В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни "Здоровье"

Елена Борцова Елена Борцова
Тип материала: Программа
просмотров: 230
Краткое описание
Цель Программы
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся для создания наиболее благоприятных условий формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 05 марта 2015
Файлы
ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЕ 1.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное образование городского округа “Инта”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №9”






Программа

формирования здорового и безопасного образа жизни

«Здоровье»









Автор:

Учитель математики, заместитель директора по БТЖ МБОУ «СОШ №9» Е.Н. Борцова






















г. Инта


Пояснительная записка

В соответствии с законом РФ “Об образовании в Российской Федерации” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Комплексная программа укрепления здоровья в нашей школе – это совокупность мероприятий, направленная на обеспечение здоровья и благополучия субъектов УВП.

Основная цель начального образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Именно поэтому уже в начальной школе важно научить ребёнка осознать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья. Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. Это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население страны. И на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Среди источников «школьных» факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, в период обучения можно выделить следующие неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия:

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей;

  • комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью.

Обоснование необходимости реализации Программы

Город Инта Республики Коми расположен на границе с районами крайнего севера. Данный факт накладывает определенную специфику на жизнедеятельность проживающих в городе людей. Суровый климат, длительность зимнего периода становятся причинами ухудшения здоровья граждан и особенно несовершеннолетних детей.

Так же причинами ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения являются школьные факторы риска нарушения здоровья, например:

  • совместное обучение детей с разным уровнем подготовки и разными психофизическими качествами;

  • перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями;

Утверждение здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья несовершеннолетних детей рассматриваются в качестве одного из приоритетных направлений деятельности МБОУ «СОШ №9».

В школе сложилась система, предполагающая планомерный контроль состояния здоровья учеников и принятие мер по его улучшению, которая легла в основу комплексно-целевой программы «Здоровье» (далее – Программа).

Цель Программы

Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, для создания наиболее благоприятных условий формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.

Задачи Программы:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить учащихся совершать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • сформировать навык самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста развития.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 4 года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.

Основные направления деятельности

  • соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

  • наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

  • организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

  • оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным инвентарём;

  • наличие помещений для медицинского персонала;

  • наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологии, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся, включает:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

  • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

  • индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

Эффективная организация физкультурно – оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья, включает:

  • полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно – двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • организацию занятий по лечебной физкультуре;

  • организацию динамических пауз на уроках;

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  • регулярное проведение спортивно – оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • сохранение и укрепление психосоматического здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ;

  • формирование осознанного ценностного отношения школьников и их родителей к здоровью как основному фактору успеха подрастающего поколения на последующих этапах жизни;

  • повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую;

  • повышение уровня психологической комфортности в системах: «ученик – учитель», «ребёнок – ребёнок», «ребёнок – детский коллектив», «ребёнок – родители»;

улучшение взаимодействия семьи и школы, школы и социума при организации здоровье-сберегающей деятельности школы.

Критериями оценки результативности здоровьесберегающей деятельности школы являются следующие показатели:

  • желание учащихся посещать школу и оставаться в ней после окончания уроков;

  • активность и заинтересованность школьников и их родителей в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья;

  • позитивные изменения психологического климата в педагогическом и детских коллективах;

  • позитивные результаты мониторинга психосоматического здоровья учащихся.

В программе принимают участие:

  • Учащиеся школы;

  • Члены педагогического коллектива;

  • Медицинские работники;

  • Родители.

Деятельность по реализации программы предполагает:

  • Объединение учащихся в соответствии с их спортивными интересами для организации спортивных секций (баскетбол, футбол, лёгкая атлетика, настольный теннис, шашки и т.д.).

  • Проведение Дней здоровья, спортивных праздников и состязаний, игр.

  • Подготовку и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний.

  • Организацию экскурсий, походов.

  • Пропаганду здорового образа жизни детей.

  • Организацию интересного и плодотворного досуга. В том числе и в каникулярное время.

  • Привлечение внимания родителей, общественных организаций, учреждений села к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни.

Основные направления деятельности и предполагаемые формы работы:

1) Учёт состояния здоровья детей:

--определение групп здоровья;

-учёт посещаемости занятий;

2) Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

--динамические паузы для учащихся;

--дни здоровья;

-организация летнего оздоровительного лагеря при школе с дневным пребыванием.

3) Урочная и внеурочная работы:

-открытые уроки физической культуры, ОБЖ;

-открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;

- спортивные секции

4) Основные направления пропаганды здорового образа жизни:

-тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;

-совместная работа с учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;

-обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;

-пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки физической культуры и ОБЖ.

5) Соревнования и спортивные праздники:

- «Весёлые старты»;

- Военизированная игра «Зарница»;

- Дни бегуна;

- «Папа, мама, я – спортивная семья»;

- Общешкольные соревнования по баскетболу, футболу, лёгкой атлетике, пионерболу, лыжным гонкам и др.

-русские народные игры, олимпийские игры, подвижные игры.

6) Профилактика заболеваний учащихся:

-организация медицинского обследования;

-соблюдение гигиенических норм и правил для учащихся;

-соблюдение норм освещения и отопления в классах и школе;

-осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся;

-беседы, лекции, просмотры фильмов;

-проведение школьного конкурса «Самый здоровый класс»;

7) Тематические классные часы по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни:

-цикл бесед « Гигиена школьника»; «Чтобы зубы не болели»; «Да здравствует мыло душистое»; «Ты и телевизор»; «Компьютер + здоровье»; «Твой режим дня»; инструктажи по предупреждению травматизма; беседы по правилам дорожного движения.

8) Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни:

- «Здоровье ребёнка в руках взрослых»;

- «Режим труда и учёбы»;

- «Физическое воспитание детей в семье»;

- «Алкоголизм, семья и дети»;

- «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности»;

- «Вредные привычки у детей»;

- «Наркотики в зеркале статистики»;

- «Психология курения»;

- «Нецензурная брань – это тоже болезнь»;

- «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования».

9) Диагностика учащихся по проблеме формирования здорового образа жизни:

-анкета «Отношение младших школьников к табакокурению»;

-анкета «Отношение к психоактивным веществам» и другие.

Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru