В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Самообразование молодого учителя как фактор обеспечения непрерывности его образования

Самообразование молодого учителя как фактор обеспечения непрерывности его образования

Екатерина Тарасенко
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 3335
Краткое описание
Статья на международную научно-практическую интернет-конференцию «Основные направления и задачи современного образования: приоритеты развития, непрерывность образования, опыт реализации» в режиме офлайн

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ТарасенкоЕВ_статья.doc Скачать

Самообразование молодого учителя как фактор обеспечения непрерывности его образования

Тарасенко Екатерина Владимировна, учитель английского языка МАОУ гимназии №93 г. Челябинска


В последние годы при проведении государственной политики в области совершенствования образования в стране широкое распространение получила концепция непрерывного образования.

Непрерывное образование — это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса. В основе идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание.

Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учится непрерывно, обеспечивать широким массам возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Ключом к формированию системы непрерывного образования в нынешних условиях является самообразование учителя и его внешнее сопровождение на различных уровнях функционирования системы повышения квалификации работников образования.

В современной педагогике проблема самообразования учителя представляется в значительной степени противоречивой, несмотря на высокую степень её разработанности в науке.

С одной стороны высокая значимость самообразования учителя стала уже практически аксиомой. Если в индустриальном XX веке самообразование специалиста в любой профессиональной области было важным фактором его адаптации в быстро изменяющихся социально-экономических условиях – то в информационном XXI веке самообразование становится обязательным необходимым условием его профессионального становления как компетентного работника. Особенно это касается профессии учителя, в случае с которой самообразование является практически синонимом непрерывного профессионального образования. Ни одно учреждение профессионального педагогического образования сегодня не может обеспечить запаса знаний, достаточного для профессиональной деятельности учителя в течение более 3-4 лет. Ни одна инновация в системе образования не преодолеет естественной устойчивости системы к изменениям без готовности к ней учителя, готовности, достижимой только путём самообразования. Ни один учитель не сможет адаптироваться к сегодняшней стремительно развивающейся системе школьного образования, и тем более успешно осуществлять профессиональную деятельность, без самостоятельного развития собственной профессиональной компетентности. Высокая актуальность проблемы самообразования учителя обозначается всеми видными учёными современности и подтверждается наличием многочисленных психолого-педагогических исследований в этой области.

С другой стороны нельзя не признать тот факт, что хотя большинство учителей и признают настолько высокую значимость самообразования, но далеко не каждый учитель выражает готовность к непрерывному самообразованию, и уж совсем редко встречаются учителя, способные самостоятельно управлять подобной работой. Компенсаторные самообразовательные задачи не каждый учитель может даже поставить, т.е. им осознаются не все профессиональные затруднения, поскольку готовность к их осознанию прямо пропорциональна уровню мастерства учителя [6, 39]. Даже готовность к самообразованию у молодых учителей со стажем до пяти лет (у которых готовность к самообразованию считается наиболее выраженной) оценена В.А. Сластёниным только в 3 балла по пятибалльной шкале [13, 67]. В исследовании И.Г. Вертилецкой выявлено, что потребность в самообразовании испытывают только 15,1% учителей независимо от стажа профессиональной деятельности [4, 55].

По мере становления и развития проблемы самообразования учителя в отечественной педагогике уточнялось само понятие «самообразование».

Самообразование, считают одни исследователи, есть процесс, направленный на самостоятельное приобретение знаний и умений, на саморазвитие и самосовершенствование. Другие же определяют самообразование как «специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определённых личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации» [4, 299].

В педагогической литературе самообразование характеризуется и как одно из средств самовоспитания. Так, в «Словаре по педагогике» Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров определяют самообразование как систему умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущую за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом [8, 299]. «Самовоспитание» в свою очередь трактуется авторами «Педагогического энциклопедического словаря», как сознательная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Уровень самовоспитании – результат воспитания личности в целом» [10, 252].

Самообразование – вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся её свободным выбором и направленной на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней [4, 53]

Самообразование – процесс получения образования без специального руководства со стороны; образование, приобретённое вне учебных заведений путём самостоятельной работы; самостоятельное познание [3, 67].

Самообразование – такой вид обучения, цели, содержание, условия и средства которого зависят от самого субъекта. Это процесс совершенно самостоятельного учения человека [3, 67].

Самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека [3, 68].

Самообразование – это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создаёт не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью [9, 46].

Самообразование – непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии [1, 4].

Рассматривается учёными и проблема самообразования учителя, что вносит содержательную специфику в определение понятия «самообразование».

Самообразование учителя – многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование [10, 300].

Педагогическое самообразование – целенаправленная самостоятельная деятельность учителя по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психолого-педагогических и методических знаний и их творческое использование в соответствии с характером выполняемой работы [3, 174].

Самообразование педагога – вид профессионально ориентированной информативно-коммуникативной познавательной деятельности [3, 69].

Систематизируя представленные в научно-педагогической литературе точки зрения разных авторов, можно отметить, что самообразование учителя рассматривается как психолого-педагогическая проблема и характеризуется:

  • как особая форма инициативной познавательной деятельности, осуществляемой самостоятельно, либо при поддержке методистов и преподавателей учреждений системы повышения квалификации;

  • как путь самосовершенствования личности, выступающий в форме определённым образом организованного самостоятельного познавательного процесса, со всеми присущими ему компонентами (потребностями, интересами, мотивами, способностями, собственно деятельностью), основу которого составляет активный поиск, генерация и презентация информации по индивидуальной методической теме;

  • как компонент системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающий самоактуализацию и самореализацию личности.

Приведённые выше определения термина «самообразование учителя» могут быть дополнены указанием необходимости результативности этой деятельности, так как именно результат самообразования учителя определяет его цели, задачи, содержание и способы реализации. И именно отсутствие ориентации самообразовательной работы учителя на практически применимый результат является причиной бедственного состояния самообразования учителя сегодня: при отрыве деятельности от результата не создаётся стимула к её осуществлению.

Таким образом, понятие «самообразование учителя» может быть определено следующим образом.

Самообразование учителя – это его самостоятельная специально организованная, систематическая познавательная деятельность, цели и содержание которой определяются насущными профессиональными затруднениями, а результатом является решение практической профессиональной задачи.

При рассмотрении различных точек зрения учёных на самообразование учителя обнаруживается ещё одно противоречие, которое пока не нашло решения в педагогической науке.

С одной стороны, даже из рассмотренных выше определений можно выделить первичный признак самообразования – самостоятельность субъекта в организации и осуществлении этой деятельностью. Рубакин, один из крупнейших педагогов ХХ века, работавших над проблемой самообразования, особенно подчеркивал недопустимость внешнего вмешательства в самообразование личности: «Помощь самообразовательной работе может выражаться со стороны главным образом лишь общим руководством. Если она будет очень детальна, то самообразование перестанет быть таковым. … Чем скорее отучается человек ходить на чужих помочах, тем лучше» [11, 61].

С другой стороны проблема управления самообразованием всё чаще обозначается учёными, так как её решение может способствовать повышению эффективности самообразования сегодняшнего учителя. «Самообразование взрослого человека сугубо индивидуально, тем не менее, возможна и необходима корректировка самообразовательной деятельности учителя со стороны опытного коллеги, авторитетного руководителя школы» [13, 296]. «Хаотическое, бессистемное чтение литературы и посещение курсов в системе повышения квалификации не дает учителю ориентиров, а руководство со стороны администрации без методологической основы только мешает опытному педагогу и ничем не помогает начинающему» [6, 34]. В исследовании Соколовой подчёркивается, что из-за затруднений учителей в выборе оптимального времени, создании условий для самообразования, из-за отождествления самостоятельной работы и самообразования, из-за их некритического отношения к себе, завышения показателей опросов по самообразованию и ввиду высокой необходимости самообразования учителей управление им «должно охватывать практически всех учащихся на всех ступенях системы народного образования, стать средством воспитания личности культурного человека с обширным кругозором, гражданина» [14, 37]. Еще в научных исследованиях XX века можно обнаружить косвенные или даже прямые указания на необходимость управления самообразованием учителя. Так А.Я. Айзенберг понимает под ним «целенаправленное воздействие на содержание, формы и методы овладения знаниями самостоятельно занимающимися, выбор и использование ими источников научной и общекультурной информации» [2, 33]. Я. Коменский указывал, что «личность доходит до такого состояния, когда она сама стремится и умеет самоусовершенствоваться только с помощью мудрого и универсального наставника» [1, 17]. Даже Рубакин, предлагавший определение содержания самообразования «по собственному нюху» [11, 78] обучающегося самостоятельно, писал: «Нужно дать начинающему читателю своего рода географическую карту той страны, по которой ему придется путешествовать во время его работы над самообразованием» [11, 68].

Как объект управления самообразование сегодня рассматривается в исследованиях И.Г. Вертилецкой, А.И. Гиро, М.И. Донцова, С.Б. Елканова, Казыхановой, И.И. Кобыляцкого, Н.В. Кузьминой, Б.Ф. Рафского, В.К. Скнаря.

И.Г. Вертилецкая в исследовании «Активизация самообразования учителя в системе повышения квалификации» предлагает классификацию внешних и внутренних факторов активизации самообразования учителя. К внешним факторам автором относятся социально-экономические (требования рыночной экономики, изменения в образовательной сфере, социальные признание и статус, уровень заработной платы) и организационные (наличие времени для самообразования, получение методической помощи) факторы; к внутренним – психологические (стремление к повышению профессиональной компетентности, потребность в самообразовании, потребность в обобщении и распространении сообственного опыта) и педагогические (необходимость освоения инновационной практики, достижение результативности труда) факторы [4, 49].

В исследовании А.И. Гиро рассматривается аттестация учителя как фактор стимулирования его самообразования за счёт объективизации оценочной деятельности других участников педагогического процесса и рассмотрения подготовки учителя к аттестации как процесса собственного «умственного самосовершенствования» [5, 113]. Таким образом, аттестация предлагается автором как стимулирующий и координирующий факторы самообразования учителя.

Д.А. Казыханова высказывает мысль о том, что «хотя самообразование строится на началах добровольности, его стержнем является действительный контроль: собеседования, отчёты на педсоветах, на производственных совещаниях» [7, 37].

Н.В. Кузьмина обращает внимание на значимость взаимодействия и положительного примера коллег и руководителей учителя в его самообразовании: «Учителя начинают интенсивно заниматься самообразованием, когда внутри школы организуется научно-практическая и научно-исследовательская деятельность всего коллектива, а ее организатором выступает директор» [4, 68].

О мотивах к самообразованию как к средству повышения профессионального и социального статуса говорит В.К. Скнарь: «Самообразовательная деятельность педагога более эффективна, если её практические результаты широко известны в школе и за её пределами» [4, 18].

Таким образом, на сегодняшний день проблема самообразования прошла значительный путь собственного становления как психолого-педагогической проблемы: от её возникновения и осмысления в XVIII-XIX вв. через разработку теории осуществления самообразования к XX-XXI вв. до проблемы управления самообразованием в XXI в.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Айзенберг А.Я. Педагогическое руководство самообразованием в культурно-просветительных учреждениях. Лекции по курсу «Педагогика» для студентов института культуры. М.: Московский государственный институт культуры, 1975. – 49 с.

  2. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1986. – 128 с.

  3. Безниско Е.Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 Ростов-на-Дону, 2007. 171 с.

  4. Вертилецкая И.Г. Активизация самообразования учителя в системе повышения квалификации : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08; Новокузнецк, 2007. - 236 с.

  5. Гиро, А. И. Мотивация и стимулирование самообразования учителей в системе повышения квалификации : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Минск, 1994

  6. Гузеев В.В.Лекции по педагогической технологии. М.: Знание, 1992 г., - 60 с.

  7. Казыханова, Д.А. Педагогические факторы развития самообразования учителя сельской школы в современных условиях Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 Казань, 1994

  8. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. М.: Айрис-пресс, 2008. – 256 с.

  9. Крупская Н.К. О самообразовании. М., 1960. 82 с.

  10. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

  11. Рубакин Н.А. Как заниматься самообразованием. М.: Советская Росиия,1982. 126 с.

  12. Рубинштейн М.М. Проблема учителя: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. Учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 176 с.

  13. Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ. Высш. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с.

  14. Соколова И. Б. Организационно-педагогические условия самообразования будущих учителей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Армавир, 2000. 200 c.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос