В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Опыт исследовательской работы с учащимися в деятельности учителя-словесника

Наталья Анатольевна Ковалевская Наталья Анатольевна Ковалевская
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 657
Краткое описание
Интересен опыт создания учащимися творческих и  исследовательских работ в работе учителя-словесника, ведущего по совместительству туристско - краеведческий кружок
Пожаловаться 25 января 2015
Файлы
Опыт исследовательской работы с учащимися в деятельности учителя-словесника.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

C:\Documents and Settings\Наталья\Рабочий стол\uchmet_120_60.gif

Тип материала «Обобщение опыта»


Ковалевская Наталья Анатольевна

высшая категория


пос. Лукаши Гатчинского района Ленинградской области


МБОУ «Лукашевская средняя общеобразовательная школа»

учитель русского языка и литературы



Обобщение опыта работы

«Опыт исследовательской работы с учащимися в деятельности учителя-словесника»

Данное обобщение опыта работы – это представление опыта интеграции общего и дополнительного образования. Оно интересно слиянием краеведческой деятельности учащихся с созданием литературных и исследовательских работ для участия в творческих конкурсах, знакомства младших школьников с работой старших школьников в туристско-краеведческом кружке, их исследованиями о родном крае и людях, которые живут рядом с нами.

Туристско-краеведческое объединение «Люби и знай свой край» существует в нашей школе много лет. Составляя его программу, я особое внимание уделяла темам, тесно связанным с моей специальностью «учитель русского языка и литературы». Это и обучение чтению наизусть поэзии и прозы, и знакомство с творчеством литераторов, живших в нашем крае, и создание письменных работ в разных литературных и журналистских жанрах, и проведение исследования, интервьюирования, сбора воспоминаний с последующей литературной обработкой, и обучение яркой выразительной монологической речи на защите исследовательских работ. Поэтому в трёхлетнюю программу заложены не только разделы «История нашего края» или «Туризм», но и «Специализация» (на профессии учителя, журналиста, экскурсовода и др.), и раздел «Публичная практическая деятельность».

Наибольшая интеграция общего и дополнительного образования происходит при участии членов кружка в разных творческих конкурсах, для чего приходится часто создавать исследовательские работы.

Учебно-исследовательская деятельность школьников — это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствуют формированию новых знаний, воспитанию самостоятельно мыслящей, инициативной личности.

В современной школе исследовательская деятельность обучающихся может быть организована как во время урока, так и во внеурочное время.

На уроках используются познавательные и лингвистические задачи, задания творческого характера, исследовательские задания. Во внеурочное же время это подготовка исследовательских работ, содержание которых интересно и окружающим. Тогда участие в учебно-исследовательских конференциях, фестивалях и интеллектуальных конкурсах, где свою работу необходимо защитить, способствует формированию важнейших свойств личности. Опыт побед и поражений, приобретаемый в этих мероприятиях, чрезвычайно важен для самостоятельной жизни, без него невозможно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей.

Я заинтересовалась школьными исследованиями ещё в 2002 году, когда с участниками туристско-краеведческого кружка нам пришлось участвовать во Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество». Первый результат – 3 место на заключительной очной конференции в Москве у моей подопечной Тихановой Марины, работа «Здесь я родилась и училась» о заводе и школе в пос.Лукаши Гатчинского р-на – окрылил. Но при этом пришло знание: необходимо самой совершенствоваться. Неоднократно вспоминались слова Я.А.Каменского: «Обучая других, обучаешься сам».

После получения знаний предстояло сделать первые шаги вместе с учениками от формирования умения видеть и формулировать проблему к умению ставить цели, работать с различными источниками теоретических сведений, сопоставляя и анализируя полученные знания, к умению обобщать, делая выводы. Это была, конечно, индивидуальная работа с теми, кому было интересно исследование и изучение родного края, сопоставление судеб местных жителей с историей страны.

На протяжении многих лет стараюсь организовывать исследовательскую деятельность  своих учеников и участников кружка. Можно выделить 2  направления этой работы:

  • Подготовка исследований для представления работ на творческих конкурсах и конференциях и создание истории родного края через воспоминания местных жителей.

  • Применение элементов исследовательской деятельности на уроках.

Наибольшие трудности возникали из-за:

  1. неумения составить доклад из полученных теоретических сведений и результатов наблюдений без помощи учителя,

  2. неумение, отсутствие опыта правильно оформить исследовательскую работу по результатам исследований.

  3. неуверенность во время выступления перед большой аудиторией.

Обучение построению доклада и оформлению исследовательской работы проходит на специальных занятиях, а опыт публичного выступления приобретается уже при защите.

Начинаю с того, что предлагаю ученикам в начале учебного года  темы краеведческих исследований. Понимаю, что интересная тема, правильно сформулированная, наводит ребёнка на мысль о том, что он действительно хочет в этом разобраться, это узнать. В любой исследовательской работе предполагаю основными методами изучение имеющейся по теме информации, а также собеседование (интервьюирование), что даёт возможность ученикам общаться с представителями старшего поколения, позволяет делать нравственные выводы. Опыт такого общения помогает увидеть себя и своих знакомых несколько иначе, а это часто вызывает желание изменить себя и даже друзей. Поэтому считаю важным воспитательный эффект как для тех, кто будет работать над исследованием, так и для слушателей на его защите.

Ребята увлечённо собирали материал  по краеведческим темам

«История Лукашевского завода и посёлка Лукаши»,

«История Лукашевской школы»,

«Гатчина – родина авиации»,

«Архитекторы Гатчины»,

«Наш край в древности»,

«Наше поселение в годы Великой Отечественной войны»,

«Гатчинский район в годы Великой Отечественной войны»,

«Семён Григорьевич Рошаль – первый военком Гатчинского края»,

«К.Ф.Рылеев – патриот, поэт, оратор» и другие,

а также воспоминания местных жителей:

«Родом из российской глубинки (первый тренер Д.А.Мелёхин)»,

«Война вошла в каждую семью» (житель блокадного Ленинграда Т.И.Сидорова),

«В жизни всегда есть место подвигу (первый учитель А.А.Румянцева)»,

«Старый Учитель (бывший учитель географии, пенсионерка М.М.Качко)»,

«Сеятель разумного, доброго, вечного (библиотекарь Л.Е.Лунёва)» и другие.

На мой взгляд, личный интерес ребёнка во многом определяет его уверенность в себе  во время выступления. А результаты обучения яркой, выразительной монологической речи многих участников очной формы представления своих работ были высоко оценены и слушателями, и членами жюри неоднократно.

На этапе работы, связанном со сбором материала по теме, ребята не встречают больших затруднений, если владеют навыками работы в сети Интернет. Электронные библиотеки предлагают монографии, словари и справочники, которых в сельской библиотеке получить было бы нельзя. Моя же функция заключается в том, чтобы научить работать с научной информацией, выбирая главное. Учимся формулировать тезисы. Особая ситуация складывается в ходе исследования, если до этого никем из краеведов, журналистов материал по местной краеведческой теме не исследован, следовательно, литературу подобрать не удаётся.

Литературная обработка результатов собеседования, написание работ в разных литературных и журналистских жанрах, – этот процесс ученики выполняют с особым интересом. Это и понятно: наступает время умозаключений и время освоения нового вида деятельности: создание рассказов, репортажей, интервью, статей, очерков.

Некоторыё учащиеся на этом останавливаются, но другие идут дальше – постоянно совершенствуют свои работы или переделывают их в научно-исследовательские, оформляют в печатном виде по предложенным канонам, параметрам, учатся вводить сноски. Это этап, когда учителю, я считаю, нужно работать вместе с ребёнком, не подменяя его, а корректируя и терпеливо направляя к верно выстроенной работе. Так у ребёнка формируется понимание того, что результаты его деятельности будут интересны и понятны другим только при грамотном оформлении. Для меня, учителя русского языка, сформировать этот навык очень важно. Вижу, что в старших классах мои подопечные уже совершенно самостоятельно могут работать и на этом этапе исследования. Это ещё раз доказывает эффективность методов исследовательской работы в образовании.


Благодаря приобретённому опыту организации исследований с членами кружка, я стала давать задания исследовательского характера и на уроках. Безусловно, исследовательское мышление и без этих заданий стремилась развивать у ребят ежедневно через анализ текстов, решение лингвистических задач, проблемных ситуаций. Но хотелось вовлечь всех, приучая к оформлению результатов своих наблюдений.

Начинали работу по исследованию, как правило, получая задания, теоретический материал из учебников и Интернета, наблюдая; формулировка выводов и оформление результатов, подготовка презентаций становились коллективным заданием. В некоторых случаях проводила промежуточные уроки-консультации перед уроком-защитой. Таких заданий, безусловно, немного, но в том, что они необходимы, я не сомневаюсь. Опыт, полученный учениками во время исследования и выступления, делает их не только более образованными, но и позволяет избавляться от боязни публичного выступления. И хотя исследовательские методы лишь использовались учениками в ходе создания продукта по моему заданию, они всё же были ведущими.

Пятиклассники, поделившись на группы, в течение недели собирали материал о новых видах транспорта (именно эта тема заинтересовала их после работы над одним из упражнений учебника русского языка под ред. М.М.Разумовской), создавали собственные слайды для общей презентации и знакомили с обретённой информацией учеников младших классов. Прекрасные слайды получились у нас также для представления «Малахитовой шкатулки» П.П.Бажова перед учениками младших классов

На уроках литературы, работая над легендой о Робин Гуде, учащиеся 6 класса захотели провести исследование на тему «Образ Робин Гуда в разных видах искусства», анализировали особенности раскрытия образа литературного героя в живописи, скульптуре, литературе, кино, мультфильмах, компьютерных играх и т.д..

Непросто, но результативно сложилась работа семиклассников по теме «О – Е в сложных словах – это суффиксы или?..». Большим плюсом в выполнении такой работы, считаю, является обсуждение достигнутых результатов, выполнялась ли эта работа каждым индивидуально или в группах. Я уверена, что подобная деятельность значительно приближает учеников к работе на семинарах.

Использование методов исследовательского поиска в образовании – это путь постоянного совершенствования. Это путь воспитания творческой личности, готовой к познанию мира и открытиям, умеющей сотрудничать и организовывать совместную деятельность. В воспитании такой личности учителю отведена ответственная роль, но, как мне кажется, чем больше мы работаем над развитием своих учеников, тем больше совершенствуемся сами.


Приложение № 1: образовательная программа дополнительного образования детей «Люби и знай свой край».

Приложение № 2: таблица достижений учеников Ковалевской Н.А. по русскому языку и в качестве участников туристско-краеведческого кружка «Люби и знай свой край за 2010-2015 г.г.

Приложение № 3: работы учащихся в разных жанрах:

    1. исторический очерк – Осмоловский Иван «Вот моя деревня…»- 2012г.

    2. сказка - Курбанова Амина «Клад предков» - 2013г.

    3. исследовательская работа – Николаева Анастасия «Война вошла в каждую семью» – 2013г.


    Приложение № 4: отзыв выпускницы объединения и школы Мартыновой Ирины «Туристско-краеведческий кружок в моей жизни»

    5


    Отправка ошибки

    Текст ошибки:
    Комментарий:
    Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
    @mail.ru