В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

«Дыхательные движения».

Наталья Ульянова Наталья Ульянова
Тип материала: Урок
просмотров: 393
Краткое описание
Тема урока биологии в 8 классе «Дыхательные движения».
Учебник: Учебник: Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 14 апреля 2015
Файлы
Tema_uroka_biologii_v_8_klasse__Mekhanizm_vdokha.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Тема урока биологии в 8 классе «Дыхательные движения».


Учебник: Учебник: Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф

Цели:

Образовательные:

  1. раскрыть сущность процесса вдоха и выдоха;

  2. выяснить с точки зрения физики, по какому принципу осуществляются дыхательные движения;

  3. установить значения для организма жизненной емкости легких (ЖЁЛ).

Воспитательные:

  1. воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, здоровью окружающих;

  2. воспитывать культуру речи.

Развивающие:

  1. развивать у учащихся умение полученные знания в жизни, а так же умение анализировать и делать соответствующие выводы;

  2. развивать творческое и логическое мышление школьников и активировать их познавательную деятельноть через решение проблемных вопросов;

  3. продолжить формирование умений анализировать, делать выводы, логически мыслить, выделять главное, самостоятельно работать с

текстом.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.


Оборудование урока: самодельная модель Дондерса, таблицы изображающие систему органов дыхания, модель торса человека, видеоролики о механизме вдоха и выдоха, проектор.


План и содержание урока:

1. Организационный момент. Приветствие (2 минуты)

2. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос (5 минут)

  1. Какую роль в организме человека играет кислород?

  2. В чем заключается основная функция дыхательной с системы?

  3. Какими органами она образована?

  4. В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особенности строения этого органа?

  5. Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом?

3. Изучение новой темы (15 минут).

1. Постановка проблемы. (5 минут)

Учитель: Ребята, на "Диком Западе" в ходе перестрелки ковбой получил ранение в область грудной клетки. Кровопотери были небольшие, но через пару минут он скончался. Как оказалось, смерть наступила в результате асфиксии. Как вы думаете, почему он задохнулся?

Ученики: предлагают свои ответы.

Учитель: Данные гипотезы отчасти верны, но не до конца. Для того чтобы разобраться в причинах гибели ковбоя сегодня нам предстоит выяснить: в чем заключается механизм осуществления процесса вдоха и выдоха, узнать физические причины поступления кислорода в организм; познакомиться с понятием жизненная емкость легких.

  1. Решение проблемы через диалог с учениками.

Ученики: Легкие способны легко изменять свой объём. Они обладают такой способностью благодаря эластичности тканей, а так же растяжению способствуют мышцы грудной клетки - межреберные мышцы, диафрагма. Диафрагма - куполообразная мышца, которая разделяет грудную и брюшную полости и играет главную роль в дыхательном акте.

Учитель: Рассмотрим механизм дыхания.

Обратимся к вот такой самодельной модели, иллюстрирующей вдох и выдох.

Демонстрация самодельной модели Дондерса легких и принцип их работы. Рассмотрение наглядности (таблицы изображающие систему органов дыхания, модель торса человека) и обозначение расположения диафрагмы в момент вдоха, выдоха.

Учитель: Полость, ограниченная внутренними стенками пластиковой бутылки и резиновым дном, моделирует грудную полость, горлышко бутылки - трахею с бронхом, а шарик внутри воронки легкое, резиновое дно изображает диафрагму. Оттянем резиновое дно. Что наблюдаем?

Ученики: Раздувание « легкого» при оттягивании вниз резиновой диафрагмы и спадение «легкого» при движении диафрагмы вверх.

Учитель: Запишем этапы вдоха и выдоха в тетрадь, используя учебник заполните таблицу с недостающими этапами (Таблица выводится при помощи проектора на экран ).



Вдох

Выдох

сигнал из дыхательного центра

сокращение межреберных мышц и диафрагмы

?

?

?

?

втягивание воздуха


Отмена сигнала из дыхательного центра

?

?

?

?

?

?


Учитель: В состоянии вдоха объем грудной клетки увеличивается. Поскольку легкие находятся в герметически замкнутой плевральной полости, то они следуют за изменением грудной клетки и растягиваются. Давление в легких становится ниже атмосферного, в результате наружный воздух засасывается в легкие. Происходит вдох. При глубоком вдохе участвуют мышцы грудного и плечевого пояса.

Механизм выдоха. При выдохе происходят обратные процессы.

  1. Физкультминутка (5 минут).

Учитель: А сейчас давайте проведем физминутку. Это дыхательная гимнастика, с помощью которой легко можно укрепить иммунитет, но только если регулярно ее выполнять.

  1. «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом).

  2. ИП - выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох, присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш , походить на носочках. Повторить 3 – 4 раза.

  3. Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.


Учитель: Механизмы вдоха и выдоха можно объяснить и с физической точки зрения. Как происходит движение воздушных масс, если существует разница в давлении.

Ученики: Движение воздуха происходит из области высокого давления в область с низким давлением. За счет изменения объема грудной клетки.

Учитель: Все верно. Молодцы. Обьем воздуха который человек может вдохнуть легко измеряется и является его физиологическим показателем. Что такое ЖЕЛ?

Ученики: это тот воздух, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха.

Учитель: верно. В среднем у взрослого человека это 3,5 - 5 л. Величина этого показателя зависит от возраста, пола, тренированности человека. По представленным данным в таблице "Величина ЖЁЛ" определите, как она изменяется.

Ученики: У мужчин больше чем у женщин, с возрастом увеличивается, в зависимости от тренированности величина ЖЕЛ увеличивается.

5. Закрепление (рефлексия) (5 минут).

Тест + взаимопроверка.

Выберите правильные утверждения:

1. в плевральной полости отрицательное давление (ниже атмосферного)

2. при вдохе объем грудной полости увеличивается, диафрагма опускается

3.при выдохе объем легочных пузырьков увеличивается

4. в усиленном выдохе участвуют брюшные мышцы

5. при недостатке кислорода дыхание учащается

Учитель: И так почему ковбой задохнулся после выстрела?

Ученики: нарушилась разница давления в плевральной полости, легкие в результате не могут двигаться вслед за грудной клеткой. Происходит остановка дыхания.

Учитель: Что наиболее значимо для вас из того материла, который мы изучили?
Оценки учащимся наиболее активно участвующих в решении проблем.

6. Домашнее задание (3 минуты).

Страницы 142–144, читать. Провести лабораторную работу № 2 "Измерение ЖЕЛ". Подготовить по желанию, к следующему уроку, доклад на тему:

  • "Заболевания дыхательной системы";

  • "Туберкулез";

  • "Рак легких".

Список используемой литературы

Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанова А.А., Биология человека. В таблицах и схемах. - М.: "Издат-школа 2000", 1999 г. - 208 с.

Игошина Г.Ф. Биология. Человек: Тетрадь с печатной основой. - Саратов: Лицей, 2004. - 96 с.

Колесов Д.В. Биология. Человек: учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 332 с.

Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие,- М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М., 1972.







Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru