В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Проблемное обучение на уроке истории как метод организации творческого учебного диалога. Выступление на научно-практической конференции.

Елена Крамчанина Елена Крамчанина
Тип материала: Педагогическая теория
просмотров: 1229    комментариев: 1
Краткое описание
Выступление на тему "Проблемное обучение на уроке истории как метод организации творческого учебного диалога" содержит теоретические аспекты, практические рекомендации, примеры дидактических материалов.
Пожаловаться 02 февраля 2015
Файлы
доклад на нпк проблемное.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Проблемное обучение на уроке истории как метод организации творческого учебного диалога

“… самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения”

К. Д. Ушинский

С психолого-педагогической точки зрения, современный процесс обучения построен на сочетании личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов.

Сегодня ученики все чаще должны проявлять свою компетентность не только во время опроса или закрепления усвоенного, а непосредственно в процессе аналитической работы над новым материалом, что требует широкого внедрения в школьную практику различных моделей активного обучения от проблемного изложения учебного материала учителем и решения проблемных задач до самостоятельной поисково-исследовательской работы учащихся.

Успешным является то обучение, которое создает атмосферу заинтересованности, неравнодушия к материалу, стимулирует к совместному решению учебной проблемы – учебному диалогу.

По нашему мнению, проблемный метод, или лучше говорить, проблемный подход к преподаванию, как нельзя лучше соответствует и современным требованиям формирования предметных компетенций. На уроках истории – это хронологическая, пространственная, информационная, языковая, логическая, аксеологическая. В том числе уточним. Логическая – умения анализировать, пояснять исторические факты, формулировать теоретические понятия, положения, концепции. Аксеологическая – умения формулировать версии и оценки, в том числе собственные, исторического движения и развития.

Известно, что процесс творчества - это прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых методов их решения. В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс - это решение нестандартных учебных задач нестандартными методами.

Главное в проблемном обучении - сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений, а не мгновенный выход на решение. Хотя учителю априори известен кратчайший путь к решению проблемы, его задача - ориентировать сам процесс поиска, создать методические условия для поиска.

Элементы проблемного обучения имели место еще в античности, а затем - в эпоху Возрождения. Это эвристические беседы Сократа, беседы и диалоги Галилея, педагогика Жан-Жака Руссо. Проблемные диалоги были излюбленным жанром эпохи Просвещения.

При использовании проблемного метода придается большое значение изменению стратегии «от знаний к проблеме» на стратегию «от проблемы к знаниям». Перестановка составляющих имеет существенное значение. Начиная с якобы нерешенной задачи, учитель создает в аудитории проблемную ситуацию, формирует в сознании учащихся мотивацию для ее решения. Только мотивация способна стать действенным фактором активного вовлечения личности в процесс познания.

Практические советы по реализации проблемного обучения

Применение проблемного метода обучения невозможно без создания того или иного типа противоречия, оказывается учителем вместе с учениками.

Для эффективного использования проблемного обучения учитель должен знать структуру и типологию проблемных ситуаций, способы их решения, педагогические приемы, определяющие тактику проблемных подходов.

Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены характерные для познавательного процесса противоречия, могут быть:

проблемная ситуация как следствие противоречия между школьными знаниями и новыми для ученика фактами;

понимание научной ценности проблемы и отсутствие теоретической базы для ее решения;

разнообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов;

практическая доступность результата и отсутствие теоретического обоснования;

противоречия между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью;

противоречия между большим количеством фактических данных и отсутствием методов их обработки и анализа.

Таким образом, проблемный метод предусматривает следующие шаги : проблемная ситуация - проблемная задача - модель поиска решения - решения.

При создании проблемной ситуации целесообразно использовать следующие правила.

1 . Перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание , выполнение которого требует усвоения новых знаний и применения новых навыков и умений.

2 . Задача должна соответствовать умственным способностям учащихся.

3 . Задание дается к объяснению изучаемого материала.

4 . Проблемными заданиями могут быть:

а ) усвоение учебного материала ;

б) формулировка вопроса, гипотезы;

в ) практическое задание.

Одна и та же проблема может быть создана различными типами задач.

При проведении занятий можно использовать следующие уровни проблемного обучения:

постановка проблемы и ее решения педагогом;

создание проблемы педагогом и ее решения совместно с учащимися;

решения учащимися проблемных задач, возникающих в процессе учения;

ученики вместе с учителем определяют проблему и самостоятельно ее решают.

Правильно сформулировать проблему - значит уже наполовину ее решить.

В постановке и решении учебных проблем целесообразно использовать такие приемы и средства:

анализ и оценка конкретных ситуаций;

выявление причинно - следственных связей между ними;

изложение различных точек зрения и побуждение к определению правильной;

постановка познавательных задач, требующих поиска новых знаний в литературе, экспериментах, расчетах;

создание ситуации «незаконченности» мысли;

побуждение к анализу теоретических и практических вопросов с целью выдвижения и самостоятельного формулирования учебных проблем;

создание для учащихся ситуаций, которые имеют несколько вариантов решения;

систематизация предметов, фактов, охватывающих межпредметные связи.

Приведем некоторые примеры постановки проблемного вопроса или задания на уроке.

1) Очень часто используем на уроке цитаты, разносторонне характеризующие то или иное историческое явление , того или иного исторического деятеля.

Так , на уроке «Новый курс» Ф. Рузвельта» ставим задачу : сопоставьте высказывания американцев о «Новом курсе» Ф. Рузвельта.

«Политику Рузвельта можно привести к единому знаменателю только на базе одной гипотезы ... Мистер Рузвельт намерен идти к фашизму» И.Стоун

«Логика , лежащая в основе «нового курса», очевидна: все в большей степени вырисовывается обнаженный кулак капиталистического государства» М.Лернер

«Вы, видите меня впервые, читали в газетах и слушали по радио, что я ... людоед, который вступил в сговор с коммунистами, разрушаю старые традиции» Ф. Рузвельт

Вопрос: Как вы считаете, почему появились столь разные оценки курса Рузвельта? В чем именно заключалось «разрушение старых традиций»? Как оценка политики Рузвельта зависела от политических позиций деятелей, которые ее высказывали ?

2)Задания на установление причинно-следственных связей (таблица: причина – событие – исторические последствия)

3 ) Проблемные задачи вызывают интерес учащихся и дискуссию. Так, на уроке «Нацистская диктатура в Германии» рассматриваем задачи :

В годы стабилизации (1922-1929) в НСДАП было 27 тыс. членов . В 1930 году на выборах в рейхстаг за нацистов проголосовало 6500000 человек и партия стала одной из крупнейших в Германии. Что повлияло на формирование широкой социальной базы фашистского движения? Кто и почему поддержал его?

Прочитайте задачу из немецкого учебника по математике для средней школы ( 1939): «Юнкерс» вылетает с грузом 12 дюжин бомб, каждая весом 10 кг. Самолет держит курс на Варшаву, центр мирового еврейства. Он бомбит этот город. Самолет вылетал с полной бомбовым загрузкой и бензобаком (1500 кг топлива) и весил 8 тонн. Когда самолет вернулся из своего крестового похода, он все еще имел 230 кг горючего. Каков собственный вес самолета»? Ваше мнение о задаче? С чем связано ее появление в школьном учебнике? Какую роль играла пропаганда в становлении и укреплении тоталитарных режимов?

Условия для реализации учебного диалога включают следующее.

Во-первых, признание равенства личностных позиций, открытость и доверие партнеров. В педагогическом общении - это определение активной роли, реального участия ученика в процессе обучения.

Во-вторых, сосредоточение педагога на ученике. Что предполагает не только внимание к нему, но и готовность менять свои намерения, свои мысли в соответствии с его реакцией.

В-третьих , общение - диалог связано с открытой позицией, средством реализации которой является персонифицированная манера высказывания («я считаю» , «я думаю»). Иначе происходит формальный обмен информацией.

В-четвертых , полифония взаимодействия и предоставления учителем развивающей помощи учащимся. Полифония в общении - критерий диалогического педагогичного общения , который предусматривает возможность для каждого участника коммуникации изложить свою позицию .

Пятое , создание контакта в педагогическом диалоге

Признаками работы в контакте учителя с учащимися в процессе общения, являются:

взаимное личностное восприятие учителя и учащихся, открытость в отношениях и откровенность в высказываниях;

согласие с главными смысловыми положениями взаимодействия;

наличие эмоционального резонанса;

сохранение интереса к дальнейшему взаимодействию;

высокий уровень контакта глаз в беседе;

согласованность поз, мимики и интонации в диалоге

Создавать учебный диалог на уроке помогают интерактивные упражнения. Например , работу в группах следует использовать для решения сложных проблем, требующих коллективного мышления . Это - методы «диалог» , «синтез идей» , «общий проект» , «поиск информации» и другие.

Приведем примеры , когда ученики , объединенные в группы , получают задания разного содержания , освещающие проблему с разных сторон.

На уроке «Нацистская диктатура в Германии» учащиеся , объединенные в 4 группы , получают следующие задачи :

Какие исторические альтернативы были в Германии в начале 30- х годов? Почему нацистам удалось захватить власть в стране?

Экономический кризис в Германии 1923-33 годов привел к политическому кризису. Почему этого не произошло в США и Великобритании ?

Почему , на ваш взгляд , Гитлеру не удалось прийти к власти в 1923г., когда была попытка захвата власти в Мюнхене ?

Почему , на ваш взгляд , нацистский режим делал ставку на молодежь? В чем был феномен Гитлера? Почему в наше время у него все еще ​​есть поклонники?

Метод «Займи позицию»

  1. Прочтите несколько мнений о личности и деятельности Н.Хрущева:

    • «Это был малограмотный человек, волею судьбы вознесенный на вершину власти. Его руки были по локти в крови. Осуждая Сталина, он хотел избежать собственной ответственности»

    • «Хрущев пытался преодолеть пропасть, не ведая на какой берег собирался прыгать»

    • «Н.Хрущев, по существу, первым осознал необходимость назревших в обществе перемен и возглавил эту работу»

    • «Пройдет совсем немного времени – забудется и Манеж, и кукуруза. А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди»

    • «Отец сформировался как политический деятель в обстановке того времени, о котором мы вспоминаем с горечью. И сам он, и все его учителя знали только одну форму взаимоотношений – командно-административную. В этом, на мой взгляд, величайшее несчастье и противоречие в жизни отца» (сын – С.Н.Хрущев)

    • «Историческая заслуга Н.С.Хрущева заключалась прежде всего в разоблачении культа личности Сталина»

Выберите два наиболее, на ваш взгляд, точных высказываний. Аргументируйте свой выбор.

  1. ХХ съезд КПСС оказал огромное влияние на сознание и умонастроения людей, на развитие общественной жизни в целом. Вот некоторые высказывания современников:

    • «Мне кажется, самый крупный шаг в самосознании мы сделали в 1956 г.»

    • «Причиной всех наших бед стал ХХ съезд КПСС. Н.Хрущев дискредитировал нашу партию, нашу историю»

Встаньте на позицию одного из высказываний и аргументировано поддержите его.

Проблемные эпиграфы к урокам

Маршалл Фош «Это не мир. Это - перемирие на 20 лет»

Ф. Рузвельт «В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случилось, то так было задумано»

Ф. Рузвельт «Голодные безработные люди — это кадры для диктатуры»

У. Черчилль «Все понимают, что демократия не является совершенной. Правильно было сказано, что демократия — наихудшая форма правления,..но ничего лучшего человечество не придумало».



Таким образом, проблемное обучение на уроке истории является эффективным методом организации творческого учебного диалога.

Счастье заключается в радости достижения цели и острых ощущениях творческого усилия. Ф.Рузвельт





Использованы источники:

  1. Калошин В.Ф. Развитие творчества учащихся. Методическое пособие. - К.: 2008.-111с.

  2. Марченко О.Г. Формирование критического мышления школьников. - Х.: Изд. «Основа», 2007.-160 с.

  3. Островский В.В. Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории.- Х.: Изд. «Основа», 2005.- 128 с.



Обсуждение материала
  • Наталья Дулатова
    6 февраля 201509:42
    Наталья Дулатова

    Уважаемая Елена! Вы прислали интересный материал, но его необходимо правильно оформить согласно критериям Требований (логотип портала, титульный лист, ссылки на источники). О повторной загрузке файла сообщите в письме.
    Заранее Вам благодарна, Дулатова Н.И.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru