В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Формирование социализации школьников при помощи театрализованной деятельности

 Татьяна Сурина Татьяна Сурина
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 1234  голосов:1    просмотров: 575
Краткое описание
Самый кроткий путь эмоционального раскрепощения ребенка и снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному  воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Являясь распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский).
Пожаловаться 04 марта 2015
Файлы
statya.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


«Формирование социализации школьников
при помощи театрализованной деятельности»


Сурина Татьяна Борисовна

МБОУ «СОШ№14»

город Братск
















2015год


Детей без талантов не бывает – это давно известно. Каждый ребенок уникален, и обладает своим неповторимым даром, который обязательно нужно развивать. Вопрос только в том, где раскроются еще только зарождающиеся детские таланты и как найти такое занятие, которое бы смогло помочь детям проявить себя в полной мере. Игра всегда привлекает любого ребенка. Ведь именно игра дает детям возможность попробовать ненадолго стать немного другими, отбросить все свои страхи, забыть привычки. Поэтому лучше всего ребенок раскрывается, конечно, играя. Это и стало отправной точкой моей работы с детьми.

Я обратила внимание на то, что первоклассники обладают рядом проблем, которые существенно снижают эффективность процесса обучения. Среди них можно выделить три основных группы – личностные, образовательные и поведенческие. Например, многие дети нечетко говорят, зажаты, стеснительны, не уверены в себе, часто не могут правильно выразить свои мысли и эмоции – это проблемные поля первой группы. Кроме того, у некоторых наблюдаются проблемы с памятью и слабое развитие фонематического слуха (образовательные проблемы). Также в первом классе ребята часто отвлекаются на занятиях, несобранны и не владеют произвольностью поведения (поведенческая группа).

Для начала я решила работать по проблемам первой группы. Мы стали учить скороговорки и чистоговорки, разыгрывать диалоги. Сразу появилось улучшение по всем перечисленным пунктам первой группы проблем. Далее работа велась уже по всем направлениям. Дети разыгрывали сценки, каждый ребенок получал свою роль и слова к ней. После этого к речи мы добавили движения. Дети с удовольствием играли этюды со словами и без слов, работали над техничкой речи, мимикой и позами.

Было очень интересно наблюдать, как каждый старается сыграть свою роль как можно лучше, четко и громко проговорить слова, красиво показать действия героя. Мои первоклассники сами стали придумывать сценки, разыгрывать по ролям рассказы из учебников на литературном чтении. Задания на дом тоже носили творческий характер, например, разыграть втроем предложенный отрывок произведения. Такая групповая деятельность сразу сблизила учеников между собой, они стали более терпимы друг к другу, появилась настоящая дружба и исчезла детская агрессивность. Я считаю, что это можно назвать одним из самых больших достижений начала театральной работы.

Перейдя во второй класс, дети уже сами проявили инициативу. Они стали предлагать свои идеи и высказывать интересные творческие мысли. К школьному Новому году мы с классом поставили сказку «Золотой петушок», в которой приняли участие двадцать два человека! С этим спектаклем наш класс, представляя школу № 14, участвовал в городском конкурсе «Мой Пушкин», где занял второе место. Это было одним из самых запоминающихся событий года для детей. Они были очень рады и искренне гордились своим успехом. Согласно данным проведенного опроса детей в четвертом классе, выступление на городском конкурсе сказок со спектаклем «Золотой Петушок» до сих пор является для них очень важной победой, и большинство ребят хотели бы повторить его еще раз.

В процессе подготовки этого выступления родители детей тоже заинтересовались театральной деятельностью, и все вместе взялись за помощь. Именно они сшили великолепные костюмы, нарисовали яркие декорации и, конечно, переживали за ребят, всячески их поддерживали. На выступление пришли все папы, мамы, бабушки и дедушки, которые только смогли. Каждому занятому в спектакле ученику хотелось, чтобы именно его родственники и друзья гордились им, хотелось порадовать свою семью и стать для них не просто ребенком, а настоящим актером, которому зрители аплодируют и кричат «бис!». Дети очень старались, и выступление получилось действительно запоминающимся.

Родители стали помогать организовывать дальнейшие вступления, тесно общаться и принимать активное участие в жизни класса. Работа с папами и мамами стала более продуктивной, что сказалось и на процессе обучения второклассников.

После выступления наш класс стал выделяться среди других своим коллективизмом и сплоченностью. Дети научились лучше понимать друг друга и чувствовать настроение других ребят. Кроме того, выделились настоящие маленькие актеры с ярко выраженными способностями к театру.

Итоги работы во втором классе показали явный прогресс в чтении, которое стало более выразительным и четким. Также дети стали более собранными и ответственными, научились сдерживать и выражать свои эмоции.

В третьем классе дети с самого начала учебного года проявили желание поставить новый спектакль. Ребята относились к этой работе одновременно и с удовольствием, и с профессиональной серьёзностью. К Новому году мы подготовили спектакль «Кошкин дом». Для постановки этой сказки ребята на уроках ИЗО сами готовили декорации, подбирали музыку. А в феврале в классе был проведен праздник семьи «О родных и близких с любовью». На этом концерте для родителей были показаны танцы, песни, пародии, сценки и другие номера художественной самодеятельности, которые дети приготовили по собственной инициативе и практически самостоятельно.

Именно в третьем классе стало очень заметно, насколько сильно развились творческие способности детей. Ребята стали писать интересные сочинения, выразительно рассказывать стихотворения, превращая просто пересказ в маленький спектакль. Также они сами предлагали творческие идеи и высказывали очень неожиданные мнения при обсуждении любимых героев сказок, рассказов, фильмов.

Поход с детьми в театр показал, как изменился взгляд детей на театральное искусство в целом. Мои третьеклассники сидели, затаив дыхание. А обилие впечатлений принес не только сам спектакль, но и как раз это новое видение происходящего. На собственном опыте ребята знали, что за красивым действием на сцене стоит напряженная работа актеров, режиссера, декоратора и многих других людей, они уже поняли, что такое отсутствие внимания хотя бы одного зрителя в зале, они начали по-другому смотреть на игру и воплощение заданной роли, представляя как бы они сами справились с ней.

В четвертом классе у нас появились уроки театра, которые проходили два раза в неделю. Некоторые дети всерьез заинтересовались театром и стали развивать свои способности дополнительно. На этих занятиях мы узнавали об истории театра и спектаклей, о работе профессиональных актеров, изучали художественную литературу. Сразу стало заметно, насколько увеличилась для детей ценность хороших книг, читать они стали несоизмеримо больше, чем в предыдущих классах. Также на уроках театра мы занимаемся и практической деятельностью: учимся сами сочинять сказки, фантазируем на заданную тему, работаем над мимикой, пластикой, грамотностью речи, артикуляцией, правильным выражением своего эмоционального состояния, занимаемся сценическим движением и саморегуляцией.

Всё это, разумеется, сопровождается работой над очередным спектаклем. В четвертом классе мы занялись большой серьезной пьесой Евгения Шварца «Снежная королева», где потребовалось применение всех полученных знаний и навыков. На репетициях дети сами придумывают, как лучше показать тот или иной образ, очень критично относятся к себе и при необходимости корректируют работу своих партеров по спектаклю, предлагая новые варианты игры. Они уже привыкли к сцене, но каждый раз перед выходом все равно волнуются и поддерживают друг друга. Каждый маленький актер старается показать своего персонажа как можно ярче, вынести на первый план его определенные черты. В «Снежной королеве» появляются очень эмоциональный Советник королевы, озорной Кай, нежная Герда, заботливая Бабушка, величественный Король, по-настоящему ледяная Снежная королева, добрый Олень и решительная Разбойница… Дети всегда ищут что-то общее со своими героями, это помогает им перевоплотиться и лучше почувствовать себя в заданной роли. А главное – ребятам очень нравится использовать полученные знания в работе над спектаклем, пробовать по-новому раскрыть роль, почувствовать себя ненадолго героем другой реальности и, конечно, получать от этого массу новых ощущений и впечатлений, которые так важны в их возрасте.

Делая выводы о театральной работе с детьми, хочется отметить, что мы справились с проблемами всех трех направлений, выделенных в начале работы. Но кроме этого дети проявили свои таланты и творческие способности, научились управлять своими эмоциями и по-другому оценивать свое душевное состояние, то есть стали познавать самих себя. Мой класс стал одной дружной командой, где важны все ее участники, где любое мнение будет высказано и выслушано, где каждый начал верить в себя и других.

Волшебный мир театра дает возможность приоткрыть завесу таинственного действа на сцене. И те, кто однажды попал в этот чудесный мир хотя бы ненадолго, будут хранить его загадки и уже никогда не станут людьми посредственными и неинтересными.






















Список литературы:

1. Безымянная О.«Школьный театр» - М.: Рольф, 2001 г. – 272 с.

2. Журнал «Начальная школа» №1, январь, 2005 г.

3. Куревина О. А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.:

4. Нахимова А. М «Театральное действо от А до Я. Пособие для классных руководителей». М.: Аркти, 2002 г.

5. Туфрео Р., Кудейко М. «Коллекция идей. Театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе». – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2004 г.

6. Уроки театра на уроках в школе. Театрализованное обучение школьников с 1 – 11 классов. Программа, методические рекомендации, сборник упражнений. – Сост. А. П. Ершова – М.: НИИ художественного воспитания. 1990 г. – 73 с.

7.. Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности школьникови младших школьников. Программа и репертуар – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003г. – 160 с.

который построили МЫ: Сборник //Я вхожу в мир искусства. В.3. - М., 2000.– С.121


Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru