В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Конспект урока истории "Освоение космоса"

Екатерина Еремеева Екатерина Еремеева
Тип материала: Урок
просмотров: 1819
Краткое описание
Конспект урока истории в 9 классе на тему «Освоение космоса».
Цель: Формирование знаний учащихся об освоении космоса советскими учеными.
Пожаловаться 23 апреля 2015
Файлы
Освоение космоса.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Автор: Еремеева Екатерина Ивановна


Учреждение: ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»


Дисциплина: История России


Учебник: История России: Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина.


Класс: 9


Продолжительность урока: 45 минут


Тема урока: «Освоение космоса»


Цель: Формирование знаний учащихся об освоении космоса советскими учеными.

Задачи:

1. Образовательные:

- проследить путь советских ученых в освоении космоса;

- дать знания, что в результате большой научной и исследовательской работы советских ученых впервые в мире в космосе полетел человек.

2. Коррекционно-развивающие:

- коррекция мышления через установление причинно-следственных связей;

- развивать познавательные способности через самостоятельную работу с историческими источниками;

- развивать умение слушать рассказ, объяснение учителя и использовать изученный материал в работе.

3. Воспитательные:

- вызвать у учащихся чувство гордости мужеством и смелостью первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина.

Методы:

Словесный – рассказ

Наглядный – презентация, видеоролик

Практический – самостоятельная работа

Основные знания: 1957 г. – запуск искусственного спутника Земли; Белка и Стрелка – первые живые существа в космосе; 12 апреля 1961 г. – первый полет в космос человека, первый космонавт – Ю. А. Гагарин.

Основные термины и понятия: Освоение, космодром.

Средства обобщения знаний:

- Учебник «История России для 9 класса» Б. П. Пузанова, О. И. Бородиной;

- Ноутбук;

- Проектор;

- Презентация «Освоение космоса»;

- Видеоролик «Первый полет в космос»;

- Карточки с заданиями.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок-путешествие во времени.


Ход урока:

1. Организационный момент:

Доклад дежурного о готовности класса к уроку.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

В начале урока, я предлагаю вам посмотреть видеоролик, после просмотра которого, вы поймете, о чем пойдет разговор на уроке.

Просмотр видеоролика «Первый полет в космос». (слайд 1)

? - О чем этот видеоролик? (ответы детей)


2. Актуализация новых знаний, сообщение темы урока:

Учитель:

С древних времён люди стремились узнать то, что лежит за пределами нашей планеты. Открывались новые планеты, звезды и другие тайны космоса. Сегодня стали возможны полеты людей в космос.

Я предлагаю нам отправиться вместе в путешествие во времени. Согласны? Тогда «Поехали!» (слайд 2)


Задание «Кластер» (групповое – 2 человека). Сейчас мы с вами находимся в космосе. А что такое космос? Что вам о нем известно? Для того, чтобы вам легче было вспомнить, давайте выполним задание. У вас на партах лежат

карточки, в центре находится слово «Космос», я предлагаю вам по стрелочкам записать все, что вы знаете о космосе. (выполняют) (слайд 3)

Проверка выполненного задания:

- Давайте проверим, какие знания о космосе у вас есть? (ответы детей)


Учитель:

Молодцы! Я вижу, что у вас есть знания. Но прежде чем отправиться дальше, мы должны узнать тему урока, все буквы разлетелись в космическом пространстве, наша задача собрать их. (слайд 4)

е   Ос    кос   са    во    е    мо  ни

3   1     6       8     2   5   7       4


Правильно «Освоение космоса».

? - Какой праздник отмечается в нашей стране 12 апреля?

- Как называется этот день?

- Почему День космонавтики отмечают именно 12 апреля?

Открываем тетради, пишем число, тему урока «Освоение космоса».


Сообщение целей и задач урока:

Цель нашего урока – получить знания об освоении космоса советскими учеными.

Задача – для достижения цели, нам необходимо проследить путь советских ученых в освоении космоса.


Физкультминутка: гимнастика для глаз (слайд 5)


3. Изучение нового материала:

Продолжаем наше путешествие в космос. Чтобы путешествие прошло успешно, и мы не сбились с пути, у нас должен быть маршрут (вывешивается на доску)

План-маршрут:

1. Основоположники космонавтики;

2. Первые полеты в космос;

3. Космос сегодня.


В конце нашего путешествия во времени мы сможем узнаем, «Как человеку удалось осуществить полет в космос?»


- Как вы понимаете слово «освоение»? (ответы детей)


Словарная работа: Освоение - полностью овладеть чем-нибудь, научившись пользоваться, распоряжаться, обрабатывать. (слайд 6)

- Исходя из расшифровки слова «освоение», как можно объяснить тему урока? (ответы детей)


Первая остановка в нашем маршруте: Основоположники космонавтики.

Сообщение ученика (слайд 7, портрет К.Э Циолковского):

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики. В детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 самостоятельно сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику. Он разработал теорию ракетостроения.

В 1903 году К. Э. Циолковский опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что аппаратом, способным совершить космический полёт, является ракета. В статье был предложен и первый проект ракеты дальнего действия. 


Слово учителя:

- Исследованием космоса велись давно многими учеными мира. Ракетостроением также занимались немецкие и американские ученые. Однако и здесь советские ученные оказались первыми.

- Группу ученных, которые стали заниматься ракетостроением возглавил Сергей Павлович Королев.


Сообщение ученика: (Слайд 8: портрет С.П. Королева).

Королев Сергей Павлович (1906/07-1966), российский ученый и конструктор. Под руководством Королева созданы ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли «Восток», «Восход », на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.


Работа с учебником:

Учащийся читает описание первого спутника земли на стр. 241, остальные слушают. (Слайд 9: фото первого спутника Земли).


Запись в тетрадь: Октябрь 1957 г. - впервые в мире был отправлен в космос искусственный спутник Земли.


Рассказ учителя:

- Королев вместе с другими ученными начал создавать ракеты, в которых могли бы летать в космос люди. Но ученые не знали, выдержит ли живой организм космический полет.

? – Как вы думаете, как ученые решили узнать выдержит живой организм или нет? (ответы детей)


Правильно, было решено сначала отправить собак.

Сообщение ученика: (Слайд 10)

Лайка (1954 — 3 ноября 1957) - собака-космонавт, первое животное, выведенное на орбиту Земли.

Была запущена в космос 3 ноября 1957 года в половине шестого утра по московскому времени на советском корабле «Спутник-2». На тот момент Лайке было около двух лет.

Возвращение Лайки на Землю конструкцией космического аппарата не предусматривалось. Собака погибла во время полёта - через 5-7 часов после старта, от стресса и перегрева, хотя предполагалось, что она проживёт около недели.

Сообщение ученика: (слайд 11)

Белка и Стрелка - советские собаки-космонавты, первые животные, совершившие орбитальный космический полёт и вернувшиеся на Землю невредимыми.

Полёт проходил на корабле «Спутник-5».

Старт состоялся 19 августа 1960 года, полёт продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли.

Основной цель запуска второго космического корабля-спутника, было исследование влияния космического полёта на организм животных (перегрузка, длительная невесомость, переход от перегрузок к невесомости и обратно).

Белка и Стрелка являлись дублёрами собак Чайки и Лисички, которые погибли в катастрофе такого же корабля при неудачном старте 28 июля 1960 года. На 19-й секунде полёта у ракеты-носителя разрушился боковой блок первой ступени, в результате чего она упала и взорвалась.


Рассказ учителя:

- После удачного испытания с Белкой и Стрелкой началась подготовка космонавтов. В небольшом городе Чкаловске, недалеко от Москвы был создан Центр подготовки космонавтов. Был построен космодром.


Словарная работа: Космодром – специальное место для запуска космических кораблей (дети записывают в тетрадь). (слайд 12)


Рассказ учителя:

- Несколько самых лучших военных летчиков были отобраны в первый отряд космонавтов. С утра до позднего вечера будущие космонавты тренировались и учились управлять космическим кораблем. Только один – самый лучший должен был стать первым космонавтом. Это был…


- Через 2 года в космос была отправлена первая женщина – космонавт В.В. Терешкова (Слайд 14: портрет В.В. Терешковой).


Запись в тетрадь: первая женщина – космонавт В.В. Терешкова


Рассказ учителя:

- На космические исследования тратятся огромные средства. Это связано с огромными трудностями и опасностями.

- Для чего необходимо осваивать космос? (ответы детей)

- Космонавты изучают из космоса звезды, планеты, следят за состоянием Солнца, проводят опыты с растениями. Есть спутники – разведчики. Они фотографируют Землю, а геологи по фотографиям определяют, в каком месте нашей планеты находятся богатые залежи нефти, газа, др. полезных ископаемых. Спутники также следят за погодой. Благодаря спутникам мы с вами имеем сотовую связь, спутниковое телевидение.(Слайды 15-17: Изображение различных современных спутников).


4. Закрепление изученных знаний:

Пришло время нам вернуться на Землю из нашего космического полета, и ответить на вопрос: «Как человеку удалось осуществить полет в космос?»


Карточка с заданием:

Установите последовательность событий, объясните:

  1. Полет Ю.А. Гагарина в космос

  2. Запуск искусственного спутника Земли

  3. Полет первой женщины – космонавта В.В. Терешковой

  4. Полет Белки и стрелки

  5. Полет Лайки

_______________________________________________________________


Задание на слайде: найди ошибку.

  1. Видео «Выход в открытый космос Н. Армстронга»;

  2. Видео «Взрывы в космосе».


5. Рефлексия.

Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я приобрёл…

Мне захотелось…


6. Подведение итогов:

Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.

Объявление оценок за урок.

7. Домашнее задание:

Читать стр. 241- 244, читать, отвечать на вопросы на стр.244 (1-2 вопрос);

Подготовить сообщение об одном российском космонавте:

- Алексей Леонов

- Светлана Савицкая

Литература:

Учебник «История России для 9 класса» Б. П. Пузанова, О. И. Бородиной;

http://wikipedia.org/wiki/Циолковский,_Константин_Эдуардович





































Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru