В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Исследовательская и проектная работа в урочной деятельности по географии в рамках ФГОС ООО по УМК «Сферы»

Инна Белова Инна Белова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 2508
Краткое описание
На примере своего  опыта показываю как на всех темах урока по географии использовать методику системно-деятельностного подхода с использованием исследовательской и проектной деятельности, что способствует повышению интереса к предмету и  как следствие, качество образования по географии.
Пожаловаться 14 февраля 2015
Файлы
исследовательска деятельность на уроках географии.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

uchmet_120_602.png



Белова И.Л.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Снежногорская средняя общеобразовательная школа



Исследовательская и проектная работа в урочной деятельности по географии в рамках ФГОС ООО по УМК «Сферы»

География единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научных, так и естественнонаучных знаний. Построение учебного курса географии осуществляется по принципу его логической целостности от общего к частному. Содержание начального курса географии в основной школе позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения 280, из них по 35 часов в 5 и 6 классах (1 час в неделю), по 70 часов (2 часа в неделю) в 7-9 классах. В нашей школе рабочая программа реализуется через УМК «Сферы» для 5-6 классов. Работаю в стандартах основного общего образования уже второй год по учебнику «География. Планета Земля» для 5-6 классов, автором которого является Александр Александрович Лобжанидзе. В комплекте к нему идет тетрадь-тренажер (в 2-х частях), авторская работа Александра Александровича Лобжанидзе, и тетрадь-практикум, автором которой является Ольга Геннадьевна Котляр. Для контроля знаний используем тетрадь-экзаменатор, авторская работа Баранова Вадима Владимировича. К иллюстрированному атласу имеются контурные карты.

Учебные пособия, прелагаемые авторам УМК «Сферы», разработки практических работ в тетради –практикуме совмещают несколько видов последовательно выстроенных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС ООО.

В учебнике «География. Планета Земля» первый раздел называется «Развитие географических знаний о Земле» и изучается в 5 классе. Эта тема в географии, я считаю, самая «нелюбимая учениками». Начинать курс такой интересной науки с исторических терминов, дат и огромного количества имен (порой трудно произносимых учеником 5 класса) и привить интерес к своему предмету очень сложно. Как же поменять подход к изучению данного материала? И в этом мне помогают мои навыки исследовательской и проектной деятельности.

Помощником в проведении исследований для меня стало электронное приложение к учебнику «География. Планета Земля». В этом приложении имеется фото и видеоматериалы, справочники, схемы и интерактивные карты путешествий, практические работы, тренажеры. В учебнике в теме «География в эпоху средневековья» имеется рубрика «Мои географические исследования». Исследуем маршрут путешествия Афанасия Никитина – вот вам и тема исследования. Ставлю вопрос: что мы хотим узнать про это путешествие? Вариантов много - Зачем он отправился в путешествие? Куда он держал свой путь? Долго ли он путешествовал? С чем вернулся Афанасий Никитин домой? Записываем все варианты вопросов на доске и путем дискуссии приходим к цели данного исследования « С какой целью отправился путешествовать Афанасий Никитин?» В ходе нашего исследования решаем поставленные учениками вопросы – это задачи нашего исследования и план наших действий. Для ребят не составило труда найти траекторию путешествия Афанасия Никитина по карте атласа. Ставим вопрос - вернулся ли домой путешественник? Некоторые ученики по карте определили, что он вернулся в свой родной город, а более внимательные утверждали, что не дошел до своего города. Вот вам и проблема исследований. У каждого ученика имеется на столе ноутбук с интерактивным приложением. Просматривая интерактивную карту путешествия Афанасия Никитина и прослушивая слова диктора ученики отвечая на поставленные вопросы в учебнике, сформулированные ими и записанные на доске, проводят мини исследование. Рассматривая фотографии купца Афанасия Никитина, его корабль, памятник отважному путешественнику в его родном городе Тверь, материалы иллюстраций его путешествий и карту, пришли к выводу, что в свой родной город он не вернулся. Итогом изучения данного вопроса в этой теме был правильный ответ на мой вопрос «Почему Афанасий Никитин назвал свою книгу «Хождение за три моря»? Можно сделать вывод, что ученики не только запомнили, но и заинтересовались данным путешествием, а многие и потом даже сообщали мне много интересной информации. В теме «Открытие Европы» необходимо рассмотреть вопрос «Поход викингов». Привлекая электронное приложение с фотографиями викинга в боевых доспехах, природу края, где они проживают и их корабли – дракары, ребята делают вывода, что викинги были не купцы, а воинами и открытия и освоение новых земель они совершали с целью грабежа. В суровых условиях путешествовали вдоль о.Гренландия и достигли севера Америки. Ученики смогли ответить на вопрос «Почему поход викингов к берегам Средиземного моря в русских летописях называется «Из варяг в греки»? По такой же схеме мы с пятиклассниками изучаем весь материал данного раздела и уже второй год, работая в стандартах, я могу с уверенностью утверждать, что метод исследования наиболее успешен, нравится детям, а самое главное дает положительный результат. Традиционные уроки географии по этим темам всегда были скучны и не продуктивны. Первые уроки занимали очень много времени при проведении исследования учениками, а уже сейчас только нужно грамотно направить ребенка по верному пути. При изучении темы «Открытие Нового Света» походы Христофора Колумба исследовались учениками 5 класса самостоятельно с привлечением электронного приложения. Сделав вывод, что великий путешественник умер, так и не узнав, что открыл Америку, хотя вспомнили, что задолго до путешествия Х.Колумба на материке побывали викинги. А материк назван в честь итальянского мореплавателя Америго Веспуччи, были раздосадованы и предлагали свои варианты названия материка –«Христофория», «Колумбия». На политической карте мира нашли название страны Колумбия, которая находится на материке Южная Америка. Во втором разделе учебника «Изображение земной поверхности и их использование» все практические работы проводятся с помощь тетради-практикума и электронного приложения, интерактивного комплекса. В 5 классе на данные практические работы я уделяю особое внимание. Построение плана местности, определение азимута, полярная съемка местности, нахождение координат проводятся исследовательским методом. В данном разделе имеется ряд трудностей при подачи материала в учебнике. По программе вопросы искажения на географических картах, виды условных знаков (площадные, линейные, точечные), способы изображения на картах изобар, изотерм. Объяснение данных понятий и терминов занимает много времени и, я считаю, не столь понятны ребенку в 5 классе. Особую трудность у меня вызывает тема «Масштаб». Эта тема всегда была одной из самых сложных в 6 классе по географии. В программе по математики дроби и перевод таких больших единиц масштаба еще не изучается, поэтому учителю географии приходится объяснять и математический материал..Я уже поднимала этот вопрос на встречи с представителем издательства «Просвещение» по корректировки учебных программ разных предметов. Очень не интересен материал по разделу «Земля –планета Солнечной системы» . В курсе природоведения 5 класс по этому разделу ученики получали только отметку «отлично», составляли таблицы планет солнечной системы, изучали звезды, вечером смотрели на созвездия, приобретали практические начальные навыки изучения нашего звездного неба, делали проекты своих созвездий, проекты « Наша Солнечная система», исследовали гипотезы возникновения Земли как планеты, где каждый выступал в защиту своей научной гипотезой на основе научных предположений Дж.Джинса, И.Канта, О.Ю.Шмидта и других ученых. В курсе географии 5 класса в данном разделе вводится понятие часовых поясов, а данный материал вызывает трудности в географии 8 класса. Практическая работа по определению горных пород проводим в форме исследовательской работы с привлечением электронного приложения и коллекций горных пород лаборатории. Ученикам данный вид деятельности доставляет огромное удовольствие, и они приходят после уроков, чтобы рассмотреть все коллекции и свои находки горных пород, собранные учениками во время экскурсий. Итогом изучения темы «Внутренние силы земли» стала защита проектов «Строение вулкана». Тема «Внешние силы, создающие рельеф» насыщена сложными географическими понятиями – карст, эрозия, сели. Открытый урок по этой теме прошел очень интересно. Ученики самостоятельно изучали (по группам) внешние силы, влияющие на рельеф Земли и созданные ими формы рельефа, и представляли свои групповые проекты (урок рассчитан на 2 часа) с использованием фотографий и видеоматериалом на электронном носителе.

Исследовательская и проектная деятельность в урочное время облегчает и расширяет границы изучения географии. Предмет география предполагает исследование все части и формы нашей планеты. Это должно быть интересным, занимательным, ведь изучение неизведанного заставляет учеников абстрактно мыслить, строить логические цепочки, ставить цели и искать пути решения, а это и есть те умения, которые пригодятся ребенку в дальнейшем жизненном пути.








Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru