В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок истории в 7 классе по теме "Смутное время"

Нина Пожарова Нина Пожарова
Тип материала: Урок
просмотров: 1273
Краткое описание
Урок истории в 7 классе ( учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной)
Пожаловаться 27 января 2015
Файлы
истори_7кл..docx
HTML Войдите для скачивания файлов











Урок истории в 7 классе

по теме «Смутное время»







Автор: учитель истории

МБОУ «Богородская ООШ Новооскольского района Белгородской области» Пожарова Нина Васильевна







Тема урока: Россия в Смутное время.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель: закрепить материал по истории Смутного времени в России; научить отслеживать причинно-следственные связи, обобщать полученные знания, делать выводы; развивать интерес к историческому прошлому своей страны; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: карта «Россия в начале XVII века», портреты Ивана Грозного, Федора Иоановича, Бориса Годунова,

Предварительная подготовка: учащиеся получают задание повторить материал по темам «Начало Смуты», «Борьба русского народа против иноземных захватчиков», «Второе ополчение», «Освобождение России».

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы завершаем изучение целой эпохи, получившей название Смуты или Смутного времени. Это было время политической и социальной нестабильности, крестьянских восстаний, войн и иностранной интервенции. Пресеклась правящая династия Рюриковичей. Это привело к политическому кризису, когда национальная независимость и само существование Русского государства оказалось под угрозой. Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по данной теме, подведем итоги и сделаем выводы.

II. Задания для закрепления пройденного материала:

1. Давайте вспомним политические, социальные и экономические причины Смутного времени и охарактеризуем каждую из них.

1) Пресечение правящей династии Рюриковичей, династический кризис.

В январе 1598г. Умер бездетный царь Федор Иоанович, а еще раньше , в мае 1591г. , в Угличе при странных обстоятельствах погибает сын Ивана Грозного и Марии Нагой восьмилетний царевич Федор, который при бездетном Федоре считался наследником престола.

2)Разруха и голод вследствие неурожаев и недальновидной политики Ивана Грозного.

К концу правления Ивана Грозного экономика страны пришла в упадок, неудачи в Ливонской войне привели к потере Нарвской гавани, что значительно сократило внешнюю торговлю. 1601-1603годы были неурожайными. В стране начался голод. Цены на хлеб резко подскочили, и он стал недоступен для большинства населения. Лишь в 1604 году собрали урожай, который позволил стабилизировать ситуацию с продовольствием.

3)Усиление политики закрепощения крестьян, увеличение налогового гнета.

Указ о «заповедных летах», запрещавший крестьянам переход от одного хозяина к другому, а также, принятый в 1597г. указ об «урочных летах», который устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян, ухудшили и без того тяжелое положение народа.

4)Рост противоречий между боярами и дворянами.

Бояре претендовали на власть, пытаясь оказывать влияние на царя и не допустить проявления террора и самовластия, который был при Иване Грозном. Они стремились установить боярское правление при «боярском» царе.

2. Викторина «Знаете ли вы?»

-Чье имя принял первый из самозванцев начала XVII в., бывший посадский человек из Мурома, потом холоп Илья Горчаков?

-Какое восстание стало кульминацией «голодных бунтов» 1601-1605гг.?

-Почему польские феодалы поддерживали Г.Отрепьева?

-Почему Лжедмитрий не стал выполнять своего обещания ввести в России католическую веру?

-Как расправились бояре-заговорщики с Лжедмитрием?

-Под именем какого царя выступал Иван Исаевич Болотников?

-Почему у казаков было популярно имя «царевича Дмитрия»?

3. Ответьте на вопросы теста « От Бориса Годунова до освобождения Москвы».

1) Кто избрал Бориса Годунова царем?

а) он был назначен Федором Иоановичем перед смертью;

б) земский собор;

в) Боярская дума.

2) Что такое Юрьев день?

а) день, в который крестьяне могли уйти от своего хозяина после окончания сельскохозяйственных работ и уплаты» пожилого»;

б) день, когда крестьянам прощались все долги и недоимки;

в) день, в который землевладелец отпускал крестьян на заработки.

3) Что такое «Заповедные лета»?

а) ограничение срока сыска беглых крестьян;

б) время голода, свирепствовавшего на Руси в результате неурожаев 1601-1603гг.?

в) период времени, в который был запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому в Юрьев день.

4) Кто был первым самозванцем, выдававшим себя за царевича Дмитрия?

а) Григорий Отрепьев;

б) Иван Болотников;

в) Михаил Молчанов.

5) Что такое «урочные лета»?

а) период времени, в который был запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому в Юрьев день.

б) установление срока сыска беглых крестьян;

в) промежуток времени, в течение которого крестьяне и посадские люди, по распоряжению Бориса Годунова освобождались от уплаты податей.

6) В каком году был убит Лжедмитрий I?

а) в июне 1605г.;

б) в мае 1606г.;

в) в мае 1607г.;

7) О ком историк С.М.Соловьев сказал, что он «был не скажем избран, но выкрикнут царем»?

а) о Борисе Годунове;

б) о Лжедмитрии I;

в) о Василии Шуйском.

8) В июле 1610г. о Василий Шуйский был свергнут с престола и пострижен в монахи. Власть перешла в руки Боярской думы. Кому боярское правительство предложило русский престол?

а) польскому королевичу Владиславу;

б) шведскому принцу Карлу-Филиппу;

в) сыну Марины Мнишек и Лжедмитрия I I.

9) Кто возглавил первое ополчение?

а) Прокопий Ляпунов;

б) Дмитрий Пожарский;

в) Иван Заруцкий.

10) Кто был инициатором создания второго ополчения?

а) Дмитрий Пожарский;

б) Дмитрий Трубецкой;

в) Кузьма Минин.

4. Соотнесите имя исторического деятеля и его характеристику.

Имя

Характеристика

1.Царь Иван Федорович

A) Знатность рода помогла ему овладеть престолом главным образом оттого, что другие надеялись править его именем. Но когда он стал царем, природная неспособность сделала его самым жалким лицом,

когда -либо сидевшим на московском престоле.

2. Борис Годунов

Б) Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих и милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и крайне суеверен.

3.Василий Иванович Шуйский

В) Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей, нарушал заветные обычаи священной московской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми общался просто, обходительно, не по-царски.

4. Лжедмитрий I

Г) В искусстве политических комбинаций он не знал себе равных. Найдя опору в дворянской массе и среди столичного населения, он без кровопролития сломал сопротивление знати и стал первым «выборным царем».

5.Лжедмитрий II

Д) Человек ничтожный и необразованный, без чести и совести, страшный хулитель, пьяница, развратник…не бывает ни на каком богослужении.


Занесите в таблицу буквы, соответствующие определенному номеру.

1

2

3

4

5







5. Вопросы для устного ответа.

-В октябре 1606г. у Василия Шуйского появился новый противник, называвший себя «воеводой царевича Дмитрия». Кем был этот человек и кто его поддерживал? (Иван Исаевич Болотников, опорой служили беднота и часть дворянства.)

-Почему Лжедмитрия II называли «тушинским вором»? (Резиденцией Лжедмитрия II было село Тушино, слово «вор» обозначало в XVII в. «обманщик».)

-Как звали талантливого полководца, победившего войска Лжедмитрия II и снявшего осаду с Москвы? Какова была его дальнейшая судьба? ( Михаил Скопин-Шуйский внезапно умер в возрасте 23 лет, предположительно был отравлен противниками.)

-Почему Василий Шуйский не поднял народ на борьбу с поляками, а обратился за помощью к Швеции?

-На каком условии русский престол был предложен польскому королевичу Владиславу? Как на это предложение отреагировали поляки?

-Чем грозило России утверждение на русском престоле польской династии?

-Что вам известно о подвиге Ивана Сусанина?

-В январе 1613г. был созван Земский собор, который должен был решить вопрос об избрании нового царя. Перечислите всех кандидатов на русский престол. Кто был избран и почему?

-Перечислите итоги и последствия Смуты. (Итогом Смуты стало экономическое разорение, которое особенно коснулось юго-западных земель Руси. Благодаря героической борьбе русского народа против иноземных захватчиков была сохранена национальная независимость и государственность, на престоле утверждена русская династия

III. Подведение итогов урока.

















Источники:

Учебник для общеобразовательных учреждений «История России. Конец XVI-XVIII век», 7 класс. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, Москва, «Просвещение», 2010 год.

М.Н.Назаренко “История России», 7 класс .Волгоград, «Учитель –АСТ», 2010. г.



7


Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru