ощущениями, переживаниями, впечатлениями)































СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.

  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Метод. материалы в помощь педагогам и психологам.- М.: Сфера, 2005.-88 с.

  3. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ.-М.: Айрис – пресс, 2006.-112 с.

  4. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы.- М.: Книголюб, 2005.-48 с.

  5. Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия.-3-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2006.-72 с.

  6. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога -2-е изд. – Ростов – н/Д.: Феникс, 2005.-320 с. (серия «Психологический практикум).

  7. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-128 с.

  8. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: Практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005.- 256 с.

  9. Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии.-2002.-№ 1.-с. 17-26.

  10. Смирнова Е.О., Хузеева Г. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 4.- с.62-67.





Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос