В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста

Сергей Колодин Сергей Колодин
Тип материала: другое
Рейтинг: 1234  голосов:1    просмотров: 1046
Краткое описание
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина.  Результаты проведенной диагностики позволили сделать вывод, что чувства гражданственности у детей развито недостаточно. А как известно, что формирование личности человека начинается с младенчества.
Разработка подготовлена Н.М. Мамаевой и представлена для ознакомления.
Пожаловаться 02 марта 2015
Файлы
Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Авторы: Мамаева Наталия Михайловна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №235 Краснооктябрьского района г. Волгограда ;

Чуфарнова Наталья Александровна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №235 Краснооктябрьского района г. Волгограда ;

2.Тема: «Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста». 3.Актуальность: В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Результаты проведенной диагностики позволили сделать вывод, что чувства гражданственности у детей развито недостаточно. А как известно, что формирование личности человека начинается с младенчества. 4. Приемы: - словестный (объяснение, указания, вопрос, «вопрос от противного»); - наглядный (показ иллюстраций, предметов декоративно - прикладного искусства русского народа, показ образца выполнения задания); - игровой (подвижные игры народов России, дидактические игры); -практические (изготовление тряпичных кукол, народных игрушек (дымковских, филимоновские, гжельские, матрешек), предметов быта (посуды: хохломской, городецкой, гжельской) из соленого теста и их роспись. Методы: - словестный; наглядный; практический; - формирования сознания личности (разъяснения, беседы, рассказ, пример); - организации деятельности, общения, опыта поведения (приучение, упражнение, создание воспитывающей ситуации); - стимулирования и мотивации деятельности и поведения (поощрение, наказание, соревнование); - анализа продуктов деятельности; - образного видения - эмоционально – образного исследования объекта; - исследования; - эвристического наблюдения; - придумывания; - «Если бы»; - моделирования. Формы педагогической деятельности : - диагностика по методике «Уровня сформированности у детей чувства гражданственности»; - анкетирование родителей по методике «Воспитание гражданственности и патриотизма у детей»; - непосредственно образовательная деятельность: «Где эта улица, где этот дом...» (понятие малая Родина: в честь кого названы улицы нашего города: Германа Титова, Хользунова); - непосредственно – образовательная деятельность: «Широка страна моя Родная»; - непосредственно – образовательная деятельность (цикл): «Сказ о том, как Матрена по Руси путешествовала» (формирование чувства толерантности); - беседы на тему: «История нашего города. От Царицына до Сталинграда. От Сталинграда до Волгограда», «История возникновения Царицына», «Сталинградская битва»; - беседы на тему «Русские народные праздники» (цикл бесед: «Рождество», «Масленица», «Пасха»); - беседы на тему «Народные праздники народов России» (цикл бесед: «Хаит», «Навруз»); - чтение сказок о декоративно – прикладном искусстве России; - чтение сказок народов России; - знакомство с великими деятелями России (моделирование высказываний); - чтение сказок А.С. Пушкина, стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» (воспитание гордости за свою Родину); - оформление вместе с детьми карты Волгограда (достопримечательности родного города); - оформление вместе с детьми карты России (города России, богатства); - кружковая работа: кружок «Тряпичная кукла» (старшая группа, воспитатель: Мамаева Н.М.); - кружковая работа: кружок «Народная мастерская» (лепка из соленого теста и роспись народных игрушек и предметов быта) (подготовительная к школе группа, воспитатель: Чуфарнова Н.А.); - оформление фотоальбома «Сталинград, родной! Подвиг твой бессмертен» (детям дается задание посетить с родителями памятных мест и принести фотографии); - оформление альбома «Царицын – Сталинград – Волгоград» (с привлечением родителей); - конкурс детских работ «Сталинград, родной! Подвиг твой бессмертен»; - участие детей группы в конкурсе детского рисунка, посвященного 425 й годовщине образования города - героя Волгограда; - беседа на тему: «История символики России», «Герб родного города» и оформление альбома (с привлечением родителей); - беседа на тему: «История русского алфавита» (подготовительная к школе группа; -подвижные игры народов России; - дидактическая игра «Узнай достопримечательность».

"Сказ о том, как Матренушка гостевала в казахском ауле".

Образовательная область: познание.

Виды детской деятельности: познание, коммуникация, художественное творчество (рисование).

Цель: воспитывать любовь к своей Родине, толерантность - уважение к людям другой национальности, живущих в России через знакомство детей с традициями и обычаями, декоративно - прикладным искусством казахского народа.

Задачи: дать первоначальные представления понятие национальность и многонациональность. Познакомить с традициями и обычаями казахского народа: с национальными костюмами , декоративно - прикладным искусством народов России: о декоративных элементах, используемых для украшения; национальных блюдах; народными играми казахского народа. Развивать эстетический вкус; умение видеть красоту предметов декоративно прикладного искусства. Продолжать учить детей рисовать декоративные элементы, используя цветовые сочетания. Формировать чувство толерантности - уважение к людям других национальностей, вызывать интерес к традициям и обычаям людей другой национальностей. Воспитывать любовь и гордость за свою Родину, и людей, живущих в родном крае.

Ожидаемые результаты: воспитание толерантности - уважение к людям другой национальности. Вызывать интерес у детей к традициям и обычаям, декоративно - прикладному искусству казахского народа. Формировать желание использовать в своих работах элементы росписи декоративно - прикладного искусства казахского народа.

Формы организации: фронтальный (групповой).

Возраст детей: 6 - 7 лет (подготовительная к школе группы).

Материал и оборудование: иллюстрации из серии "Декоративно - прикладное искусство", листы бумаги прямоуголрной формы (по количеству детей); краски, кисти, ватные палочки, стаканчики с водой.

Предварительная работа: работа кружка "Фантазеры" ("Фантазеры и узоры" - знакомство и придумывание изображений с использованием декоративных элементов других национальностей), тонировка бумаги.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети входят в зал оформленный под казахский аул: лежат курпачи, растут деревья; стоят столы - мастерские - на столах стоят готовые изделия декоративно - прикладного искусства; орудия труда - кисти, краски.

Воспитатель: Вот мы с вами снова очутились в мастерской Матрены. И наверняка догадались: что мы с вами будем слушать продолжение сказки о путешествиях Матренушки. Давайте сначала поприветствуем друг друга приветствуем приветствием "Большое сердце".

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: "Мы одно большое сердце. Давайте послушаем, как оно бьется!" Все прислушиваются к своему сердцебиению, и сердцебиению соседей. "А теперь послушаем вместе!" Стук - все делают шаг вперед, стук - шаг назад. "Так ровно бьется большое доброе сердце нашей страны. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д.

Воспитатель: А теперь давайте рассаживайтесь поудобнее и слушайте сказку.(Педагог читает сказку, дети рассаживаются на курпачи)

"Много ли мало ли времени прошло, долго не брала в руки Матренушка блюдечко с голубой каемочкой и наливное яблочко. Выдался как - то свободный вечерок и Матренушка взяла блюдечко с голубой каемочкой и наливное яблочко; покатила яблочко по блюдечку и сказала волшебные слова: "Катись, катись яблочко по блюдечку. Покажи мне Родину мою." И на блюдечке появилась картинка. То, что она увидела, ее удивило: в степи стоял город, не город, деревня, не деревня - все дома в ней были круглые и стены и крыши в этих дома были не деревянные и даже не каменные, а были укрыты коврами. А вокруг ходили люди, на которых была одета странная одежда: у женщин были платья с оборками на рукавах и подоле, красивые расшитые безрукавки, а на головах маленькие шапочки с перышками наверху. Мужчины же были одеты в длинные халаты, шапки, чем - то напоминающие треуголки, штаны и сапоги. Увидев такое, Матренушка позвала свою матушку Настасью Петровну и стала расспрашивать: кто это за люди; почему они так странно одеты и почему у них такие дома? Матушка сказала ей в ответ: "Дочь, моя милая Мартенушка! В нашей стране и на всей земле живут люди разных национальностей и каждой нации свои обычаи и традиции, и своя национальная одежда". Еще больше удивившись, она стала расспрашивать матушку дальше: "Матушка, расскажи мне: что значит люди разных наций; и что такое нация?" Подумав немного, Настасья Петровна повела свой рассказ: " Ты, я, батюшка, братья наши милые и все живущие вокруг нас - в Богородском носят одинаковую одежду, едим русскую национальную еду: борщ, пельмени, блины. А есть такие селенья, в которых живут такие же милые, трудолюбивые, приветливые, гостеприимные люди. Они говорят на другом языке, носят красивые, но отличающиеся от наших национальные костюмы, готовят свои национальные блюда, соблюдают свои обычаи и традиции. Очень интересно узнать об: обычаи и традиции, ремеслах других народов, населяющих нашу родную землю. Нашу Русь - матушку населяют люди разных национальностей. Поэтому наша Россия - многонациональная страна".

И решила тогда Матренушка, отправится в путешествие и посмотреть: как живут в нашей многонациональной стране люди других наций, узнать их обычаи и традиции. Спросив разрешение у матушки с батюшкой она села в летучий корабль и сказав волшебные слова, полетела … Долго ли коротко длился ее полет, но вскоре она под собой увидела бескрайнею степь, а в той степи стояли те необычные дома, что она видела в блюдечко. И так ее корабль пошел на приземление. Когда Матренушка сошла к летучего корабля на землю ее встретила девушка в дивной одежде.

-"Здравствуй, девица красавица!" - с поклоном поздоровалась с ней Матренушка - "Меня зовут Матрена. Я прилетела к вам издалека - из Богородска. Хочу, познакомится, и подружится с тобой и твоим народом". - "Мир дому твоему!" - ответила незнакомая девушка, - "Меня зовут Айгуль. Я дочка здешнего известного мастера. Мой отец мастер резьбы по дереву. Он украшает резьбой сундуки, столы, шкатулки. А моя матушка - валяет войлочные ковры, которыми и прославилась на всю округу. Пойдем к нам в юрту я познакомлю тебя со своими родными." Пока девушки шли по тропинке Матренушка начала расспрашивать Айгуль. -"Что такое "юрта"?" - спрашивает Матренушка. -"Юрта - это наше национальное жилище. Юрту можно собрать и перевести на другое место, а там опять собрать. Основа юрты это - шесты и деревянные балки, которые соединяются между собой. А поверх этих шестов укладываются теплые войлочные ковры, которые валяет моя матушка. Наверху есть отверстие. Оно необходимо: если в юрте разложат очаг и разведут огонь - в это отверстие будет выходить дым, а днем через него в юрту попадает свет, так как окон в юрте нет, а дверной проем закрывается войлочным ковром" - приветливо ответила ей Айгуль. - "А какой, на тебе одет, красивый наряд! Как называется твой костюм? Какие красивые узоры на нем вышиты" - спросила Матрена, с интересом рассматривая костюм Айгуль. - "На мне надет казахский национальный костюм: платье, безрукавка - "немча", шапочка . А мужчины у нас кроме рубах и штанов носят "чапан" - это мужской халат: он бывает тонким и теплым - для зимы. А на голове казахские мужчины летом носят "тюбитейки", а зимой - теплые войлочные шапки. А узоры, которыми украшены наши национальные костюмы это - растительный орнамент - "цветы", "перчик", "виноградные усики" или "завиточки"; животный орнамент - "улитка"; геометрический орнамент - "солярные круги". Войдя в юрту, Матренушка с поклоном поздоровалась с отцом и матерью Айгуль. И что же она там увидела: на полу расстелены: небольшие, красивые длинные коврики возле маленького деревянного резного столика, вдоль стен стояли красивые резные сундуки. - "Как у вас красиво в доме: какие красивые резные из дерева вещи. Какой красивый узор на этих вещах" - "Эти вещи сделаны моим отцом. Это "асадал" - шкаф, "тосекагай" - кровать, это "абдре" - сундук, а это - "кебеже" - ларь. А резьба объемная (выпуклая), плоская, сквозная. А узоры, используемые в украшении: растительный и геометрический орнаменты. Растительный орнамент: различные цветы, перчик, листья, завитки и т. д." - объяснила Матрене Айгуль. - " Какие красивые у вас ковры!" - воскликнула Матрена. - "Эти ковры валяет из войлока моя мама. Вот это настенные войлочные ковры - "тускиизы", - продолжила рассказ Айгуль, показывая на красивые ковры, висящие на стенах. Они украшены цветочным и геометрическими орнаментами. А вот посмотри, какую красивую шкатулку в виде юрты сваляла моя мама. И вот этих верблюдов сваляла тоже мама из войлока". -"Посмотри какие игрушки делают наши мастера, - показывая на игрушки, стоящие возле войлочных шкатулок. Это были фигурки людей играющих на казахских национальных инструментах, женщин угощающих гостей. Посмотри, уже накрыли на стол. И мама приглашает нас отобедать". Мужчины сидели за отдельным столом, а женщины отдельно. Матренушку усадили на самое почетное место в центре стола. Чего только не было, но все блюда были незнакомы Матрене. Она не увидела на этом маленьком столе, который все называли "хан тахта" не привычных для нее тарелок и чашек с блюдцами. В центре: стояла большая тарелка, и в ней лежало блюдо из теста и кусков мяса, рядом стояла такая же тарелка с блюдом из риса. По краям стояли чашки, но у них не было ручек. Когда все сели за стол мама Айгуль взяла одну из тарелок, которую она назвала "ляган" и стала раскладывать гостям угощение. Первое блюдо - из теста и мяса называлось "бешбармак". Оно было очень вкусным. А второе казахское национальное блюдо, которое попробовала Матрена, был плов - это блюдо из риса, мяса, лука, моркови. И оно тоже было очень вкусным. После того как все поели Айгуль начала наливать из кожаного бурдюка молоко в чашечки без ручек, которые она называла "пиала". Когда Матренушка попробовала это молоко - оно было вкусное, но необычное на вкус. Айгуль улыбнулась и спросила: "Что не похоже на молоко, которое ты пьешь дома? Так ты дома пьешь коровье молоко, а это молоко кобылиц, то есть лошадей, которые пасутся на наших лугах и называется это молоко - "кумыс". А еще у нас есть такой напиток как "айран" - это кислое молоко". - "Спасибо вам за радушный прием, за ласковые слова. Теперь я вижу, что казахский народ очень гостеприимный. У вашего народа свои обычаи и традиции. Они очень интересные. Мне понравились ваши ковры и изделия из войлока, резные шкатулки, игрушки. Я вам привезла гостинцы от моего батюшки и братьев; они резчики по дереву. А прислали они вам свои чудесные деревянные резные игрушки" - поблагодарила Матренушка своих новых друзей. Айгуль и ее родным понравились подарки из далекого Богородска. И они в ответ передали подарки. Чего тут только не было: и войлочные верблюды и шкатулки, и ковры, и резные из дерева шкатулки и куклы и посуда для кумыса. Матренушка еще раз поблагодарила своих новых друзей и пригласила их в гости "А теперь прошу вас всех пожаловать в гости к нам в Богородское. Будем ждать вашу семью с нетерпением!" Она села в летучий корабль, сказала волшебные слова: "До свидания Земля! В добрый путь" и полетела домой. Когда путешествие подошло к концу Матренушка приземлилась в родном селе Богородское. И ее встречали все родные. Долго и с интересом слушали рассказ Матренушки все жители Богородска и удивлялись - сколько на свете всего интересного".

Воспитатель: вот мы с вами и послушали сказ о том, как Матренушка гостила в казахском ауле. Хотите вы, научится играть в казахскую народную игру. Так, давайте поиграем в казахскую народную игру "Такия тастамак" (тюбитейка - невидимка).

Цель игры: продолжать развивать наблюдательность, внимание. Продолжать учить стремительному бегу. Развивать творческие способности.

Ход игры.

В начале игры всем садятся по - турецки, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбитейку сзади кого - нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбитейку заметил - это должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. Если игроку так и не удается догнать ведущего, то он должен будет показать свое искусство, например: спеть песню, рассказать стихотворение или станцевать.

Воспитатель: вот мы с вами отдохнули, поиграли. А теперь можно поработать нашим подмастерьям - расписать казахскими узорами казахский ковер - "тускииз". Какие декоративными элементами мы можем использовать в работе? Дети: Можно использовать в росписи такие декоративные элементы - цветы, виноградные усики, улитки, перчики. (показ иллюстраций) Воспитатель: А как можно украсить данными декоративными элементами ковер; где и как их можно расположить? ( дети предлагают вои варианты выполнения задания) Воспитатель: Действительно, в центре ковра мы можем расположить большой цветок, от него - завиточки с листочками; с четырех сторон можно нарисовать перчик, а по углам - красивые улитки; между ними по краю ковра провести волнистую линию. А еще можно в центре нарисовать улитку, украшая ее лепестками - получится сказочный цветок; по углам нарисовать перчики, от них к улитке - завиточки, а по краю ковра - волнистую линию.(педагог дает несколько вариантов выполнения задания)

Дети приступают к работе, педагог оказывает необходимую помощь.

Когда работа закончена, проводится анализ детских работ.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые игрушки получились у наших подмастерьев. (воспитатель привлекает детей к анализу детских работ. Ребенок не только должен выбрать наиболее понравившуюся работу, но и объяснить; почему выбрана та или иная работа)

Воспитатель: Все ваши работы мы разместим в музейном альбоме. (во второй половине дня вместе с детьми оформляется данный альбом)

Воспитатель: Матренушка попрощалась о своей новой подругой Айгуль и нам тоже пора прощаться. (проводится ритуал прощание)

"Круг друзей". Стоя или сидя в кругу всем взяться за руки , пожать их, посмотреть по кругу на всех.





Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru