В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни "Здоровье"

Елена Борцова Елена Борцова
Тип материала: Программа
просмотров: 280
Краткое описание
Цель Программы
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся для создания наиболее благоприятных условий формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 05 марта 2015
Файлы
ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЕ 1.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное образование городского округа “Инта”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №9”






Программа

формирования здорового и безопасного образа жизни

«Здоровье»









Автор:

Учитель математики, заместитель директора по БТЖ МБОУ «СОШ №9» Е.Н. Борцова






















г. Инта


Пояснительная записка

В соответствии с законом РФ “Об образовании в Российской Федерации” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Комплексная программа укрепления здоровья в нашей школе – это совокупность мероприятий, направленная на обеспечение здоровья и благополучия субъектов УВП.

Основная цель начального образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Именно поэтому уже в начальной школе важно научить ребёнка осознать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья. Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. Это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население страны. И на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Среди источников «школьных» факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, в период обучения можно выделить следующие неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия:

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей;

  • комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью.

Обоснование необходимости реализации Программы

Город Инта Республики Коми расположен на границе с районами крайнего севера. Данный факт накладывает определенную специфику на жизнедеятельность проживающих в городе людей. Суровый климат, длительность зимнего периода становятся причинами ухудшения здоровья граждан и особенно несовершеннолетних детей.

Так же причинами ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения являются школьные факторы риска нарушения здоровья, например:

  • совместное обучение детей с разным уровнем подготовки и разными психофизическими качествами;

  • перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями;

Утверждение здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетних детей рассматриваются в качестве одного из приоритетных направлений деятельности МБОУ «СОШ №9».

В школе сложилась система, предполагающая планомерный контроль состояния здоровья учеников и принятие мер по его улучшению, которая легла в основу комплексно-целевой программы «Здоровье» (далее – Программа).

Цель Программы

Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, для создания наиболее благоприятных условий формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.

Задачи Программы:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить учащихся совершать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • сформировать навык самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста развития.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 4 года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.

Основные направления деятельности

  • соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

  • наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

  • организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

  • оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным инвентарём;

  • наличие помещений для медицинского персонала;

  • наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологии, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся, включает:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

  • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

  • индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

Эффективная организация физкультурно – оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья, включает:

  • полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно – двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • организацию занятий по лечебной физкультуре;

  • организацию динамических пауз на уроках;

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  • регулярное проведение спортивно – оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • сохранение и укрепление психосоматического здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ;

  • формирование осознанного ценностного отношения школьников и их родителей к здоровью как основному фактору успеха подрастающего поколения на последующих этапах жизни;

  • повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую;

  • повышение уровня психологической комфортности в системах: «ученик – учитель», «ребёнок – ребёнок», «ребёнок – детский коллектив», «ребёнок – родители»;

улучшение взаимодействия семьи и школы, школы и социума при организации здоровье-сберегающей деятельности школы.

Критериями оценки результативности здоровьесберегающей деятельности школы являются следующие показатели:

  • желание учащихся посещать школу и оставаться в ней после окончания уроков;

  • активность и заинтересованность школьников и их родителей в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья;

  • позитивные изменения психологического климата в педагогическом и детских коллективах;

  • позитивные результаты мониторинга психосоматического здоровья учащихся.

В программе принимают участие:

  • Учащиеся школы;

  • Члены педагогического коллектива;

  • Медицинские работники;

  • Родители.

Деятельность по реализации программы предполагает:

  • Объединение учащихся в соответствии с их спортивными интересами для организации спортивных секций (баскетбол, футбол, лёгкая атлетика, настольный теннис, шашки и т.д.).

  • Проведение Дней здоровья, спортивных праздников и состязаний, игр.

  • Подготовку и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний.

  • Организацию экскурсий, походов.

  • Пропаганду здорового образа жизни детей.

  • Организацию интересного и плодотворного досуга. В том числе и в каникулярное время.

  • Привлечение внимания родителей, общественных организаций, учреждений села к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни.

Основные направления деятельности и предполагаемые формы работы:

1) Учёт состояния здоровья детей:

--определение групп здоровья;

-учёт посещаемости занятий;

2) Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

--динамические паузы для учащихся;

--дни здоровья;

-организация летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием.

3) Урочная и внеурочная работы:

-открытые уроки физической культуры, ОБЖ;

-открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;

- спортивные секции

4) Основные направления пропаганды здорового образа жизни:

-тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;

-совместная работа с учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;

-обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;

-пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки физической культуры и ОБЖ.

5) Соревнования и спортивные праздники:

- «Весёлые старты»;

- Военизированная игра «Зарница»;

- Дни бегуна;

- «Папа, мама, я – спортивная семья»;

- Общешкольные соревнования по баскетболу, футболу, лёгкой атлетике, пионерболу, лыжным гонкам и др.

-русские народные игры, олимпийские игры, подвижные игры.

6) Профилактика заболеваний учащихся:

-организация медицинского обследования;

-соблюдение гигиенических норм и правил для учащихся;

-соблюдение норм освещения и отопления в классах и школе;

-осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся;

-беседы, лекции, просмотры фильмов;

-проведение школьного конкурса «Самый здоровый класс»;

7) Тематические классные часы по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни:

-цикл бесед « Гигиена школьника»; «Чтобы зубы не болели»; «Да здравствует мыло душистое»; «Ты и телевизор»; «Компьютер + здоровье»; «Твой режим дня»; инструктажи по предупреждению травматизма; беседы по правилам дорожного движения.

8) Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни:

- «Здоровье ребёнка в руках взрослых»;

- «Режим труда и учёбы»;

- «Физическое воспитание детей в семье»;

- «Алкоголизм, семья и дети»;

- «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности»;

- «Вредные привычки у детей»;

- «Наркотики в зеркале статистики»;

- «Психология курения»;

- «Нецензурная брань – это тоже болезнь»;

- «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования».

9) Диагностика учащихся по проблеме формирования здорового образа жизни:

-анкета «Отношение младших школьников к табакокурению»;

-анкета «Отношение к психоактивным веществам» и другие.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru