В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Жизнь и творчество Мацуо Басё (1644- 1694 гг). Хокку.

Ширяева Светлана Ширяева Светлана
Тип материала: Урок
просмотров: 1826
Краткое описание
Знакомство с японскими легендами и обычаями, с некоторыми фактами биографии М. Басё;
выявление особенностей структуры хокку, смысловой нагрузки строк, принципов сложения хокку, особенностей эволюции жанра;
формирование навыков выразительного чтения, работы с учебником и таблицами.                            
Пожаловаться 18 марта 2015
Файлы
logKonspekt_uroka_v_7_klasse.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

C:\Users\Наталья\Desktop\uchmet_120_60.gif








Конспект урока по литературе.

Тема: Жизнь и творчество Мацуо Басё (1644- 1694 гг). Хокку.

для 7 классов







Разработан:

Ширяевой Светланой Николаевной, учителем

русского языка и литературы,

I категории

ЧОУ Заокская ХСОШ.



















Конспект урока в 7 классе.

Тема: Жизнь и творчество Мацуо Басё (1644- 1694 гг). Хокку.

Организационный момент: проверьте наличие всех предметов к уроку (учебник, тетрадь, письменные принадлежности), сядьте ровно.

Цели:

  1. знакомство с японскими легендами и обычаями, с некоторыми фактами биографии М. Басё;

  2. выявление особенностей структуры хокку, смысловой нагрузки строк, принципов сложения хокку, особенностей эволюции жанра;

  3. формирование навыков выразительного чтения, работы с учебником и таблицами.

Задачи:

  1. обеспечить в ходе урока усвоение традиций японской культуры;

  2. сформировать умения анализа жанра хокку;

  3. проверить следующие общеучебные умения и навыки работы с литературными терминами и понятиями, чтения;

  4. создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности;

  5. создать условия для развития аналитических способностей учащихся, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

  6. создать условия для развития памяти, внимания;

  7. способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

  8. содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов.



Оборудование кабинета: книжная выставка, иллюстрации к уроку, презентация Microsoft Power Point, мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный (объяснение, работа с учебником и книгой) и наглядный (иллюстрации, демонстрации).



Ход урока:

  1. Актуализация знаний.

  1. Слово учителя:

Мацуо Басё (настоящее имя — Мунэфуса, 1644–1694) — великий японский поэт, сыгравший большую роль в становлении поэтического жанра хайкай. 
Басё родился в провинции Ига, в центральной части острова Хонсю, в небогатой самурайской семье, в детстве получил хорошее образование. В 1672 г. покинул родные места и поселился в Эдо (современный Токио), где примкнул к одной из ведущих поэтических школ того времени — Данрин. Пользовался большим авторитетом уже при жизни и имел много учеников.
 
Долгое время Басё жил в предместье Эдо — Фурукаве, в хижине, подаренной ему Сампу, одним из его учеников. Рядом с этой хижиной был посажен банан (басё), поэтому хижина получила название Банановой (басё-ан), отсюда и псевдоним поэта.
 


Басё много путешествовал по стране, но самое большое признание получил как мастер трехстиший (хокку), которые к тому времени выделились в самостоятельный поэтический жанр. 
Поэтическое наследие Басё представлено 7 антологиями, созданными им и его учениками: "Зимние дни" (1684), "Весенние дни" (1686), "Заглохшее поле" (1689), "Тыква-горлянка" (1690), "Соломенный плащ обезьяны" (книга 1-я, 1691, книга 2-я, 1698), "Мешок угля" (1694), лирическими дневниками, написанными прозой в сочетании со стихами (наиболее известный из них - "По тропинкам Севера"), а также предисловиями к книгам и стихам, письмами, содержащими мысли об искусстве и взгляды на процесс поэтического творчества.

Поэзия и эстетика Мацуо Басё оказали влияние на развитие японской литературы средних веков и нового времени. 

- Учащиеся конспектируют материал, записывают значение новых слов.

1) Самурай- член привилегированной феодальной касты Японии.

2) Хокку ( хайку)- жанр и форма японской поэзии; трехстишие, состоящее из двух опоясывающих пятисложных стихов и одного семисложного посередине; из 17 слогов, составляющих один столбец иероглифов.

3) Каллиграфия- искусство писать четким, красивым почерком.

4) Антология- сборник избранных произведений (литературных, философских, музыкальных) разных авторов ;

5) Теза- положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком- нибудь рассуждении .

6) Антитеза - в художественной литературе стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.

7) Катарсис - сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением.

2.Обращение к статье учебника (с.263-268), после совместного прочтения, отвечаем на вопросы:

1) Каким вы представляете себе Басё?

2) Какие чувства вызвал у вас образ жизни Басё и его отношение к творчеству?

3. В 1680 году Басё создал первоначальный вариант знаменитого в истории японской поэзии стихотворения:

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

К работе над ним поэт возвращался в течение нескольких лет, пока не создал окончательный вариант. Это говорит о том, как упорно Басё работал над каждым словом. Затянувшиеся годы поисков закончились, он нашел свой путь в искусстве.

4. Обращение к статье учебника о хокку. Заполнение таблицы.

структура хокку

Трехстрочные поэтические миниатюры из 17 слогов.

Трехстишие, состоящее из двух опоясывающих пятисложных стихов и одного семисложного посередине

смысловая нагрузка строк хокку

Первая строка- теза, вторая- антитеза, третья- катарсис (объяснить учащимся термины).

эстетические принципы сложения хокку.

«сатори»- состояние озарения

«саби»- одиночество, отчуждение от всего внешнего мира

«каруми»- легкость и возвышенность, простота восприятия

«хосоми»- тонкость и ломкость

«сюри»- грусть, сочувствие

«фуэки-рюко»- постоянная изменчивость мира, единство движения и покоя

эволюция жанра

Хокку- комический жанр (Аракида Моритикэ (1465-1549)

Хокку- лирический жанр ( Мацуо Бесё)

Расширение тематики хокку (Танигутти Бусон (17160-1783)



- Подведение итогов работы.

Хокку- не стихи, а образ жизни, погружение в мир одиночества, грусти и счастья внутреннего прозрения, в мир открытий, который окружает и в который необходимо всмотреться.

- Обращение к иллюстрациям учебника (с.264,265, 268, 269).

Выразительное чтение учащимися хокку: «Конец осенним дням»

Конец осенним дням.

Уже разводит руки

Каштана скорлупа.

- Определите содержание тезы, антитезы и катарсиса.

теза- «конец осенним дням»

антитеза - «уже разводит руки»

катарсис - «каштана скорлупа»

- Какой образ воссоздан в хокку? ( Раскрытые створки каштана, как разведенные в недоумении руки перед неизбежностью наступления зимы).

III. Итоги урока

Слово учителя:

Поэзия и проза Басё открывают перед нами Японию того времени. Поэт надеялся еще продолжить свои странствия на север, чтобы повидать всю страну, но смерть застала его в 1694 г. в городе Осака, где он умер, окруженный своими учениками.

Басё основал свою школу, совершившую переворот в японской поэзии. После его смерти школа постепенно распалась.

В XX в. хокку получило название хайку.

IV. Домашнее задание.

  1. Выучить наизусть хокку (по выбору).

  2. Индивидуальное задание:

  • подготовить сообщение о замке Инуяма;

  • о японской каллиграфии;

  • о герое Ёсицуне.





















Использованный материал:

  1. http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=1081&op=bio - Биографии. История жизни великих людей

  2. Литература 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений : В 2 ч. Ч 2 / Авт. Сост. Г.С. Меркин.- 7 –е изд, М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2009.- 344с

  3. Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д. Н. Ушакова Под редакцией Д.Н. Ушакова. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. – 848с

  4. http://www.yaponika.com/hokku/base

  5. http://yandex.ru/images/search



logBasyo_prezentatsia.pptx
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru