В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Объяснение электрических явлений

Объяснение электрических явлений

Нина Тюрнина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 2825
Краткое описание
Конспект урока физики 8 класс "Объяснение электрических явлений". Цель урока: систематизировать знания учащихся об электризации и научить объяснять процессы электризации на основе имеющихся теоретических знаний.
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
учмет.docx Скачать

логотип учметод портал




Тюрнина Нина Рафаиловна


Высшая квалификационная категория


Д. Агалатово, Всеволожский район, Ленинградская область

МОБУ «Агалатовская СОШ»


Предмет – физика


А.В.Перышкин Физика 8класс, изд. Дрофа



Тема: Объяснение электрических явлений

8 класс


Продолжительность урока - 45 минут


























логотип учметод портал


Объяснение электрических явлений


Цель урока: Систематизировать знания учащихся об электризации тел.

Задачи:

  • Повторить понятия: атом, электрон, ион, проводник, диэлектрик; способы электризации; взаимодействие зарядов;

  • Показать взаимодействие незаряженных проводников с заряженными телами;

  • Научиться объяснять процессы электризации на основе имеющихся теоретических знаний.


Ожидаемые результаты: Учащиеся на основании знаний об электроне и строении атома объясняют электризацию тел при соприкосновении, переход части заряда с заряженного тела на незаряженное при соприкосновении, существование проводников и диэлектриков, притяжение не наэлектризованных проводников к заряженным телам.


Основная деятельность: работа в парах и микрогруппах; презентация выводов группы.


Оборудование к уроку: 2 электроскопа с шарами, проволока на изолирующей ручке, эбонитовая и стеклянная палочки, металлическая гильза на шелковой нити, изолирующий штатив, кусочек шелковой ткани и меха, экран.


План урока


Этап урока

Время

Деятельность учащихся

Приемы и методы

1

Организационный момент

2 мин

ответы на вопросы, целеполагание

беседа

2

Актуализация знаний

6 мин

ответы на вопросы карточки

работа в парах (взаимообучение), иллюстрация, объяснение

3

Применение знаний (эксперимент)

12 мин

демонстрация, объяснение опытов

элемент игры, беседа

4

Применение знаний (решение качественных задач)

23 мин

обмен мнениями в группе, презентация ответа

работа в группах (взаимообучение), беседа

5

Подведение итогов

1 мин

подсчет звездочек

накопительный балл

6

Информация о д/з

1 мин






Ход урока

1.Организационный момент: (опыт учителя) Потереть два надутых шарика на нити о шерсть, взять за концы нити. Шарики отталкиваются. Почему? Потереть один шарик, поднести к стене, он притянулся. Как вы можете объяснить? Какова тогда тема и цель нашего урока?



логотип учметод портал


2.Актуализация знаний:

Карточки:

1 уровень.

  1. Из каких частиц состоят атомы вещества?

  2. Какого знака заряд имеет электрон? Протон?


2 уровень.

  1. Как взаимодействуют два одноименных заряда? Разноименных?

  2. Атом хлора принял один электрон. Каков знак полученной частицы и как она называется?

  3. Чем отличаются проводники от диэлектриков?


3 уровень.

  1. Что значит, тело не имеет заряда? Имеет положительный, отрицательный заряд?

  2. В результате трения о шелк стеклянной палочке был сообщен положительный заряд. Изменилась ли масса стеклянной палочки? Как? Почему?

  3. Почему одни вещества являются проводниками, а другие диэлектриками?


3.Применение знаний:

Эксперимент 1.

Заряжаем первый электрометр положительным зарядом. Соединяем проволокой, укрепленной на изолирующей ручке, стержень заряженного электрометра со стержнем незаряженного электрометра.

Объяснение: Вокруг заряда, находящегося на первом электрометре, существует электрическое поле. Это поле после соединения действует на электроны проводимости, как проволоки, так и стержня второго электрометра. Часть электронов перейдет на первый. На втором будет недостаток электронов.


Эксперимент 2. Игра: (один ученик выходит за дверь)

1.Заряжаем гильзу. Когда ученик возвращается надо узнать с помощью стеклянной и эбонитовой палочки, каким знаком заряжена гильза. Объяснить.

2. Не заряжаем гильзу. Когда ученик возвращается, он видит, что гильза притягивается и к стеклянной и к эбонитовой палочке. (Для объяснения этого примера у учащихся может не хватить знаний. Поэтому процесс познания следующий: выдвижение гипотезы→обсуждение→поиск информации для доказательства п.31, стр.71, последний абзац)


4.Применение знаний (решение качественных задач)

  1. В электростатическое поле положительного заряда +q внесено незаряженное металлическое тело, а затем разделено на части M и N(см.рис). Какими электрическими зарядами обладают части M и N после разделения? А если тело будет из диэлектрика?



+ q

  1. Две одинаковые легкие гильзы из фольги подвешены на шелковых нитях равной длины к одной точке. Гильзам сообщили заряды одинакового знака, и они разошлись на некоторое расстояние. Что произойдет, если одну гильзу разрядить?

  2. Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел?

  3. Если комната невелика, а людей в ней много, то электризация тел путем трения, а также другие опыты по электричеству плохо удаются. Почему?

  4. Если сухой незаряженной палочкой из оргстекла проводить по металлическому стержню электроскопа, то электроскоп показывает наличие заряда. Откуда же берется заряд?

  5. Металлический шар, имевший отрицательный заряд, разрядили, и он стал электрически нейтральным. Можно ли сказать, что заряды на шаре исчезли?

  6. Может ли одно и то же тело, например эбонитовая палочка при трении электризоваться то положительно, то отрицательно?

  7. Можно ли на концах стеклянной палочки получить два одновременно существующих разноименных заряда?

  8. Почему провода электрической сети прикрепляются к столбам при помощи фарфоровых держателей, а не прямо к металлическим крюкам?

  9. Почему при проведении опытов с электризацией человека его ставят на изолированную скамеечку?



5.Подведение итогов: за правильные ответы во время урока выдаются звездочки (накопительные баллы фиксируются в тетради учителя)

6.Домашнее задание: упр.12 (п)


Литература:

1.А.Е.Марон, Е.А.Марон Дидактические материалы Физика 8 класс, изд. Дрофа

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос