В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Конспект урока по факультативному курсу "Уроки здоровья"

Людмила Мотренко Людмила Мотренко
Тип материала: Урок
просмотров: 740
Краткое описание
КОНСПЕКТ УРОКА
по факультативному курсу: "Уроки здоровья"
Тема: «Зубы. Уход за зубами. Предупреждение кариеса.»
учебник — тетрадь для 2 класса под редакцией С.М. Чечельницкой
Продолжительность урока: 45 минут.
Цель: Сформировать понятие о строении зубов. Рассказать о развитии кариеса, сформировать представление о заболевании. Повторить навыки чистки зубов щеткой.
Пожаловаться 24 января 2015
Файлы
Уроки здоровья-зубы. Уход за зубами.doc
HTML Войдите для скачивания файлов




Муниципальное образование городского округа "Инта"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №9"









КОНСПЕКТ УРОКА

по факультативному курсу:

"Уроки здоровья"

Тема: «Зубы. Уход за зубами. Предупреждение кариеса.»

учебник — тетрадь для 2 класса под редакцией С.М. Чечельницкой

Продолжительность урока: 45 минут.



учителя начальных классов МБОУ "СОШ №9"



Мотренко

Людмилы Николаевны





Республика Коми

город Инта

Тема: "Зубы. Уход за зубами. Предупреждение кариеса " 2 класс

Цель: Сформировать понятие о строении зубов. Рассказать о развитии кариеса, сформировать представление о заболевании. Повторить навыки чистки зубов щеткой.

Оборудование учителя: схема зрительно- двигательной траектории, сенсорно- дидактические подвески, сенсорно- дидактический держатель (ручной), Таблицы, картинки, модель зуба(папье- маше).

Ход урока:

1 Организационный момент.

Оздоровительная минутка "Гора" (упражнения для осанки)

Люди с самого рожденья

Жить не могут без движения.

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте, Медленно поднимите руки вверх и сцепите в замок над головой, Представьте, что ваше тело - это гора.

Одна половинка горы говорит: "Сила во мне!" и тянет вверх.

Другая говорит: "Нет, сила во мне! "и тоже тянет вверх.

"Нет!- решили они.- Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих."

Потянулись обе вместе, сильно- сильно, Медленно опустите руки и улыбнитесь.

Молодцы !

2 Основная часть.

Тема нашего занятия спряталась в загадке:

Белые силачи рубят калачи.

Красный говорун подкладывает. (Зубы и язык)

(Стук в дверь ) - Сценка.

-Кто это? (Входит девочка с перевязанной щекой)

-А это что за диво, что это у тебя за повязка?

Девочка:

-Ой-ой-ой!

Ох, так зуб болит!

Плохо жить мне стало вдруг;

Разболелся сильно зуб.

Нету мочи никакой.

Надо зуб лечить больной.

Вот уже который день

С болью я брожу как тень.

Надо к доктору идти

Кто поможет мне дойти?



Учитель:

-Плохи твои дела, но мы попробуем тебе помочь. Доктор Кролик приглашает нас с ребятами на очередное занятие в школе "Ослепительной улыбки. "Пойдем с нами.

Учитель:

3 Поговорим о зубах.

Зуб - обнаженная часть нашего скелета, это живой орган. Вспомним основные части зуба. (Ответы детей) - модель зуба- папье-маше.

1 Коронка - часть зуба, которая видна в полости рта.

2 Корень - часть зуба, которая расположена в челюсти.

3 Шейка - часть зуба, которая расположена между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Зубы - самые твердые кости нашего тела.

Заглянем в зуб и поговорим о тканях зуба (работа с сенсорно - дидактическим ручным держателем)

ЭМАЛЬ - сверху каждый зуб покрыт тонким защитным слоем, богатым неорганическими солями. Эмаль похожа на фарфор - от быстрого нагревания и охлаждения на ней появляются трещины. Так может случиться, когда ты ешь мороженное и запиваешь его очень горячим чаем. В трещины эмали могут проникнуть микробы, и она начнет разрушаться.

ДЕНТИН - под слоем эмали лежит не менее твердый, но тоже очень прочный слой. Дентин- живая ткань. Дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба. Вот его-то и высверливает острым бором доктор, когда в эмали появляется трещинка и нужно закрыть дырочку пломбой из особо твердого цемента.

ПУЛЬПА- в самой середине зуба находиться мягкая ткань. В ней проходят нервы и кровеносные сосуды. Они приносят клеткам зуба питательные вещества и кислород.

Наши зубы работают на совесть. Каждый день они трут, перемалывают и грызут, Но еда бывает жидкой и твердой, поэтому и зубы у нас во рту тоже разные.

Работа с таблицей "Виды зубов"

Передние зубы- их 8 (4 на верхней челюсти, 4 на нижней)- откусывают, отрезают пищу, так как они имеют острый режущий край и поэтому называются -РЕЗЦАМИ.

-У кого из животных хорошо развиты резцы? (Ответы детей)- кролики, белки, грызуны.

Угловые зубы- всего их у тебя 4. О острыми кончиками- заострены и немного длиннее остальных зубов, что позволяет им легко входить в пищу и удерживать ее для того, чтобы отрывать кусочки пищи- КЛЫКИ,

-У кого из животных хорошо развиты клыки? (Ответы детей)- хищники: тигры, волки, медведи.

Все остальные твои зубы называются КОРЕННЫМИ. Их 20- 8 малых коренных и 12 больших.

Боковые зубы имеют бугристую поверхность.

ПРЕМОЛЯРЫ - размельчают пищу, у них два корня.

МОЛЯРЫ- перемалывают пищу, у них три корня.

У кого из животных хорошо развиты премоляры и моляры ? (Ответы детей)- травоядные животные: корова, лошадь.

Но есть еще один моляр. Обычно к 18 - 20 годам, а иногда и позднее прорезаются зубы, которым великий древний врач Гиппократ дал название "Зуб Мудрости"

"Благодаря учению приобретает мудрость человек."

Поговорим о значении зубов.

Но только ли в процессе пищеварения участвуют наши зубы?

4 Значение зубов.

Полость рта является начальным отделом пищеварительного тракта. Она выполняет различные функции:

-жевание, глотание, пищеварение, речеобразование;

-откусывание, размельчение, пережевывание пищи.

А какие вещества необходимы для нормальной жизнедеятельности организма, его роста и развития? (Ответы детей)

БЕЛКИ - способствуют росту организма, построению тканей, в том числе и ротовой полости, помогают бороться с инфекцией (мясо, рыба, сыр, творог, орехи)

ЖИРЫ- регулируют температуру тела и рост организма, улучшают состояние кожи, защищают внутренние органы от сотрясений (рыба, мясо, сыр, творог)

УГЛЕВОДЫ- обеспечивают организм энергией (хлеб, крупа, сахар, яблоки, морковь, груши, конфеты)

ВИТАМИНЫ- участвуют в формировании клеток крови, костной, зубной и других тканей, способствуют поддержанию устойчивости организма к инфекционным заболеваниям (яблоки, морковь, груши)

-А к каким продуктам питания мы должны относиться очень внимательно, так как они могут повлиять на состояние наших зубов (сахар, конфеты)

-Почему?

Еще в 17 веке голландец А.Левенгук обнаружил многие микробы у себя во рту даже после тщательного протирания зубов солью. Он с иронией говорим, что во всем Соединенном Королевстве не найдется столько жителей, сколько живых зверьков находится в его собственном рту.

-Что же это за зверьки такие опасные?

В полости рта человека существует большое количество микроорганизмов. При поступлении в полость рта сахара выбрасываются клейкие вещества. С помощью липких веществ бактерии фиксируются на поверхности зубов и образуют зубной налет. Бактерии налета питаются прежде всего сахарами, выделяя при этом кислоту. При употреблении сладкой пищи налет становится более толстым и плотным, превращается в зрелый зубной налет. Процесс длится в среднем 18- 28 часов. Кислота начинает растворять эмаль, появляется КАРИЕС.

Чтобы избежать этого, послушайте совет, который даст вам доктор Кролик.

Как поел, почисти зубки.

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год два раз на прием.

И тогда улыбки свет

Сохраним на много лет!

С юных лет надо приучать себя к тщательному пережевыванию твердой пищи. Жевать надо не спеша. В народе говорят: "Кто хорошо жует, тот долго живет." Человек с больными зубами - носитель заразы. Острые края зубов могут вызвать ранение языка, щек, что приводит к долго не заживающим язвам и далее к тяжелым заболеваниям.

-Так что такое зубы для человека? (Ответы детей)

-Внешний вид;

-Украшение ослепительной улыбкой;

-Формирование звуков речи;

-Общее состояние организма человека.



5 Оздоровительная минутка.

Поиграем с нашим зубиком- меткой в "Догонялки"(гимнастика для глаз)

Работа со зрительным тренажером и меткой.

6 Как сохранить ослепительную улыбку.

- Почему же заболели зубы у девочки Яны? Какие правила ухода за зубами не выполняла девочка?

Работа с правилами (правила на простенках)

-Я чищу зубы 2 раза в день.

-Два раза в год посещаю зубного врача.

-Не грызи ручки и карандаши.

-Можешь есть одновременно горячую и холодную пищу.

- Ешь чаще сладкое.

-Полощи рот теплой водой после каждого приема пищи.

-Первое условие сохранения здоровых зубов- полноценная пища, содержащая в себе белки, жиры, углеводы, витамины.

Работа с сенсорно- дидактическими подвесками.

За зубами необходим постоянный врачебный контроль. Кто знает, что нужно иметь каждому человеку для ухода за зубами? (Ответы детей)- зубная щетка, зубная паста.

А как правильно чистить зубы нам расскажет детский врач- стоматолог.(беседа врача)



Практикум "Чистка зубов"

1 Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движение зубной щетки - сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.

2 Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щетки - снизу вверх.

3 Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щетки- вперед- назад.

4 Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.

5 Не забудь почистить язык.



7 Оздоровительная минутка "Солнышко" (Итог урока)

-Закройте глаза, вытяните руки ладошками вверх. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились , отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе - опускается. Дыхание успокаивается. Становится ровным. Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. Скажите: "Спасибо за урок"



















Список используемой литературы:

1 Педагогика здоровья (программа и методические руководства для учителя начальной школы) под ред. В.Н.Касаткина, Москва «Лингва- пресс», 2000г.

2 Обухова Л. А, Лемяскина Н.А. «Тридцать уроков здоровья», Москва, Творческий центр «Сфера»,2002г.

3 Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый урок: уроки здоровья», Ярославль, Академия развития, 2002г.

4 Обучение и воспитание детей в условиях активной сенсорно- развивающей среды (Башканова Г.Л, Улавова С.А, Шульга А.А) Сыктывкар, 2001г.

5 Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе», Москва «Вако», 2004г.

6 Баль Л.В, Ветрова В.В. «Букварь здоровья» , Москва, Творческий центр «Сфера» 2001г.

7 Семенова И. «Учусь быть здоровым, или как стать неболейкой» , Москва «Педагогика», 1991г.

8 Обухова А.А, Лемяскина Н.А. «Школа доктора природы или 135 уроков здоровья» Москва, «Вако» 2005г.


Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru