В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Не потому ли я живу?

Файл прикреплен к материалу: Не потому ли я живу?
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

C:\Users\Нина\Documents\uchmet_120_60.gif


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Озерская основная общеобразовательная школа»






Тематический классный час,

посвященный 72-й годовщине

Победы в Сталинградской битве







Автор:

Сорвачева Нина Васильевна









Хутор Озерки

Киквидзенский район

Волгоградская область

Пояснительная записка

Какие душевные качества человека определяют его как личность, как гражданина?

Я считаю, это любовь к своему Отечеству, Родине, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам могут вызвать в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

В истории человечества есть события, которые навечно остаются в памяти людской. Это события, которые ярко показывают пример стойкости, мужества и героизма человека. Выдающаяся победа в Сталинградской битве, несомненно, стала символом всемирно – исторического подвига советского народа во Второй мировой войне. Поэтому цель данного мероприятия привлечь внимание учащихся к этому величайшему событию в истории России, раскрыть величие этой победы, пробудить чувство гордости за свой народ и свою армию, воспитывать готовность продолжать героические дела своих отцов и дедов. Урок Победы –это еще и урок мужества, и урок памяти, посвящённый светлой памяти героев, защитников Сталинграда. Тема живой памяти всегда актуальна, ведь, она помогает формировать основы патриотизма. Конечно, патриотическое воспитание – это не одномоментный процесс, а систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания. Подсчитать математическим путем прибавку патриотизма в душе ученика после одного Урока Победы, естественно, невозможно. Но эмоциональный настрой детей, их интерес к истории своей семьи, своей Родины дают почувствовать детям «дыхание истории» в событиях своей семьи, своих предков, своей Родины. А это уже живая память…

Данное мероприятие предназначено для учащихся 4-6 классов.



Цель мероприятия:

воспитание чувства уважения, долга, памяти к участникам Великой Отечественной войны, участникам Великой Сталинградской битвы.

Задачи:

  1. Углубить знания учащихся о Сталинградской битве и её историческом значении.

  2. Воспитывать чувство гордости и восхищения героями Сталинградской битвы.

  3. Вызвать подъем патриотических чувств, дав почувствовать «дыхание истории» в событиях своей семьи, своих предков.

  4. Заинтересовать школьников в изучении дополнительных источников и ведении поисковой работы, посвящённых теме «Мои родственники-участники Великой Отечественной войны».

Используемое оборудование:

компьютер, проектор,

Используемое сопровождение:

  1. презентация «Сталинградская битва»,

  2. записи песен «На Мамаевом кургане», «Горячий снег» (музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова),

  3. «Грезы» Р.Шумана, «Запись бомбардировки»,

  4. выставка книг, посвященная данной теме,

  5. исследовательские работы детей «Мои родственники - участники Великой Отечественной войны».





План мероприятия:

  1. Вводная часть. Пусть всех имен не назову.

  2. Основная часть. О Героях Великой Сталинградской.

  3. Заключительная часть. Будет помнить.

Ход мероприятия:

Звучит запись песни «Горячий снег»

(музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова).

Вступительное слово классного руководителя:

Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову, нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,что умерли они?

С. Щипачев

Много героических сражений Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. хранит история и память людская. Сражений, поразивших весь мир. Но особое место занимает Сталинградская битва. Здесь, на Волжской земле, российский солдат нанес сокрушительный удар противнику. И тогда слово «Сталинград» вошло во все языки мира.

Ведущий:

Сталинградская битва условно делится на два периода: оборонительный и наступательный.

Оборонительный период: с 17 июля 1942 г. по 18 ноября 1942 г.

Наступательный период: с 19 ноября 1942 г.по2 февраля 1943 г.

Звучит первый куплет «На Мамаевом кургане»,

и начинается показ слайда №1 презентации «Сталинградская битва»

И в этой тишине давайте перенесемся на 72 года назад…

На доске открывается календарь:

5апреля

1942г.

1-й ученик:

Гитлер подписал директиву № 41. Цель: овладеть промышленным центром — Сталинградом, выйти к Волге и по ней в кратчайшие сроки попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. По замыслу Гитлера на этот прорыв уйдет неделя и осуществит его 6-я полевая армия Паулюса.

Противник был хорошо подготовлен, вооружен и численно превосходил наши войска. Но злобный натиск врага вызвал не растерянность и панику, а собранность и ярость, упорство и слаженность в боевых делах всех, кто защищал Сталинград, и кому ценой неимоверных усилий удалось его отстоять.

Перелистывается календарь на доске:

17 июля

1942 г.

Слайд №3 презентации «Сталинградская битва»

2-й ученик:

Это первый день Сталинградской битвы. Силам вермахта на этом участке фронта противостоял Сталинградский фронт. Бои шли кровопролитные, но советские воины проявляли чудеса героизма. Около станицы Клетской у хутора Калмыков четверо советских бронебойщиков отражали атаки 30 немецких танков. 8 танков из них уничтожил боец Петр Болото, он стал одним из первых Героев Советского Союза в Сталинградской битве. 23 июля первый во время битвы воздушный таран совершил летчик Александр Попов.

Слайд №2 презентации «Сталинградская битва»

3-й ученик:

Из Приказа Народного Комиссара Обороны Союза ССР № 227 от 28 июля 1942 г.: «Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами. <...>… пора покончить отступление. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв... Надо упорно до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности <…>».

Подписано: Народный Комиссар Обороны И. Сталин.

Слайд презентации «Сталинградская битва»

4-ученик:

В августовские дни 42-го в Сталинградском небе отличился командир звена 182-го истребительно-авиационного полка старший лейтенант Михаил Баранов. В неравном бою против «мессершмиттов» и «юнкерсов» он сбил 4 вражеских самолета, а когда кончились боеприпасы, решил таранить врага и плоскостью своего самолета отрубил хвост немецкой машины. Михаилу Баранову было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему шел тогда двадцать первый год.

Перелистывается календарь на доске:

23 августа

1942 г.



1-й ученик:

23 августа 1942г.самый трагический день в истории Сталинградской битвы для жителей и защитников города. В этот день начались массированные воздушные бомбардировки города. Фашистские самолеты шли на город с разных сторон. Их было так много, что порой они, как тучи перед грозой заслоняли небо. Они разделялись на тройки, шестерки, девятки и с воем пикировали на город.

Звучит фонограмма рвущихся бомб

и показывается слайд №2 бомбардировки

Всего за два часа вражеская авиация произвела около 2000 самолето-вылетов.

2-й ученик:

В раскаленном воздухе висел черный удушливый чад. Нечем было дышать. Бушевало море огня: горела земля, горела на Волге нефть. В этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей. Армия обливалась кровью. Из боя выбывал лишь тот, кто падал мертвым.

Показываются кадры пылающего Сталинграда

Классный руководитель:

Гулко катится в кровавой мгле

Сотой атаки вал.

Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад, -

Он защищал Сталинград.

Так писал в те дни поэт Алексей Сурков.

Ведущий:

Противник прорвал оборону, вышел севернее города к Волге и приблизился к цехам Сталинградского тракторного завода. Четыре дня рабочие завода сдерживали превосходящие силы противника вплоть до подхода регулярных частей Красной Армии…

Классный руководитель:

В этот день 23 августа 1942 года Сталинградский городской комитет обороны обратился к жителям города.

Обращение:

Родные сталинградцы!

Остервенелые банды врага подкатились к стенам нашего родного города. …Кровавые гитлеровцы рвутся в солнечный Сталинград, к великой русской реке Волге. Воины Красной Армии самоотверженно защищают Сталинград. Все подступы к городу усеяны трупами немецко-фашистских захватчиков. Гитлер бросает в бой все новые и новые банды своих головорезов, стремясь любой ценой захватить Сталинград.

Товарищи сталинградцы!

Не отдадим родного города, родного дома, родной семьи. Покроем все улицы города непроходимыми баррикадами. Сделаем каждый дом, каждый квартал, каждую улицу неприступной крепостью. Выходите все на строительство баррикад. Организуйте баррикады. Баррикадируйте каждую улицу. Для строительства баррикад используйте все, что имеется под руками камень, бревно, железо, вагоны трамвая и т.д. Построим баррикады быстро и так, чтобы боец защитник Сталинграда беспощадно громил врага с баррикад, построенных нами.

Бойцы Красной Армии! Защитники Сталинграда!

Мы сделаем для вас все, чтобы отстоять город. Ни шагу назад. Бейте беспощадно врага. Отомстите немцам за все учиненные ими зверства, за разрушенные очаги, за пролитые слезы и кровь наших детей, матерей и жен.

Все на строительство баррикад! Все, кто способен носить оружие, на баррикады, на защиту родного города, родного дома!

Ведущий:

Решением штаба ГКО от 25 августа 1942 г. в городе было введено осадное положение. Жители области и города построили три обвода оборонительных рубежей общей протяженностью более 3000 км.

Классный руководитель:

Оборонительное сражение под Сталинградом приобретало все более ожесточенный характер. 14 сентября противник прорвался в центр города, завязались бои за железнодорожный вокзал «Сталинград -1», здание которого несколько раз переходило из рук в руки. Потери с обеих сторон были огромными.

Слайды №4-9 презентации «Сталинградская битва»: Мамаев курган

(звучит песня «На Мамаевом кургане тишина»)

Ведущий:

Местом самых ожесточенных боев в Сталинграде стал Мамаев Курган на военных картах он обозначался как высота 102.0. Курган имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, включая переправы через Волгу. По 10-12 раз в день гитлеровцы штурмовали Курган, но, неся потери в людях и технике, так и не смогли овладеть всей его территорией. Почерневший от взрывов, обожженный и изрытый воронками и дзотами, он стал символом отчаянной и героической борьбы защитников Сталинграда: на каждый квадратный метр земли к весне 1943 г. здесь приходилось от 500 до 1250 осколков.

Классный руководитель:

История сохранила имена героев. И я хочу назвать несколько имен, чей подвиг поразил современников.

Звучит фонограмма песни «Горячий снег»

Слайд №13 презентации «Сталинградская битва»

Классный руководитель:

Михаил Паникаха боец 1-й роты 193-й стрелковой дивизии 885-го стрелкового полка. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о ее броню вторую бутылку и лег на броню танка. Умирая, Михаил уничтожил танк врага с его экипажем.

Слайд№12 презентации «Сталинградская битва»

Матвей Путилов связист штаба 308-й стрелковой дивизии. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи, и, теряя сознание, зубами соединил оба провода.

Слайды №№10-11 презентации «Сталинградская битва»

Яков Павлов сержант, возглавивший оборону дома на одной из площадей Сталинграда. Расположение этого дома позволяло вести наблюдение и обстреливать занятую противником часть города на запад, север и юг на расстояние более километра. Группа солдат во главе с Павловым захватила опорный пункт. Немцы подвергли его непрерывному артиллерийскому и минометному обстрелу, атаковали бомбами с воздуха. Но защитники дома стойко держались. 58 дней и ночей они не давали гитлеровцам прорваться на этом участке к Волге, за это время уничтожили солдат противника больше, чем вермахт потерял при взятии Парижа.

Василий Зайцев снайпер 284-й стрелковой дивизии. Он лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу солдаты уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Немецко-фашистское командование, чтобы уничтожить Зайцева, доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса. Но через 4 дня и он был застрелен известным снайпером.

1-й ученик:

Эти имена стали символами героизма и мужества нашего народа. И этот героизм был массовым. За подвиги, совершенные в дни Сталинградской битвы, 120 солдат и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза, более 750 тысяч человек были награждены учрежденной 22 декабря 1942 года Медалью «За оборону Сталинграда» (как военнослужащие, так и лица из гражданского населения). «У войны не женское лицо», так назвала книгу известная писательница С.А. Алексиевич.

На слайде №22 показывается фотография молодой

девушки в военной форме

Ученик, занимающийся поисковой работой:

Это моя прабабушка Жучкова Нина Прокофьевна, о которой я хочу рассказать вам в моем сочинении «Мои предки из поколения победителей»:

«Третьего апреля 1942года Нине Жучковой исполнилось двадцать лет, а второго, за день до двадцатилетия, по повестке из Мачешанского (ныне Киквидзенского) райвоенкомата озерскую комсомолку призвали на фронт, защищать от фашистов нашу Родину.

Нет таких слов, чтобы описать все страдания и переживания, выпавшие на долю этой женщины. Их поймет тот, кто вместе с Ниной Прокофьевной был в окопах Сталинграда на Дар-Горе жаркое лето, слякотную, холодную осень сорок второго, зиму сорок третье. Когда горела земля и Волга, в дыму пожарищ рушились дома, гибли в пламени войны защитники и безвинные дети, старики…

Всего пятнадцать дней обучалась Нина Жучкова со своими подругами телефонному делу и ушла на фронт, на передовую. А передовая в те дни была по всему Сталинграду.

С третьего апреля сорок второго по двадцатое июля сорок пятого, победного года, Нина была в Армии. Со своим 748 полком из Сталинграда, где отражали атаки фашистов на Дар-Горе, защищали Купоросную балку и всю округу, озерская дивчина дошла до Барановичей. Там и встретила Победу. Вместе с подругами и девчатами – землячками дошли до Германии, в одном вагоне ехали домой, в Озерки.

Закончила войну Нина Жучкова в звании ефрейтора. С улыбкой вспоминала, как приходилось менять девчатам в те годы у солдат махорку на сахар. Махорка тогда выдавалась всем, а девчатам она была не нужна, зато сахар был редкостью.

Зарастают травой окопы, уходят из жизни потихоньку ветераны войны. К сожалению, нет уже среди нас и Нины Прокофьевны Жучковой, но память о ней жива.… В нашем хуторе живет дочь её Валентина, моя бабушка. Во внуках видела Нина Прокофьевна продолжение своей жизни. Хотела верить, что их жизнь будет лучше, чем та, что досталась ей».

Перелистывается календарь:

19 ноября

1942

Ведущий:

19 ноября 1942 года. Советские войска под Сталинградом перешли в контрнаступление: началась операция «Уран». Силами войск Юго-Западного Донского и Сталинградского фронтов должна была быть прорвана оборона противника.

Из Дневника гитлеровского солдата:

«Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов... Сталинград это ад! Время перешло на сторону русских».

2-ученик:

В 20-х числах января 1943 года стало очевидным, что окруженная на берегах Волги и в придонских степях лучшая из армий обречена.

3-й ученик:

Сталинградская битва изменила обстановку не только на советско-германском фронте, но и на всех других фронтах Второй мировой войны. Это была не просто военная победа. Это был бессмертный исторический подвиг советского народа и его Вооруженных Сил.



Перелистывается календарь:

31января

1943г.



Ведущий:

31 января южная группировка противника прекратила борьбу. За несколько часов до капитуляции Паулюсу было присвоено высшее в вермахте воинское звание генерал-фельдмаршал. По неписаной прусской традиции германские фельдмаршалы никогда в плен не сдавались. Паулюс решил иначе. Паулюс подтвердил, что он сдается в плен. [1]

Перелистывается календарь:

2 февраля

1943г.

Ведущий:

2-го февраля капитулировала северная группа противника. Такого поражения враг не испытывал с начала Второй мировой войны. В Германии был объявлен траур.

Сталинград стал кладбищем не только сотен тысяч германских солдат, но и германских планов. Победа русских под Сталинградом, как извержение вулкана, потрясла всю оборону немцев от Ленинграда до Кавказа.[4]

Началось отступление немецких войск.

Вот что писал офицер разведки 6-й немецкой армии И. Видер: «…Путь наш был устлан трупами, которые метель, словно из сострадания, вскоре заносила снегом»[2].

Под Сталинградом Красная Армия осуществила второе, после разгрома гитлеровцев под Москвой, крупное контрнаступление.

Сталинградская битва изменила обстановку не только на советско-германском фронте, но и на всех других фронтах Второй мировой войны. Это была не просто военная победа. Это был бессмертный исторический подвиг советского народа и его Вооруженных Сил.

Классный руководитель:

15 ноября 1967 года на Мамаевом кургане был открыт памятник-ансамбль.

Звучат «Грезы» Р. Шумана (эта музыка звучит в зале

Воинской Славы на Мамаевом кургане).

Одновременно на экран проецируются изображения

скульптурной композиции на Мамаевом кургане. Слайды №№14-21

Классный руководитель:

Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову, нет кровнее родни.

Не потому ли я живу, что умерли они?

С. Щипачев

Предлагаю почтить память защитников Сталинграда минутой молчания.

Объявляется минута молчания

Звучит песня «Горячий снег»

(музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова)



Используемая литература:

  1. Л.Винокур.7-я гвардейская. – Волгоград, Волгоградское кн. Издательство,1962,стр.152-153.

  2. И. Видер. Катастрофа на Волге. – М., «Прогресс», 1965, стр.95.

  3. Государственный музей-панорама "Сталинградская битва"

  4. «Красная звезда»,1943,23 февраля.

  5. Поцелуев В. А. «История России 20 столетия» – М. 1997 год.

  6. Советская историческая энциклопедия. – М.: Изд-во «Сов. энциклопедия», 1987.

  7. В.И.Томарев, В.И. Роговицкий. Волгоград: хроника истории. – Нижневолжское книжное издательство,1988.

  8. Чуянов А.С. Сталинградский дневник (1941-1943 г.г.). – Нижневолжское издание, 1979.

  9. З.С.Шейнис. ( Под общ.ред. дважды Героя Советского Союза В.И.Чуйкова). Сталинград: уроки истории. – Москва. Издательство «Прогресс»,1980.





Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос