В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

«Дыхательные движения».

«Дыхательные движения».

Наталья Ульянова
Тип материала: Урок
просмотров: 2059
Краткое описание
Тема урока биологии в 8 классе «Дыхательные движения».
Учебник: Учебник: Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Tema_uroka_biologii_v_8_klasse__Mekhanizm_vdokha.doc Скачать


Тема урока биологии в 8 классе «Дыхательные движения».


Учебник: Учебник: Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф

Цели:

Образовательные:

  1. раскрыть сущность процесса вдоха и выдоха;

  2. выяснить с точки зрения физики, по какому принципу осуществляются дыхательные движения;

  3. установить значения для организма жизненной емкости легких (ЖЁЛ).

Воспитательные:

  1. воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, здоровью окружающих;

  2. воспитывать культуру речи.

Развивающие:

  1. развивать у учащихся умение полученные знания в жизни, а так же умение анализировать и делать соответствующие выводы;

  2. развивать творческое и логическое мышление школьников и активировать их познавательную деятельноть через решение проблемных вопросов;

  3. продолжить формирование умений анализировать, делать выводы, логически мыслить, выделять главное, самостоятельно работать с

текстом.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.


Оборудование урока: самодельная модель Дондерса, таблицы изображающие систему органов дыхания, модель торса человека, видеоролики о механизме вдоха и выдоха, проектор.


План и содержание урока:

1. Организационный момент. Приветствие (2 минуты)

2. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос (5 минут)

  1. Какую роль в организме человека играет кислород?

  2. В чем заключается основная функция дыхательной с системы?

  3. Какими органами она образована?

  4. В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особенности строения этого органа?

  5. Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом?

3. Изучение новой темы (15 минут).

1. Постановка проблемы. (5 минут)

Учитель: Ребята, на "Диком Западе" в ходе перестрелки ковбой получил ранение в область грудной клетки. Кровопотери были небольшие, но через пару минут он скончался. Как оказалось, смерть наступила в результате асфиксии. Как вы думаете, почему он задохнулся?

Ученики: предлагают свои ответы.

Учитель: Данные гипотезы отчасти верны, но не до конца. Для того чтобы разобраться в причинах гибели ковбоя сегодня нам предстоит выяснить: в чем заключается механизм осуществления процесса вдоха и выдоха, узнать физические причины поступления кислорода в организм; познакомиться с понятием жизненная емкость легких.

  1. Решение проблемы через диалог с учениками.

Ученики: Легкие способны легко изменять свой объём. Они обладают такой способностью благодаря эластичности тканей, а так же растяжению способствуют мышцы грудной клетки - межреберные мышцы, диафрагма. Диафрагма - куполообразная мышца, которая разделяет грудную и брюшную полости и играет главную роль в дыхательном акте.

Учитель: Рассмотрим механизм дыхания.

Обратимся к вот такой самодельной модели, иллюстрирующей вдох и выдох.

Демонстрация самодельной модели Дондерса легких и принцип их работы. Рассмотрение наглядности (таблицы изображающие систему органов дыхания, модель торса человека) и обозначение расположения диафрагмы в момент вдоха, выдоха.

Учитель: Полость, ограниченная внутренними стенками пластиковой бутылки и резиновым дном, моделирует грудную полость, горлышко бутылки - трахею с бронхом, а шарик внутри воронки легкое, резиновое дно изображает диафрагму. Оттянем резиновое дно. Что наблюдаем?

Ученики: Раздувание « легкого» при оттягивании вниз резиновой диафрагмы и спадение «легкого» при движении диафрагмы вверх.

Учитель: Запишем этапы вдоха и выдоха в тетрадь, используя учебник заполните таблицу с недостающими этапами (Таблица выводится при помощи проектора на экран ).



Вдох

Выдох

сигнал из дыхательного центра

сокращение межреберных мышц и диафрагмы

?

?

?

?

втягивание воздуха


Отмена сигнала из дыхательного центра

?

?

?

?

?

?


Учитель: В состоянии вдоха объем грудной клетки увеличивается. Поскольку легкие находятся в герметически замкнутой плевральной полости, то они следуют за изменением грудной клетки и растягиваются. Давление в легких становится ниже атмосферного, в результате наружный воздух засасывается в легкие. Происходит вдох. При глубоком вдохе участвуют мышцы грудного и плечевого пояса.

Механизм выдоха. При выдохе происходят обратные процессы.

  1. Физкультминутка (5 минут).

Учитель: А сейчас давайте проведем физминутку. Это дыхательная гимнастика, с помощью которой легко можно укрепить иммунитет, но только если регулярно ее выполнять.

  1. «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом).

  2. ИП - выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох, присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш , походить на носочках. Повторить 3 – 4 раза.

  3. Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.


Учитель: Механизмы вдоха и выдоха можно объяснить и с физической точки зрения. Как происходит движение воздушных масс, если существует разница в давлении.

Ученики: Движение воздуха происходит из области высокого давления в область с низким давлением. За счет изменения объема грудной клетки.

Учитель: Все верно. Молодцы. Обьем воздуха который человек может вдохнуть легко измеряется и является его физиологическим показателем. Что такое ЖЕЛ?

Ученики: это тот воздух, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха.

Учитель: верно. В среднем у взрослого человека это 3,5 - 5 л. Величина этого показателя зависит от возраста, пола, тренированности человека. По представленным данным в таблице "Величина ЖЁЛ" определите, как она изменяется.

Ученики: У мужчин больше чем у женщин, с возрастом увеличивается, в зависимости от тренированности величина ЖЕЛ увеличивается.

5. Закрепление (рефлексия) (5 минут).

Тест + взаимопроверка.

Выберите правильные утверждения:

1. в плевральной полости отрицательное давление (ниже атмосферного)

2. при вдохе объем грудной полости увеличивается, диафрагма опускается

3.при выдохе объем легочных пузырьков увеличивается

4. в усиленном выдохе участвуют брюшные мышцы

5. при недостатке кислорода дыхание учащается

Учитель: И так почему ковбой задохнулся после выстрела?

Ученики: нарушилась разница давления в плевральной полости, легкие в результате не могут двигаться вслед за грудной клеткой. Происходит остановка дыхания.

Учитель: Что наиболее значимо для вас из того материла, который мы изучили?
Оценки учащимся наиболее активно участвующих в решении проблем.

6. Домашнее задание (3 минуты).

Страницы 142–144, читать. Провести лабораторную работу № 2 "Измерение ЖЕЛ". Подготовить по желанию, к следующему уроку, доклад на тему:

  • "Заболевания дыхательной системы";

  • "Туберкулез";

  • "Рак легких".

Список используемой литературы

Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанова А.А., Биология человека. В таблицах и схемах. - М.: "Издат-школа 2000", 1999 г. - 208 с.

Игошина Г.Ф. Биология. Человек: Тетрадь с печатной основой. - Саратов: Лицей, 2004. - 96 с.

Колесов Д.В. Биология. Человек: учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 332 с.

Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие,- М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М., 1972.







Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров