В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

"Духовные родники"

Файл прикреплен к материалу: "Духовные родники"
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Кошки

муниципального района Кошкинский Самарской области








Рабочая программа

по внеурочной деятельности

для учащихся 5-6 классов

2013 – 2014 учебный год


Направление развития личности школьника: духовно-нравственное.



Автор программы Чугунова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории







с. Кошки

2013

Пояснительная записка.

Актуальность программы

В Концепции1 сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, инициативного, ответствен­ного и компетентного гражданина России.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Гражданин России – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Назначение программы. Программа «Духовные родники» реализует духовно-нравственное и исследовательское направления внеурочной деятельности для учащихся 5 – 6 классов. Главное назначение данного курса – ознакомление учащихся с культурой и историей Самарского края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, её истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Данный курс включает региональный компонент и расширяет круг знаний.

Участники программы: учащиеся 5-6 классов.

Сроки реализации: 1 год.

Нормативно-правовая и документальная база программы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»2;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  • "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"3.


Цель программы: создание условий для формирования и становления духовно-нравственной личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, мотивами деятельности и поведения, готового служить Отечеству.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

  • расширить знания учащихся о своей родословной;

  • сформировать системное представление об истории и культуре малой родины - о родной школе, селе Кошки, Кошкинском районе;

  • расширить краеведческие знания о святых местах и достопримечательностях Самарского края;

  • вызвать в учащихся чувство патриотизма, ответственности за свою малую родину, уважение к родителям и землякам;

  • способствовать осознанию истории русской культуры в контексте исторических процессов и народных традиций и обычаев.

  • формировать у учащихся активную гражданскую позицию, включа­ющую развитие ответственности за настоящее и будущее родного села.

  • формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности.

Способы реализации программы:

  • изучение своей родословной,

  • изучение истории села Кошки, культуры Самарской губернии,

  • организация познавательной, творческой и исследовательской деятельности учащихся.

Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны:

  • работа с краеведческой литературой;

  • экскурсии в музеи и исторические места родного края;

  • посещение святых мест Самарского края, паломнические поездки;

  • создание мультимедийных презентаций, проектов.

В программе курса предусмотрены занятия в классе, экскурсии и исследовательская деятельность. На занятиях используются анкетирование, интервьюирование, познавательные беседы, проблемно-ценностные дискуссии, викторины, социально-моделирующие игры, ролевые игры, проектную деятельность.

Принципы построения программы:

  • Принцип деятельностного практико-ориентированного подхода, позволяющий максимально реализовать творческий и исследовательский потенциал личности, поддерживать процессы саморазвития, самоорганизации, самоконтроля и, в конечном итоге, самоактуализации личности.

  • Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.

  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения программы как целостного процесса.

  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма.

  • Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

  • Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

  • Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

  • Принцип сотрудничества, сотворчества реализуется через постоянное взаимодействие учитель – ученик – родитель – представитель общественности (ветераны, жители села, дети).

Планируемые результаты

Личностные

  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

  • чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

  • ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина своего села, Самарской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;


Метапредметные результаты:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры и др.);

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • умение организовывать творческую деятельность, выбирая средства для реализации собственного замысла;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера


Предметные результаты:

  • усвоение сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для культурной и социальной действительности (в пределах изученного);

  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религии;

  • владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности культурных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире культуры и социума;

  • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;

  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

  • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Программа "Духовные родники" способствует формированию у школьников следующих качеств личности:

  • патриотизм;

  • уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, толерантность;

  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство;

  • трудолюбие;

  • настойчивость;

  • дисциплинированность;

  • любовь к малой родине;


Механизм оценки результатов

В процессе оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, конкурсы, игры-соревнования, викторины, практические занятия).


Структура программы:

Введение – 1 час

Раздел 1. Моя семья – 12 часов

Раздел 2. Моя малая Родина – 13 часов

Раздел 3. Мой край Самарский – 8 часов


На реализацию курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.



Тематическое планирование

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Содержание

Виды деятельности учащихся

  1. .

Введение.

Что такое Родина?

1

Определения понятия. Широкое и узкое понимание значения слова.

Создание творческих работ (рисунков, стихо­творений, сочинений) к конкурсу.

Моя семья – моё богатство

Что я знаю о моей семье?

1

Состав моей семьи и история её создания.

Анкетирование, интервью,

Венок имён нашей семьи

1

Составление списка мужских и женских имён семьи. Значения имён.

Социологическое миниисследование, статистические расчёты.

Семейные праздники

2

Сбор сведений о памятных датах семьи.

Составление календаря семейных праздников

Семейные традиции

1

Определение понятий "обычай", "традиция". Виды традиций. Сбор сведений о семейных традициях. Православные традиции в моей семье.

Составление свода законов и традиций семьи. Оформление страницы в проекте "Моя родословная"

Увлечения в нашей семье.

2

Как проводили досуг бабушки и дедушки? Хобби и увлечения членов моей семьи. Игры и забавы моих старших родственников.

Составление "Калейдоскопа хобби и увлечений"

Великая Отечественная война в истории моей семьи

2

Судьбы членов моей семьи в годы войны. Военные подвиги.

Работа на сайте "Подвиг народа", оформление страницы в проекте "Моя родословная"

Трудовые заслуги моей семьи.

1

Где работали представители старших поколений моей семьи? Какие заслуги имеют?

Оформление страницы "Герб и девиз моей семьи".

Моя семья – моё богатство

2

Подготовка и презентация проекта "Моя родословная" (либо его страниц).

Защита проекта.

Моя малая Родина

История названия (топоним) Кошки

1

Научные и народные версии истории названия нашего села.

Экскурсия в библиотеку.

Составление статьи.

История села и страны в названиях улиц.

2

Почему улица так названа? Какой след в истории она оставила? Знакомство с историей села по исследованиям историков и краеведов Кошкинского района.

Экскурсия в краеведчес­кий музей.

Исследовательская работа.

История Кошкинской школы

(к 135-летию)

1

История школы. Знаменитые учителя. Школьные учителя моих родителей.

Устный журнал «Наша школа»

Святые места Кошкинского района

1

Храмы Кошкинского района, их история и описание. Святые места на территории района.

Создание буклета.

Достопримечательности с. Кошки и района

2

Мемориальные памятники. Музеи. Памятники архитектуры.

Парки и фонтаны.

Экскурсия по основным достопримечательностям села,

создание путеводителя

Знаменитые земляки

2

Жизнь и судьба знаменитых земляков.

Оформление альбома (презентации, буклета)

Поэты Кошкинского района

2

Жизнь и творчество И. Акулиничева, Л. Фролова, Т. Еремеевой. Любимый поэт.

Экскурсия в музей.

Конкурс чтецов.

Писатели Кошкинского района

1

Жизнь и творчество Н.А. Арнольдова, В. Малова. Любимое произведение.

Устный журнал

Моя Малая Родина

1

Мой любимый уголок.

Творческая работа.

Подготовка к конкурсу.

Мой край Самарский

Самарская губерния в истории России.

1

Исторические сведения об основании крепости Самара, её значение в судьбе Российского государства. Губерния в годы ВОв. Самара космическая.

Миниисследования,

Создание творческих работ (рисунков, стихо-творений, сочинений) к конкурсу.

Ими гордится Россия!

1

Знаменитые земляки. Трудовые, военные и духовные подвиги самарцев.

Устный журнал.

Литературная Самара

2

Литературные памятники губернии. Поэты и писатели Самарского края.

Составление и оформление реестра памятников, презентация.

Святые обители

2

Монастыри и храмы Самарской губернии.

Экскурсия в Иверский женский монастырь

(г. Самара)

Святые источники

1

Святые источники на территории Самарской губернии. Ташла.

Составление картотеки и карты святых источников региона.

Итоговое занятие.

1

Оформление страниц сайта "Наши духовные родники"

Защита проекта "Наши духовные родники".


Итого

34




Учебно – тематическое планирование

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Аудитор­

ных

Вне­аудиторных

В т.ч. на практич. деятельность

  1. .

Введение. Что такое Родина?

1

1

-

1

Моя семья – моё богатство

Что я знаю о моей семье?

1

1

-

1

Венок имён нашей семьи

1

1

-

1

Семейные праздники

2

2

-

1

Семейные традиции

1

1

-

1

Увлечения в нашей семье.

2

2

-

1

Великая Отечественная война в истории моей семьи

2

1

1

2

Трудовые заслуги моей семьи.

1

1

-

1

Моя семья – моё богатство

2

2

-

2

Моя малая Родина

История названия (топоним) Кошки

1

-

1

1

История села и страны в названиях улиц.

2

-

2

1

История Кошкинской школы

(к 135-летию)

1

1

-

1

Святые места Кошкинского района

1

1

-

1

Достопримечательности с. Кошки и района

2

-

2

1

Знаменитые земляки

2

2

-

1

Поэты Кошкинского района

2

-

2

1

Писатели Кошкинского района

1

1

-

1

Моя Малая Родина

1

1

-

1

Мой край Самарский

Самарская губерния в истории России.

1

1

-

1

Ими гордится Россия!

1

1

-

-

Литературная Самара

2

2

-

1

Святые обители

2

-

2

1

Святые источники

1

-

1

1

Итоговое занятие.

1

1

-

1

Итого

34

23

11

25


Предполагаемая результативность программы "Духовные родники"

В результате усвоения программы учащиеся должны знать:

  • Историю семьи

  • Семейные традиции

  • Семейные праздники

  • Увлечения и игры представителей старших поколений

  • Военные и трудовые заслуги своей семьи

  • Историю возникновения села Кошки и его названия

  • Святые места и достопримечательности Кошкинского района

  • Знать знаменитых земляков и их заслуги перед Родиной

  • Поэтов и писателей Кошкинского района и Самарской области

  • Историю основания крепости Самара

  • Трудовые, военные и духовные подвиги самарцев.

  • Литературные памятники губернии.

  • Монастыри, храмы и святые источники Самарской губернии


В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

  • проводить социологическое исследование,

  • выполнять элементарные статистические расчёты

  • составлять календарь семейных праздников

  • составлять свод законов и традиций семьи

  • составлять "Калейдоскоп хобби и увлечений"

  • работать с информацией сайта "Подвиг народа"

  • оформлять "Герб и девиз моей семьи"

  • составлять картотеку и карту святых источников региона

  • презентовать результаты своей исследовательской работы


Перспективы внедрения программы.

В результате реализации программы "Духовные родники" предполагается получить следующие результаты:

  • формирование духовно-нравственной системы ценностей школьника;

  • просвещенность учащихся;

  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

  • укрепление семейных традиций и ценностей;

  • укрепление культурных традиций;

  • повышение интереса к изучению своей родословной и истории своей малой и большой Родины,

  • увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.

Реализация программы "Духовные родники" способствует формированию высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.









Список литературы

Нормативные документы

  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2014.

  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 [Текст] // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.


Литература для учителя

  1. Арнольд Н.В. Самароведение: Уч.пособие по Самарскому краеведению. Часть 2.- Самара: Культурное наследие, 2012.

  2. Арнольд Н.В. Самароведение: Уч.пособие по Самарскому краеведению. Часть 1.- Самара: Культурное наследие, 2011.

  3. Арнольд Н.В. Самароведение: Уч.пособие по Самарскому краеведению. Часть 3.- Самара: Культурное наследие, 2013.

  4. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников [Текст] / А.Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.

  5. Богачев А.В. Средневековые культуры и этносы Самарского края. – Самара, 2014

  6. Володина Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье [Текст] /Л. О.Володина // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50.

  7. Гвоздарева, Т. Понятие чистоты сердца в христианской этике: из учебного пособия «Духовно - нравственный смысл основных сюжетов Библии» [Текст] / Т. Гвоздарева // Духовно - нравственное воспитание. - 2011. - № 3.

  8. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе // «Воспитание школьников», № 2 -2012.

  9. Кремлева И.И., Уразова Е.А., Петрович В.Г. Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики 4-5 кл. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2013.

  10. Самарцев В. Невиданная Самара. Альбом уникальных фотографий. - Самара: Артель "Бурлаки", 2014.

Литература для учащихся

  1. Еременко Е.Н. Родословная моей семьи. Учебное пособие. – М.: Издательство: Планета, 2014

  2. Завальный А.Н., Зинченко В.Н., Мокрый В.С. Символика Самарской области. - Самара: СамВен, 2012.

  3. Кондахсазова Д. Родословная книга нашей семьи. М: Рипол-Классик, 2014.

  4. Православные храмы Самары: 160 лет самарской епархии / София и Николай Локтевы. - Самара: Логос, 2011.

  5. Самарский Иверский женский монастырь: К 160-летию основания обители. - Самара: Самарская епархия РПЦ, 2010.

  6. Севостьянов С.Д. Экскурсия по старой Самаре. – Самара: ООО Медиа-Книга 2013г.

  7. Синельник А. К. История градостроительства и заселения Самарского края. — Издательский дом «Агни». — Самара, 2013.


Интернет-источники


  1. Самарская губерния: история и культура // http://gubernya63.ru/

  2. Указатель монастырей и церквей Самарского региона (Самара и Тольятти, область и губерния, Сызранский район) http://genealogia.ru/archives/1395

  3. Храмы Самары https://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%F0%E0%EC%FB_%D1%E0%EC%E0%F0%FB

  4. Хроники губернского города // http://staraysamara.ru/vse-materialy/istoriya-samarskoj-gubernii


1 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России". Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения» - М.: Просвещение, 2009 С. 11

2 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru

3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013).


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос