В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Буквы "О" "А" в корнях - кос- -кас-

Галина Цыганенко Галина Цыганенко
Тип материала: Урок
просмотров: 1363
Краткое описание
Тема: Буквы О и А в корне –КОС- и –КАС-
Тип урока: урок усвоения новых знаний
       Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Цель:  познакомиться с правилом правописания корней-кас- - -кос.
Задачи:
Познавательная:
1. Совершенствование умения видеть орфограммы "а" и "о" в корнях кос -    кас.
2. Отработка основных тем языкознания, выводящих к грамотному письму.
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 26 января 2015
Файлы
титульный_лист.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

колдлн.jpg

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Михайловская СОШ имени Костенко В.Г»














Урок русского языка в 6 классе по теме : « Буквы «О» «А» в корнях -кос- -касс-»







Разработала: учитель русского языка

и литературы Цыганенко Г.И.




2014 г.

урок_1.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Буквы О и А в корне –КОС- и –КАС-

Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Цель: познакомиться с правилом правописания корней-кас- - -кос.

Задачи:
Познавательная:
1. Совершенствование умения видеть орфограммы "а" и "о" в корнях кос -    кас.
2. Отработка основных тем языкознания, выводящих к грамотному письму.

Развивающая:: вырабатывать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам; способствовать формированию исследовательской позиции учащихся при изучении русского языка, интереса к орфографии и внимательного отношения к слову;

Воспитательная: воспитание культуры умственного труда
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентацияинтерактивная доска, индивидуальные карточки, учебник Русский язык 6 кл. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова . М.: Просвещение, 2008.

Структура урока:
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
IY. Первичное закрепление изученного материала.
V. Физминутка для глаз.
VI. Закрепление знаний.
VII. Проверка знаний.

VIII. Подведение итога урока. Рефлексия.

IX. Д/з





ХОД УРОКА

I.Орг.момент. Приветстие. Подготовка учащихся к уроку.

- Добрый день, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку.
Для того чтобы наш урок прошел удачно, давайте создадим себе настроение. Поддержите друг друга доброй улыбкой: я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу.

-По какому предмету всегда можно узнать школьника? (по портфелю) Для чего он служит?
(Слайд 2 ) А сегодня у вас не просто портфель, а «Портфель знаний», который поможет нам раскрыть еще одну тайну страны Правописания.

II. Актуализация знаний.
1)Фронтальная проверка.
- Итак, посмотрим, какие же знания у нас уже имеются в портфеле?
- Что я из него достаю? ( корни -раст –ращ –рос) Как называется эта орфограмма?
(корни с чередующей гласной)
- Каким правилом будем руководствоваться при написании корней?
- Подтвердите ответы примерами из домашней работы. ( Дети читают слова с корнями –раст –ращ –рос-).
(Аналогичная работа с корнями –лаг – лож-)
- В чем заключается загадочность этих корней?
2) Объяснительный диктант.
Проверим ваши знания на практике. Напишем объяснительный диктант: (1ченик у доски) Излагать, предложить, предлагать, предложение, коснуться.
- Какую орфограмму повторили? От чего и как зависит выбор гласной в корнях –лаг –лож-?

III.Введение в новую тему.

Создание проблемной ситуации.
- Какое слово является «лишним»? (коснуться) Какая проблема возникла при написании слова? Выделите в слове корень.
- Можно ли проверить гласную в корне?
- Какова тема нашего урока? ( Дети формулируют тему урока: «Буквы –о –а- в корне –кас –кос-.» (Слайд 3)
- Запишите число, классная работа и тему урока: «Буквы О –А в корнях –КОС-КАС-.»
- Какую гласную выберем для написания слова к(о/а)снуться?
-
Какова цель нашего урока? (дети: узнать, каким правилом будем руководствоваться при написании гласных О-А в корнях–кос –кас-).(Слайд 3)
- Сформулировать задачи урока вам помогут опорные слова: (Слайд 3 )

Познакомиться с……
Учиться правильно писать

(Слайд 4) Анализ примеров.
кОснуться кАсаться
кОснется кАсается
- Рассмотрите примеры, какое значение имеют эти слова? (дотрагиваться до чего-нибудь или кого- нибудь.).
- Почему в одном случае пишется корень –кос, а в другом –кас?
- От чего зависит выбор гласной? Сформулируйте правило написания корней –кас-кос- (дети делают вывод).
- Сравните свой вывод с правилом в учебнике.
(Слайд 5 ) - Составьте алгоритм

IV. Первичное закрепление.
а) - А теперь попробуем применить это правило на практике.
(Слайд 7 Работа на интерактивной доске. )

– Какую орфографическую задачу надо решить в этом задании? (Правильно выбрать гласную для написания корней).

Задание: Соединить стрелкой слово с соответствующей буквой (2ученика работают у доски). Остальные выполняют то же самое, только на карточках.
ПРОВЕРКА:
- Докажите правильность своего выбора.

V. Физминутка для глаз.
Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров!

Теперь все вы отдохнули,
Новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Классную работу.


б) (Слайд 4 ) – Прочитайте слова и выделите корень (нижняя строка слайда): кОснусь, кОса, (девичья), кОсить (косой)
- Являются ли они однокоренными? Почему? ( имеют разное лексическое значение)
Вывод: при выборе гласной следует учитывать лексическое значение слова.
(Слайд 6 ) Основные значения корня с чередованием –кос – кас-:

  1. Дотрагтваться до чего-нибудь или кого – нибудь;

  2. Затрагивать что-нибудь в разговоре или письме;

  3. Иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь.

в) (Слайд 8) Игра «Четвертый лишний»
К..саюсь стены рукой,
тебя не к…сается,
бросить к…сой взгляд,
к..снуться вопроса о дисциплине.

- Как выбрать гласную в этих словах? ( В корнях с чередованием необходимо выделить корень и суффикс; а в слове КОСОЙ – выделить корень и подобрать проверочные слова).

г) Выборочный диктант.

- Вы любите сказки?
Я буду читать предложения из известных сказок, а вы-выписывать слова с корнями -кос-кас-в 2 столбика. (1 ученик у доски)
1. Она прикоснулась к платью своей волшебной палочкой, и старое платье её превратилось в пышный наряд. ( «Золушка»)
2. Принцесса быстро схватила веретено и не успела прикоснуться к нему, как предсказание злой волшебницы исполнилось: она уколола палец и упала замертво. («Спящая царевна»)

3. Неподалеку он увидел крестьян, косивших на лугу траву. («Кот в сапогах»)
( Слайд 9) САМОПРОВЕРКА.
Музыкальная физминутка

- Кто автор этих сказок? (Ш.Перро)
- В чем сходство слов? ( Все имеют корень –КОС-)

- В чем различие? ( к слову косившие можно подобрать проверочное слово) –Как называется такая орфограмма?
д) (Слайд 10) Обратите внимание на слайд.

Задание: Соберите в корзину слова с корнем –КАС-, запишите в тетрадь
ПРОВЕРКА. (1 ученик работает на интерактивной доске).


VI. Закрепление знаний.
Чтобы проверить свои знания давайте выполним ТЕСТ (Слайд 11)
- Когда в корнях с чередованием пишется корень –кас-, а когда—кос?



VII. Проверка знаний. (Дифференцированная работа)

(Слайд 12) - Сейчас я предлагаю вам задание для самостоятельной работы.

( разноуровневые задания).
- Выберите то задание, с которым вы хорошо сможете справиться. За первое задание оценка «3», за второе – «4», за третье – «5»

VIII. Подведение итога урока. Рефлексия.

-Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
- Как вы думаете удалось ли нам их выполнить?

- Дополните предложения:

(Слайд 13) Я узнал…
Я научился….


IX. Д/з Дифференцированное
1У.
Записать 6 словосочетаний на данное правило.
2У. Записать 6 предложений, которые бы содержали словосочетания на данное правило.

3У. Составить текст, содержащий слова на данную орфограмму.

cher.gl.trenazh.ppt
Войдите для скачивания файлов
urok_na_k_s.ppt
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru