В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок литературного чтения Эзоп «Лиса и виноград», Крылов «Лисица и виноград»

Ольга Недодева Ольга Недодева
Тип материала: Урок
просмотров: 3159
Краткое описание
Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа  «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград»
Пожаловаться 30 марта 2015
Файлы
Урок литературного чтения2.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Урок литературного чтения

Школа: №8 п.Спирово

Класс: 3

Учитель: Недодева Ольга Николаевна

Тема: Эзоп «Лиса и виноград», Крылов «Лисица и виноград».

Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа  «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград»

УУД

Познавательные:

  • работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль;

  • выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

  • работать с несколькими источниками информации, текстами;

  • проводить сравнительный анализ двух произведений;

  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей.

Коммуникативные:

  • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

  • работать в паре.

Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

  • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.


Оборудование: учебник «Литературное чтение 3 класс 2 часть», учебник «Русский язык 3 класс 2 часть», тетрадь на печатной основе, презентация, карточки для общей таблицы.









Ход урока:

  1. Орг. Момент

- Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения.

- Мне хочется пожелать, чтобы в связи с нашим уроком у вас проявлялись только положительные эмоции, чтобы вы на протяжении всего урока были внимательными и наблюдательными. А в голову приходили отличные идеи, мудрые мысли. От этого было прекрасное настроение!

2.Актуализация знаний

- Как называется раздел, над которым мы сейчас работаем на уроках литературного чтения? (слайд 1)

- Что значит «набираться житейской мудрости»?

- С каким новым литературным жанром мы познакомились? (слайд 2)

- Что такое басня?

- От какого слова произошло слово «басня»?

- С какими баснописцами познакомились? (слайд 3)

- Что вы можете о них рассказать? (лента времени)

- Чем отличаются басни Эзопа от басен И.А. Крылова?

- Что общего в их построении?

3. Проверка домашнего задания

- С какими баснями вы познакомились на прошлом уроке?


- История, рассказанная Иваном Крыловым, — та же самая, что и в басне Эзопа?


- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов? (Бродячие сюжеты.)


- Дома вам нужно было выучить наизусть басню «Ворона и лисица».


- Давайте послушаем, как вы подготовились к уроку.


- Мы с вами прослушаем, а затем с помощью критериев, которые лежат у вас на столах, проанализируем чтение ребят.


КРИТЕРИИ ЧТЕНИЯ НАИЗУСТЬ

1 .Указана ли фамилия автора и название стихотворения

2. Безошибочность чтения.

3. Выразительность чтения (правильно ли расставлено логическое ударение, паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения и сила голоса.)

4. Эффективное использование мимики и жестов.

4. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

- Сегодня ребята, мы с вами продолжим «набираться житейской мудрости» и познакомимся еще с двумя баснями.


-Кто догадался с какими? (слайд 5)


-Назовите тему нашего урока


- У нас два произведения с одинаковым названием. Авторы разные. Как вы думаете, какой будет цель нашего урока?

Цель: исследовать и сравнить басни (слайд6)

5. Работа по теме урока. Чтение и анализ басен.

Откройте учебник на с. 21 и прочитайте басню Эзопа про себя.

- Прочитаем басню вслух.


- Какое слово не понятно? (слайд 7)

(Лоза - длинный тонкий гибкий стебель некоторых кустарников …обычно винограда и корзиночной ивы)


- Кто герой? (Лисица.)


- Какая история с ней произошла?


- Кого же обманывает лисица, говоря, что виноград зелен?


- Найдите мораль. Где она находится? Прочитайте.


- Как вы её понимаете?


- Что значит «винить обстоятельства»? (слайд 8)


- Прочитайте на плакате Летучей Мыши объяснение значе­ния слова «обстоятельства».


- А теперь попробуйте объяснить значение выражения «ви­нить обстоятельства».


- На какие обстоятельства лиса свалила свою неудачу?


- Были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы винили об­стоятельства?


- А вот Миша тоже вспомнил такой случай. Прочитаем его на с. 22.


- На какие обстоятельства Миша свалил свою неудачу?


- А вы можете так же честно и бесстрашно, как Миша, рассказать подобную историю о себе?


- Чему же учит нас басня Эзопа «Лисица и виноград»?


Физкультминутка для глаз (Слайд 9,10)



- Прочитаем еще одну басню с таким же названием. Кто ее автор?


- Послушайте басню.


(Слайд11, аудиозапись басни)


- Понравилась вам басня?


- Прочитайте басню еще раз про себя.


- Какие слова требуют объяснения? (Слайд 11)


- Где можно найти значение этих слов?


- Найдите и прочитайте их значение.



Рделись - выделялись красным цветом, краснели


Яхонты – старинное название рубина и сапфира


- Вы узнали в этой басне Крылова историю, рассказанную Эзопом? Сюжет в них одинаковый или разный?


- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов?


- Поработайте в парах. Перечитайте басню Эзопа, а затем басню Крылова друг другу.


- В какой форме написана басня Эзопа?


- А Крылова?


- Какую басню вам интереснее читать: написанную в прозе или в стихах? Почему?

- Давайте разделимся на две группы «Знатоки басен Эзопа», «Любители басен Крылова».

Будем читать их и сравнивать?


- Какая из басен помогает вам лучше представить виноградные кисти? Прочитайте и сравните. (Слайд 12)


- В какой из басен в сюжете только факта, а в какой сюжет более подробный и выразительный?


- А поведение лисицы? Прочитайте и сравните. (Слайд 13)


- В какой из басен в сюжете только факта, а в какой сюжет более подробный и выразительный?


- Где выразительнее речь лисицы? Прочитайте и сравните. (слайд 14)


- В какой из басен в сюжете только факта, а в какой сюжет более подробный и выразительный?


- Что означает выражение «оскомину набьёшь»?

(Оскомина – боль на зубах от обильного жевания кислого).




- Так почему же басню Крылова читать интереснее?


- Вернемся к басне И.А.Крылова?


- Можно ли сказать, что лиса в басне Крылова тоже винит обстоятельства? Какие?



- Если в басне мораль?

- Все согласны, что у Крылова нет морали?

-Найдите пословицу в басне Крылова. Она может служить моралью? (слайд 15)

- Как вы ее понимаете?

- Такая мораль называется скрытой.

- Чему учит эта басня?

- Сравним две басни, работая в парах, по плану: (слайд 11)


  1. Форма изложения ( в прозе или в стихах).

  2. Сюжет (разный или одинаковый, только факты или подробный, выразительный).

  3. Герой.

  4. Построение басни (повествование, мораль)




6. Рефлексия


- Итак, ребята, какие мы с вами цели ставили в начале урока? Достигли ли мы их?

- Как вы поняли основной нравоучительный смысл этих двух басен? Чему нас учат эти басни?


7. Дом задание


у. с.21,23, выр. чит, т. с.7 задание 4



Список литературы и Интернет-ресурсы

6



Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru